ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2000 г. N 448-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации", внесенный Московской
областной Думой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля
1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1998, N 30, ст. 3613, 1999, N 18,
ст. 2211; 1999, N 29, ст. 3696) следующие изменения и дополнения:
1. Абзац шестой пункта 3 статьи 3 изложить в следующей
редакции: "осужденные к наказанию в виде лишения свободы".
2. Пункт 3 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"осужденных к исправительным работам".
3. Пункт 4 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"На граждан, осужденных к исправительным работам, положение об
уровне предлагаемого заработка не распространяется".
4. Абзац 6 пункта 2 статьи 5 после слов "помощь или надзор"
дополнить словами "лица, осужденные к наказаниям без
лишения свободы", далее по тексту.
5. Пункт 2 статьи 35 дополнить абзацем следующего содержания:
"отказа лица, осужденного к исправительным работам, от
предложенной работы, включая работу временного характера,
общественные работы".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Необходимость внесения изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации" обусловлена принятием Федерального закона "О введении в
действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие
Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации" от 8
января 1997 г. N 2-ФЗ с 1 июля 1997 года признаны утратившими силу
и не действующими на территории Российской Федерации ряд законов и
иных нормативных правовых актов, а другие законы и иные
нормативные правовые акты, действующие на территории Российской
Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовно -
исполнительным кодексом Российской Федерации.
Указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются
в части, не противоречащей Уголовно - исполнительному кодексу
Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 8 января
1997 г. N 2-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, Закон Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации" должен быть приведен в
соответствие с Уголовно - исполнительным кодексом Российской
Федерации.
В настоящее время отдельные нормы Закона Российской Федерации
"О занятости населения в Российской Федерации" вступают в явное
противоречие с нормами Уголовно - исполнительного кодекса
Российской Федерации".
Так, в соответствии с пунктом 3 Закона Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года
(в редакции Федерального закона от 20.04.96) безработными не могут
быть признаны граждане, осужденные по решению суда к
исправительным работам.
Вместе с тем данная категория граждан согласно пункта 4 статьи
40 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации обязана
трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах
службы занятости.
Пунктом 3 статьи 42 Уголовно - исполнительного кодекса
Российской Федерации установлено, что в срок отбывания
исправительных работ засчитывается время, в течение которого
осужденный официально был признан безработным. Более того, из
пособий по безработице должны производиться удержания в
соответствии с пунктом 4 статьи 44, а уклонение от постановки на
учет в органах службы занятости в течение 15 дней является,
согласно части 1 статьи 46 Уголовно - исполнительного кодекса
Российской Федерации, нарушением порядка и условий отбывания
осужденным лицом исправительных работ.
В соответствии со статьей 40 Уголовно - исполнительного
кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к исправительным
работам, не вправе отказаться от предложенной органами службы
занятости работы.
Считаем, что органы службы занятости указанным лицам вправе
предложить не любую работу, а работу, отвечающую требованиям
законодательства Российской Федерации о труде и Конституции
Российской Федерации.
Статья 37 Конституции Российской Федерации и статья 2 КЗоТ
Российской Федерации предусматривают, что каждый имеет право на
труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статья 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации", определяющая критерии подходящей и
неподходящей работы для безработных, не содержит каких-либо
определений таковой для лиц, осужденных к исправительным работам.
Лица, осужденные к исправительным работам, относятся к
категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, также
как и лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Но, если по отношению к лицам, освобожденным из мест лишения
свободы, государство определило свою политику в области занятости
в статье 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации", то по отношению к осужденным к
исправительным работам политика государства в области занятости не
обозначена.
По нашему мнению, проведение государственной политики в
отношении занятости лиц, осужденных к исправительным работам,
будет способствовать сокращению числа лиц, получивших наказание в
виде лишения свободы, так как занятость указанных лиц будет
способствовать не только исправлению осужденного, но и
предупреждению совершения им новых преступлений.
И, самое главное, нормы Закона Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации" нарушают
конституционные права лиц, осужденных к исправительным работам на
труд и защиту от безработицы имеющих эти права, как и другие
граждане.
На первое января 1999 года на учете УИН Московской области
состояло 1825 лиц, осужденных к исправительным работам, из них 20
процентов не трудоустроены (это почти 400 человек), а на учете в
органах службы занятости состоят только 29 человек. Остальные
являются потенциальными преступниками и могут оказаться в местах
лишения свободы.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем внести дополнения и
изменения в соответствующие статьи Закона Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации".
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона не
потребуется признания актов федерального законодательства
утратившими силу, их приостановления, изменения и дополнения либо
принятия новых актов.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
По данным ГУИН МВД Российской Федерации в 1998 году поставлено
на учет в инспекциях по исполнению наказаний без лишения свободы
9805 лиц, осужденных к исправительным работам, из них не работало
17347 человек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 и статьей 4 законопроекта
лицу, осужденному к исправительным работам, может быть предложена
подходящая работа, включая работу временного характера и
общественные работы.
Учитывая то, что потребность во временных работниках велика,
направление указанных лиц на работы, носящие временный характер, и
на общественные работы позволит уменьшить длительно не заполняемые
низкооплачиваемые рабочие места.
Выплата пособия по безработице указанным лицам будет
производиться только в случае отсутствия подходящей работы в
службе занятости.
При отказе от предложенной подходящей работы лицо, осужденное
к исправительным работам, не может быть признано безработным и не
получает право на получение пособия по безработице. Поэтому
количество лиц, которым служба занятости должна выплачивать
пособие по безработице, будет ограничено и составит не более чем 2
процента от общего числа лиц, осужденных к исправительным работам
и не имеющим работы.
Кроме того, большинство лиц, осужденных к исправительным
работам, не имели постоянной оплачиваемой работы в течение 26
недель за 12 месяцев, предшествовавших началу их безработицы, и
поэтому размер пособия по безработице (в случае невозможности их
трудоустройства) будет устанавливаться в размере минимальной
заработной платы - 83 руб. 49 коп. (ст. 30 Федерального закона "О
занятости населения в Российской Федерации").
Средний размер пособия по безработице указанным лицам
предполагается в размере не более 100 рублей.
Исходя из вышеизложенного, дополнительные расходы средств
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации
будут в сумме 415200 рублей.
Расчет:
2% от 17347 чел. равно 346 чел.
346 чел. x 100 руб. x 12 месяцев = 415200 руб.
Основная цель внесения изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации", прежде всего, это сохранение мотивации к труду у
длительно безработных граждан, активизация деятельности службы
занятости по трудоустройству лиц, осужденных к исправительным
работам, повышение ответственности самих осужденных за их
трудоустройство, так как при отказе от предложенной им службой
занятости работы в отношении их может быть изменена мера
пресечения.
И самое главное - принятие данного законопроекта позволит
восстановить конституционное право лиц, осужденных к
исправительным работам, на труд и защиту от безработицы и будет
способствовать становлению их на путь исправления.
|