КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2000 г. N 129-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М.
Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л.
Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Витрука,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Правительства Республики
Ингушетия,
установил:
1. Правительство Республики Ингушетия просит проверить
конституционность некоторых положений Федерального закона от 17
января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакциях
от 17 ноября 1995 года и от 10 февраля 1999 года), а именно пункта
2 статьи 13, согласно которому прокуроры городов и районов,
прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и
освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской
Федерации, и пунктов "в" и "г" статьи 40.5, согласно которым
Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и
освобождает от должности заместителей прокуроров субъектов
Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров, прокуроров
городов, районов и приравненных к ним прокуроров.
По мнению заявителя, эти нормы противоречат статьям 1 (часть
1), 5 (часть 3), 11 (часть 3) и 72 (пункты "б", "л" части 1)
Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают
участие органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в решении данных вопросов.
2. Статья 129 Конституции Российской Федерации определяет
порядок назначения всех прокуроров исходя из необходимости
функционирования прокуратуры как единой централизованной системы с
подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору Российской Федерации (часть 1); при этом установлено,
что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются
Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее
субъектами (часть 3), а иные прокуроры назначаются Генеральным
прокурором Российской Федерации (часть 4).
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской
Федерации" иные прокуроры, в том числе заместители прокуроров
субъектов Российской Федерации (статья 40.5), прокуроры городов и
районов, прокуроры специализированных прокуратур (статья 13),
назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации, т.е. в
полном соответствии со статьей 129 (часть 4) Конституции России.
То обстоятельство, что статьей 72 (пункт "л" части 1)
Конституции Российской Федерации кадры судебных и
правоохранительных органов отнесены к предмету совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов, не исключает действия
положения статьи 129 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
Полномочия субъектов Российской Федерации в части решения
отнесенного к совместному ведению вопроса о кадрах органов
прокуратуры исчерпывающим образом определены в статье 129 (часть
3) Конституции Российской Федерации. Согласование с субъектами
Российской Федерации назначения на должность или освобождения от
должности работников прокуратуры во всех иных случаях означало бы
не что иное, как пересмотр положений Конституции Российской
Федерации.
Таким образом, неопределенность в вопросе о том, соответствуют
ли Конституции Российской Федерации оспариваемые нормы
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
отсутствует, а ссылки заявителя на их несоответствие статьям 1
(часть 1), 5 (часть 3), 11 (часть 3) и 72 (пункты "б", "л" части
1) Конституции Российской Федерации являются необоснованными.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Правительства
Республики Ингушетия как не отвечающего критерию допустимости
обращений в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ
|