ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 июня 2000 года N ФОЗ-А59/00-2/1004
(извлечение)
В Арбитражный суд Сахалинской области обратилось открытое
акционерное общество "Ликеро - водочный завод" с иском к
Государственной налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску (в
настоящее время - Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по
г. Южно-Сахалинску) о признании недействительным действий
руководителя налогового органа и взыскании 1268190,040
неденоминированных рублей - суммы излишне уплаченных налогов.
До принятия решения истец увеличил иск до суммы 1316560 руб.
99 коп. деноминированных рублей.
Суд решением от 25.05.99 отказал в удовлетворении иска,
ссылаясь на то, что возврату не подлежат суммы, взысканные до
принятия постановления Конституционного Суда от 12.10.98 N 24-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации". В отношении сумм, уплаченных истцом после
постановления Конституционного Суда РФ N 24-П, позиция суда
основана на том, что налоговый орган в бесспорном порядке
взыскание сумм налогов не производил, указанные суммы уплачивались
истцом в бюджет добровольно по соглашению о рассрочке погашения
долга до 2003 года.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 11.08.99 по делу N ФОЗ-А59/99-2/1008 решение отменено, а
дело передано на новое рассмотрение.
Решением от 02.12.99 суд первой инстанции Арбитражного суда
Сахалинской области удовлетворил исковые требования частично в
сумме 145111 руб. 77 коп. на том основании, что данная сумма
налогов излишне уплачена акционерным обществом после 12.10.98,
согласно представленным стороной платежным документам, и не
оспорена ответчиком.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 16.02.2000 по делу N ФОЗ-А59/00-2/68 решение от 02.12.99
отменено, а дело повторно передано на новое рассмотрение.
Решением суда от 18.04.2000 ОАО "Ликеро - водочный завод" в
удовлетворении иска к инспекции МНС РФ по г. Южно-Сахалинску
Сахалинской области отказано.
С ОАО "Ликеро - водочный завод" взыскана госпошлина в
федеральный бюджет в сумме 18182 руб. 80 коп.
Суд мотивировал решение тем, что у истца имеется недоимка в
бюджет, поэтому в силу пункта 1 статьи 78 и пункта 1 статьи 79
Налогового кодекса РФ излишне уплаченные денежные средства в сумме
145111 руб. 77 коп. подлежат зачету и не могут быть возвращены ОАО
"Ликеро - водочный завод".
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Ликеро - водочный завод" просит
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 18.04.2000
отменить полностью и принять новое решение о взыскании с Инспекции
МНС РФ по г. Южно-Сахалинску излишне взысканного налога в сумме
1316560 руб. 99 копеек.
Как полагает заявитель жалобы, суд неправомерно признал, что
положения пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91
считаются неконституционными только с момента провозглашения
постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
12.10.98 N 24-П, в данном случае с 12.10.98. Подобная
правоприменительная практика, по мнению заявителя, ущемляет
конституционные права и свободы добросовестных налогоплательщиков.
Кроме того, как считает истец, в силу статьи 100 Федерального
Конституционного закона РФ "О Конституционном Суде Российской
Федерации" от 21.07.94 N 1-ФКЗ в случае, если Конституционный Суд
РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не
соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело во
всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном
порядке.
В судебном заседании представитель истца свои требования
поддержал в полном объеме.
Инспекция МНС РФ по г. Южно-Сахалинску, извещенная надлежащим
образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы,
участия в деле не принимала, отзыв на жалобу не представила.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы,
заслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа не находит оснований к отмене решения
Арбитражного суда Сахалинской области от 18.04.2000 и
удовлетворению кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в период с июля 1995 г. по
январь 1996 г. по вине коммерческого банка "Сахагро" в бюджет не
поступило налогов в сумме 3143152 руб. 36 коп., начисленных к
перечислению по платежным поручениям со своего расчетного счета
открытым акционерным обществом "Ликеро - водочный завод".
Данная сумма налоговым органом была зафиксирована как недоимка
в соответствии с действующими в упомянутый период нормами Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", что подтверждено материалами дела.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Ликеро - водочный
завод" из общей суммы недоимки - 3143152 руб. 36 коп. уплачено -
1316560 руб., из этой суммы 145111 руб. 77 коп. - после 12.10.98.
Факт уплаты истцом 145111 руб. 77 коп. после 12.10.98 не
оспаривается ответчиком и нашел свое подтверждение в материалах
дела, а именно: составленным истцом расчетом сумм налогов,
платежными поручениями, в которых имеется ссылка на уплату налога
по отсрочке.
По решению от 22.09.98 N 4 Финансовым управлением
администрации г. Южно-Сахалинска, в соответствии с пунктом 6 Указа
Президента РФ от 10.01.96 N 65 "О предоставлении предприятиям и
организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и
штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся
до 01.01.96", ОАО "Ликеро - водочный завод" была предоставлена
отсрочка по уплате сумм задолженности по налогам, с графиком
погашения до 01.10.2003.
Так, согласно постановлению Конституционного Суда N 24-П от
12.10.98 уплатой налога юридическим лицом по пункту 3 статьи 11
Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от
27.12.91, считается день списания кредитным учреждением платежа с
расчетного счета плательщика, независимо от времени зачисления
сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счета.
Из этого следует, что после 12.10.98 истец утрачивает
обязанность по уплате налогов, ранее списанных с его расчетного
счета и не поступивших в бюджет, и, следовательно, исключается
возможность повторного взыскания с налогоплательщиков не
поступивших в бюджет налогов.
Суммы налогов, уплаченные либо взысканные после 12.10.98 в
счет погашения задолженности, возникшей в связи с непоступлением
денежных средств в бюджет на основании ранее направленных
платежных поручений налогоплательщика, являются излишне
уплаченными и подлежат зачету или возврату.
Установив, что сумма 145111 руб. 77 коп. является излишне
уплаченной ОАО "Ликеро - водочный завод", суд первой инстанции
правомерно отказал в ее взыскании в пользу истца, применив пункт 1
статьи 78 и пункт 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ. В
соответствии с указанными статьями сумма излишне уплаченного
налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей
налогоплательщика или возврату. В случае наличия у последнего
недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням,
причитающимся тому же бюджету, возврат производится только после
зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Факт недоимки по состоянию на 18.04.2000 в сумме 6312811 руб.
90 коп. у ОАО "Ликеро - водочный завод" установлен судом (т. 3 л.
д. 74), поэтому излишне уплаченная сумма 145111 руб. 77 коп. не
подлежит возврату.
Доказательств того, что истцом уплачены в срок все налоги, не
представлено.
Довод истца о необоснованном отказе Арбитражным судом
Сахалинской области в возврате сумм, уплаченных до 12.10.98, так
же нельзя признать состоятельным.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N
24-П от 12.10.98 положение пункта 3 статьи 11 Закона РФ "Об
основах налоговой системы в РФ" с учетом смысла, придаваемого ему
сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее
прекращение обязанности по уплате налога лишь с момента
поступления соответствующих сумм в бюджет, признано
несоответствующим Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 79 Федерального Конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" постановление
Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его
провозглашения, действует непосредственно, акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Таким образом вывод Арбитражного суда Сахалинской области об
отсутствии оснований для возврата сумм налогов, уплаченных истцом
(списанных в бесспорном порядке) до принятия постановления
Конституционного Суда N 24-П от 12.10.98 является правомерным.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 18.04.2000 по
делу N А 59-1128/99-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу
- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
и обжалованию не подлежит.
|