ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 июня 2000 г. Дело N КА-А41/2362-00
(извлечение)
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.02.2000,
оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции
того же суда от 03.04.2000, признано недействительным решение
Собрания представителей Люберецкого района Московской области от
11.06.96 N 59/20 "О предоставлении земельного участка площадью
12,7 га в долгосрочную аренду сроком на 49 лет ТОО "Посбон" под
расширение Ново-Люберецкого кладбища из земель ПО "Мослесопарк" в
Люберецком районе", с ТОО "Посбон" взыскан ущерб, причиненный
лесному хозяйству в сумме 261788 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том,
что решение Собрания представителей Люберецкого района N 59/20 от
11.06.96 противоречит действовавшему на тот момент
законодательству.
При этом суды сослались на ст. 22 Основ лесного
законодательства РФ, ст. ст. 63, 111 Лесного кодекса РФ;
Инструкцию о порядке привлечения к ответственности за нарушение
лесного законодательства, утвержденную Постановлением ГК по
лесному хозяйству СССР от 22.04.86.
В кассационной жалобе ТОО "Посбон" просит об отмене
вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным
судом ст. ст. 59, 127 АПК РФ, в связи с неисследованностью
обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Московской
региональной природоохранительной прокуратуры; ГУ "Спецлесхоз Юго-
восточный"; МГУЛ, возражавших против отмены обжалуемых судебных
актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной
инстанции не находит оснований к отмене решения от 02.02.2000 и
постановления апелляционной инстанции от 03.04.2000 по делу
N А41-К2-7639/99 Арбитражного суда Московской области, вынесенных
в соответствии с требованиями закона и фактическими
обстоятельствами дела.
Земли "Мослесопарка" относятся к лесному фонду, распоряжение
которым осуществлялось Российской Федерацией совместно с
республиками, краями и областями (п. 9 ст. 3, п. 2 ст. 5 Основ
Лесного кодекса РФ). Указанные земли лесного фонда используются
для целей, связанных с ведением лесного хозяйства (ст. 2) и
предоставляются в пользование, виды которого предусмотрены ст. 25
Основ лесного законодательства РФ.
В случае предоставления участков лесного фонда для целей, не
связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным
фондом, закон предусматривает:
перевод лесных земель в нелесные: в лесах 1 группы в
исключительных случаях с разрешения Правительства РФ по
согласованию с соответствующими органами государственной власти,
изъятие нелесных земель из лесного фонда (ст. ст. 22, 25 Основ
лесного законодательства РФ, Постановление Правительства РФ от
23.10.93 N 1064 "О порядке перевода лесных земель в нелесные для
использования их в целях, не связанных с ведением лесного
хозяйства и пользованием лесным фондом", Положение "О порядке
рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для
использования их в целях, не связанных с ведением лесного
хозяйства и пользованием лесным фондом", утвержденное приказом
Рослесхоза от 29.03.94 N 69).
ТОО "Посбон" установленный законом порядок предоставления
земель не был соблюден, что подтверждается материалами дела: в
землеустроительном деле отсутствует Распоряжение Правительства
Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные,
постановление об изъятии земельного участка из лесного фонда.
Следовательно, с 01.12.96 ТОО "Посбон" осуществляло
захоронение на участке лесного фонда общей площадью 12,7 га, не
имея фактического права на использование земельного участка.
Результатом эксплуатации земли стало причинение вреда лесному
фонду, выразившееся в уничтожении и порче лесной подстилки и
плодородного слоя лесных почв и незаконной порубке деревьев,
зафиксированное протоколами о лесонарушении N 5 и 6 от 14.05.97.
Форма и порядок составления протоколов соответствует
Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение
лесного законодательства, утвержденной Госкомитетом по лесному
хозяйству N 1 от 22.04.86 (раздел 5).
Расчет суммы ущерба составлен в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 05.02.92, а также постановлением главы
администрации Московской области от 26.02.96 N 46 "Об установлении
размеров такс для исчисления ущерба за вред, причиненный лесному
фонду самовольным занятием и использованием земель лесного фонда
на территории Московской области, и о порядке возмещения ущерба".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит,
что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с
соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный
арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.02.2000 и постановление апелляционной инстанции
от 03.04.2000 по делу N А41-К2-7639/99 Арбитражного суда
Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения, выданное определением
Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.06.2000,
отменить.
|