ДУШАНБИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ГЛАВ ГОСУДАРСТВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ, КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
(Душанбе, 4 июля 2000 года)
Республика Казахстан, Китайская Народная Республика,
Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика
Таджикистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,
будучи убеждены в том, что дальнейшее развитие сотрудничества
и тесного взаимодействия в рамках "Шанхайской пятерки" на основе
дружбы и добрососедства отвечает коренным интересам народов пяти
стран, современным тенденциям формирования многополярного мира и
создания нового справедливого и рационального международного
политического и экономического порядка;
основываясь на общем стремлении стран "пятерки" поддерживать
отношения дружбы, переходящие из поколения в поколение, разрешать
все вопросы в духе взаимопонимания, равноправия и взаимной выгоды
путем консультаций;
подтверждая приверженность духу и целям документов,
подписанных на всех встречах "пятерки", а также всем двусторонним
договорам и соглашениям, заключенным между ними;
обсудив в атмосфере взаимопонимания и конструктивности вопросы
состояния и перспектив многостороннего взаимодействия в областях,
представляющих общий интерес,
заявляют о следующем:
1. Стороны выражают глубокое удовлетворение развитием
отношений между государствами - участниками "Шанхайской пятерки" и
считают, что достигнуты весомые результаты в деле укрепления
взаимного доверия и сотрудничества и что "пятерка" играет все
более важную и активную роль в поддержании безопасности и
стабильности в регионе, содействует совместному развитию стран -
участниц "пятерки".
Стороны будут прилагать усилия по превращению "Шанхайской
пятерки" в региональную структуру многостороннего сотрудничества в
различных сферах.
2. Стороны подтверждают свою заинтересованность в том, чтобы
Центральная Азия была зоной мира и добрососедства, стабильности и
равноправного международного сотрудничества, и выступают против
любых конфликтов, угроз и вмешательств извне, которые привели бы к
осложнению ситуации в этом регионе. Исходя из этого и с учетом
геополитической обстановки, складывающейся в регионе и вокруг
него, Стороны полны решимости углублять взаимодействие в
политической, дипломатической, торгово-экономической, военной,
военно-технической и иных областях в целях укрепления региональной
безопасности и стабильности.
3. Стороны отмечают, что достигнутые пятью странами
договоренности в области пограничного урегулирования и военного
доверия олицетворяют новое понятие безопасности, основанное на
взаимном доверии, равноправии и сотрудничестве, способствуют
укреплению взаимопонимания и добрососедства, вносят конструктивный
вклад в обеспечение стабильности в широком региональном формате.
Они выражают твердую приверженность неукоснительному
проведению в жизнь всех положений Соглашений пяти государств об
укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении
вооруженных сил в районе границы, подписанных в Шанхае и Москве,
соответственно, в 1996 и 1997 годах и впервые создающих зону
доверия и транспарентности, предсказуемости и контролируемости
военной деятельности в приграничной полосе протяженностью более
7 тысяч километров.
Стороны с удовлетворением констатируют успешный старт
Совместной контрольной группы стран "пятерки", обеспечивающей
организацию и координацию инспекционной деятельности, считают
необходимым использовать возможности этой группы также для
рассмотрения вопросов, связанных с укреплением доверия в военной
области. Они выступают за активизацию шагов в этом направлении, в
том числе путем совместного проведения учений и тренировок,
направленных на предупреждение опасной военной деятельности,
обмена опытом взаимодействия в операциях по поддержанию мира,
совместного проведения конференций, семинаров, симпозиумов,
спортивных соревнований.
4. Стороны считают, что для дальнейшего углубления взаимного
доверия и дружественного сотрудничества пяти государств в военной
области, для консолидации совместных усилий в сохранении мира и
стабильности в регионе целесообразно проводить совещания министров
обороны и консультации между оборонными структурами государств -
участников "Шанхайской пятерки".
5. Стороны подтверждают свою решимость совместно бороться с
международным терроризмом, религиозным экстремизмом и национальным
сепаратизмом, представляющими главную угрозу региональной
безопасности, стабильности и развитию, а также с такой преступной
деятельностью, как незаконный оборот оружия и наркотиков,
незаконная миграция. В этих целях государства "пятерки" в
ближайшее время выработают соответствующую многостороннюю
программу и заключат необходимые многосторонние договоры и
соглашения о сотрудничестве, будут проводить на регулярной основе
встречи руководителей правоохранительных, пограничных, таможенных
органов и специальных служб пяти стран, с учетом развития
обстановки проводить в рамках "пятерки" учения по борьбе с
террористической деятельностью и насилием.
Стороны выражают решимость не допускать использования
территорий своих государств для организации деятельности,
наносящей ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку
любого из пяти государств.
Стороны выражают удовлетворение уровнем развития
сотрудничества правоохранительных органов и специальных служб пяти
стран в рамках созданной "Бишкекской группы", поддерживают
инициативу Кыргызской Республики о создании региональной
антитеррористической структуры с месторасположением в г. Бишкеке и
поручают компетентным ведомствам своих стран приступить к
переговорам с целью подготовки конкретных предложений и продолжить
консультации по этому вопросу.
6. Стороны, твердо отстаивая цели и принципы Устава ООН, а
также подтверждая справедливое право на выбор каждым государством
собственных путей политического, экономического и общественного
развития в соответствии со своими реалиями, выступают против
вмешательства во внутренние дела других государств, в том числе
под предлогом "гуманитарной интервенции" и "защиты прав человека",
поддерживают усилия друг друга, направленные на защиту
независимости, суверенитета, территориальной целостности и
социальной стабильности государств "пятерки".
Стороны, подтверждая свою приверженность принципу уважения
прав человека, исходят из того, что при его применении необходимо
учитывать исторически сложившиеся особенности каждого государства,
и подчеркивают, что применение этого принципа не должно вступать в
противоречие с другими общепризнанными принципами международного
права.
Стороны заявляют о поддержке стремления и усилий Китайской
Народной Республики по сохранению единства страны в соответствии с
принципом "одного Китая".
Стороны выражают поддержку позиции Российской Федерации по
урегулированию ситуации в Чеченской Республике.
7. Стороны, принимая во внимание политические и другие вызовы,
с которыми сталкивается современный мир, включая попытки изменения
сложившейся практики урегулирования международных и региональных
проблем, подчеркивают, что будут неуклонно способствовать
укреплению роли ООН как единственного универсального механизма в
поддержании международного мира и стабильности. Они выступают
против не санкционированного Советом Безопасности ООН применения в
международных отношениях военной силы или угрозы ее применения и
попыток любого государства или группы государств, исходя из
собственных интересов, монополизировать принятие решений по
глобальным и региональным проблемам.
8. Стороны подчеркивают безусловную необходимость сохранения и
строгого соблюдения Договора по ПРО 1972 года, запрещающего
создание систем противоракетной обороны территории стран. Этот
Договор является краеугольным камнем стратегической стабильности и
основой для дальнейшего сокращения стратегических наступательных
вооружений.
Стороны считают, что размещение замкнутых блоковых систем ПРО
ТВД в АТР может привести к нарушению стабильности и безопасности в
регионе, эскалации гонки вооружений и выражают поддержку позиции
Китая, выступающего против планов включения Тайваня в систему ПРО
ТВД любым государством в любой форме.
9. Стороны заявляют, что, выдержав испытание временем, Договор
о нераспространении ядерного оружия, 30-летие которого отмечается
в этом году, подтвердил свою роль эффективного инструмента
сдерживания угрозы распространения ядерного оружия и понизил риск
возникновения ядерного конфликта, и высказываются за придание
Договору действительно универсального характера.
10. Стороны поддерживают инициативу Республики Узбекистан по
созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия
(ЗСЯО), и считают, что договор о ЗСЯО должен соответствовать
вошедшим в практику принципам и параметрам такого рода документов.
11. Стороны выражают глубокую озабоченность в связи с
продолжающимся военно-политическим противостоянием в Афганистане,
представляющим собой серьезную угрозу региональной и международной
безопасности.
Стороны поддерживают усилия ООН и ее ведущую роль по
достижению политического урегулирования афганского конфликта и
призывают все противоборствующие силы проявлять сдержанность,
вернуться в ближайшее время к мирным переговорам с учетом
интересов всех групп и слоев афганского общества.
12. Стороны приветствуют завершение процесса мирного
урегулирования и установление национального согласия в
Таджикистане, поддерживают курс руководства страны, направленный
на решение задач постконфликтного восстановления и дальнейшего
подъема экономики, на развитие демократических институтов и
проведение экономических и социальных преобразований, призывают
международное сообщество оказать необходимую поддержку в развитии
Республики Таджикистан.
13. Стороны рассматривают Совещание по взаимодействию и мерам
доверия в Азии как позитивный процесс на Азиатском континенте,
обеспечивающий наряду с существующими структурами и механизмами в
Азии дополнительные возможности для политического диалога по
вопросам региональной безопасности, повышения уровня взаимного
доверия и развития многостороннего сотрудничества.
14. Стороны, на основе принципов равноправия и взаимовыгодного
сотрудничества, будут всемерно поощрять налаживание и развитие
торгово-экономического партнерства в рамках "пятерки", включая
вопросы улучшения инвестиционного климата и деловой атмосферы в
своих странах, предоставления благоприятных условий для ведения
гражданами и предприятиями других стран "пятерки" нормальной
хозяйственной деятельности, разрешения споров, возникающих в
процессе их сотрудничества.
Стороны считают, что реализация инициативы Казахстана о
проведении встречи глав правительств пяти стран полностью отвечает
этим целям, поддерживают создание, по мере необходимости,
соответствующими ведомствами пяти государств совместных экспертных
групп для тщательного проведения подготовительной работы.
Стороны поддерживают заинтересованность Китайской Народной
Республики в активном участии России и стран Центральной Азии в
освоении западных районов Китая.
Стороны считают, что эффективное использование энергетических
потенциалов стран "Шанхайской пятерки" и укрепление регионального
сотрудничества в сфере энергетики на основе взаимной выгоды
являются важным фактором обеспечения стабильности и развития в
регионе, позволят всем государствам "Шанхайской пятерки" выйти на
новый уровень многостороннего взаимодействия.
15. Стороны будут поощрять развитие сотрудничества стран
"пятерки" в области культуры, включая совместную организацию
различных фестивалей, выставок и гастролей, считают целесообразным
проведение встречи министров культуры стран - участниц "пятерки" в
подходящее время.
16. Стороны, уделяя серьезное внимание охране окружающей
среды, включая использование водных ресурсов в регионе, будут
сотрудничать в этой области на двусторонней и многосторонней
основе.
17. Стороны, придавая важное значение развитию сотрудничества
между внешнеполитическими ведомствами государств "пятерки",
считают целесообразным практиковать ежегодные совещания министров
иностранных дел для рассмотрения вопросов развития взаимодействия
пяти стран во всех областях, обсуждения международных и
региональных проблем и выработки совместных подходов к ним.
18. В целях усиления координирующего начала и оперативности в
проработке вопросов сотрудничества в рамках "пятерки" Стороны
будут оказывать всяческое содействие национальным координаторам,
назначенным в каждой из стран "пятерки", поддерживают создание
Совета национальных координаторов и принятие соответствующего
пятистороннего регламентирующего документа, направленного на
повышение эффективности работы Совета.
19. Стороны подтверждают, что взаимодействие пяти стран не
направлено против других государств и носит открытый характер. Они
приветствуют участие в конкретных программах и проектах
сотрудничества "пятерки" других заинтересованных стран как на
межгосударственном, так и на других уровнях.
20. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев,
Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэминь, Президент
Кыргызской Республики А.А. Акаев, Президент Российской Федерации
В.В. Путин, Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов
приветствуют участие в саммите "Шанхайской пятерки" в г. Душанбе
Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова.
(Подписи)
|