МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 июня 2000 г. N 1924
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эксперимент в области дистанционного образования, проводимый с
июля 1997 г., позволил уточнить направления развития и методы
дистанционного образования в Российской Федерации, получил
поддержку в среде научно - педагогической общественности и охватил
более 100 тыс. обучающихся.
Вузами - участниками эксперимента были созданы оригинальные
методы дистанционного образования, опирающиеся на новейшие
информационные технологии и средства телекоммуникаций, предложены
две технологии образовательного процесса, которые открывают новые
возможности для развития дистанционного образования. К таким
технологиям относятся:
сетевая электронная Интернет - библиотека;
мультипреподавательское спутниковое телевидение.
Были созданы предпосылки обеспечения образовательного процесса
в полном объеме по отдельным специальностям с использованием
технологий дистанционного образования; разработаны
специализированные учебные методические пособия по основным
естественнонаучным, гуманитарным и социально - экономическим
дисциплинам. Определена специфика работы преподавателей при
использовании технологий дистанционного образования, разработаны
методические основы их деятельности, организована их подготовка.
В ходе эксперимента создана широкая сеть филиалов и
региональных учебных центров, охватывающих большую часть регионов
России, начинают оформляться технологические принципы
дистанционного образования, что позволяет значительно расширить
доступность высшего образования для различных слоев населения, в
том числе в отдаленных от центров образования регионах.
С учетом предварительных результатов эксперимента в области
дистанционного образования приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента в
области дистанционного образования (с учетом результатов,
полученных в 1997 - 1999 годах).
2. Установить срок проведения эксперимента в области
дистанционного образования до 01.08.2001.
3. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации
(В.Н. Гуничеву), Управлению образовательных программ и стандартов
высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестакову)
уточнить список участников эксперимента до 01.10.2000.
4. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации
(В.Н. Гуничеву) оформить и выдать вузам и филиалам, участвующим в
эксперименте, приложения к лицензиям на право ведения
образовательной деятельности в сфере высшего профессионального
образования со сроком действия до 01.08.2001 с учетом формы
обучения.
5. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений
России при Минобразовании России (В.О. Анурину) до 01.08.2001
провести аттестацию филиалов, участвующих в эксперименте.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра В.Д. Шадрикова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 27 июня 2000 г. N 1924
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБЛАСТИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ В 1997 - 1999 ГОДАХ)
1. Общие положения
1.1. Целью настоящего эксперимента является подготовка
нормативных правовых документов, регламентирующих применение
технологий дистанционного образования в учебном процессе.
1.2. Средствами достижения этой цели является создание и
отработка на практике современных информационных технологий,
охватывающих дистанционное обучение и доставку учебных материалов,
с использованием информационных и телекоммуникационных систем,
спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета,
электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных
линий и др., создание и отработка соответствующих организационных
структур и методов их работы.
1.3. Положение регламентирует организационно - технологические
основы деятельности образовательных учреждений, осуществляющих
учебный процесс на технологиях дистанционного образования в полном
объеме. Учреждения, осуществляющие образовательный процесс с
применением технологий дистанционного образования наряду с
традиционными методами, используют нижеследующие нормы частично.
2. Организационная структура
2.1. В дистанционном образовании применяется трехуровневая
организационная структура: базовое образовательное учреждение,
филиалы, представительства дистанционного обучения (ПДО).
2.2. Юридическим лицом является только базовое образовательное
учреждение.
2.3. Филиалы - обособленные структурные подразделения
образовательных учреждений - осуществляют обучение по
образовательной программе в неполном объеме (текущая и итоговая
аттестация не производятся, консультирование и руководство
разработкой курсовых, дипломных работ и проектов осуществляется
частично и др.).
2.4. Представительства дистанционного обучения (ПДО), являясь
обособленными подразделениями образовательного учреждения,
организационно подчинены одному из филиалов и обслуживаются
преподавательским составом филиалов. По мере развития и при
достижении достаточного масштаба ПДО могут быть преобразованы в
филиалы.
2.5. Филиалы и ПДО, как правило, пользуются услугами
физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений,
предприятий общественного питания и медицинского обслуживания,
публичных библиотек на договорной основе.
3. Компетенция базового образовательного учреждения
Базовое образовательное учреждение осуществляет:
3.1. Прием студентов на обучение в филиалах и ПДО
осуществляется приемной комиссией базового образовательного
учреждения с применением технологий дистанционного образования
(экстерриториальной приемной комиссией).
3.2. Подготовку и тиражирование учебных материалов (учебники,
учебные пособия, обучающие и тренинговые компьютерные программы,
учебные видеофильмы, аудиокурсы), материалов, предназначенных для
передачи по телекоммуникационным и спутниковым каналам связи,
материалов оперативной (тесты и прочее) и текущей (экзамены и
прочее) аттестации.
3.3. Организацию работы профессорско - преподавательского
состава и повышения его квалификации.
3.4. Проведение занятий с обучающимися в филиалах и ПДО по
технологиям дистанционного образования, охватывающим обучение и
доставку учебных материалов, с использованием информационных и
телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов
связи, ISDN, Интернета, электронной почты, других видов
компьютерной связи, телефонных линий и др.
3.5. Итоговую и, частично или полностью, текущую аттестацию
обучающихся в филиалах и ПДО.
3.6. Ведение и архивное хранение личных дел обучающихся в
филиалах.
3.7. Переводы обучающихся в базовых образовательных
учреждениях, филиалах с курса на курс и выдачу им документов об
образовании, включая академические справки и дипломы.
4. Компетенция филиалов
Филиалы осуществляют:
4.1. Функции, включая представительство, базового
образовательного учреждения, по доверенности.
4.2. Ведение образовательного процесса в неполном объеме (за
исключением тех его элементов, которые выполняются базовым
образовательным учреждением).
4.3. Методическую и организационную работу, сопровождающую
дистанционный образовательный процесс.
4.4. Организационно - методическое руководство ПДО.
5. Компетенция ПДО
ПДО осуществляет:
5.1. Представительство базового образовательного учреждения и
филиала по доверенности.
5.2. Методическую и организационную работу, сопровождающую
дистанционный образовательный процесс.
6. Кадры дистанционного образовательного процесса
Кадры дистанционного образовательного процесса состоят из
следующих групп:
6.1. Административно - хозяйственный персонал базового
образовательного учреждения, филиалов, ПДО.
6.2. Научно - педагогический персонал, который включает:
6.2.1. Научных работников (базового образовательного
учреждения).
6.2.2. Профессорско - преподавательский состав (ППС) базового
образовательного учреждения и филиалов. ППС организован в кафедры,
состоящие из лиц, проживающих в различных городах и населенных
пунктах, методически и организационно объединенных современными
средствами связи (экстерриториальные кафедры).
Часть ППС составляют лица, осуществляющие занятия с
обучающимися, текущую и итоговую аттестацию с применением
технологий дистанционного образования, включая обучение с
использованием современных информационных и телекоммуникационных
систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета,
электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных
линий и др. (ППСДО).
Должностными обязанностями ППС может быть предусмотрена работа
по осуществлению методического, технологического и
организационного обеспечения учебного процесса технологиями
дистанционного образования.
6.2.3. ППС филиала и относящихся к нему ПДО состоит из ППСДО и
профессоров и преподавателей, входящих в состав экстерриториальных
кафедр, из числа проживающих в местах расположения филиалов и ПДО.
6.3. Инженерно - технический персонал, поддерживающий работу
компьютерной и телевизионной техники, средств связи, других
технических средств обучения (базового образовательного
учреждения, филиалов, ПДО).
6.4. Учебно - вспомогательный персонал, организующий обучение
студентов по технологиям дистанционного образования (в филиалах и
ПДО).
7. Показатели материально - технического обеспечения
филиалов и ПДО, требующие уточнения на основании опыта
использования дистанционных технологий
В ходе эксперимента будут установлены нормативы по следующим
показателям потребностей в материальных и технических ресурсах
филиалов и ПДО:
7.1. Учебные площади для осуществления дистанционного
образования на одного студента очной, очно - заочной и заочной
формы обучения.
7.2. Компьютерное электронное и телевизионное оборудование для
обучения и контроля знаний в виртуальных средах (обеспеченность на
одного обучающегося различных форм обучения).
7.3. Обеспечение модульными учебниками и учебными пособиями по
всем учебным дисциплинам (полный комплект для обучающихся
различных форм обучения). Дополнительное предоставление комплекта
традиционных учебников на каждого студента, общее обеспечение
комплектами учебников. Традиционные учебники могут поставляться в
читальные залы собственных или публичных библиотек, при этом
устанавливается число посадочных мест для студентов различных форм
обучения.
7.4. Обеспеченность физкультурно - оздоровительными и
спортивными сооружениями, предприятиями общественного питания и
медицинского обслуживания для обучающихся различных форм обучения.
|