КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
13 июня 2000 г.
N 10
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Руководствуясь постановлениями Правительства Российской
Федерации от 3 мая 1994 года N 420 "О защите жизни и здоровья
населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными
бедствиями, авариями и катастрофами", от 30 июля 1994 г. N 887 "Об
утверждении Федеральной целевой программы развития и
совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф на
1994-1996 годы", от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы
Всероссийской службы медицины катастроф" и от 22 января 1997 г.
N 51 "О Федеральной целевой программе "Совершенствование
Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 годы", а
также другими основополагающими документами, регламентирующими
деятельность Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Министерством здравоохранения
Российской Федерации, органами управления и учреждениями
здравоохранения субъектов Российской Федерации, Всероссийской
службой медицины катастроф (ВСМК) проделана значительная работа по
созданию в стране системы медико - санитарного обеспечения
населения в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного
характера.
Служба медицины катастроф Минздрава России успешно выполняет
ведущую роль в системе Всероссийской службы медицины катастроф.
Практическая деятельность ВСМК подтверждает правильность
основных концептуальных положений, принятых при ее создании,
целесообразность организационной ее структуры.
Основу службы медицины катастроф составляют ее силы и средства
субъектов Российской Федерации. Они представлены 72
территориальными центрами медицины катастроф (ТЦМК), 8 из которых
выполняют функции региональных центров медицины катастроф (РЦМК),
создано почти 500 штатных и около четырех тысяч нештатных
формирований.
Перечень задач, возлагаемых на ВСМК, ее деятельность постоянно
расширяются: службе медицины катастроф Минздрава России передана
санитарная авиация, она принимает активное участие в организации
медико - санитарного обеспечения населения в локальных вооруженных
конфликтах, при ликвидации последствий террористических актов.
В действующих официальных документах указанные новые сложные
задачи не определены, отсутствует научная проработка, нет
соответствующих нормативно - правовых основ. Это требует внесения
существенных дополнений и уточнений в Положение о Всероссийской
службе медицины катастроф.
Вместе с тем, в деятельности органов управления, учреждений
здравоохранения и службы медицины катастрофы имеются недостатки и
нерешенные вопросы.
Не все региональные центры медицины катастроф находятся в
должной готовности к реагированию и работе в чрезвычайных
ситуациях (ЧС), прилагают максимум усилий для достижения более
высоких результатов, совершенствования материальной базы. Наиболее
успешно выполняют задачи по медико - санитарному обеспечению
населения в ЧС Уральский, Дальневосточный и Западно - Сибирский
РЦМК.
Окончательно не решены вопросы создания современной
материально - технической и клинической базы службы медицины
катастроф ряда субъектов Российской Федерации, остается низкой
оснащенность бригад специализированной медицинской помощи
постоянной готовности (40-70%).
Наиболее слабым звеном службы медицины катастроф продолжает
оставаться ее местный и объектовый уровни. Основной причиной
такого положения является отсутствие должного внимания со стороны
руководителей здравоохранения субъектов Российской Федерации и
недостаточная теоретическая проработка данной проблемы.
Нуждается в улучшении организационная структура Всероссийского
центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России, организация
управления региональными центрами медицины катастроф.
Недостаточно четко и полно, в ряде случаев, осуществляется
планирование ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций
федерального, регионального и территориального масштаба. Резерв
медицинского имущества, особенно на территориальном уровне еще не
отвечает потребностям службы медицины катастроф. Требуется
разработка номенклатуры и установления объемов накопления
медицинского имущества федерального резерва и его эшелонирования в
звене Центр - Регион.
Мероприятия, включенные в Федеральную целевую программу,
рассчитанную до 2011 года обеспечат совершенствование
Всероссийской службы медицины катастроф:
- повышение готовности органов управления, сил и средств ВСМК
к оказанию экстренной медицинской помощи и лечению населения в ЧС,
при этом приоритетным ее звеном считать местный и территориальный
уровни;
- разработку, активное внедрение и совершенствование системы
медицинской реабилитации и экспертизы участников ликвидации ЧС;
- разработку средств и способов жизнеобеспечения, защиты и
спасения человека в различных чрезвычайных ситуациях;
- создание резервов медицинского имущества на случай
чрезвычайных ситуаций и совершенствование оснащения службы
медицины катастроф;
- улучшение подготовки кадров для службы медицины катастроф;
- определение роли и места структуры ВСМК на период
отмобилизования и в военное время.
Важным направлением совершенствования ВСМК является завершение
создания обоснованной системы управления, объединяющей входящие в
нее силы и средства различных министерств и ведомств, а также
автоматизированной информационно - управляющей системы ВСМК,
которая должна войти функциональной подсистемой в Единую
государственную автоматизированную систему предупреждения и
ликвидации ЧС.
Требуется увеличить объем работы и улучшение качества
подготовки медицинских кадров по вопросам медицины катастроф,
спасателей и населения по оказанию медицинской помощи в ЧС,
комплексных научных исследований по проблемам медицины катастроф.
В современных условиях возросла актуальность проблемы
медицинского обеспечения населения в вооруженных конфликтах и в
военное время. Служба медицины катастроф приобрела значительный
опыт работы по организации медико - санитарного обеспечения
населения в условиях внутренних локальных вооруженных конфликтов
на Северном Кавказе ив настоящее время возникла необходимость для
создания единой системы медико - санитарного обеспечения населения
в ЧС мирного и военного времени. Данная проблема нуждается в
научной проработке.
Принимая во внимание важность дальнейшего совершенствования
системы медико - санитарного обеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях
Коллегия РЕШИЛА:
1. Одобрить основные направления совершенствования
Всероссийской службы медицины катастроф.
2. Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров
С.Ф.):
2.1. Доработать с учетом высказанных замечаний и предложений
по совершенствованию Всероссийской службы медицины катастроф и
внести в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации проекты:
- дополнений и изменений в положение "О Всероссийской службе
медицины катастроф";
Срок - 25 июля 2000 года
- Федеральной целевой программы "Всероссийская служба медицины
катастроф 2002-2011 годы".
Срок - 25 июля 2000 года
2.2. Разработать и представить в Минздрав России на
рассмотрение и утверждение проекты положений о службе медицины
катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации и о
Всероссийском центре медицины катастроф "Защита" Минздрава России,
а также дополнения к приказу Минздрава России от 15 октября 1999
года N 377 "Об утверждении положения об оплате труда работников
здравоохранения".
Срок - 25 июля 2000 года
2.3. Подготовить и направить в адрес руководителей субъектов
Российской Федерации письмо о состоянии и путях совершенствования
Всероссийской службы медицины катастроф.
Срок - июль 2000 года
2.4. Подготовить предложения о включении вопросов медицины
катастроф в перечень контрольных вопросов по лицензированию и
аккредитации ЛПУ.
Срок - III квартал 2000 года
3. Заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации
(Петров Г.М.), Департаменту организации медицинской помощи
населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Карпеев
А.А.), Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров
С.Ф.) подготовить предложения по повышению ответственности глав
администраций и руководителей органов управления здравоохранения
субъектов Российской Федерации за состояние медико - санитарного
обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
Срок - III квартал 2000 года
4. Заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации
(Петров Г.М.), Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита"
(Гончаров С.Ф):
4.1. Провести работу по улучшению взаимодействия структурных
подразделений Минздрава России, органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также органов
управления Всероссийской службы медицины катастроф.
Срок - III квартал 2000 года
4.2. Разработать предложения по созданию на базе региональных
и отдельных территориальных центров медицины катастроф филиалов
Всероссийского центра медицины катастроф.
Срок - июль 2000 года
4.3. Подготовить предложения по совершенствованию
организационной структуры Всероссийского центра медицины катастроф
"Защита" Минздрава России, предусмотрев в его составе клинику
медицины катастроф и институт проблем медицины катастроф и
повышения квалификации.
Срок - июль 2000 года
5. Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров
С.Ф.), Второму управлению (Погодин Ю.И.), Управлению организации
фармацевтической деятельности, обеспечения лекарственными и
медицинскими изделиями (Подгорбунских Н.И.) провести работу по
уточнению, определению номенклатуры, объема накопления
Федерального резерва медицинского имущества для чрезвычайных
ситуаций и его эшелонирования в звене Центр - Регион и возможного
восполнения за счет обновления имущества мобилизационного резерва.
Разработать правила накопления, расходования и восполнения этого
резерва.
Срок - III квартал 2000 года
6. Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики (Володин Н.Н.), Всероссийскому центру медицины
катастроф "Защита" (Гончаров С.Ф.):
6.1. Рассмотреть вопрос о разработке государственного
стандарта подготовки специалистов по службе медицины катастроф и
создании в медицинских высших учебных заведениях послевузовского и
дополнительного профессионального образования кафедр медицины
катастроф.
Срок - III квартал 2000 года
6.2. Пересмотреть состав и активизировать работу учебно -
методического совета по подготовке кадров для службы медицины
катастроф и медицинской службы гражданской обороны при Минздраве
России, возложить организационно - техническое обеспечение его
работы на учебно - методический центр Всероссийского центра
медицины катастроф "Защита".
Срок - III квартал 2000 года
6.3. Разработать методические указания по подготовке кадров
службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской
обороны.
Срок - IV квартал 2000 года
7. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской
Федерации:
7.1. Принять меры по созданию и совершенствованию
территориальных центров медицины катастроф.
Срок - IV квартал 2000 года
7.2. При совершенствовании службы медицины катастроф
приоритетным звеном считать территориальный и местный ее уровни.
Срок - постоянно
8. Второму управлению (Погодин Ю.И.), Департаменту развития и
экономики (Хальфин Р.А.), Управлению научно - исследовательских
медицинских учреждений (Ткаченко С,Б.), Всероссийскому центру
медицины катастроф "Защита" (Гончаров С.Ф.):
8.1. Организовать и провести научное исследование по проблеме
создания в стране единой системы медико - санитарного обеспечения
населения при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
Срок - декабрь 2000 года
8.2. Подготовить и провести научно - практическую конференцию
"Организационные проблемы медико - санитарного обеспечения
населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного
времени".
Срок - II квартал 2001 года
9. Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики (Володин Н.Н.), Второму управлению (Погодин
Ю.И.), Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров
С.Ф.) переработать с учетом особенностей медико - санитарного
обеспечения населения при вооруженных конфликтах и
террористических актах учебные программы базовой (первичной)
подготовки и дополнительного профессионального образования
медицинских кадров службы медицины катастроф и медицинской службы
гражданской обороны.
Срок - декабрь 2000 года
10. Контроль за выполнением настоящего решения Коллегии
возложить на заместителя Министра Петрова Г.М.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь Коллегии
А.A.ПРОХОДА
|