КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2000 г. N 124-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА МУСИНОВА ДМИТРИЯ НИКОЛАЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА И ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 1997 ГОДА О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ
ФОНДЫ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 1 МАЯ 1999 ГОДА "О БЮДЖЕТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М.
Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, Т.Г. Морщаковой, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
гражданина Д.Н. Мусинова требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Решением Арбитражного суда Пермской области от 21 октября
1999 года с гражданина Д.Н. Мусинова - предпринимателя,
осуществляющего свою деятельность без образования юридического
лица, взысканы задолженность по уплате страховых взносов в фонд
обязательного медицинского страхования за 1994-1997 годы и пеня за
несвоевременную их уплату.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
гражданин Д.Н. Мусинов просит проверить конституционность
положений статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1995 года "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1996 год" и статьи 4
аналогичного Федерального закона от 5 февраля 1997 года,
установившего тарифы страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды на 1997 год, согласно которым
индивидуальные предприниматели без образования юридического лица
обязаны уплачивать страховые взносы в фонды обязательного
медицинского страхования в размере 3,6 процента от их дохода
(заработка). По мнению заявителя, этими нормами нарушаются статьи
35 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Кроме
того, заявитель утверждает, что норма абзаца второго части второй
статьи 5 Федерального закона от 1 мая 1999 года "О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999
год", устанавливающая пеню за несвоевременную уплату страховых
взносов для работодателей и иных плательщиков в размере 0,3
процента суммы недоимки, не соответствует статьям 19 (часть 1), 35
(части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" уведомлял гражданина Д.Н. Мусинова о
несоответствии его жалобы требованиям названного Закона. Однако в
жалобе, поступившей 27 марта 2000 года, заявитель настаивает на
принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по
поставленным им вопросам.
2. В Постановлении от 24 февраля 1998 года по делу о проверке
конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального
закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1997 год" Конституционный Суд Российской Федерации,
анализируя социально-правовую природу страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, указал, что сущностным
признаком государственного пенсионного страхования является особый
метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых
взносов страхователями и застрахованными в Пенсионный фонд
Российской Федерации. При этом обязательность выражается в том,
что отношения по государственному пенсионному страхованию
возникают в силу закона, т.е. независимо от воли его участников;
поскольку страховые взносы в названный Фонд представляют собой
установленные федеральным законом особые обязательные платежи, при
их установлении должны соблюдаться конституционные требования к
законодательному регулированию любых финансовых обременений и к
ограничению прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья
57 Конституции Российской Федерации).
Данная правовая позиция, как это констатировано в Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года
по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1,
2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального
закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998
год", распространяется и на страховые взносы в фонды обязательного
медицинского страхования, уплата которых является конституционной
обязанностью, вытекающей из положений статьи 41 (часть 1)
Конституции Российской Федерации.
Как указано в названном Постановлении, положение статьи 6
(часть 2) Конституции Российской Федерации о том, что каждый
гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет
равные обязанности, применительно к медицинскому страхованию
означает не только равные права на получение бесплатной
медицинской помощи, но и равные обязанности в несении бремени по
образованию фондов обязательного медицинского страхования.
Индивидуальные предприниматели наравне с любыми другими гражданами
обеспечиваются услугами государственной медицинской помощи, а
потому должны уплачивать взносы в фонды обязательного медицинского
страхования.
Поскольку самозанятые граждане (к ним относится и заявитель)
осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной
собственности на свой страх и риск, на государстве не лежит
обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды
обязательного медицинского страхования. Освобождение же
самозанятых граждан от уплаты страховых взносов означало бы
переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие
категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам
справедливости и недопустимости такого осуществления прав и
свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17,
часть 3, Конституции Российской Федерации).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 6 (часть 2), 7
(части 1 и 2), 41 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в
Постановлении от 23 декабря 1999 года признал статью 4
Федерального закона от 4 января 1999 года в части, устанавливающей
обязательность уплаты страховых взносов в фонды обязательного
медицинского страхования, в том числе для индивидуальных
предпринимателей, не противоречащей Конституции Российской
Федерации.
Приведенные правовые позиции формулировались Конституционным
Судом Российской Федерации применительно к Федеральным законам от
5 февраля 1997 года и от 4 января 1999 года, которые, как и иные
федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, воспроизводя те же нормы,
принимаются всякий раз на один год. В связи с этим и с учетом
требования статьи 6 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности
решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей
территории Российской Федерации для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их объединений указанные правовые
позиции распространяются и на оспариваемый гражданином Д.Н.
Мусиновым Федеральный закон от 21 декабря 1995 года.
Согласно пункту 3 части первой статьи 43 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает
решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в случае, если
по предмету обращения ранее им было вынесено Постановление,
сохраняющее свою силу, а потому данная жалоба в части, касающейся
проверки конституционности статьи 3 Федерального закона от 21
декабря 1995 года и статьи 4 Федерального закона от 5 февраля 1997
года о тарифах страховых взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды, не может быть принята Конституционным Судом
Российской Федерации к рассмотрению.
3. Статья 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, из
которой вытекает обязанность платить страховые взносы в фонды
обязательного медицинского страхования, оставляет решение вопроса
об ответственности плательщиков за ненадлежащее исполнение этой
обязанности на усмотрение законодателя, который в свою очередь
вправе в целях обеспечения ее выполнения устанавливать нормы (к
числу которых принадлежит и оспариваемая заявителем норма абзаца
второго части второй статьи 5 Федерального закона от 1 мая 1999
года "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 1999 год"), регламентирующие порядок начисления
пени в качестве компенсации потерь фондов обязательного
медицинского страхования в результате недополучения сумм страховых
взносов в случае задержки их уплаты. При этом пеня выступает
дополнительным платежом, добавляемым к сумме собственно не
внесенных плательщиками в срок страховых взносов.
Соответствующая правовая позиция изложена Конституционным Судом
Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года по делу
о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О
государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
"О федеральных органах налоговой полиции".
Таким образом, разрешение вопроса о размере пени, начисляемой
за несвоевременную уплату страховых взносов в фонды обязательного
медицинского страхования, не входит в определенные Конституцией
Российской Федерации (статья 125) и Федеральным конституционным
законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (статья 3)
полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, а относится
к компетенции законодателя, а потому жалоба гражданина Д.Н.
Мусинова в части, касающейся поверки конституционности абзаца
второго части второй статьи 5 Федерального закона от 1 мая 1999
года "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 1999 год", также не может быть принята
Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1, 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Мусинова Дмитрия Николаевича как не отвечающей критерию
допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", ввиду неподведомственности поставленных в ней вопросов
Конституционному Суду Российской Федерации, а также поскольку по
предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации
ранее были вынесены Постановления, сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ
|