КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
27 июня 2000 г.
N 11
ИТОГИ ЗАВЕРШЕННЫХ В 1999 Г. НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ВЫПОЛНЕННЫХ В РАМКАХ ДОГОВОРОВ НА НИР
Коллегия отмечает, что в 1999 г., несмотря на сложные
экономические условия, качество запланированных и выполненных
работ в рамках договоров на научно - исследовательские разработки
остается на достаточно высоком уровне.
Во многом этому способствовало принятие Федерального закона "О
науке и государственной научно - технической политике" от
23.08.1996 г. N 127-ФЗ, постановлений Правительства Российской
Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации" от 05.11.1997 г. N 1387,
"О Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000
г.г." от 18.05.1998 г. N 453.
В 1997 году Правительством Российской Федерации было принято
постановление "О государственной аккредитации научных организаций"
от 11.10.97 г. N 1291, положившее начало широкомасштабной работе
по реструктуризации сети научно - исследовательских учреждений
(приказ Минздрава России от 24.02.98 г. N 47).
В целях упорядочения деятельности научных организаций,
внедрения результатов научных исследований в образовательный
процесс и практическое здравоохранение, повышения качества
подготовки медицинских кадров, привлечения студентов и молодых
специалистов к научно - исследовательской работе, 4 НИИ введены в
высшие учебные заведения в качестве структурных подразделений. Во
исполнение Федерального закона "О лекарственных средствах", для
обеспечения организационно - методического руководства и
исключения дублирования в работе учреждений, входящих в
государственную систему контроля качества, эффективности и
безопасности лекарственных средств, 3 НИИ объединены в Научный
центр экспертизы и государственного контроля лекарственных
средств.
Таким образом, в результате проведенной в 1999 г. Минздравом
России реструктуризации сети подведомственных учреждений ее
численность сократилась на 7 единиц и составила 95 НИИ, 47
медицинских ВУЗов и 7 учреждений дополнительного профессионального
образования.
Свидетельство о государственной аккредитации получили 65
подведомственных научно - исследовательских учреждений. Всего
Министерством науки и технологий Российской Федерации в 1998-1999
годах аккредитовано 89 научных организаций, документы 5 научных
организаций (противочумные НИИ Минздрава России) находятся на
рассмотрении в Министерстве промышленности, науки и технологий
Российской Федерации.
В 1999 году научные исследования проводились в рамках 366
договоров, сгруппированных в 36 отраслевых и 3 федеральные
программы.
Общее количество полученной научной продукции - 1521 единица
(ед.). Из них новые медицинские разработки составляют 352 ед.
(23,1%). К усовершенствованным технологиям отнесены 406 ед.
(26,7%). Издательская продукция (монографии, учебники, справочная
литература) составляет 6% от общего количества научной продукции
(96 ед.)
Основными видами научной продукции являются:
нормативно - техническая документация, методические рекомендации и
указания, программные средства, базы данных, патенты, научные
отчеты. Кроме этого в институтах проводится работа по созданию
лекарственных средств и изделий медицинского назначения, но, как
правило, ее не удается завершить ввиду отсутствия финансирования.
И хотя экономическая ситуация не позволяет в полной мере
решать проблемы, связанные с внедрением новых медицинских
технологий, Минздрав России на сегодняшний день активно использует
5 способов доведения до практикующих медицинских работников
результатов научных разработок:
- публикации в профильных медицинских научно - практических
журналах;
- проведение конференций, съездов, симпозиумов, семинаров,
посвященных наиболее интересным разработкам;
- включение новых разработок в образовательные программы;
- ежегодное издание и распространение совместно с Российской
академией медицинских наук сборника основных результатов научных
разработок;
- издание и распространение Государственного реестра новых
медицинских технологий.
Таким образом, многие выдающиеся достижения ученых - медиков
федеральных НИУ внедрены в практику отечественного здравоохранения
и позволяют успешно решать актуальные проблемы медицины. Среди них
сложнейшие операции на мозге, сердце, сосудах, легких, пищеводе,
органах брюшной полости, методы лечения иммунодефицитов,
урологических и кожных заболеваний, поражений кроветворной и
опорно - двигательной систем.
Несмотря на имеющиеся определенные успехи в вопросах
организации научных исследований сохраняются и некоторые
недостатки. Так, до настоящего времени не полностью ликвидировано
дублирование научных исследований. Этому во многом способствует
отсутствие должной межведомственной координации научных
исследований, когда существует практика финансирования
медико - биологических исследований, как из средств Минздрава
России, так и по линии других министерств и ведомств.
Все еще отсутствует координация между Департаментами и
Управлением научно - исследовательских медицинских учреждений в
формировании научных блоков и договоров по ряду федеральных
целевых программ. На практике это приводит к тому, что отчетность
по заключенным договорам и утверждение научной продукции нередко
не сответствует установленному порядку.
Отсутствует действенная система внедрения в практическую
медицину новых технологий профилактики, диагностики и лечения
оновных заболеваний человека, что существенно ослабляет влияние
(научных учреждений Минздрава России на динамику показателей
здравоохранения и состояния охраны здоровья населения Российской
Федерации.
Исходя из изложенного, в целях дальнейшего развития и
совершенствования работы в области планирования и реализации
результатов научных разработок в практическом здравоохранении,
Коллегия РЕШИЛА:
1. Одобрить работу Управления научно - исследовательских
медицинских учреждений по организации комиссионного приема научной
продукции, отметив, что установленная форма отчетности
способствует развитию творческой инициативы научных коллективов и
повышению ответственности за конечные результаты.
2. Управлению научно - исследовательских медицинских
учреждений (С.Б.Ткаченко):
2.1. Разработать и представить на утверждение:
- методические указания "О порядке представления и утверждения
результатов научных разработок".
Срок декабрь 2000 г.
- положение о порядке планирования, подготовки и проведения
научно - практических мероприятий Минздрава России.
Срок декабрь 2000 г.
- указание о порядке приема завершенных в 2000 г. НИР.
Срок декабрь 2000 г.
2.2. По итогам завершенных отраслевых программ, выполненных в
период с 1996 г. по 2000 г. подготовить перечень предложений,
которые нуждаются в дополнительном финансировании для завершения
работ и внедрения в практическое здравоохранение (препараты,
изделия медицинского назначения) с экономическим обоснованием.
Срок II квартал 2001 г.
2.3. Подготовить к изданию второй выпуск (дополненный)
Государственного реестра новых медицинских технологий.
Срок декабрь 2000 г.
2.4. Подготовить предложения:
- о переводе на контрактную систему научно - исследовательских
и опытно - конструкторских работ, выполняемых по заказам Минздрава
России.
Срок декабрь 2000 г.
- о проведении открытых конкурсов на выполнение
научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по
заказам Минздрава России.
Срок ноябрь 2000 г.
2.5. Совместно с Департаментом развития и экономики
здравоохранения (Р.А.Хальфин) представить предложения о
возможности создания инновационного фонда для развития
приоритетных инновационных программ и разработки системы внедрения
результатов научных исследований в практику здравоохранения.
Срок IV квартал 2000 г.
2.6. Совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами проработать вопрос о создании единого информационного
пространства по выполняемым в подведомственных НИУ научным
исследованиям.
Срок I квартал 2001 г.
3. Директорам НИУ, ректорам ВУЗов при планировании научных
исследований на 2001 и последующие годы предусмотреть включение
работ по созданию новых и переработке утвержденных стандартов
(протоколов) лечения больных в соответствии с установленным
порядком.
Срок - постоянно
4. Председателям Секций Ученого совета Минздрава России
повысить уровень требований как к экспертизе договоров на НИР и
итоговой научной продукции, так и к срокам проведения экспертизы.
Срок - постоянно
5. Контроль за выполнением данного решения возложить на
Статс - секретаря, заместителя Министра Е.Д.Дедкова.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
А.А.ПРОХОДА
|