ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 01-1/7-04
(Минск, 11 ноября 2005 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда
Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж.,
Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда
Островского Л.Я.,
представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых
Государств Вежновца В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу
Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о
толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств
обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с
запросом о толковании пунктов 14 и 22 Положения об Исполнительном
комитете СНГ от 21 июня 2000 года, статьи 11 Соглашения о правовом
статусе представителей государств и должностных лиц
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза
от 28 марта 1997 года и пункта 5 Решения Совета глав государств
Содружества Независимых Государств о совершенствовании и
реформировании структуры органов Содружества Независимых
Государств от 2 апреля 1999 года.
В запросе Исполнительный комитет просит дать толкование по
вопросу о праве должностных лиц и сотрудников Исполнительного
комитета СНГ, в том числе бывших сотрудников МЭКа, переведенных на
работу в Исполнительный комитет на основании Решения Совета глав
государств Содружества Независимых Государств о совершенствовании
и реформировании структуры органов Содружества Независимых
Государств от 2 апреля 1999 года, на назначение им пенсии в
порядке и на условиях, установленных для государственных служащих,
и ответить на следующие вопросы:
имеют ли право граждане Российской Федерации - сотрудники
Исполнительного комитета СНГ на пенсию на условиях, определенных
законодательством Российской Федерации для государственных
служащих;
имеют ли право на такую же пенсию граждане Российской Федерации
- бывшие сотрудники Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза, перешедшие на работу в Исполнительный
комитет СНГ в связи с реорганизацией органов СНГ (Исполнительного
Секретариата, МЭКа и др.), и зависит ли оно от формулировки
основания перехода на работу в Исполнительный комитет.
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав судью-докладчика
Т.Н. Молчанову, представителя Исполнительного комитета СНГ В.Н.
Вежновца, обсудив заключения генерального советника Л.Я.
Островского, специалиста Е.Ф. Довгань, эксперта Г.Г. Шинкарецкой,
Экономический Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве
международных договоров от 23 мая 1969 года при толковании актов,
указанных в запросе, должны быть использованы и другие
межгосударственные (межправительственные) акты, регулирующие
пенсионное обеспечение должностных лиц и сотрудников органов СНГ,
в частности Соглашение о правовом статусе должностных лиц и
сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25
апреля 2003 года.
Экономический Суд отмечает, что Исполнительный комитет СНГ
создан в результате реорганизации Исполнительного Секретариата
СНГ, аппарата Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза, рабочих аппаратов ряда межгосударственных и
межправительственных отраслевых органов на основании Решения
Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании
структуры органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля
1999 года. Статья 5 Решения предусматривает, что Исполнительный
комитет является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ,
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза.
Экономический Суд считает необходимым осуществить толкование
актов, указанных в запросе Исполнительного комитета, в их
хронологическом порядке по мере создания органов Содружества.
Межгосударственный экономический комитет Экономического союза
учрежден государствами-участниками Договора о создании
Экономического союза Соглашением о создании Межгосударственного
экономического комитета Экономического союза от 21 октября 1994
года. Одновременно утверждено и Положение о Межгосударственном
экономическом комитете. Вопросы пенсионного обеспечения
должностных лиц и сотрудников МЭКа урегулированы специальным
Соглашением о правовом статусе представителей государств и
должностных лиц Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза от 28 марта 1997 года. В соответствии со
статьей 18 Соглашение вступило в силу с даты его подписания, а для
государств-участников, законодательство которых требует выполнения
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в
силу, - с даты сдачи соответствующих документов депозитарию.
Соглашение подписали: Азербайджанская Республика, Республика
Армения, Республика Беларусь, Грузия, Кыргызская Республика,
Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан,
Республика Узбекистан, Украина (с оговоркой: "Вступит в действие
после ратификации Верховной Радой Украины"). Республика Казахстан
присоединилась к Соглашению 17 июля 1997 года. Соглашение вступило
в силу для государств: Республика Таджикистан, Республика
Казахстан, Республика Узбекистан и Республика Беларусь. Республика
Молдова сообщила о необходимости выполнения внутригосударственных
процедур. Документы о выполнении внутригосударственных процедур
или уведомления об отсутствии необходимости их выполнения от
Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Кыргызской
Республики, Российской Федерации и Украины депозитарию не
поступали.
Согласно статье 11 Соглашения "Представители государств и
должностные лица Комитета по законодательству государств-
участников приравниваются к соответствующим категориям
государственных служащих государств, гражданами которых они
являются, с распространением на них льгот, которыми пользуются в
вопросах социально-бытового, медицинского обслуживания и
пенсионного обеспечения государственные служащие, должности
которых включены в реестры должностей государственной службы
государств-участников. Время работы в Комитете засчитывается
представителям государств и должностным лицам Комитета в стаж
работы в качестве государственных служащих того государства-
участника, гражданами которого они являются, с момента поступления
их на работу в Комитет".
Экономический Суд отмечает, что приравнивание как способ
регулирования правового положения должностных лиц и сотрудников
МЭКа, предусмотренное в статье 11 Соглашения, используется с целью
предоставления указанным лицам прав по пенсионному обеспечению в
том же объеме, что и государственным служащим. Включение периода
работы в МЭКе в стаж государственной службы должно рассматриваться
как приравнивание.
Государство, в отношении которого Соглашение вступило в силу,
приняло на себя обязательство урегулировать в своем
законодательстве пенсионное обеспечение должностных лиц и
сотрудников МЭКа в порядке и на условиях, установленных для
государственных служащих.
Российская Федерация, ратифицировавшая Соглашение Федеральным
законом от 31 июля 1998 года N 152-ФЗ, ратификационную грамоту
депозитарию не представила, поэтому для Российской Федерации
Соглашение о правовом статусе представителей государств и
должностных лиц Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза от 28 марта 1997 года не вступило в силу.
Однако Правительство Российской Федерации Постановлением "О
некоторых социальных гарантиях граждан Российской Федерации,
замещавших должности в Межгосударственном экономическом комитете
Экономического союза и Межгосударственном статистическом комитете
Содружества Независимых Государств и уволенных в связи с их
реорганизацией" от 28 июля 2000 года N 578 обязало компетентные
органы принять решение об установлении сотрудникам МЭКа, уволенным
в связи с его реорганизацией, доплаты к пенсиям применительно к
порядку и условиям, предусмотренным для федеральных
государственных служащих. Тем самым Российская Федерация признала
для себя обязательными положения международного Соглашения от 28
марта 1997 года в части, касающейся пенсионного обеспечения
должностных лиц и сотрудников МЭКа. Правовой основой для такого
вывода Экономического Суда является статья 31 Венской конвенции о
праве международных договоров от 23 мая 1969 года,
предусматривающая возможность использования при толковании
последующей практики применения международного договора
государствами-участниками.
Следует также учесть, что еще 19 июля 1995 года между
Правительством Российской Федерации и Межгосударственным
экономическим комитетом Экономического союза, выступавшим от имени
государств-участников Договора о создании Экономического союза,
было заключено Соглашение об условиях пребывания
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза
на территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 20
Соглашение временно применялось с даты его подписания и вступило в
силу одновременно с Федеральным законом от 25 июля 1996 года N 96-
ФЗ о его ратификации - 9 августа 1996 года. Соглашение
предоставило должностным лицам МЭКа привилегии и иммунитеты,
распространило на них действующий в Российской Федерации порядок
социального обеспечения. При этом часть 2 статьи 16 Соглашения
устанавливала, что время работы в МЭКе представителей Российской
Федерации и должностных лиц МЭКа, являющихся гражданами Российской
Федерации, засчитывается в стаж работы в качестве федерального
государственного служащего. В силу пункта 4 статьи 15 Конституции
Российской Федерации указанная норма имеет приоритет в
правоприменении, поэтому время работы должностных лиц и
сотрудников в МЭКе подлежит зачету в стаж работы в качестве
федерального государственного служащего.
Экономический Суд считает, что должностные лица и сотрудники
Исполнительного комитета, созданного на основании Решения Совета
глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры
органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года,
также, как и должностные лица и сотрудники МЭКа, имеют право на
пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных для
государственных служащих государств, гражданами которых они
являются.
В соответствии с принципом континуитета (от лат. continuum -
непрерывное, сплошное), действующего в международном праве, в
отношении Исполнительного комитета как правопреемника
Исполнительного Секретариата СНГ и МЭКа (пункт 5 Решения от 2
апреля 1999 года, пункт 22 Положения об Исполнительном комитете
СНГ от 21 июня 2000 года) продолжают действовать все соглашения,
находящиеся в силе для организаций-предшественников, если это не
противоречит объекту и целям таких договоров.
Положение об Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств утверждено Протоколом государств-участников СНГ от 21
июня 2000 года, являющимся по своей правовой природе международным
договором. Согласно пункту 4 Протокол вступает в силу со дня
подписания, а для государств-участников, законодательство которых
требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для
его вступления в силу, - со дня сдачи соответствующих документов
депозитарию.
Названный Протокол подписали: Азербайджанская Республика,
Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика
Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская
Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.
Протокол вступил в силу для государств: Азербайджанская
Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика
Таджикистан, Украина. Республика Казахстан и Республика Молдова
сообщили о необходимости выполнения внутригосударственных
процедур. От Грузии, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан,
Российской Федерации, подписавших Протокол, уведомления о
необходимости выполнения внутригосударственных процедур или об
отсутствии необходимости их выполнения депозитарию не поступали.
Согласно пункту 14 Положения об Исполнительном комитете
"сотрудники аппарата Комитета (кроме технического и обслуживающего
персонала) по законодательству государств-участников Содружества
приравниваются к соответствующим категориям государственных
служащих государств, гражданами которых они являются, с
распространением на них льгот, которыми пользуются в вопросах
социально-бытового, медицинского обслуживания и пенсионного
обеспечения государственные служащие. Период работы в Комитете
указанным лицам засчитывается в стаж работы в качестве
государственных служащих того государства-участника Содружества,
гражданами которого они являются".
Из текста пункта 14 Положения следует, что вопросы пенсионного
обеспечения должностных лиц и сотрудников аппарата Исполнительного
комитета решались также, как и в отношении соответствующих
работников МЭКа (пункт 11 Соглашения от 28 марта 1997 года).
Исходя из этого, государства, в отношении которых Протокол вступил
в силу, должны были урегулировать национальным законодательством
пенсионное обеспечение должностных лиц и сотрудников
Исполнительного комитета в порядке и на условиях, установленных
для государственных служащих. Как отмечалось, Российская
Федерация, подписавшая Протокол, уведомление о необходимости
выполнения внутригосударственных процедур либо об отсутствии
необходимости их выполнения депозитарию не направила.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 11 Указа Президента
Российской Федерации "Об утверждении Перечня должностей, периоды
службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы
для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных
служащих" от 17 декабря 2002 года N 1413 (в редакции от 6 августа
2005 года N 931) должности, занимаемые гражданами Российской
Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах,
созданных государствами-участниками Содружества Независимых
Государств с участием Российской Федерации, включены в Перечень
должностей, периоды службы в которых засчитываются в стаж
государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет
федеральных государственных служащих. Таким образом, Российская
Федерация фактически реализовала правило пункта 14 Положения об
Исполнительном комитете СНГ.
Государства-участники Содружества в лице правительств 25 апреля
2003 года подписали Соглашение о правовом статусе должностных лиц
и сотрудников органов Содружества Независимых Государств, которое
подлежит ратификации и вступает в силу с даты сдачи на хранение
депозитарию третьей ратификационной грамоты (статья 19). По
сообщению депозитария, ратификационные грамоты сдали: Российская
Федерация - 26 января 2004 года, Республика Армения - 8 декабря
2004 года, Республика Таджикистан - 28 июня 2005 года. Соглашение
вступило в силу 28 июня 2005 года.
В соответствии со статьей 16 Соглашения пенсионное обеспечение
должностных лиц и сотрудников органов Содружества осуществляется
по законодательству Сторон, гражданами которых они являются (часть
3), время работы должностных лиц и сотрудников засчитывается в их
трудовой стаж в соответствии с законодательством Сторон,
гражданами которых они являются или на территории которых
постоянно проживают (часть 6). Анализ данных норм показывает, что
их редакция по сравнению с положениями толкуемых выше актов
изменена. Исключая приравнивание должностных лиц и сотрудников
органов Содружества к государственным служащим, упомянутые правила
статьи 16 решение вопросов пенсионного обеспечения должностных лиц
и сотрудников органов Содружества и зачета времени работы в
органах СНГ в их трудовой стаж относят непосредственно к
национальному законодательству.
Экономический Суд отмечает, что законодательство государств-
участников СНГ - Сторон Соглашения от 25 апреля 2003 года по-
разному регулирует отношения по пенсионному обеспечению граждан.
Так, на запрос Суда Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская
Республика сообщили, что льготные пенсии, в том числе пенсии
государственным служащим, упразднены. Законодательством же
Российской Федерации предусмотрены пенсии для государственных
служащих. На основании Указа Президента Российской Федерации от 17
декабря 2002 года N 1413 должностные лица и сотрудники
Исполнительного комитета - граждане Российской Федерации имеют
право на получение пенсии в порядке и на условиях, определенных
законодательством Российской Федерации для государственных
служащих.
Относительно запроса Исполнительного комитета СНГ - сохраняют
ли право на пенсию за выслугу лет бывшие работники МЭКа,
перешедшие на работу в Исполнительный комитет в связи с
реорганизацией органов Содружества, Экономический Суд считает, что
такое право по изложенным выше обстоятельствам сохраняется и не
зависит от основания перехода.
Последствия реорганизации Исполнительного Секретариата, МЭКа
регулируются трудовым законодательством государств места их
пребывания - статьей 29 Кодекса законов о труде РСФСР (1971 год),
статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации (2001 год),
статьей 36 Трудового кодекса Республики Беларусь (1999 год). На
основании указанных норм в случае реорганизации организации
(органов СНГ) трудовые отношения с согласия работника
продолжаются. В связи с этим не допускается увольнение с работы в
прежнем органе (МЭК) и прием на работу во вновь созданный
(Исполнительный комитет СНГ), а также использование формулировок
"назначить в порядке перевода", "назначить на должность",
поскольку продолжение трудовых отношений предполагает работу по
той же должности и с той же зарплатой. В случае отказа работника
от продолжения работы в связи с реорганизацией трудовой договор
прекращается.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации и
Республики Беларусь не предусматривает особенностей регулирования
реорганизации государственных организаций и ее правовых
последствий, вышеуказанные общие правила распространяются на
государственных служащих, а также лиц, приравненных к ним.
Должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета СНГ -
бывшие сотрудники МЭКа, являющиеся гражданами Российской
Федерации, имеют право на пенсию за выслугу лет, так как при
реорганизации МЭКа трудовые отношения указанных лиц не
прекращались и были продолжены с правопреемником - Исполнительным
комитетом СНГ. Анализ указанных выше норм позволяет заключить, что
реорганизация не должна приводить к снижению уровня правового
статуса должностных лиц и сотрудников Исполнительного комитета СНГ
- бывших сотрудников МЭКа в части пенсионного обеспечения.
Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный
секретарь СНГ вправе изменить запись, внесенную в трудовую книжку
бывших сотрудников МЭКа в связи с произведенной реорганизацией
органов СНГ, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых
книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N
5219 (пункты 1.2, 3.2).
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16
Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств
и пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда Содружества
Независимых Государств, Экономический Суд
решил:
Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества
Независимых Государств следующее толкование применения пунктов 14
и 22 Положения об Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств от 21 июня 2000 года, статьи 11 Соглашения о правовом
статусе представителей государств и должностных лиц
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза
от 28 марта 1997 года и пункта 5 Решения Совета глав государств
Содружества Независимых Государств о совершенствовании и
реформировании структуры органов Содружества Независимых
Государств от 2 апреля 1999 года по вопросу о праве должностных
лиц и сотрудников Исполнительного комитета СНГ, в том числе бывших
сотрудников МЭКа, перешедших на работу в Исполнительный комитет
СНГ на основании Решения Совета глав государств о
совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества
Независимых Государств от 2 апреля 1999 года, на назначение им
пенсии в порядке и на условиях, установленных для государственных
служащих.
1. Должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета СНГ,
являющиеся гражданами государств-участников международного
договора, - Протокола об утверждении Положения об Исполнительном
комитете Содружества Независимых Государств от 21 июня 2000 года,
в том числе бывшие должностные лица и сотрудники
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза,
перешедшие на работу в Исполнительный комитет СНГ на основании
Решения Совета глав государств о совершенствовании и
реформировании структуры органов Содружества Независимых
Государств от 2 апреля 1999 года, имеют право в соответствии с
пунктом 14 Положения об Исполнительном комитете Содружества
Независимых Государств на назначение им пенсии в порядке и на
условиях, установленных для государственных служащих.
Должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета СНГ -
граждане Российской Федерации имеют право на пенсию за выслугу лет
на основании Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении
Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в
стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет
федеральных государственных служащих" от 17 декабря 2002 года N
1413.
Должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета СНГ -
граждане государств-участников Соглашения о правовом статусе
должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых
Государств от 25 апреля 2003 года имеют право на пенсию за выслугу
лет в порядке и на условиях, установленных для государственных
служащих, если это право закреплено в действующем законодательстве
государства-участника.
2. Период работы в МЭКе должностных лиц и сотрудников,
перешедших на работу в Исполнительный комитет СНГ в связи с
реорганизацией органов Содружества, засчитывается в стаж работы в
качестве государственных служащих государств, гражданами которых
они являются, на основании статьи 11 Соглашения о правовом статусе
представителей государств и должностных лиц Межгосударственного
экономического комитета Экономического союза от 28 марта 1997
года.
Период работы в МЭКе должностных лиц и сотрудников - граждан
Российской Федерации, перешедших на работу в Исполнительный
комитет СНГ, засчитывается в стаж работы в качестве федерального
государственного служащего на основании части 2 статьи 16
Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза об
условиях пребывания Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза на территории Российской Федерации от 19 июля
1995 года.
Бывшие должностные лица и сотрудники МЭКа, в том числе граждане
Российской Федерации, перешедшие на работу в Исполнительный
комитет СНГ, сохраняют право на пенсию за выслугу лет независимо
от формулировки основания их перехода на работу в Исполнительный
комитет СНГ.
3. Копию Решения направить Исполнительному комитету Содружества
Независимых Государств, правительствам государств-участников
Содружества Независимых Государств.
4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и
средствах массовой информации государств-участников Соглашения о
статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от
6 июля 1992 года.
5. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
А.Ш.КЕРИМБАЕВА
|