МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 июня 2000 г. N 387
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 18 ноября 1999 г. N 1266 "О федеральных службах гражданской
обороны" приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о федеральной службе
гражданской обороны защиты культурных ценностей, согласованное
письмом МЧС России от 18.05.2000 N 33-1436-1ДСП и письмом
Минэкономики России от 05.06.2000 N М-516/34.
Министр
М.Е.ШВЫДКОЙ
Утверждено
Приказом Минкультуры России
от 7 июня 2000 г. N 387
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАЩИТЫ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1. Общие положения
1.1. Федеральная служба гражданской обороны защиты культурных
ценностей (далее - федеральная служба) создается на базе
Министерства культуры Российской Федерации в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября
1999 г. N 1266 "О федеральных службах гражданской обороны" в целях
организации и проведения мероприятий, направленных на защиту
культурных ценностей, памятников истории и культуры.
1.2. Федеральная служба представляет собой нештатное
объединение органов управления и сил учреждений,
специализированных служб, центров, предприятий и других
организаций, подведомственных Министерству культуры Российской
Федерации (далее - Министерство), а также иных организаций,
являющихся хранилищами культурных ценностей, независимо от их
ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы в
целях централизованной организации выполнения возложенных на нее
задач по подготовке к защите и защите культурных ценностей,
памятников истории и культуры от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий.
1.3. Федеральная служба в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами
МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти,
международными договорами Российской Федерации в области защиты
культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, законами субъектов
Российской Федерации в области охраны культурных ценностей, а
также настоящим Положением.
1.4. Федеральная служба осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с МЧС России, другими федеральными органами
исполнительной власти, федеральными службами гражданской обороны и
иными заинтересованными службами и органами управления гражданской
обороны.
1.5. Решения, инструкции, указания и рекомендации федеральной
службы по вопросам, входящим в ее компетенцию, обязательны для
выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, организациями и нижестоящими
службами гражданской обороны защиты культурных ценностей.
2. Основные задачи федеральной службы
2.1. Основными задачами федеральной службы являются:
2.1.1. Обеспечение устойчивого функционирования объектов
культурного наследия при ведении военных действий.
2.1.2. Планирование, организация и осуществление подготовки
органов управления и сил федеральной службы к защите культурных
ценностей и памятников истории и культуры в военное время.
2.1.3. Организация и проведение научных разработок по защите
культурных ценностей, памятников истории и культуры от опасностей,
возникающих при ведении военных действий.
2.1.4. Разработка и представление в руководящие органы
проектов нормативных правовых актов, докладов и отчетных
материалов по вопросам защиты культурных ценностей и памятников
истории и культуры в военное время.
2.1.5. Осуществление перспективного и текущего планирования
мероприятий по повышению уровня защиты культурных ценностей и
памятников истории и культуры от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или следствии этих действий.
2.1.6. Организация разработки, корректировки и введения в
действие планов обеспечения мероприятий ГО службами гражданской
обороны защиты культурных ценностей.
2.1.7. Подготовка руководящего состава, специалистов и
персонала гражданских организаций гражданской обороны федеральной
службы к выполнению возложенных на них задач.
2.1.8. Заблаговременное решение вопросов, связанных с
материально - техническим обеспечением действий федеральной службы
в военное время.
2.1.9. Организация защиты личного состава федеральной службы
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий.
2.1.10. Разработка нормативных правовых актов и методических
документов в области защиты культурных ценностей и памятников
истории и культуры.
2.1.11. Координация деятельности и методическое руководство
республиканскими, краевыми, областными, автономной области и
автономных округов, районными и городскими службами гражданской
обороны защиты культурных ценностей, а также службами гражданской
обороны федеральных организаций культуры.
2.1.12. Подготовка загородной зоны для размещения и защиты
культурных ценностей.
2.1.13. Эвакуация культурных ценностей в безопасные районы.
2.1.14. Поддержание постоянной готовности органов управления,
средств связи и оповещения и сил федеральной службы к решению
задач по предназначению.
2.1.15. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим
видам маскировки памятников истории и культуры.
2.1.16. Проведение аварийно - спасательных работ в случае
возникновения опасностей для культурных ценностей и памятников
истории и культуры при ведении военных действий или вследствие
этих действий.
2.1.17. Осуществление надзорных, разрешительных и контрольных
функций в области защиты культурных ценностей, памятников истории
и культуры от опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий.
3. Структура и состав федеральной службы
3.1. Федеральная служба является составной частью органов
управления и сил гражданской обороны Российской Федерации.
3.2. Федеральная служба состоит из структурных подразделений
Министерства и его территориальных органов по сохранению
культурных ценностей, сил и средств подведомственных ему
организаций, сил и средств органов управления в сфере культуры и
охраны памятников истории и культуры субъектов Российской
Федерации, сил и средств организаций федеральных органов
исполнительной власти, деятельность которых связана с защитой
культурных ценностей и памятников истории и культуры (по
согласованию).
3.3. Основу федеральной службы составляют силы и средства
федеральных музеев и библиотек и других государственных хранилищ
культурных ценностей, а также силы и средства государственных
органов охраны и использования памятников истории и культуры и
подведомственных им организаций.
3.4. В федеральную службу гражданской обороны защиты
культурных ценностей входят со следующими основными функциями:
3.4.1. Специализированные структурные подразделения
Министерства:
3.4.1.1. Департамент культурного наследия:
организует мероприятия по защите культурных ценностей как в
пунктах постоянной дислокации, так и в районах эвакуации;
разрабатывает инструкции и рекомендации по защите памятников
истории и культуры;
организует подготовку и проведение аварийно - спасательных
работ.
3.4.1.2. Департамент по сохранению культурных ценностей:
разрабатывает инструкции и рекомендации по защите культурных
ценностей, находящихся в гражданском обороте;
осуществляет оперативное руководство территориальными органами
Министерства по сохранению культурных ценностей;
принимает меры, предусмотренные соответствующими
международными договорами Российской Федерации о защите культурных
ценностей.
3.4.2. Другие структурные подразделения Министерства:
3.4.2.1. Департамент экономики и социального развития:
обеспечивает финансирование мероприятий гражданской обороны в
мирное и военное время;
обеспечивает устойчивость инженерно - технических комплексов
предприятий, организаций и учреждений культуры.
3.4.2.2. Организационное управление:
организует разработку планов обеспечения мероприятий ГО
республиканских, краевых, областных, автономной области и
автономных округов, районных и городских служб гражданской обороны
защиты культурных ценностей.
3.4.2.3. Управление образовательной и научно - информационной
политики в сфере культуры совместно с другими заинтересованными
подразделениями Министерства:
организует подготовку руководящего состава и специалистов
федеральной службы;
организует проведение соответствующих научных исследований.
3.4.2.4. Хозяйственный отдел:
организует материально - техническое и транспортное
обеспечение мероприятий ГО в центральном аппарате Министерства.
3.4.2.5. Юридический отдел:
осуществляет правовую экспертизу проектов нормативных правовых
актов по вопросам деятельности федеральной службы;
координирует и контролирует нормотворческую деятельность
подразделений Министерства и подведомственных ему организаций.
3.4.2.6. Специальный отдел:
обеспечивает межведомственное взаимодействие и методическое
руководство по вопросам гражданской обороны;
организует разработку документов плана основных мероприятий по
вопросам ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.4.3. Отдел защиты культурных ценностей - постоянно
действующий федеральный орган управления в особый период -
включает в себя:
- оперативную группу на ЗПУ;
- расчет по обслуживанию ЗПУ;
- спецгруппу на ЗПУ;
- эвакокомиссию;
- комиссию по устойчивости;
- вычислительный центр.
3.4.4. Федеральные организации и учреждения:
создают гражданские организации гражданской обороны, службы
охраны культурных ценностей на особый период.
3.4.5. Территориальные органы Министерства по сохранению
культурных ценностей:
осуществляют в пределах своей компетенции в регионе (округе)
обслуживания методическое руководство и контроль за созданием и
функционированием служб ГО защиты культурных ценностей субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований;
организуют в установленном порядке инспектирование
государственных и муниципальных музеев, библиотек, иных хранилищ
культурных ценностей и антикварных предприятий по вопросам защиты
культурных ценностей;
обеспечивают информирование штаба федеральной службы по
вопросам защиты культурных ценностей.
3.4.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований в сфере культуры и охраны
памятников истории и культуры:
принимают необходимые меры к созданию на базе своих
специализированных подразделений и подведомственных профильных
учреждений и организаций соответствующих служб гражданской обороны
защиты культурных ценностей (служб охраны культурных ценностей в
особый период) в системе федеральной службы в соответствии с
требованиями законодательных и нормативных правовых актов в
области гражданской обороны, защиты культурных ценностей от
опасностей, возникающих от ведения военных действий или вследствие
этих действий, музейного, архивного и библиотечного дела, охраны и
использования памятников истории и культуры.
4. Руководство федеральной службой
и организация управления
4.1. Организационно - методическое руководство федеральной
службой осуществляется Министерством.
4.2. Общее руководство федеральной службой осуществляет
Министр культуры Российской Федерации - начальник гражданской
обороны. Непосредственное руководство федеральной службой
осуществляет заместитель Министра культуры Российской Федерации -
начальник штаба гражданской обороны, являющийся по должности
начальником федеральной службы.
4.3. Начальник федеральной службы несет персональную
ответственность за выполнение задач, возложенных на федеральную
службу. Начальник федеральной службы определяет права и
обязанности должностных лиц федеральной службы, функции
структурных подразделений федеральной службы, организацию
управления службой в мирное и военное время.
4.4. Начальник федеральной службы осуществляет руководство
федеральной службой через основной орган управления силами
федеральной службы - штаб федеральной службы.
4.5. Штаб федеральной службы формируется на нештатной основе
из руководителей и специалистов структурных подразделений
Министерства и состоит из нескольких функциональных групп по
основным направлениям ее деятельности (оперативная, анализа и
оценки обстановки и подготовки решений, связи, материально -
технического обеспечения), возглавляемых соответствующими
специалистами, как правило, в ранге заместителя начальника штаба
федеральной службы.
4.6. Штаб федеральной службы:
4.6.1. Подготавливает и вносит на утверждение начальнику
федеральной службы план разработки основных нормативных правовых и
организационно - методических документов федеральной службы.
4.6.2. Организует и осуществляет контроль за ходом создания
соответствующих служб субъектов Российской Федерации.
4.6.3. Разрабатывает и решает вопросы основных мероприятий по
оперативной подготовке службы.
4.6.4. Определяет перечень сил и средств, входящих в систему
федеральной службы, ведет учет сил и средств нижестоящих служб
гражданской обороны защиты культурных ценностей.
4.6.5. Рассматривает вопросы о привлечении сил и средств
родственного назначения других федеральных органов исполнительной
власти (по согласованию).
4.6.6. Вносит предложения о порядке материально - технического
обеспечения штаба федеральной службы.
5. Порядок функционирования федеральной службы
5.1. Действия федеральной службы при повседневном
функционировании гражданской обороны осуществляются через
оперативные планы, в которых отражаются следующие основные
вопросы:
5.1.1. Подготовка руководящего и командно - начальствующего
состава федеральной службы, ее сил и их защита.
5.1.2. Порядок создания и поддержания в постоянной готовности
материально - технической базы федеральной службы и систем связи и
оповещения.
5.1.3. Создание резерва материально - технических средств,
необходимых для устойчивого функционирования федеральной службы в
военное время.
5.2. При переводе федеральной службы с мирного на военное
время начальник федеральной службы и начальник штаба федеральной
службы отдают приказ на ввод в действие планов обеспечения
мероприятий гражданской обороны защиты культурных ценностей,
памятников истории и культуры на военное время, осуществляют
контроль за выполнением запланированных мероприятий.
5.3. Порядок функционирования федеральной службы на военное
время определятся планом обеспечения мероприятий гражданской
обороны федеральной службы, в котором отражаются:
5.3.1. Состав сил и средств федеральной службы, ее
оснащенность.
5.3.2. Организация защиты личного состава и техники.
5.3.3. Организация управления, связи и оповещения.
5.3.4. Порядок действий федеральной службы в военное время.
5.4. План обеспечения мероприятий гражданской обороны
федеральной службы разрабатывается на каждом уровне управления:
5.4.1. Министерства (федеральный уровень).
5.4.2. Территориальных органов Министерства по сохранению
культурных ценностей (региональный или окружной уровень).
5.4.3. Органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в сфере культуры и охраны памятников истории и культуры
(территориальный уровень).
5.4.4. Органов местного самоуправления (местный или
муниципальный уровень).
5.4.5. Учреждений или организаций (объектовый уровень).
5.5. План обеспечения мероприятий гражданской обороны службы
гражданской обороны субъекта Российской Федерации и местного
административно - территориального образования утверждается
начальником этой службы по согласованию с начальником
соответствующего территориального органа управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
5.6. План обеспечения мероприятий гражданской обороны
федеральной службы защиты культурных ценностей на военное время
вводится в действие одновременно с введением в действие планов
гражданской обороны.
5.7. Финансирование мероприятий по гражданской обороне
осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.8. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по
гражданской обороне, в том числе и по федеральной службе
гражданской обороны защиты культурных ценностей, понесенные
органами исполнительной власти субъектов Российской федерации,
органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
|