ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 6 июля 2000 г. N 107/7
ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Обсуждение на заседании коллегии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации состояния исполнения трудового
законодательства органами Федеральной инспекции труда и практики
прокурорского надзора в данной сфере правоотношений показало, что,
несмотря на сокращение занятости населения, ликвидацию и
реорганизацию ряда вредных и тяжелых производств, положение с
реализацией конституционного права граждан на безопасные условия
труда не отвечает предъявленным требованиям. Уровень травматизма и
профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях всех
форм собственности продолжает оставаться высоким. Деструктуризация
системы управления охраной труда, повсеместное сокращение
финансирования, неудовлетворительное материально-техническое
обеспечение безопасности труда, правовой нигилизм и
некомпетентность многих руководителей и должностных лиц в вопросах
охраны труда привели к тому, что на производствах по-прежнему
гибнут десятки и сотни работников. Распространены факты укрытия
несчастных случаев от учета. Недостаточно реагируют на факты
нарушений законодательства об охране труда органы Федеральной
инспекции труда. Не адекватен остроте ситуации прокурорский
надзор. В работе прокуроров мало уделяется внимания предъявлению
регрессных исков о возмещении вреда, причиненного травматизмом. Не
всегда применяются меры уголовно-правовой ответственности.
Отсутствует должное взаимодействие с органами власти и управления,
общественными и правозащитными организациями, средствами массовой
информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях
законодательства об охране труда.
В целях усиления прокурорского надзора в данной сфере
правоотношений предлагаю:
1. Обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого
случая производственного травматизма на предприятиях и в
организациях независимо от форм собственности, в том числе при
выполнении работ по заданиям индивидуальных предпринимателей,
использующих наемный труд. Не оставлять ни одного факта выявленных
нарушений без соответствующего прокурорского реагирования.
Повысить эффективность прокурорского надзора за своевременностью,
обоснованностью и законностью принимаемых по материалам проверок
процессуальных решений. При очевидности состава преступления
незамедлительно возбуждать уголовные дела и обеспечивать
безотлагательное проведение необходимых следственных действий.
2. По заявлениям и жалобам граждан о непринятии должностными
лицами, руководителями предприятий всех форм собственности и
индивидуальными предпринимателями надлежащих мер по обеспечению
безопасных условий труда проводить проверки, в необходимых случаях
- с привлечением специалистов и выездом на место. Принимать
исчерпывающие меры прокурорского реагирования, направленные на
устранение выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к
установленной законом ответственности.
3. По каждому факту укрытия от учета несчастного случая на
производстве, несвоевременного или некачественного проведения
работодателями или соответствующими контролирующими органами
расследований травматизма ставить вопрос о привлечении к
ответственности виновных в этом лиц.
4. При ненадлежащем исполнении руководителями инспекций своих
служебных обязанностей по осуществлению государственного контроля
за безопасными условиями труда на производстве направлять в
вышестоящие органы представления о привлечении их к дисциплинарной
ответственности, вплоть до увольнения от занимаемой должности.
5. По каждому сообщению о групповом несчастном случае на
производстве, тяжелом несчастном случае, а также несчастном случае
со смертельным исходом обеспечить незамедлительный выезд
прокуроров, следователей либо других оперативных работников
прокуратуры на место происшествия для квалифицированного и
качественного осмотра места происшествия, выяснения всех
обстоятельств происшедшего и принятия обоснованного решения.
6. Руководителям прокуратур обеспечить обязательное поддержание
государственного обвинения по уголовным делам данной категории, по
наиболее актуальным делам поддерживать государственное обвинение
лично. Ориентировать суды на применение к подсудимым
дополнительного наказания в виде лишения права занимать
определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
7. Обеспечить предъявление регрессных требований к должностным
лицам и иным работникам, по вине которых государственные
предприятия понесли убытки в результате происшедших случаев
производственного травматизма.
8. Наладить эффективное взаимодействие с органами власти и
управления, контролирующими органами, общественными (в первую
очередь правозащитными) организациями, средствами массовой
информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях
законодательства об охране труда.
О результатах проводимой работы ежегодно сообщать в отдельном
разделе докладной записки, направляемой в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации по итогам года.
Контроль за исполнением настоящего указания возложить на
первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
Бирюкова Ю.С.
Указание направить всем прокурорам субъектов Российской
Федерации, приравненным к ним транспортным, военным и
специализированным прокурорам.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
В.В.УСТИНОВ
|