ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 июля 2000 года N ФОЗ-А59/00-1/1123
(извлечение)
Комитет по управлению имуществом Холмского района обратился в
суд с иском к совместному предприятию "Юко-Кеэй" о признании
недействительным договора от 24.11.1992 о передаче в качестве
вклада в Уставный фонд здание ресторана "Кусиро" в г. Холмске и
применении последствий недействительности сделки.
В качестве 3-го лица к участию в деле на стороне истца
привлечено закрытое акционерное общество "Общепит".
Решением от 20.04.2000 Арбитражного суда Сахалинской области
по делу N А59-739/2000-С17 в иске отказано.
Отклоняя требования Комитета, суд первой инстанции установил
нарушения им требований постановления Верховного Совета Российской
Федерации N 3020-1 и другого законодательства при передаче
муниципальной собственности (здание ресторана) в качестве вклада в
Уставный фонд совместного предприятия "Юко-Кеэй", поэтому
оснований для признания сделки ничтожной не имелось.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной
инстанцией в порядке статей 162, 171 АПК РФ по заявлению Комитета
по управлению имуществом Холмского района, считающего его
незаконным и подлежащим отмене.
Заявитель полагает, что спорное здание, отчужденное по
договору от 24.11.1992, не оформлялось в установленном порядке в
качестве муниципальной собственности, поэтому его передача в
Уставный фонд совместного предприятия произведена Комитетом
неправомерно, данная сделка должна признаваться ничтожной.
Также он сослался на договор аренды от 18.04.1991, заключенный
между ответчиком и Комбинатом общественного питания сроком на 15
лет, что не было надлежащим образом, по мнению заявителя,
исследовано судом.
Ответчик доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в своем
отзыве.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм
материального и процессуального права, кассационная инстанция не
находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, российско - японское
совместное предприятие "Юко-Кеэй" в форме товарищества с
ограниченной ответственностью было создано и зарегистрировано в
феврале 1989 года. По состоянию на 16.05.1992 участниками
товарищества с российской стороны выступили, в том числе: Холмский
комбинат общественного питания (правопреемник ЗАО "Общепит"),
вносимый вклад которого составлял 4,3% в виде инвентаря,
оборудования и Комитет по управлению имуществом г. Холмска и
района (в дальнейшем КУМИ Холмского района), обязавшийся внести в
качестве своей доли 12,7% - здание ресторана "Кусиро" (Утес).
Данное здание ресторана Комбинат, включенный по решению от
26.06.1991 Сахалинского областного Совета народных депутатов в
перечень муниципальной собственности Холмского района (Приложение
N 15), по авизо б/н от 30.06.1992 передал КУМИ г. Холмска и
района. Передача имущества осуществлялась во исполнение п. 2
постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О
разграничении государственной собственности в РФ на федеральную
собственность, собственность республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", определившего к
объектам муниципальной собственности независимо на чьем балансе
они находятся предприятия розничной торговли, общественного
питания и бытового обслуживания населения (приложение N 3).
В дальнейшем между Комитетом по управлению имуществом г.
Холмска и района и совместным предприятием "Юко-Кеэй" был заключен
договор от 24.11.1992, на основании которого последнему был
передан в качестве вклада в Уставный фонд спорный объект. До
заключения данного договора здание ресторана передавалось в аренду
совместному предприятию сроком на 15 лет по договору аренды от
18.04.1991.
Оспаривая действительность договора от 24.11.1992, Комитет
ссылается на несоблюдение порядка передачи имущества в
муниципальную собственность, предусмотренного постановлением от
27.12.1991 N 3020 Верховного Совета РФ и распоряжением Президента
РФ от 18.03.1992 N 114-рп, а именно: невнесение его в реестр
объектов муниципальной собственности.
Однако пунктом 3 постановления от 25.02.1998 Пленума Высшего
арбитражного суда N 8 разъяснено, что в случае возникновения спора
о праве собственности на объекты, не включенные в реестры
(перечни), либо по поводу необоснованного включения в таковые,
судам при определении их принадлежности соответствующим субъектам
на праве собственности необходимо руководствоваться приложениями N
1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N
3020-1.
Поэтому, несмотря на несоблюдение Комитетом порядка оформления
передачи объекта в муниципальную собственность, право на данное
имущество он приобрел в силу Закона.
Исходя из п. 5.1. Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РФ от 1992 года,
действующей на момент заключения сделки, внесение государственными
(муниципальными) предприятиями имущественных вкладов в уставный
капитал (фонд) предприятий, созданных в любой организационно -
правовой форме допускалось только с разрешения соответствующих
комитетов по управлению имуществом, при этом они признаются
находящимися в государственной (муниципальной) собственности.
Поскольку Комбинату общественного питания и Комитету в
соответствии с указанной нормой предоставлялось право внесения в
качестве вклада в Уставный фонд совместного предприятия "Юко-Кеэй"
находящееся в муниципальной собственности здание ресторана
"Кусиро" (Утес), то арбитражный суд сделал правильный вывод об
отсутствии нарушений требований закона при заключении договора от
24.11.1992. Оснований для удовлетворения иска в данном случае
согласно ст. 168 ГК РФ не имелось.
Ссылка истца на договор аренды от 18.04.1991, где спорное
здание передавалось Комбинатом в пользование ответчику не может
быть принята во внимание, ввиду того, что данную сделку следует
признать прекращенной с момента подписания ими соглашения о
внесении этого объекта в качестве вклада в Уставный фонд.
Таким образом, решение от 20.04.2000 изменению, а кассационная
жалоба КУМИ Холмского района - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.04.2000 Арбитражного суда Сахалинской области по
делу N А59-739/2000-С17 оставить без изменения, кассационную
жалобу - без удовлетворения.
|