ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2000 г. N ГКПИ 00-547
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Романенкова Н.С.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Астафьева С.Т.
и адвокатов Попова М.Н.,
Леготкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Плисецкого Павла Григорьевича о признании
недействительными: п. 38 "Положения о процедуре осуществления
сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению
и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих",
утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г.
N 23-р, и п. 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г.
N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по
финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью
арбитражных управляющих",
установил:
Заявитель Плисецкий П.Г. обратился в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании недействительными: п. 38
"Положения о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной
службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за
деятельностью арбитражных управляющих", утвержденного
распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, и п. 2
распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об
осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по
финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью
арбитражных управляющих", т.к. оспариваемые нормы противоречат
действующему законодательству и нарушают права и интересы граждан.
В судебном заседании Плисецкий П.Г. и его представители
Леготкин С.В. и Попов М.Н. поддержали заявленные требования.
Представитель ФСФО России Курочкин А.В. возражал против
удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что надзор
за деятельностью арбитражных управляющих является важной функцией
ФСФО России. Пунктом 32 "Положения о лицензировании деятельности
физических лиц в качестве арбитражных управляющих", утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря
1998 г. N 1544, определено, что перечень полномочий ФСФО России по
надзору за соблюдением арбитражными управляющими условий действия
лицензии не является исчерпывающим, ФСФО России в пределах своей
компетенции имеет право осуществлять иные полномочия по надзору.
Согласно абзацу 8 п. 32 данного положения арбитражный
управляющий обязан обеспечивать условия для проведения ФСФО России
проверок, включая предоставление необходимых информации и
документов.
В этой связи пунктом 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа
1999 г. N 23-р установлена обязанность арбитражных управляющих по
представлению текущей отчетности в ФСФО России и ее
территориальные органы и утверждены формы такой отчетности.
Сведения, содержащиеся в них, соответствуют требованиям
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Пункт 38 "Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной
службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за
деятельностью арбитражных управляющих" также соответствует
законодательству Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации просило рассмотреть
дело в отсутствие его представителя, в письменном отзыве возражало
против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения заявителя Плисецкого П.Г., его
представителей Леготкина С.В., Попова М.Н., представителя ФСФО
России Курочкина А.В., исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора генеральной прокуратуры Российской Федерации
Астафьева С.Т., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению
частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные
требования подлежащими удовлетворению частично.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением ФСФО
России от 27 августа 1999 г. N 23-р утверждены: 1. "Положение о
процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по
финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью
арбитражных управляющих" и 2. формы текущей отчетности арбитражных
управляющих и порядок ее представления (л.д. 19).
Формы текущей отчетности арбитражных управляющих
представляются в территориальный орган ФСФО России на территории
субъекта Российской Федерации, где расположена организация -
должник. Приложение 2.1 устанавливает форму титульного листа
текущей отчетности; приложение 2.2 - отчет о результатах процедуры
наблюдения; приложение 2.3 - финансовый план проведения процедуры
внешнего управления; приложение 2.4 - информация о ходе внешнего
управления; приложение 2.5 - финансовый план проведения процедуры
конкурсного производства; приложение 2.6 - информация о ходе
конкурсного производства.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Закон
"О банкротстве" устанавливают права и обязанности арбитражного
управляющего, который осуществляет свои функции в различных
процедурах банкротства (наблюдении, внешнем управлении, конкурсном
производстве).
Так, в ст. 61 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
установлены обязанности временного управляющего: по окончании
наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд
отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии
должника и предложения о возможности или невозможности
восстановления платежеспособности должника.
В силу п. 2 ст. 74 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
внешний управляющий обязан разработать и представить на
утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
В соответствии с п. 3 ст. 83 Закона о банкротстве план
внешнего управления утверждается собранием кредиторов.
Внешний управляющий по итогам внешнего управления обязан
представить собранию кредиторов отчет (ст. 90 Закона о
банкротстве).
Составление финансового плана проведения процедуры внешнего
управления Законом о банкротстве не установлено.
При открытии конкурсного производства контроль за
деятельностью конкурсного управляющего согласно ст. 115 Закона о
банкротстве осуществляют комитет кредиторов или собрание
кредиторов, которому конкурсный управляющий не реже одного раза в
месяц предоставляет отчет о своей деятельности, а также
арбитражный суд.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий
обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах
проведения конкурсного производства (ст. 117 Закона о
банкротстве).
Составление финансового плана проведения процедуры конкурсного
производства Законом о банкротстве не установлено, "Положение о
Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и
банкротству", утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301, предусматривает, что ФСФО
России утверждает требования к физическим лицам, осуществляющим
деятельность в качестве арбитражных управляющих, а также в
пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия,
предоставленные ей Федеральным законом "О несостоятельности
(банкротстве)" и иными федеральными законами и правовыми актами
Российской Федерации.
Пунктом 31 "Положения о лицензировании деятельности физических
лиц в качестве арбитражных управляющих", утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря
1998 г. N 1544, установлено, что надзор за соблюдением лицензиатом
требований и условий лицензируемого вида деятельности
осуществляется ФСФО России.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов
деятельности" определяет понятие надзора за соблюдением
лицензиатом лицензионных требований и условий как систему мер,
осуществляемых лицензирующими органами, государственными
надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в
целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных
требований и условий.
Права лицензирующих органов при осуществлении ими надзора
перечислены в ст. 12 названного Закона. Федеральный закон и
"Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве
арбитражных управляющих" предусматривают, что лицензиат обязан
обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом
проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и
документы. Исходя из того, что Закон о банкротстве не
устанавливает обязательное составление финансового плана
проведения процедуры внешнего управления, финансового плана
проведения процедуры конкурсного производства и представление форм
отчетности в органы ФСФО России, а "Положение о лицензировании
деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих"
также не устанавливает в качестве обязательного требования к
лицензиату составление такой отчетности, пункт 2 распоряжения ФСФО
России от 27 августа 1999 г. N 23-р, устанавливающий Формы текущей
отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления,
является недействительным.
Пунктом 38 "Положения об осуществлении сотрудниками
Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и
банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих"
установлено, что приостановление действия лицензии, аннулирование
или отзыв лицензии влечет прекращение права на осуществление
лицензируемого вида деятельности и возврат лицензии. Согласно п. 2
ст. 19 и п. 2 ст. 25 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
арбитражные управляющие действуют на основании лицензии
арбитражного управляющего, выдаваемой ФСФО России в порядке,
установленном Федеральным законом и иными правовыми актами
Российской Федерации.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов
деятельности", "Положение о лицензировании деятельности физических
лиц в качестве арбитражных управляющих" определяют лицензию как
разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида
деятельности, в частности, арбитражного управляющего.
Приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв
влекут соответственно временное или постоянное прекращение права
арбитражного управляющего на осуществление лицензируемого вида
деятельности.
Доводы заявителя о том, что Федеральный закон "О
лицензировании отдельных видов деятельности" в ст. 13
предусматривает возможность установления срока для устранения
лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление
действия лицензии, не свидетельствуют о недействительности
оспариваемой нормы.
То обстоятельство, что арбитражные управляющие по конкретному
делу назначаются арбитражным судом, не лишает права лицензирующего
органа принять решение о приостановлении действия лицензии.
Учитывая, что пункт 38 положения соответствует действующему
законодательству, принят ФСФО России в пределах ее полномочий и не
нарушает права физических лиц, осуществляющих деятельность в
качестве арбитражных управляющих, жалоба в этой части не подлежит
удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 191, 192, 197,
239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление Плисецкого Павла Григорьевича удовлетворить
частично; признать недействительным пункт 2 распоряжения
Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и
банкротству от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении
сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению
и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих";
заявление о признании недействительным пункта 38 "Положения об
осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по
финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью
арбитражных управляющих", утвержденного распоряжением ФСФО России
от 27 августа 1999 г. N 23-р, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|