ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2000 г. N 471
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ
(с изм. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности
по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по
использованию атомной энергии в оборонных целях.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2000 г. N 471
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности", определяет порядок лицензирования деятельности
юридических лиц по использованию радиоактивных материалов (ядерных
материалов и радиоактивных веществ) при проведении работ по
использованию атомной энергии в оборонных целях, включая
разработку, изготовление, испытания, транспортирование,
эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и
ядерных энергетических установок военного назначения.
2. Лицензирование деятельности по использованию радиоактивных
материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в
оборонных целях по перечню согласно приложению осуществляет
Министерство Российской Федерации по атомной энергии (далее
именуется - лицензирующий орган).
3. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по
использованию радиоактивных материалов при эксплуатации ядерного
оружия и ядерных энергетических установок военного назначения
воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации.
4. Государственный надзор за ядерной и радиационной
безопасностью при разработке, изготовлении, испытаниях,
эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных
энергетических установок военного назначения осуществляет
Министерство обороны Российской Федерации.
5. Лицензия выдается на 3 года. По заявлению соискателя
лицензии она может быть выдана на меньший срок.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению
лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть
отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы
нарушения лицензионных требований и условий.
Продление срока действия лицензии производится в порядке,
установленном для ее получения.
6. Осуществление деятельности по использованию радиоактивных
материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в
оборонных целях без лицензии не допускается.
7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в
лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно - правовой формы юридического
лица, его местонахождения, наименования банка и номера расчетного
счета;
лицензируемого вида деятельности и срока, в течение которого
она будет осуществляться.
Заявление должно быть согласовано с федеральным органом
исполнительной власти, в ведении которого находится юридическое
лицо;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и
дополнениями к ним и копия документа, подтверждающего факт
внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр
юридических лиц;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
г) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение
заявления;
д) документы, подтверждающие возможность соискателя лицензии
обеспечить выполнение требований и условий, установленных
настоящим Положением (далее именуются - лицензионные требования и
условия);
е) документы, обосновывающие обеспечение ядерной и
радиационной безопасности при осуществлении лицензируемой
деятельности, согласованные с Министерством обороны Российской
Федерации;
ж) документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии
нормативно - методических документов по обеспечению безопасности
при обращении с радиоактивными материалами, документов,
устанавливающих порядок подготовки, аттестации и допуска персонала
к работе с радиоактивными материалами, а также наличие сил и
средств, готовых к действиям в аварийных ситуациях и к ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
з) копия лицензии, выдача которой предусмотрена статьей 27
Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (для
организаций, деятельность которых связана с использованием
сведений, составляющих государственную тайну);
и) заключение государственной экологической экспертизы (для
проектируемых и реконструируемых объектов);
к) документы о финансовом обеспечении гражданско - правовой
ответственности за убытки и вред, которые могут быть причинены
радиационным воздействием.
Если копии документов не заверены нотариусом, вместе с копиями
предъявляются оригиналы.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов
не допускается.
Все документы, представленные в лицензирующий орган для
получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой
о приеме документов направляется или вручается соискателю
лицензии.
8. За предоставление недостоверных или искаженных сведений
соискатель лицензии несет ответственность согласно
законодательству Российской Федерации.
9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об
отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о
принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов
банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора направляется
или вручается соискателю лицензии.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется или
вручается соискателю лицензии с указанием причин отказа.
10. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии,
производится в течение 3 дней после представления соискателем
лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
В случае если лицензиат в течение 3 месяцев не уплатил
лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать
лицензию.
11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии,
недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям
и условиям.
12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, отказ
лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном
порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право
требовать проведения независимой экспертизы. Независимая
экспертиза проводится за счет соискателя лицензии.
Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель
лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует
комиссию для ее проведения.
В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего
органа.
Список членов комиссии направляется заявителю. В случае
несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель может представить в
лицензирующий орган мотивированное возражение против участия
данного лица в экспертизе.
Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании
комиссии.
14. Комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления
рассматривает представленные заявителем документы, осуществляет
проверку соответствия лицензионным требованиям и условиям и
готовит экспертное заключение об обоснованности решения
лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о
решении комиссии в течение 3 дней после его принятия.
При принятии комиссией решения о соответствии соискателя
лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган
обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии
соискателю. В случае повторного отказа в выдаче лицензии
соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы на проведение
независимой экспертизы относятся за счет лицензирующего органа.
15. В документе, подтверждающем наличие лицензии, указывается:
а) наименование лицензирующего органа;
б) наименование и местонахождение лицензиата;
в) вид деятельности с указанием соответствующих работ,
предусмотренных в приложении к настоящему Положению, срок, в
течение которого он будет осуществляться;
г) условия осуществления указанного вида деятельности;
д) идентификационный номер налогоплательщика;
е) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее
выдаче;
ж) дата выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии.
Документ подписывается руководителем лицензирующего органа (в
случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется
печатью.
16. Бланки документа, подтверждающего наличие лицензии,
являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и
номер.
17. При осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат
обязан соблюдать:
а) законодательство Российской Федерации;
б) нормы и правила по ядерной, радиационной и промышленной
безопасности;
в) нормы и правила по физической защите радиоактивных
материалов и по сохранению государственной тайны;
г) нормы и правила учета и контроля радиоактивных материалов;
д) экологические, санитарно - эпидемиологические,
гигиенические, противопожарные нормы и правила;
е) настоящее Положение.
18. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований
и условий осуществляется государственными надзорными и
контрольными органами и лицензирующим органом в пределах их
компетенции.
19. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет
право:
а) проводить проверки соответствия лицензируемой деятельности
лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки
по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты
(протоколы) с указанием нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить
выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством
Российской Федерации полномочия.
20. Государственные надзорные и контрольные органы, а также
иные органы государственной власти при выявлении в пределах своей
компетенции нарушений лицензионных требований и условий обязаны
сообщить о них в лицензирующий орган.
21. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для
проведения лицензирующим органом проверок, в том числе
представлять необходимую информацию и документы.
22. В случае преобразования лицензиата - юридического лица,
изменения его наименования или местонахождения лицензиат или его
правопреемник обязан незамедлительно подать в лицензирующий орган
заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие
лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные
сведения.
23. При переоформлении документа, подтверждающего наличие
лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в
реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие
лицензии, осуществляется в течение 5 дней со дня подачи
лицензиатом соответствующего заявления с необходимыми документами.
24. В случае утраты документа, подтверждающего наличие
лицензии, лицензиат обязан незамедлительно подать заявление о его
переоформлении.
25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии
или аннулировать ее.
26. Основанием для приостановления действия лицензии является:
а) выявление лицензирующим органом, государственными
надзорными и контрольными органами, иными органами государственной
власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом
лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой
возникновение аварий, нанесение ущерба правам, законным интересам,
нравственности и здоровью граждан, а также обороне и безопасности
государства;
б) невыполнение лицензиатом решения лицензирующего органа,
обязывающего устранить выявленные нарушения.
27. Лицензия теряет юридическую силу и считается
аннулированной, если лицензиат в течение 3 месяцев не уплатил
лицензионный сбор либо юридическое лицо ликвидировано или его
деятельность прекращена в результате реорганизации.
28. Лицензия может быть аннулирована решением суда на
основании заявления лицензирующего органа или органа
государственной власти в соответствии с его компетенцией.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе
приостановить действие лицензии на период до вступления в силу
решения суда.
Основанием для аннулирования лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в
документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных
требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
29. Решение о приостановлении действия лицензии или о
направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится
лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с
соответствующим обоснованием в течение 3 дней со дня принятия
решения.
30. Решение о приостановлении действия лицензии может быть
обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
31. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения
обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия
лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае
если в установленный срок лицензиат не устранил указанные
обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с
заявлением об аннулировании лицензии.
После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой
приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в
30-дневный срок со дня получения соответствующего подтверждения
обязан принять решение о возобновлении ее действия и в течение 3
дней уведомить о своем решении лицензиата.
32. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование не
снимает с юридического лица обязанности по обеспечению ядерной и
радиационной безопасности объектов использования радиоактивных
материалов при использовании атомной энергии в оборонных целях в
соответствии с действующими нормами и правилами.
33. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий.
34. В реестре лицензий должны быть указаны:
а) сведения о лицензиате;
б) сведения о лицензирующем органе;
в) вид деятельности с указанием соответствующих работ,
предусмотренных в приложении к настоящему Положению, на
осуществление которого выдана лицензия;
г) дата выдачи и номер лицензии;
д) срок действия лицензии;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре, основание и дата
приостановления и возобновления действия лицензии;
ж) основание и дата аннулирования лицензии;
з) другие необходимые сведения.
35. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является
открытой для юридических лиц. Указанные лица вправе за плату
получить выписку из реестра лицензий.
Органам государственной власти и органам местного
самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
Срок предоставления выписок из реестра лицензий не должен
превышать 3 дней с даты подачи соответствующего заявления.
36. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии на
осуществление деятельности по использованию радиоактивных
материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в
оборонных целях взимается плата в размере минимальной оплаты
труда, установленной федеральным законом, за переоформление
лицензии - в размере одной десятой минимального размера оплаты
труда, установленного федеральным законом, за предоставление
выписки из реестра лицензий - в 10-кратном минимальном размере
оплаты труда, установленном федеральным законом.
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере
минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом.
Указанные платежи зачисляются в федеральный бюджет.
Приложение
к Положению о лицензировании
деятельности по использованию
радиоактивных материалов
при проведении работ
по использованию атомной
энергии в оборонных целях
ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ ПОДЛЕЖАЩЕЙ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Разработка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их
составных частей (компонентов).
2. Изготовление ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их
составных частей (компонентов).
3. Испытания ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их
составных частей (компонентов).
4. Хранение ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их
составных частей (компонентов).
5. Транспортирование ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их
составных частей (компонентов).
6. Разборка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и утилизация
их составных частей (компонентов).
7. Разработка устройств и технических средств, обеспечивающих
установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей
ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей
ядерного оружия и их составных частей.
8. Изготовление устройств и технических средств,
обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в
составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия,
носителей ядерного оружия и их составных частей.
9. Испытания устройств и технических средств, обеспечивающих
установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей
ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей
ядерного оружия и их составных частей.
10. Ремонт и модернизация устройств и технических средств,
обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в
составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия,
носителей ядерного оружия и их составных частей.
11. Разработка, изготовление и эксплуатация устройств и
технических средств хранения и эксплуатации ядерных зарядов,
ядерных боеприпасов и их составных частей.
12. Проектирование зданий и сооружений, предназначенных для
проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при
разработке, изготовлении, испытаниях, хранении, эксплуатации и
ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных
частей.
13. Строительство зданий и сооружений, предназначенных для
проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при
разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации
ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
14. Эксплуатация зданий и сооружений, предназначенных для
проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при
разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации
ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
15. Проектирование исследовательских ядерных установок,
предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и
ядерных энергетических установок военного назначения.
16. Изготовление исследовательских ядерных установок,
предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и
ядерных энергетических установок военного назначения.
17. Испытания исследовательских ядерных установок,
предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и
ядерных энергетических установок военного назначения.
18. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации
исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно
для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок
военного назначения.
19. Проектирование ядерных энергетических установок военного
назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
20. Изготовление ядерных энергетических установок военного
назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
21. Испытания ядерных энергетических установок военного
назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
22. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации
ядерных энергетических установок военного назначения и их наземных
стендов - прототипов.
23. Транспортирование ядерных энергетических установок
военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных
частей.
24. Ремонт ядерных энергетических установок военного
назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
25. Утилизация ядерных энергетических установок военного
назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
26. Работы с радиоактивными материалами (включая отработавшие
радиоактивные материалы), используемыми в оборонных целях, при их
хранении и транспортировании, а также при их переработке (на
объектах использования этих материалов в указанных целях).
27. Разработка, изготовление, эксплуатация и утилизация
устройств и технических средств обращения с радиоактивными
материалами, используемыми в оборонных целях, а также эксплуатация
изделий с радиоактивными материалами при их использовании в
оборонных целях.
28. Переработка радиоактивных отходов, образующихся при
использовании радиоактивных материалов в процессе проведения работ
по использованию атомной энергии в оборонных целях (на объектах
использования этих материалов в указанных целях).
29. Проектирование комплексов (зданий и сооружений),
предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно
опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации,
ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных
энергетических установок военного назначения, их наземных стендов
- прототипов и составных частей.
30. Строительство комплексов (зданий и сооружений),
предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно
опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации,
ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных
энергетических установок военного назначения, их наземных стендов
- прототипов и составных частей.
31. Эксплуатация комплексов (зданий и сооружений),
предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно
опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации,
ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных
энергетических установок военного назначения, их наземных стендов
- прототипов и составных частей.
32. Проведение экспертизы документов, обосновывающих
возможность выполнения работ по использованию радиоактивных
материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в
оборонных целях.
|