Утвержден
Постановлением
Президиума Верховного Суда
Российской Федерации
от 28 июня 2000 года
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2000 ГОДА
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
* * *
Ответы на вопросы
1. Вопрос: Подлежит ли взысканию с наследников лица,
причинившего моральный вред, компенсация морального вреда по иску
родственников погибшего гражданина, смерть которого наступила по
вине наследодателя - причинителя вреда?
Ответ: Если гражданину причинен моральный вред (физические или
нравственные страдания), то в соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ на
причинителя вреда судом может быть возложена обязанность по
выплате денежной компенсации указанного вреда.
Согласно действующему гражданскому законодательству в порядке
наследования переходят как права, так и обязанности наследодателя.
Поэтому если причинитель морального вреда, обязанный
компенсировать упомянутый вред в денежной форме, умер, то его
обязанность по выплате денежной компенсации за причиненный
моральный вред, как имущественная обязанность, переходит к его
наследникам. Наследники должны выплатить данную компенсацию в
пределах действительной стоимости перешедшего к ним
наследственного имущества (ст. 553 ГК РСФСР, 1964 г.).
При этом претензия к наследникам причинителя вреда о выплате
компенсации морального вреда должна быть предъявлена в течение
шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 554 ГК РСФСР, 1964
г.).
2. Вопрос: Переходит ли к наследникам право требовать
взыскания компенсации морального вреда в случае смерти истца,
которому непосредственно причинен моральный вред?
Ответ: Согласно ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда
производится в случае причинения гражданину морального вреда
действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные
блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Право требовать взыскания компенсации морального вреда связано
с личностью потерпевшего и носит личный характер. Поэтому данное
право не входит в состав наследственного имущества и не может
переходить по наследству. Если гражданин, предъявивший требование
о взыскании компенсации морального вреда, умер до вынесения судом
решения, производство по делу подлежит прекращению на основании п.
8 ст. 219 ГПК РСФСР.
В том случае, когда истцу присуждена компенсация морального
вреда, но он умер, не успев получить ее, взысканная сумма
компенсации входит в состав наследства и может быть получена его
наследниками.
3. Вопрос: Подлежит ли рассмотрению районным судом требование
налоговой полиции о конфискации продукции у юридического лица и
(или) индивидуального предпринимателя, совершивших
административное правонарушение, предусмотренное ст. 8
Федерального закона от 8 июля 1999 г. "Об административной
ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных
предпринимателей за правонарушения в области производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции"?
Ответ: Согласно ст. 8 упомянутого Федерального закона
совершение юридическим лицом и (или) индивидуальным
предпринимателем правонарушений, перечисленных в этой статье,
влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до
пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией
алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствующих таре и
(или) упаковке или без таковой.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных
ст. 8 данного Закона, рассматривают руководители органов налоговой
полиции, органов внутренних дел (п. 2 ст. 13 Закона).
В силу п. 3 ст. 13 названного Закона наложение
административного взыскания в виде конфискации у нарушителя
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
в соответствующих таре и (или) упаковке, а также оборудования и
сырья, находившихся у него на законных основаниях, относится к
компетенции районных судов (мировых судей).
Следовательно, требование органа налоговой полиции о
конфискации упомянутой продукции у юридического лица, совершившего
перечисленные административные правонарушения, подлежит
рассмотрению районным судом (мировым судьей).
4. Вопрос: Если указанное выше требование подлежит
рассмотрению районным судом, вправе ли суд проверить факт
совершения административного правонарушения и отказать в
конфискации по мотивам отсутствия основания для ее применения,
несмотря на наличие постановления органа налоговой полиции
(должностного лица) о наложении штрафа за административное
правонарушение, которое не обжаловано?
Ответ: Дело по требованию органа налоговой полиции о
конфискации имущества (продукции) у юридического лица и (или)
индивидуального предпринимателя за совершение упомянутого
административного правонарушения рассматривается районным судом с
соблюдением положений КоАП РСФСР, регулирующих производство по
делам об административных правонарушениях.
Согласно ст. 225 КоАП РСФСР одной из задач производства по
делам об административных правонарушениях является своевременное,
всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого
дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством.
Исходя из этих положений, районный суд, рассматривая дело по
требованию органа налоговой полиции о применении конфискации
продукции (имущества) у нарушителя правил оборота алкогольной и
спиртосодержащей продукции, должен установить все обстоятельства,
от которых зависит законное и обоснованное разрешение дела,
несмотря на наличие постановления органа налоговой полиции о
наложении штрафа за соответствующее административное
правонарушение на данное лицо.
Придя к выводу об отсутствии основания для применения
конфискации, суд отказывает в удовлетворении требования органа
налоговой полиции и выносит постановление о прекращении дела
производством (ст. 262 КоАП РСФСР).
5. Вопрос: Имеют ли право на льготы, установленные Федеральным
законом "О ветеранах", лица, ранее осужденные за совершенные
преступления в период службы на территории Афганистана в 1979 -
1989 годах, в отношении которых впоследствии была применена
амнистия на основании постановления Верховного Совета СССР от 28
ноября 1989 г. No. 842-1 "Об амнистии совершивших преступления
бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане"?
Ответ: В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР
от 28 ноября 1989 г. No. 842-1 "Об амнистии совершивших
преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в
Афганистане" бывшие военнослужащие освобождаются от уголовной
ответственности за преступления, совершенные ими во время
прохождения воинской службы в Афганистане, и от отбывания
наказания за эти преступления. С них снимается также судимость.
В силу п. 11 постановления Президиума Верховного Совета СССР
от 11 декабря 1989 г. "О порядке применения постановления
Верховного Совета СССР "Об амнистии совершивших преступления
бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане"
на лиц, освобожденных от уголовной ответственности и наказания в
соответствии с данным постановлением об амнистии, предусмотренные
законодательством льготы для бывших военнослужащих контингента
советских войск в Афганистане не распространяются.
Льготы для военнослужащих, проходивших службу на территории
Афганистана, были установлены постановлением Центрального Комитета
КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. No. 59-27 "О
льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе
ограниченного контингента советских войск на территории
Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Федеральный закон от 12 января 1995 г. No. 5-ФЗ "О ветеранах"
(в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г.) устанавливает
льготы, в том числе и для ветеранов боевых действий, которыми, в
частности, являются бывшие военнослужащие контингента советских
войск в Афганистане. Данным Законом не предусмотрено лишение прав
на получение льгот лицами, совершившими преступление на территории
Афганистана в период прохождения военной службы, в отношении
которых впоследствии было принято постановление Верховного Совета
СССР от 28 ноября 1989 г.
Согласно п. 4 ст. 11 упомянутого Федерального закона
федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов этим
Федеральным законом, являются недействительными.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР от
12 декабря 1991 г. No. 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании
Содружества Независимых Государств" на территории РСФСР до
принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего
Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции
РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению.
Положения п. 11 постановления Президиума Верховного Совета
СССР от 11 декабря 1989 г., лишающие права на льготы определенную
категорию бывших военнослужащих, амнистированных за совершенные
преступления на территории Афганистана в период 1979 - 1989 годов,
противоречат Федеральному закону от 12 января 1995 г. "О
ветеранах".
Таким образом, следует прийти к выводу, что бывшие
военнослужащие контингента советских войск в Афганистане,
совершившие преступления на территории Афганистана, в отношении
которых впоследствии было применено постановление Верховного
Совета СССР "Об амнистии совершивших преступления бывших
военнослужащих контингента советских войск в Афганистане", имеют
право на льготы, предусмотренные Федеральным законом "О
ветеранах".
6. Вопрос: Может ли субъект Российской Федерации ограничить
право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавших добровольно на новое
место жительства из зоны проживания с правом на отселение, на
внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью на новом
месте проживания (ставить таких граждан на учет как нуждающихся в
улучшении жилищных условий только при условии проживания в данном
населенном пункте 10 лет)?
Ответ: В силу п. 11 ст. 13, п. 7 ст. 17, ст. 22 Закона
Российской Федерации от 15 мая 1991 г. "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999
г.) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из
зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие
годы, имеют право на одноразовое внеочередное обеспечение
благоустроенной жилой площадью в домах государственного и
общественного жилого фонда.
Согласно ч. 2 ст. 22 Примерных правил учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров
РСФСР от 31 июля 1984 г. No. 335 (в ред. от 28 февраля 1996 г.), и
ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР (в ред. от 28 марта 1998 г.)
граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых
помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой
площади.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного выше Закона
финансирование расходов, связанных с его реализацией,
осуществляется из федерального бюджета.
Упомянутый Закон является специальным законом прямого
действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений,
связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, расходы на его
реализацию предусмотрены в федеральном бюджете.
Поэтому следует сделать вывод, что граждане, подвергшиеся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания
с правом на отселение, должны включаться в месте нового проживания
в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное
предоставление жилья, общий же порядок постановки на учет
нуждающихся граждан, предусматривающий проживание в данном
населенном пункте не менее 10 лет, на них не распространяется.
7. Вопрос: Правомерен ли отказ гражданину в бесплатном
закреплении в собственность земельного участка в случае
приобретения им после 1991 года жилого дома, который расположен на
участке, полученном в пожизненное наследуемое владение и
пользование прежним собственником дома до 1 января 1991 г.?
Ответ: Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое
владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в
аренду, кроме аренды у физического лица, имеют право на
предоставление и выкуп этих участков в собственность в
соответствии с действующим законодательством (абз. 3 п. 3 Указа
Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. No. 1767 "О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России" (в ред. от 25 января 1999 г.)).
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации от 23
декабря 1992 г. No. 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации
на получение в частную собственность и на продажу земельных
участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,
садоводства и индивидуального жилищного строительства" граждане,
имеющие на момент вступления в силу этого Закона земельные
участки, размеры которых превышают предельные нормы, во всех
случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или
пользования частью земельного участка, превышающей установленные
нормы. При этом гражданам предоставляется право приобретать данную
часть земельного участка в частную собственность по договорной
цене у местного Совета народных депутатов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 марта 1996
г. No. 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю"
земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и
находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании,
сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать
граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или
брать в аренду.
При переходе права собственности на строение, сооружение или
при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и
гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования
земельными участками. При этом им выдается новый документ,
удостоверяющий право на землю (ст. 37 Земельного кодекса РСФСР).
В соответствии с п. 3 ст. 552 ГК РФ продажа недвижимости,
находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на
праве собственности, допускается без согласия собственника этого
участка, если это не противоречит условиям пользования таким
участком, установленным законом или договором. При продаже такой
недвижимости покупатель приобретает право пользования
соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что
и продавец недвижимости.
Таким образом, следует сделать вывод, что при приобретении
гражданином недвижимости, находящейся на земельном участке,
который был предоставлен прежнему владельцу в пожизненное
наследуемое владение, к покупателю переходит закрепленное
действующим законодательством право переоформить этот земельный
участок в собственность бесплатно в пределах установленных
законодательными актами субъекта Российской Федерации предельных
норм. Участок, превышающий установленную норму, должен переходить
к покупателю на том же праве, на котором он находился у прежнего
владельца, либо по желанию покупателя переходить в собственность
по договорной цене в установленном законодательными актами
субъекта Российской Федерации порядке.
8. Вопрос: Правомерно ли требование к гражданам, имеющим право
собственности на жилой дом, возникшее до вступления в силу
Федерального закона от 21 июля 1997 г. No. 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним", о государственной регистрации их прав на это имущество в
случае возведения в установленном порядке пристройки, надстройки к
дому или его реконструкции с возведением на месте снесенного
старого строения нового?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21
июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на
недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и
подтверждения государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое
имущество. Государственная регистрация является единственным
доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 6 упомянутого Федерального закона права на
недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу,
признаются юридически действительными при отсутствии их
государственной регистрации, введенной этим Законом.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их
обладателей.
Государственная регистрация возникших после введения в
действие указанного Федерального закона ограничения (обременения)
или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует
государственной регистрации прав на данный объект, возникших до
введения в действие этого Федерального закона (п. 2 ст. 6).
При сносе жилого дома, находящегося у гражданина в
собственности, и постройке на его месте нового строения либо при
возведении пристройки к жилому дому (или надстройки) изменяется
объект права собственности гражданина, отличающийся размерами,
планировкой, площадью и т.д. Следовательно, при производстве
гражданином перечисленных изменений право на новое строение,
являющееся уже новым объектом собственности, подлежит регистрации
в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. и
требование органов, в полномочия которых входит указанная
регистрация, произвести ее правомерно.
9. Вопрос: Применимы ли положения ст. 34 КЗоТ РФ при
разрешении спора о законности увольнения с военной службы в связи
с проведением организационно - штатных мероприятий военнослужащих
- женщин, в семье которых двое или более иждивенцев и нет других
работников с самостоятельным заработком либо воспитывающих детей
без отца?
Ответ: Согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998
г. "О статусе военнослужащих" военнослужащие - женщины пользуются
льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи,
материнства и детства.
Положения ч. 2 ст. 34 КЗоТ РФ, устанавливающие, что при равной
производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении
на работе отдается, в частности, семейным работникам при наличии
двух или более иждивенцев, лицам, в семье которых нет других
работников с самостоятельным заработком, направлены на охрану
семьи и детства.
Военнослужащая, на иждивении которой находятся двое или более
членов семьи либо которая воспитывает ребенка (детей) без отца,
имеет право, исходя из норм п. 9 ст. 10 Федерального закона "О
статусе военнослужащих", на гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 34
КЗоТ РФ в виде оставления на военной службе в случае осуществления
организационно - штатных мероприятий.
10. Вопрос: Вправе ли иностранная страховая компания
(страховщик), выплатившая иностранному гражданину страховое
возмещение в связи с кражей у него автомобиля, который затем был
переправлен через границу и продан гражданину Российской
Федерации, истребовать у него как у добросовестного приобретателя
купленный им автомобиль, если по закону государства страховщика к
последнему в указанном случае перешло право собственности на
автомобиль?
Ответ: Согласно ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно
приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем
приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный
приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от
приобретателя в случае, когда имущество было, в частности,
похищено у него.
Если по закону иностранного государства, в котором
осуществляет свою деятельность страховая компания, к страховщику
перешло право собственности на автомобиль, в связи с хищением
которого его собственнику выплачено страховое возмещение,
страховщик вправе на основании ст. 302 ГК РФ истребовать
автомобиль от добросовестного приобретателя.
Переход к иностранному страховщику права собственности на
застрахованное имущество и права истребования его от
добросовестного приобретателя в названном случае соответствует и
положениям ст. 965 ГК РФ. В силу п. 1 ст. 965 ГК РФ, если
договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к
страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в
пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь
(выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки,
возмещенные в результате страхования. Как следует из названия ст.
965 ГК РФ, такой переход происходит в виде суброгации, т.е. путем
перемены лиц в обязательстве, в том числе в обязательстве о
возврате первоначальному собственнику похищенного у него
имущества.
(Обзор подготовлен отделом работы
с законодательством Верховного Суда
Российской Федерации)
|