ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2000 г. N 01-06/16996
О НЕОБХОДИМОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ УПК РСФСР
В ГУБК ГТК России проанализированы результаты работы
таможенных органов России по проверке обоснованности
приостановления дознания по уголовным делам.
Анализ представленных сведений показал, что при производстве
дознания по уголовным делам продолжают иметь место факты нарушений
требований уголовно - процессуального законодательства. Уголовные
дела приостанавливаются преждевременно, без достаточных на то
оснований. Постановления о приостановлении дознания выносятся без
выполнения всех следственных действий, производство которых
возможно в отсутствии обвиняемого, без принятия исчерпывающих мер
к его обнаружению, а равно к установлению лиц, совершивших
преступление. По уголовным делам экспертизы назначаются
несвоевременно либо не назначаются вообще, не производятся выемки
документов из регистрационных, налоговых и таможенных органов, не
принимаются достаточных мер к изобличению причастных к совершению
преступления лиц. С целью установления физических лиц, которые
совершали преступления с использованием реквизитов, уставно -
регистрационных документов и банковских счетов подставных
коммерческих структур, не анализируются банковские документы этих
предприятий, в том числе не отслеживается движение денежных
средств на их счетах. После приостановления дознания по п. 1 и
п. 3 ст. 195 УПК РСФСР таможенные органы, грубо нарушая требования
ст. 196, 197 УПК РСФСР, розыск лиц, совершивших преступления,
практически не ведут и оперативно - розыскных мер к установлению
лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого, не принимают.
Более того, в материалах некоторых уголовных дел усматриваются
признаки не только преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ,
но и признаки преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ
(подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов,
печатей, бланков и их использование), производство
предварительного следствия по которому обязательно в силу
требований ст. 119 УПК РСФСР. Однако таможенные органы вместо
того, чтобы направить такие уголовные дела по подследственности в
органы предварительного следствия, приостанавливают дознание.
В связи с вышеизложенным для эффективного проведения дознания
предлагаю обеспечить:
1. Неукоснительное соблюдение требований ст. ст. 118, 119,
127, 132, 195, 196 и 197 УПК РСФСР.
2. При вынесении постановлений о приостановлении уголовных дел
на основании п. 3 ст. 195 УПК РСФСР (неустановления лица,
подлежащего привлечению в качестве обвиняемого), в силу требований
ст. 197 УПК РСФСР в обязательном порядке давать оперативно -
розыскным подразделениям таможенных органов поручения о принятии
мер к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве
обвиняемого.
3. По наиболее сложным уголовным делам, а также по уголовным
делам о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности,
создавать следственно - оперативные группы с включением в них
сотрудников оперативно - розыскных подразделений.
4. Незамедлительное доведение результатов оперативно -
розыскной деятельности до дознавателей и следователей, в
производстве которых находится уголовное дело.
Заместитель Председателя
Комитета
И.А.МЕЖАКОВ
|