Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.06.2000 N ГКПИ 00-547 ПО ДЕЛУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ П. 38 "ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕДУРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ ФСФО РОССИИ ОТ ОТ 27 АВГУСТА 1999 Г. N 23-Р, И П. 2 РАСПОРЯЖЕНИЯ ФСФО РОССИИ ОТ ОТ 27 АВГУСТА 1999 Г. N 23-Р

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                    от 20 июня 2000 г. N ГКПИ 00-547

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего                        Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                    Жуковой И.В.,
       с участием прокурора                            Астафьева С.Т.
       и адвокатов                                       Попова М.Н.,
                                                      Леготкина С.В.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению     Плисецкого    Павла    Григорьевича    о   признании
   недействительными:  п.  38  "Положения  о процедуре  осуществления
   сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению
   и  банкротству  надзора за деятельностью арбитражных управляющих",
   утвержденного  распоряжением  ФСФО  России  от  27 августа 1999 г.
   N 23-р, и п.  2  распоряжения  ФСФО  России  от 27 августа 1999 г.
   N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по
   финансовому  оздоровлению  и банкротству  надзора за деятельностью
   арбитражных управляющих",

                               установил:

       Заявитель Плисецкий П.Г.  обратился в Верховный Суд Российской
   Федерации  с заявлением  о признании  недействительными:   п.   38
   "Положения   о процедуре  осуществления  сотрудниками  Федеральной
   службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за
   деятельностью     арбитражных     управляющих",      утвержденного
   распоряжением  ФСФО  России  от 27 августа 1999 г. N 23-р, и п.  2
   распоряжения  ФСФО  России  от  27  августа  1999  г.  N  23-р "Об
   осуществлении    сотрудниками   Федеральной   службы   России   по
   финансовому  оздоровлению  и банкротству  надзора за деятельностью
   арбитражных  управляющих",  т.к.  оспариваемые  нормы противоречат
   действующему законодательству и нарушают права и интересы граждан.
       В  судебном  заседании  Плисецкий  П.Г.  и  его  представители
   Леготкин С.В. и Попов М.Н. поддержали заявленные требования.
       Представитель  ФСФО  России  Курочкин  А.В.   возражал  против
   удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде,  что надзор
   за  деятельностью арбитражных управляющих является важной функцией
   ФСФО  России.  Пунктом 32 "Положения о лицензировании деятельности
   физических лиц в качестве арбитражных управляющих",  утвержденного
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 25 декабря
   1998 г. N 1544, определено, что перечень полномочий ФСФО России по
   надзору  за соблюдением арбитражными управляющими условий действия
   лицензии  не является исчерпывающим,  ФСФО России в пределах своей
   компетенции имеет право осуществлять иные полномочия по надзору.
       Согласно   абзацу   8  п.  32  данного  положения  арбитражный
   управляющий обязан обеспечивать условия для проведения ФСФО России
   проверок,   включая   предоставление   необходимых   информации  и
   документов.
       В  этой связи пунктом 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа
   1999 г.  N 23-р установлена обязанность арбитражных управляющих по
   представлению    текущей    отчетности    в  ФСФО   России   и  ее
   территориальные   органы   и утверждены  формы  такой  отчетности.
   Сведения,    содержащиеся   в  них,    соответствуют   требованиям
   Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
       Пункт  38 "Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной
   службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за
   деятельностью   арбитражных   управляющих"   также   соответствует
   законодательству Российской Федерации.
       Министерство  юстиции Российской Федерации просило рассмотреть
   дело в отсутствие его представителя, в письменном отзыве возражало
   против удовлетворения заявленных требований.
       Выслушав    объяснения   заявителя   Плисецкого   П.Г.,    его
   представителей  Леготкина  С.В.,  Попова М.Н.,  представителя ФСФО
   России  Курочкина  А.В.,   исследовав  материалы  дела  и заслушав
   заключение  прокурора генеральной прокуратуры Российской Федерации
   Астафьева С.Т., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению
   частично,  Верховный  Суд  Российской Федерации находит заявленные
   требования подлежащими удовлетворению частично.
       Как  установлено  в судебном  заседании,   распоряжением  ФСФО
   России от 27 августа 1999 г.  N 23-р утверждены:  1.  "Положение о
   процедуре  осуществления сотрудниками Федеральной службы России по
   финансовому  оздоровлению  и банкротству  надзора за деятельностью
   арбитражных управляющих" и 2. формы текущей отчетности арбитражных
   управляющих и порядок ее представления (л.д. 19).
       Формы     текущей     отчетности    арбитражных    управляющих
   представляются  в территориальный  орган ФСФО России на территории
   субъекта  Российской  Федерации,  где  расположена  организация  -
   должник.  Приложение  2.1  устанавливает  форму  титульного  листа
   текущей отчетности; приложение 2.2 - отчет о результатах процедуры
   наблюдения;  приложение 2.3 - финансовый план проведения процедуры
   внешнего  управления;  приложение 2.4 - информация о ходе внешнего
   управления;  приложение 2.5 - финансовый план проведения процедуры
   конкурсного  производства;   приложение  2.6  - информация  о ходе
   конкурсного производства.
       Федеральный  закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Закон
   "О  банкротстве"  устанавливают  права  и обязанности арбитражного
   управляющего,   который   осуществляет  свои  функции  в различных
   процедурах банкротства (наблюдении, внешнем управлении, конкурсном
   производстве).
       Так,   в   ст.   61  ФЗ  "О  несостоятельности  (банкротстве)"
   установлены   обязанности  временного  управляющего: по  окончании
   наблюдения  временный  управляющий  представляет в арбитражный суд
   отчет   о своей  деятельности,   сведения  о финансовом  состоянии
   должника    и   предложения   о  возможности   или   невозможности
   восстановления платежеспособности должника.
       В  силу  п.  2  ст.  74 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
   внешний   управляющий   обязан   разработать   и  представить   на
   утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
       В  соответствии  с п.  3  ст.  83  Закона  о банкротстве  план
   внешнего управления утверждается собранием кредиторов.
       Внешний  управляющий  по  итогам  внешнего  управления  обязан
   представить   собранию   кредиторов   отчет   (ст.   90  Закона  о
   банкротстве).
       Составление  финансового  плана  проведения процедуры внешнего
   управления Законом о банкротстве не установлено.
       При    открытии    конкурсного    производства   контроль   за
   деятельностью  конкурсного управляющего согласно ст.  115 Закона о
   банкротстве   осуществляют   комитет   кредиторов   или   собрание
   кредиторов,  которому конкурсный управляющий не реже одного раза в
   месяц   предоставляет   отчет   о  своей  деятельности,   а  также
   арбитражный суд.
       После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий
   обязан   представить   в  арбитражный   суд   отчет  о результатах
   проведения   конкурсного   производства   (ст.    117   Закона   о
   банкротстве).
       Составление финансового плана проведения процедуры конкурсного
   производства  Законом  о банкротстве не  установлено, "Положение о
   Федеральной   службе   России   по   финансовому   оздоровлению  и
   банкротству", утвержденное Постановлением Правительства Российской
   Федерации  от 4 апреля 2000 г.  N 301,  предусматривает,  что ФСФО
   России  утверждает  требования к физическим лицам,  осуществляющим
   деятельность   в качестве  арбитражных  управляющих,   а  также  в
   пределах   своей   компетенции   осуществляет   иные   полномочия,
   предоставленные   ей   Федеральным  законом  "О  несостоятельности
   (банкротстве)"  и иными  федеральными  законами и правовыми актами
   Российской Федерации.
       Пунктом 31 "Положения о лицензировании деятельности физических
   лиц    в   качестве   арбитражных   управляющих",    утвержденного
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 25 декабря
   1998 г. N 1544, установлено, что надзор за соблюдением лицензиатом
   требований    и   условий    лицензируемого    вида   деятельности
   осуществляется ФСФО России.
       Федеральный    закон   "О   лицензировании   отдельных   видов
   деятельности"    определяет   понятие   надзора   за   соблюдением
   лицензиатом  лицензионных  требований  и условий  как систему мер,
   осуществляемых    лицензирующими    органами,     государственными
   надзорными  и контрольными  органами  в пределах  их компетенции в
   целях   обеспечения   соблюдения  лицензиатами  при  осуществлении
   лицензируемых   видов  деятельности  соответствующих  лицензионных
   требований и условий.
       Права  лицензирующих  органов  при  осуществлении  ими надзора
   перечислены  в ст.  12  названного  Закона.  Федеральный  закон  и
   "Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве
   арбитражных  управляющих"  предусматривают,  что  лицензиат обязан
   обеспечивать   условия   для   проведения   лицензирующим  органом
   проверок,  в  том  числе  предоставлять  необходимую  информацию и
   документы.   Исходя   из   того,   что   Закон   о банкротстве  не
   устанавливает    обязательное    составление   финансового   плана
   проведения   процедуры  внешнего  управления,   финансового  плана
   проведения процедуры конкурсного производства и представление форм
   отчетности  в органы  ФСФО  России,  а "Положение о лицензировании
   деятельности  физических  лиц  в качестве арбитражных управляющих"
   также  не  устанавливает  в качестве  обязательного  требования  к
   лицензиату составление такой отчетности, пункт 2 распоряжения ФСФО
   России от 27 августа 1999 г. N 23-р, устанавливающий Формы текущей
   отчетности  арбитражных  управляющих  и порядок  ее представления,
   является недействительным.
       Пунктом    38   "Положения   об   осуществлении   сотрудниками
   Федеральной   службы   России   по   финансовому   оздоровлению  и
   банкротству  надзора  за  деятельностью  арбитражных  управляющих"
   установлено,  что приостановление действия лицензии, аннулирование
   или  отзыв  лицензии  влечет  прекращение  права  на осуществление
   лицензируемого вида деятельности и возврат лицензии. Согласно п. 2
   ст.  19  и п.  2  ст.  25  ФЗ  "О несостоятельности (банкротстве)"
   арбитражные    управляющие   действуют   на   основании   лицензии
   арбитражного  управляющего,   выдаваемой  ФСФО  России  в порядке,
   установленном   Федеральным   законом   и иными  правовыми  актами
   Российской Федерации.
       Федеральный    закон   "О   лицензировании   отдельных   видов
   деятельности", "Положение о лицензировании деятельности физических
   лиц  в качестве  арбитражных  управляющих" определяют лицензию как
   разрешение    (право)   на   осуществление   лицензируемого   вида
   деятельности, в частности, арбитражного управляющего.
       Приостановление  действия  лицензии,  аннулирование  или отзыв
   влекут  соответственно  временное или постоянное прекращение права
   арбитражного  управляющего  на  осуществление  лицензируемого вида
   деятельности.
       Доводы   заявителя   о  том,    что   Федеральный   закон   "О
   лицензировании    отдельных   видов   деятельности"   в  ст.    13
   предусматривает  возможность  установления  срока  для  устранения
   лицензиатом  обстоятельств,  повлекших  за  собой  приостановление
   действия   лицензии,   не   свидетельствуют   о недействительности
   оспариваемой нормы.
       То обстоятельство,  что арбитражные управляющие по конкретному
   делу назначаются арбитражным судом, не лишает права лицензирующего
   органа принять решение о приостановлении действия лицензии.
       Учитывая,  что  пункт  38 положения соответствует действующему
   законодательству, принят ФСФО России в пределах ее полномочий и не
   нарушает  права  физических  лиц,  осуществляющих  деятельность  в
   качестве арбитражных управляющих,  жалоба в этой части не подлежит
   удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  191,  192, 197,
   239.7  Гражданского  процессуального кодекса РСФСР,  Верховный Суд
   Российской Федерации

                                 решил:

       заявление    Плисецкого   Павла   Григорьевича   удовлетворить
   частично;    признать   недействительным   пункт   2  распоряжения
   Федеральной   службы   России   по   финансовому   оздоровлению  и
   банкротству  от  27  августа  1999  г.  N  23-р  "Об осуществлении
   сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению
   и  банкротству  надзора за деятельностью арбитражных управляющих";
   заявление  о признании  недействительным  пункта  38 "Положения об
   осуществлении    сотрудниками   Федеральной   службы   России   по
   финансовому  оздоровлению  и банкротству  надзора за деятельностью
   арбитражных управляющих",  утвержденного распоряжением ФСФО России
   от 27 августа 1999 г. N 23-р, оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz