ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2000 г. N 511-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О Фонде
социального страхования Российской Федерации", внесенный депутатом
Государственной Думы Т.В. Ярыгиной и депутатом Государственной
Думы второго созыва А.В. Кузнецовым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике в течение одного месяца со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится
депутатом Государственной Думы
Т.В. ЯРЫГИНОЙ,
депутатом Государственной Думы
второго созыва
А.В. КУЗНЕЦОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон, основываясь на общепризнанных
принципах и нормах международного права, определяет правовые,
экономические и организационные основы Фонда социального
страхования, регулирует его структуру, отношения субъектов
социального страхования, определяет их права и обязанности.
Статья 2. Фонд социального страхования Российской Федерации
1. Фонд социального страхования Российской Федерации -
"Государственный внебюджетный Фонд", образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и
предназначенный для реализации конституционных прав работающих
граждан на обеспечение по социальному страхованию в случае
временной нетрудоспособности, беременности и родов, уходу за
ребенком, санаторно - курортное лечение и отдых, страхованию от
несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и других
случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
2. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее -
Фонд) - является некоммерческим специализированным финансово -
кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации,
осуществляющим управление средствами государственного социального
страхования.
3. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской
Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом, Федеральным законом "Об основах обязательного
социального страхования", Федеральным законом "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" и другими законодательными актами
Российской Федерации.
4. Фонд и его отделения являются юридическими лицами, имеют
гербовую печать со своим наименованием, текущие, валютные и иные
счета в банках.
5. Местонахождение Фонда - г. Москва.
Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем
Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия
и термины:
1. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств
Фонда.
2. Страховой взнос - обязательный платеж по осуществлению
социального страхования.
3. Тариф страхового взноса - ставка страхового взноса в Фонд
социального страхования с начисленной оплаты труда по всем
основаниям (доходам) застрахованных.
4. Средства обязательного социального страхования - денежные
средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении
Фонда.
5. Страхователи - юридическое лицо любой организационно -
правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с
Федеральным законом уплачивать страховые взносы.
6. Страховщик - Фонд социального страхования Российской
Федерации и его исполнительные органы.
7. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а
также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по
трудовым договорам, договорам гражданско - правового характера,
лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.
8. Страховой случай - событие, с наступлением которого у
застрахованного лица наступает право на обеспечение по социальному
страхованию.
9. Страховое обеспечение - выполнение страховщиком своих
обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового
случая в виде страховых выплат или иных видов обеспечения,
установленных законодательством РФ.
10. Пособие - страховая выплата, производимая при наступлении
страхового случая застрахованному лицу в размерах и на условиях,
установленных законодательством.
11. Субъекты государственного социального страхования -
страховщик, страхователь, застрахованное лицо.
Статья 4. Лица, подлежащие государственному социальному
страхованию
1. Государственному социальному страхованию подлежат граждане
Российской Федерации, как работающие по трудовому договору или
гражданско - правовому договору, так и занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица.
2. Лица без гражданства подлежат государственному социальному
страхованию наравне с гражданами Российской Федерации.
Иностранные граждане подлежат государственному социальному
страхованию наравне с гражданами Российской Федерации, если иное
не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
3. Граждане Российской Федерации, работающие в международных
организациях, подлежат обеспечению по государственному социальному
страхованию в порядке и на условиях, установленных этими
организациями.
4. Государственное социальное страхование граждан Российской
Федерации, направленных в установленном порядке на работу в
иностранные государства, осуществляется на основе международных
договоров Российской Федерации с соответствующими государствами.
Статья 5. Право на обеспечение по государственному социальному
страхованию
1. Право на обеспечение по государственному социальному
страхованию граждан, работающих по гражданско - правовому
договору, наступает со дня заключения договора и прекращается по
истечении месяца со дня его расторжения независимо от уплаты
страхователем страховых взносов.
2. Право на обеспечение по государственному социальному
страхованию граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица, наступает со дня
уплаты ими в установленном порядке первого страхового взноса и
прекращается по истечении месяца со дня уплаты последнего
страхового взноса, в отдельных случаях срок прекращения права на
обеспечение по государственному социальному страхованию может быть
продлен отделением Фонда социального страхования Российской
Федерации до одного месяца.
3. Право на получение страховых выплат в случае смерти
застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или
имевшие до его смерти право на получение от него содержания;
один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи,
независимо от трудоспособности, который не работает и занят уходом
за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями
и сестрами, не достигшими возраста 16 лет либо достигшими
указанного возраста, но по заключению учреждения государственной
службы медико - социальной экспертизы (далее - учреждение медико -
социальной экспертизы) или лечебно - профилактических учреждений
государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися
по состоянию здоровья в постоянном уходе и в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Основные задачи Фонда
Основными задачами Фонда являются:
участие в разработке государственной политики в области
государственного социального страхования;
управление средствами государственного социального страхования
через свои исполнительные органы и их филиалы;
обеспечение выплаты пособий по государственному социальному
страхованию и финансирование расходов на санаторно - курортное
оздоровление и другие цели, предусмотренные настоящим Законом и
Федеральным законом "О страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125;
сбор и аккумулирование страховых взносов с целью обеспечения
гарантий по государственному социальному страхованию;
контроль за целевым использованием средств государственного
социального страхования страхователями;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
Фонда;
разработка совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской
Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на
государственное социальное страхование.
Статья 7. Принципы государственного социального страхования
Основными принципами государственного социального страхования
являются:
всеобщий и обязательный характер;
доступность реализации прав застрахованных лиц;
гарантированность права застрахованных на обеспечение по
страхованию;
солидарность страхователей и застрахованных лиц в формировании
и расходовании средств государственного социального страхования;
обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц,
нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих
обязательному социальному страхованию;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
гарантированность устойчивости и развития системы
государственного социального страхования, а также
гарантированность предусмотренного федеральными законами уровня
обеспечения по государственному социальному страхованию;
дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса
профессионального риска;
экономическая заинтересованность субъектов страхования в
улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Статья 8. Страховые тарифы
Страховой тариф - величина страхового взноса, выраженная в
процентах к размеру оплаты труда, начисленной по всем основаниям
(доходам).
Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей
(подотраслей) экономики, в зависимости от класса профессионального
риска, устанавливаются Федеральным законом по каждому виду
социального страхования.
Критерием дифференциации страховых тарифов является степень
вероятности профессионального (социального) риска, определяемая в
порядке, утверждаемым Правительством Российской Федерации по
согласованию с общероссийским объединением профсоюзов.
Профессиональные (социальные) риски определяются
законодательными актами по каждому виду обязательного социального
страхования.
Статья 9. Денежные средства и имущество Фонда
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном
управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за
подведомственными Фонду санаторно - курортными учреждениями,
являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов
соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным
законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений
Фонда и отчеты об их исполнении утверждаются Правлением Фонда.
Денежные средства Фонда размещаются в Центральном банке
Российской Федерации либо, в случае отсутствия учреждений
Центрального банка Российской Федерации, в кредитных организациях,
уполномоченных Правительством Российской Федерации. Операции и
учет по счетам Фонда осуществляется в соответствии с правилами
Центрального банка РФ.
Центральный банк и другие кредитные организации, в которых
размещены временно свободные средства государственного социального
страхования исполнительных органов Фонда, начисляют проценты за
размещение средств по ставке рефинансирования ЦБ.
Вложения временно свободных денежных средств обязательного
социального страхования в ценные бумаги и банковские вклады могут
осуществляться только под гарантии Правительства Российской
Федерации, в пределах средств, предусмотренных в бюджетах Фонда.
Средства социального страхования, не израсходованные в
истекшем году, изъятию не подлежат. Устойчивые остатки средств
Фонда могут использоваться на коммерческих началах для развития
системы государственного социального страхования.
Оплата за банковские услуги по операциям со средствами
обязательного социального страхования не взимается.
Средства Фонда, поступающие на расчетные (текущие) и иные
счета страхователя, подлежат только целевому использованию,
порядок очередности списания денежных средств при их
недостаточности на счете клиента не применяется.
Государство гарантирует финансовую устойчивость Фонда.
Денежные средства Фонда образуются за счет:
страховых взносов работодателей (администрации предприятий,
организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности);
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное
страхование в соответствии с законодательством;
страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по
государственному социальному страхованию, установленному для
работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
доходов от инвестирования части временно свободных средств
Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские
вклады; капитализированных платежей, поступивших в случае
ликвидации страхователей;
добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступления
иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на
покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и
компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской
катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах
гражданского или военного назначения и их последствий, а также
других случаях в соответствии с законодательством РФ;
прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не
принятых к зачету в счет страховых взносов, недоимок по
обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством РФ, уплаченных в установленном
порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет
средств Фонда и других поступлений).
Статья 10. Расходование средств Фонда
Средства Фонда направляются на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности,
при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение
или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных
услуг;
оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком -
инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18
лет;
оплату путевок для работников и членов их семей в санаторно -
курортные учреждения (в том числе учреждения отдыха),
расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно -
курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных
которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное
(диетическое питание);
частичное содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев - профилакториев, детских оздоровительных лагерей,
детско - юношеских спортивных школ;
частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные
лагеря;
оплата проезда к месту лечения (отдыха) и обратно для
трудящихся и их детей;
ежемесячные, единовременные страховые выплаты в случае утраты
застрахованным лицам профессиональной трудоспособности и оплата
дополнительных расходов на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию в соответствии с Федеральным законом
от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний";
создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда;
обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата
управления Фонда;
проведение научно - исследовательской работы по вопросам
социального страхования и охраны труда;
обучение и премирование страхового актива;
осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами
Фонда, включая разъяснительную работу среди населения;
участие в финансировании программ международного
сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование
мероприятий, указанных настоящим Законом.
Глава II. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ СТРАХОВАНИЕМ
Статья 11. Структура Фонда
Руководящим коллегиальным органом Фонда является Правление
Фонда во главе с председателем.
Правление Фонда в количестве 36 человек формируется на
паритетных условиях из равного числа представителей Правительства
Российской Федерации, общероссийских профсоюзов и их объединений и
общероссийских объединений работодателей.
Каждая сторона самостоятельно определяет порядок назначения и
отзыв своих представителей.
Состав Правления Фонда утверждается Правительством Российской
Федерации.
В работе Правления Фонда могут принимать участие с правом
совещательного голоса управляющие региональных и центральных
отраслевых отделений Фонда.
Председатель Фонда является председателем Правления Фонда.
Решения Правления Фонда оформляются постановлениями Правления
Фонда. Председатель Фонда и его заместители назначаются и
освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.
Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного
первого заместителя.
Обеспечение деятельности Фонда осуществляется через
центральный аппарат Фонда и следующие исполнительные органы:
1. Региональные отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования на территории субъектов
Российской Федерации.
2. Центральные отраслевые отделения, существующие на день
введения в действие настоящего Федерального закона и управляющие
средствами государственного социального страхования в отдельных
отраслях хозяйства, с учетом сложившейся системы социальной защиты
работников и отраслевой специфики производства.
По решению Правления Фонда могут создаваться центральные
отраслевые отделения Фонда, управляющие средствами
государственного социального страхования в отдельных отраслях
хозяйства. Центральные отраслевые отделения Фонда могут иметь свои
филиалы.
3. Филиалы (уполномоченные) отделений, создаваемые
региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по
согласованию с Правлением Фонда.
Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
являются исполнительными органами Фонда и действуют в соответствии
с Положениями, утвержденными Правлением Фонда.
Руководство деятельностью отделений Фонда осуществляют
координационные советы. Председателем координационного совета
является управляющий отделения Фонда.
Координационный совет формируется на паритетных условиях из
представителей органа исполнительной власти, объединений
профсоюзов и работодателей и утверждается Правлением Фонда.
Управляющий отделением Фонда утверждается Правлением Фонда по
представлению главы исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, министерства отрасли (объединение работодателей) и
профессиональных союзов.
Работники системы Фонда приравниваются по условиям
медицинского, пенсионного и бытового обслуживания к работникам
аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
Должностные лица Фонда и его исполнительных органов подлежат
обязательному государственному личному страхованию в порядке,
определяемом Правительством РФ.
Статья 12. Полномочия Правления Фонда
Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его
компетенцию, в том числе:
задачи Фонда и совершенствование государственного социального
страхования;
формирование и использование средств резерва Фонда;
проекты размера тарифа страховых взносов;
участие Фонда в реализации проектов государственных программ
по социальному страхованию;
бюджет Фонда, бюджеты региональных и центральных отраслевых
отделений и их исполнение;
отчеты о результатах деятельности Фонда и его региональных и
центральных отраслевых отделений;
контрольно - ревизионной деятельности Фонда;
разрабатывает совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации, другими заинтересованными
министерствами и ведомствами, профессиональными союзами
предложения, инструкции и другие нормативные документы по
обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию,
являющихся обязательными для исполнения страхователями;
структура и штатное расписание центрального аппарата Фонда,
региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, сметы
расходов на содержание аппарата и отчеты об их исполнении.
Работа членов Правления Фонда не является платной. Расходы
членов Правления Фонда, связанные с работой в Правлении
(командировочные и другие), оплачиваются за счет Фонда.
Заседания Правления назначаются председателем не реже 1 раза в
квартал.
Статья 13. Полномочия председателя Фонда
Председатель Фонда:
руководит деятельностью Фонда и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на него задач;
распределяет обязанности между заместителями председателя
Фонда и руководителями структурных подразделений центрального
аппарата Фонда;
руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых
отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета
Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств
государственного социального страхования;
определяет порядок работы подведомственных санаторно -
курортных учреждений;
рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры
по улучшению этой работы;
утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и
центральных отраслевых отделений Фонда после рассмотрения их
Правлением Фонда;
принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок
по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными
санаторно - курортными учреждениями;
издает в пределах своей компетенции приказы, положения,
инструкции и другие документы, обязательные для исполнения
работниками Фонда;
рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета
Фонда, штатов и смет между органами Фонда;
представляет интересы Фонда во всех организациях, без
доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке
распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;
делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему
должностным лицам;
определяет направления международного сотрудничества в
пределах компетенции Фонда;
осуществляет иные действия в соответствии с решениями
Правления Фонда.
Статья 14. Разграничение полномочий между центральным
аппаратом Фонда и его отделениями
Фонд:
организует работу по реализации настоящего Федерального закона
и других федеральных законов по осуществлению государственного
социального страхования;
координирует деятельность отделений Фонда;
организует разработку, утверждение и своевременное направление
в отделения нормативно - методических документов, обеспечивающих
функционирование системы государственного социального страхования;
организует подготовку специалистов для системы
государственного социального страхования;
организует проведение научно - исследовательских работ в
области социального страхования и финансирует федеральные целевые
программы по государственному социальному страхованию и улучшению
условий труда;
устанавливает порядок формирования и расходования резерва
денежных средств на федеральном уровне в региональных и отраслевых
отделениях;
готовит и вносит в Правительство Российской Федерации проект
бюджета Фонда на очередной финансовый год и отчеты о его
исполнении за истекший финансовый год;
по согласованию с Министерством труда Российской Федерации
дает разъяснения о порядке применения настоящего Федерального
закона и других законов в области социального страхования.
Для выполнения этих функций отделения Фонда перечисляют
федеральному органу Фонда часть страховых взносов в размере 4
процентов от зачисленных в доходы страховых взносов.
Отделение Фонда:
осуществляет регистрацию страхователей и выдает удостоверения
о регистрации по установленной форме, формирует банк данных по
всем категориям страхователей;
обеспечивает полноту и своевременность уплаты страхователями
взносов на социальное страхование, взаимодействует в этой работе с
органами налоговой службы;
разрабатывает проект бюджета и сметы расходов на содержание
работников отделения Фонда с учетом его структурных подразделений
на очередной финансовый год и представляет его на утверждение
Правлению Фонда;
обеспечивает исполнение доходной и расходной частей бюджета
отделения Фонда, подготавливает и представляет на утверждение
Правлению Фонда отчет об исполнении бюджета и сметы расходов;
осуществляет аккумуляцию страховых взносов и других платежей
для создания резервов;
в установленном порядке осуществляет контроль за правильным и
рациональным расходованием средств социального страхования на
предприятиях, в учреждениях, организациях;
взыскивает в бюджет Фонда недоимки по страховым взносам, пени
и штрафы с банковских счетов плательщиков, в том числе валютных
(кроме ссудных и депозитных), плательщиков - работодателей,
являющихся юридическими лицами, в бесспорном порядке, а с иных
плательщиков - в судебном порядке;
осуществляет совместно с органами здравоохранения контроль за
организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением
лечебно - профилактическими учреждениями правил выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;
взыскивает по результатам совместных проверок с органами
здравоохранения с виновного лечебно - профилактического учреждения
суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, излишне выплаченные по вине лечебно - профилактического
учреждения в связи с необоснованно выданными или неправильно
оформленными документами, удостоверяющими временную
нетрудоспособность граждан;
не принимает к зачету в счет средств Фонда расходы по
государственному социальному страхованию, произведенные с
нарушением установленных правил или неподтвержденные документами
(в том числе пособий по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, выплаченные с нарушением установленного
порядка выдачи листков нетрудоспособности);
в целях реструктуризации задолженностей по уплате страховых
взносов принимает решения: о предоставлении отсрочек (рассрочек)
по погашению задолженности по страховым взносам в Фонд и пени по
отдельным плательщикам с учетом их финансового состояния; о приеме
ценных бумаг кредитных учреждений в качестве платежного средства в
счет погашения недоимки по страховым взносам и начисленным пеням
страхователей в порядке, определяемом Правительством РФ;
осуществляет в соответствии с законодательством прием на
работу и увольнение работников аппарата региональных и центральных
отраслевых отделений Фонда, руководителей подведомственных
филиалов;
ежеквартально информирует о своей деятельности Фонд, главу
исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
общероссийские объединения профессиональных союзов, министерства
отраслей (объединения работодателей) и страхователей.
Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 15. Права и обязанности застрахованных лиц
Застрахованные лица имеют право:
на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и
на условиях, которые установлены федеральными законами о
конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях,
установленных федеральными законами, право на страховое
обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица,
находящиеся на его иждивении;
на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих
прав, в том числе в суде;
на участие через своего представителя или профсоюз в
управлении обязательным социальным страхованием;
на получение информации о деятельности страховщиков и
страхователей.
Застрахованные лица обязаны:
своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие
достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и
выплаты страхового обеспечения, предусмотренного настоящим
Федеральным законом и Федеральным законом "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125.
Статья 16. Права и обязанности страхователей
Страхователи имеют право:
участвовать через своих представителей в управлении
обязательным социальным страхованием;
участвовать через своих представителей в проведении расчетов
по определению обоснованности тарифов страховых лицам;
бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных
правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и
размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным
лицам;
ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты
страховых взносов (обязательных платежей) и пользоваться
предоставленными в соответствии с законодательством Российской
Федерации льготами;
обращаться в суд для защиты своих прав.
Страхователи обязаны:
встать на учет и сняться с учета у страховщика в сроки,
установленные статьей 18 настоящего Федерального закона;
уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере
страховые взносы;
вести учет начислений страховых взносов и представлять
страховщику в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального
закона отчетность по установленной форме;
предъявлять страховщику для проверки документы по учету и
перечислению страховых взносов (обязательных платежей),
расходованию средств обязательного социального страхования;
представлять страховщику сведения, необходимые для ведения
индивидуального (персонифицированного) учета выплат страхового
обеспечения, согласно Федеральному закону "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125;
выплачивать страховое обеспечение застрахованным лицам при
наступлении страховых случаев в соответствии с настоящим
Федеральным законом.
Статья 17. Права и обязанности страховщиков
Страховщики имеют право:
при наступлении страхового случая при необходимости назначать
и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;
проверять документы по учету и перечислению страховых взносов
(обязательных платежей), выплатой страхового обеспечения;
в целях заинтересованности страхователя в создании надлежащих
условий труда, профилактики травматизма на производстве и снижения
уровня заболеваемости работников устанавливать страхователям
скидки и надбавки к страховому тарифу в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации;
не принимать к зачету расходы по обязательному социальному
страхованию, произведенные с нарушением законодательства
Российской Федерации;
взыскивать со страхователей в порядке, установленном
законодательством, недоимки по страховым взносам, а также налагать
штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в
соответствии с законодательством Российской Федерации и статьей 20
настоящего Федерального закона;
обращаться в установленном федеральным законом порядке в
арбитражный суд с заявлением о признании страхователя
несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности
по уплате страховых взносов (обязательных платежей);
предоставлять страхователям отсрочку по уплате страховых
взносов (обязательных платежей) в установленных федеральными
законами случаях;
осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно
обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых
федеральными законами о конкретных случаях обязательного
социального страхования;
обращаться в суд для защиты своих прав и возмещения
причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о
возмещении понесенных расходов.
Страховщики обязаны:
обеспечивать сбор страховых взносов и учет, а также
своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от
назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая);
подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов
обоснование тарифов страховых взносов;
осуществлять регистрацию страхователей;
осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и
страхователей;
обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной
уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также
за расходами на социальное страхование;
контролировать правильность и своевременность назначения и
выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
регулярно информировать в установленном порядке страхователей,
застрахованных лиц, государственные, общественные организации о
своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей
финансовой устойчивости;
бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам
либо их представителям, а также государственным и общественным
организациям информацию о своей деятельности, за исключением
конфиденциальной информации, порядок передачи которой
устанавливается законодательством Российской Федерации;
бесплатно информировать и консультировать страхователей о
нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального
страхования.
Глава IV. УСЛОВИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Статья 18. Регистрация страхователей в качестве плательщиков
страховых взносов и предоставления страхового обеспечения
Страхователи - юридические лица и их обособленные
подразделения обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков
страховых взносов в исполнительном органе Фонда по месту своего
нахождения в 10-дневный срок со дня государственной регистрации
юридического лица.
Страхователи - физические лица, нанимающие работников на
основании трудового договора (контракта), - в 10-дневный срок со
дня заключения трудового договора (контракта) с первым из
нанимаемых работников.
Страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы на
основании гражданско - правового договора, - в 10-дневный срок со
дня заключения указанного договора.
Факт регистрации страхователя страховщиком удостоверяется
страховым свидетельством по утвержденной страховщиком форме.
Банки и иные кредитные организации открывают банковские счета,
включая валютные, работодателям при предъявлении документа,
подтверждающего регистрацию в качестве плательщика страховых
взносов в исполнительном органе Фонда.
Перерегистрация страхователей проводится в сроки,
устанавливаемые страховщиком.
Порядок регистрации страхователей определяется страховщиком.
Статья 19. Порядок начисления и сроки уплаты страховых взносов
в Фонд
Страховые взносы в Фонд начисляются плательщиками страховых
взносов на все виды выплат, начисленных в пользу работников по
всем основаниям независимо от источников финансирования, за
исключением выплат, на которые страховые взносы в Фонд не
начисляются.
Страховые взносы и другие платежи (расходы, не принятые к
зачету в счет страховых взносов, пени, штрафы, сокрытая сумма
оплаты труда) перечисляются страхователем на единый счет Фонда 1
раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за
истекший месяц. Датой исполнения страхователем обязанности по
уплате страховых взносов в бюджет Фонда считается день списания
средств с корреспондентского счета банка, обслуживающего
страхователя. Ответственность банка перед страхователем за
несвоевременное перечисление страховых взносов определяется
договором банковского счета с плательщиком.
Под уплатой страховых взносов понимается перечисление
страхователей исполнительному органу Фонда разницы между
начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными на
обеспечение социального страхования.
Начисление указанных страховых взносов осуществляется
одновременно с начислением выплат в пользу работников.
Перечень выплат, на которые страховые взносы в Фонд не
начисляются, утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок начисления и уплаты страховых взносов определяется
инструкцией, утверждаемой Правлением Фонда, совместно с Минфином
РФ, Центральным банком, Госналогслужбой Российской Федерации,
Министерством труда и социального развития.
В случае реорганизации страхователя - юридического лица его
обязанности, установленные настоящим Федеральным законом, включая
обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его
правопреемнику.
При ликвидации страхователя - юридического лица он обязан
внести страховщику капитализированные платежи в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации. В состав
ликвидационной комиссии может включаться представитель
страховщика.
Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда
необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности
Фонда, в соответствии с законодательством.
Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные
лица несут ответственность за правильность начисления,
своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей)
в соответствии со ст. 21 настоящего Закона.
При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и
перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые
санкции в соответствии с законодательством.
Статья 20. Сроки назначения и выплаты обеспечения по
государственному социальному страхованию
1. Назначение пособий по социальному страхованию
осуществляется в организациях по месту основной работы
застрахованных в течение 10 дней со дня обращения за их получением
в ближайший после дня назначения пособий срок, установленный для
выплаты заработной платы.
Пособия на рождение ребенка и по случаю смерти выплачиваются в
день обращения за ними.
2. Назначенное, но не полученное своевременно, или
недоначисленное пособие выплачивается за все прошлое время, но не
более чем за 3 года перед обращением за ним.
Пособие, не полученное своевременно по вине страхователя или
страховщика, выплачивается за прошлое время без ограничения
сроками.
3. Суммы пособий, излишне выплаченные застрахованному лицу, в
том числе при неправильном применении законодательства по
социальному страхованию, не могут быть взысканы, за исключением
случаев счетных ошибок и злоупотреблений со стороны получателя
(представление документов с заведомо неверными сведениями,
сокрытие данных, влияющих на право получения пособия и их размер).
Удержания производятся в размере не свыше 20% либо суммы,
причитающейся застрахованному лицу при каждой выплате пособия,
либо его заработной платы в соответствии с законодательством
Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся
задолженность взыскивается в судебном порядке.
4. Суммы пособий и выплат, не полученные в связи со смертью
застрахованного лица, выплачиваются совместно проживавшим с ним
членам семьи либо наследникам.
5. Путевки на санаторно - курортное лечение и отдых
приобретаются за счет средств социального страхования в пределах
норматива, утвержденного страхователю исполнительными органами
Фонда. Путевки для страхователей с числом работающих триста и
менее человек приобретаются непосредственным региональным,
центральным отраслевым отделением Фонда по заявкам страхователей.
Указанные путевки страхователи и исполнительные органы Фонда
приобретают только путем безналичных расчетов по прямым договорам
(счетам) санаторно - курортных и оздоровительных организаций либо
их объединений. Приобретение путевок через посреднические
коммерческие организации не допускается.
6. Размер ассигнований на санаторно - курортное обслуживание
работающих и членов их семей по региону (отрасли) определяется
Фондом (Правлением) при утверждении бюджета на следующий год.
Филиалы устанавливают для каждого страхователя норматив расходов
на организацию санаторно - курортного обслуживания и отдых.
В пределах этого норматива средства социального страхования
направляются на:
приобретение путевок на санаторно - курортное лечение (в том
числе в санатории взрослого с ребенком);
приобретение путевок на отдых;
частичное содержание санаториев - профилакториев (питание,
лечение и медикаменты, оплата труда медицинского, административно
- хозяйственного персонала и работников пищеблока,
культобслуживание) для организации профилактического и
реабилитационного лечения трудящихся и их детей, а также
застрахованных лиц согласно Федеральному закону N 125 "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний"; при этом санаторий -
профилакторий должен находиться в собственности организации и
иметь соответствующую лицензию;
частичную оплату проезда по путевкам, выданным за счет средств
социального страхования, в санаторно - курортные организации,
расположенные на территории Российской Федерации. При этом расходы
на оплату проезда не могут превышать 0,5 процента от норматива
расходов на организацию санаторно - курортного обслуживания и
отдыха работающих и членов их семей;
частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря для
детей трудящихся;
частичное содержание детских оздоровительных лагерей,
находящихся на балансе страхователя, имеющих разрешение на свою
деятельность органов местной администрации территории;
приобретение путевок на лечебное (диетическое) питание;
частичное содержание ДЮСШ;
внешкольное обслуживание детей.
7. Путевки, приобретенные за счет средств социального
страхования на санаторно - курортное лечение или отдых, выдаются
работающим по основному месту работы, студентам высших и учащимся
средних профессиональных образовательных учреждений (обучение с
отрывом от производства) - по месту учебы, на основании решения
комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию. В отдельных
случаях путевки могут предоставляться ветеранам Великой
Отечественной войны и ветеранам труда.
8. Обеспечение путевками отдельных категорий работающих
граждан, имеющих право на льготы по санаторно - курортному лечению
и отдыху, производится по решению комиссии (уполномоченных) по
социальному страхованию в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
9. Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые
выплаты в связи с травматизмом на производстве и профессиональными
заболеваниями назначаются и выплачиваются:
застрахованному, если по заключению учреждения медико -
социальной экспертизы результатом наступления страхового случая
стала утрата им профессиональной трудоспособности;
лицам, имеющим право на их получение, если результатом
наступления страхового случая стала смерть застрахованного.
Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным
не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных
выплат, а в случае смерти застрахованного - лицам, имеющим право
на их получение, в двухдневный срок со дня представления
страхователем страховщику всех документов, необходимых для
назначения таких выплат.
Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в
течение всего периода стойкой утраты им профессиональной
трудоспособности, а в случае смерти застрахованного лицам, имеющим
право на их получение.
10. Оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением
здоровья застрахованного на производстве, на его медицинскую,
социальную и профессиональную реабилитацию, включает расходы на:
дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по
обязательному медицинскому страхованию), в том числе на
дополнительное питание и приобретение лекарств;
посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за
застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
санаторно - курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх
ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством
Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту
лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в
необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его
лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания;
протезирование, а также на обеспечение приспособлениями,
необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту;
обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий
и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче - смазочные
материалы;
профессиональное обучение (переобучение).
11. Дополнительные расходы, предусмотренные пунктом 10
настоящей статьи, производятся страховщиком, если учреждением
медико - социальной экспертизы установлено, что застрахованный
нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Оплата
таких расходов производится в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Статья 21. Ответственность плательщиков страховых взносов и
банков за неуплату или нарушение установленного порядка уплаты
страховых взносов в Фонд
По истечении установленного срока перечисления страховых
взносов юридическими лицами и их обособленными подразделениями
разница между начисленными страховыми взносами, иными
обязательными платежами в Фонд и расходами на цели
государственного социального страхования, не перечисленная на
единый текущий счет Фонда, считается недоимкой и взыскивается с
плательщиков страховых взносов с начислением пени. Для остальных
плательщиков страховых взносов считается и взыскивается с
начислением пени вся сумма начисленных страховых взносов, не
перечисленная в установленный срок на единый текущий счет Фонда.
Пени начисляются за каждый день просрочки плательщиками
страховых взносов самостоятельно или должностными лицами отделений
Фонда, осуществляющими проверку плательщиков страховых взносов, на
всю сумму недоимки в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
За сокрытие или занижение оплаты труда (дохода) при начислении
страховых взносов в Фонд - штраф в размере страхового взноса,
начисленного на сокрытую или заниженную сумму оплаты труда
(доходов) при начислении страховых взносов в Фонд, а при повторном
нарушении - штраф в двойном размере.
За несвоевременную регистрацию в качестве плательщика
страховых взносов - штраф в размере 10 процентов причитающихся к
уплате страховых взносов до дня регистрации.
За отсутствие или искажение бухгалтерско - финансовой
отчетности по средствам Фонда, непредставление в установленные
сроки отчетности по образованию и использованию средств - штраф в
размере 10 процентов причитающихся к уплате в отчетном периоде.
В случае неуплаты работодателями страховых взносов в Фонд или
нарушения установленного порядка уплаты страховых взносов к ним
применяются финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом
Российской Федерации.
Статья 22. Порядок предоставления гарантий по государственному
социальному страхованию
Работодатели - юридические лица и их обособленные
подразделения осуществляют назначение и выплату работникам
пособий, а также финансирование расходов по санаторно - курортному
лечению и оздоровлению и других гарантий по государственному
социальному страхованию, предусмотренных федеральными законами и
иными нормативными актами Российской Федерации, в счет начисленных
страховых взносов в Фонд.
Ответственность за правильность начисления и расходования
средств Фонда несет администрация работодателя в лице руководителя
и главного бухгалтера.
Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по
государственному социальному страхованию в том случае, когда
фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов.
В этом случае недостающая сумма возмещается страхователю
исполнительным органом Фонда в 10-дневный срок со дня получения от
страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал, путем
перечисления денежных средств с текущего расчетного счета
исполнительного органа Фонда на расчетный счет страхователя.
До получения расчетной ведомости недостающая сумма может быть
возмещена страхователю на основании представленной им
промежуточной ведомости или справки - расчета после проведения
исполнительным органом Фонда экспертной оценки обоснованности
произведенных расходов и расчетов.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения
застрахованному является наступление страхового случая. Назначение
и выплата страхового возмещения не зависит от выполнения
страхователем своих обязанностей по уплате страховых взносов.
Страховое обеспечение устанавливается застрахованному лицу в
зависимости от трудового стажа, размера утраченного заработка,
наличия иждивенцев.
Страховое обеспечение в виде пособий в связи с трудовым
увечьем, профессиональным заболеванием, по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам назначается исходя из
фактического заработка.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и
своевременной выплатой работодателями пособий и решения вопросов,
связанных с расходованием средств Фонда на другие цели
государственного социального страхования, трудовыми коллективами
создаются комиссии по социальному страхованию из представителей
администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются
уполномоченные по социальному страхованию, деятельность которых
осуществляется в соответствии с Положением о комиссии
(уполномоченном), утвержденным Фондом по согласованию с
профсоюзами.
Обеспечение по государственному социальному страхованию
остальных застрахованных лиц осуществляется через отделения Фонда
(их филиалы) в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 23. Учет и отчетность по обязательному социальному
страхованию
Страхователи и страховщики в установленном порядке
осуществляют учет средств социального страхования, ведут
государственную ежеквартальную статистику, а также бухгалтерскую
отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском
учете", инструкцией Министерства финансов Российской Федерации.
Состав и формы финансовой отчетности по средствам социального
страхования разрабатывается Фондом и по согласованию с
Министерством финансов РФ утверждается Государственным комитетом
РФ по статистике.
Государственная ежеквартальная статистическая отчетность
страхователей представляется в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Страхователь и его должностные лица несут установленную
статьей 21 настоящего Федерального закона ответственность за
непредставление или недостоверность статистической, а также
бухгалтерской отчетности.
Статья 24. Контроль за осуществлением обязательного
социального страхования
Государственный контроль за соблюдением прав субъектов
страхования и выполнением своих обязанностей осуществляется в
порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль за финансово - хозяйственной
деятельностью страховщика и осуществлением обязательного
социального страхования осуществляется Счетной палатой Российской
Федерации, а в части использования ассигнований из федерального
бюджета - также федеральным органом исполнительной власти в
области финансов.
Не реже одного раза в год по назначению Государственной Думой
в Фонде и его отделениях проводятся проверки финансово -
хозяйственной деятельности специализированной аудиторской
организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов
застрахованных в соответствии с настоящим Федеральным законом
осуществляют профессиональные союзы, министерства, объединения
работодателей или иные уполномоченные застрахованные
представительные органы (комиссии по социальному страхованию,
уполномоченные по социальному страхованию).
Профессиональные союзы и их объединения имеют право на
профсоюзный контроль за использованием средств Фонда.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты
страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется
Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской
Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих
средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных
союзов.
Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате
контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов,
пеней и других финансовых санкций с учетом отчислений,
производимых налоговыми органами в соответствии с
законодательством, зачисляются в бюджет Фонда.
Контроль финансово - хозяйственной деятельности региональных и
центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем
проведения периодических ревизий и проверок контрольно -
ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность
на основании Положения о контрольно - ревизионной службе,
утвержденного Правлением Фонда.
Работники контрольно - ревизионной службы, осуществляющие
контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты
страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат
обязательному государственному личному страхованию и имеют право
на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях,
установленных Положением о контрольно - ревизионной службе Фонда.
Отчеты об исполнении бюджета Фонда социального страхования,
результатах аудиторских проверок ежегодно публикуются в средствах
массовой информации.
Статья 25. Освобождение страхователей и организаций
обязательного социального страхования от уплаты федеральных,
региональных и местных налогов
Федеральные, региональные и местные налоги со страховых
взносов, пособий и выплат по обязательному социальному страхованию
не взимаются. Фонд и его региональные и отраслевые отделения
освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин и платежей на
территории Российской Федерации.
Статья 26. Законодательство Российской Федерации об
обязательном социальном страховании и нормы международного права
В случае, если международным договором Российской Федерации
или ратифицированными Российской Федерацией международными
конвенциями установлены иные нормы, чем те, что предусмотрены
законодательством Российской Федерации об обязательном социальном
страховании, применяются нормы международного договора Российской
Федерации или международные конвенции. Все нормативные документы,
утверждаемые Правлением Фонда, в обязательном порядке подлежат
регистрации в Министерстве юстиции и обязательны для исполнения
страхователями.
Статья 27. Сроки исковой давности
Сроки исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки,
а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляют 3 года.
Бесспорный порядок взыскания недоимки, а также сумм штрафов и
иных финансовых санкций с юридических лиц может быть применен в
течение 6 лет с момента образования указанной недоимки.
Статья 28. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам
обязательного социального страхования
Письменные заявления страхователя или застрахованного лица по
спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального
страхования, рассматриваются страховщиком в течение 30-ти рабочих
дней со дня получения указанного заявления.
В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с
принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в
вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
Подача жалобы не приостанавливает производство взыскания
недоимки, штрафа, пени, если такая приостановка не предписана
Фондом.
Статья 29. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
В связи с принятием настоящего Федерального закона действующие
нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей
настоящему Федеральному закону.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации, Фонду социального страхования
Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех
месяцев со дня вступления его в силу.
Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Необходимость принятия Федерального закона "О Фонде
социального страхования Российской Федерации" обусловлена тем, что
до настоящего времени Фонд социального страхования - единственный
из всех государственных внебюджетных фондов, который не имеет
законодательной базы, определяющей его статус и направления
деятельности.
Фонд социального страхования РФ обеспечивает гарантированные
государством права работающих граждан на пособия: по временной
нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка;
на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста
1,5 лет; на погребение и др. виды пособий; а также на оплату
путевок на санаторно - курортное лечение и отдых для трудящихся и
их детей (в том числе на лечебное (диетическое) питание);
частичное содержание санаториев - профилакториев, детских
оздоровительных лагерей, детско - юношеских спортивных школ;
другие виды выплат в соответствии с Федеральным законом N 125 от
24.07.98 "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Деятельность Фонда регулируется Указами Президента Российской
Федерации от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального
страхования Российской Федерации" и от 28 сентября 1993 г. N 1503
"Об управлении государственным социальным страхованием", а также
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября
1993 г. N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской
Федерации" и Положением о Фонде социального страхования Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101. При этом перечисленные
Указы Президента РФ касаются только управления Фондом социального
страхования РФ и в общей форме определяют его правовой статус.
Основные вопросы деятельности Фонда, в том числе и его задачи,
источники образования и направления расходования средств, а также
взаимоотношения Фонда, его исполнительных органов и других
субъектов страхования регулируются Положением о Фонде социального
страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства РФ, т.е. подзаконным нормативным актом.
Учитывая, что 24.07.98 был принят Федеральный закон N 125 "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний", где Фонд социального
страхования указан страховщиком нового вида социального
страхования, важность принятия данного Федерального закона
возрастает многократно.
Проект Федерального закона "О Фонде социального страхования
Российской Федерации" подготовлен на основе вышеназванных Указов
Президента РФ и постановлений Правительства РФ, действующего
Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного
Постановлением Правительства РФ N 101 от 12.02.94, с учетом
требований Налогового и Бюджетного кодексов и сложившейся практики
работы по обеспечению социального страхования. В нем нашли
отражение положения, содержавшиеся в проекте Федерального закона
"Об основах обязательного социального страхования". Учтен принцип
паритетности управления социальным страхованием в соответствии со
статьей 226 КЗоТ РФ и пунктом 3.4 статьи 15 Федерального закона "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Паритетное управление Фондом обеспечивает целевое и рациональное
использование средств социального страхования, а также контроль за
использованием средств и принятием нормативных документов Фонда с
обязательной регистрацией их в Министерстве юстиции РФ, что
обеспечит обязательность этих требований для всех субъектов
страхования. Участие в управлении Фондом работодателей будет
способствовать созданию безопасных условий труда, профилактике
заболеваемости и травматизма на производстве, а также поддержанию
лечебно - профилактической базы для сохранения здоровья работников
и их детей.
Проектом настоящего Закона предусматривается ответственность
государства по финансовой устойчивости Фонда, что соответствует
статье 102 Конвенции международной организации труда, а руководят
деятельностью Фонда представители Правительства РФ, работодатели и
застрахованные лица через профсоюзные организации, что
соответствует сложившейся мировой практике.
Проект настоящего Закона направлен на регулирование правовых,
экономических и организационных отношений, возникающих при
осуществлении деятельности Фонда, и призван определить его
правовой статус, основные права и задачи.
Содержащиеся в нем нормы касаются как собственно системы Фонда
(статус, денежные средства и имущество Фонда, его структура,
основные задачи и права, источники образования и направления
расходования средств, контроль за их использованием), так и
взаимоотношения Фонда с другими субъектами страхования,
заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.
В законопроекте определяется круг плательщиков страховых
взносов в Фонд, закрепляется обязанность работодателей по уплате
страховых взносов, а также порядок и сроки начисления и уплаты
страховых взносов, осуществление в счет начисленных страховых
взносов, назначение и выплаты работникам предприятия пособий по
социальному страхованию и финансирование санаторно - курортных
мероприятий. Порядок исчисления и размер пособий данным проектом
не рассматривается, т.к. это регулируется другими нормативными
актами и Положением о порядке обеспечения пособиями по
государственному социальному страхованию.
В проекте предлагается предоставить Правительству Российской
Федерации право утвердить перечень выплат, на которые не
начисляются страховые взносы, поскольку до настоящего времени Фонд
использует Перечень видов заработной платы и других выплат, на
которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются
при определении среднего заработка для исчисления пенсий и пособий
по государственному социальному страхованию, утвержденный еще
Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 03.09.90
N 358/16-28 и давно требующий пересмотра.
Предусмотренное законопроектом вложение временно свободных
денежных средств необходимо для выполнения Фондом обеспечения
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом
N 125 от 24.07.98 "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний".
Данный проект не требует дополнительных затрат из федерального
бюджета на осуществление социального страхования.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ формируются в
основе своей из страховых взносов, уплачиваемых работодателями в
соответствии со страховым тарифом. Страховой тариф ежегодно
устанавливается федеральным законом, исходя из достаточности
средств на осуществления социального страхования при наступлении
страхового случая.
Средства Фонда социального страхования предназначены
исключительно для реализации конституционных прав работающих
граждан и членов их семей на социальное страхование.
Для выполнения указанной задачи Фонд является
самообеспечивающимся некоммерческим финансово - кредитным
учреждением, кроме случаев возмещения Фонду расходов,
произведенных в соответствии с другими действующими законами РФ
(эти суммы определяются Федеральным законом "О федеральном
бюджете" и "О бюджете Фонда социального страхования РФ" на
соответствующий год).
Бюджет Фонда, а также порядок его формирования и расходования,
тарифы страховых взносов по представлению Правительства РФ
ежегодно утверждаются федеральным законами, которые и являются
финансово - экономическим обоснованием деятельности Фонда на
очередной финансовый год.
Данный проект не требует дополнительных затрат из федерального
бюджета на осуществление социального страхования.
|