МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2000 г. N 34-60
О РАТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
ЛИССАБОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ПРИЗНАНИЮ
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2000 г. N 65-ФЗ
Генеральному секретарю Совета Европы 25 мая 2000 года переданы
ратификационные грамоты о присоединении Российской Федерации к
совместной Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о признании
квалификаций, относящихся к высшему образованию в Регионе Европы
(Лиссабон, апрель 1997 года). Это означает, что с 1 июля 2000 года
Конвенция вступит в силу в отношении Российской Федерации. Текст
Конвенции и официального Пояснительного доклада к Конвенции
составлен на русском, английском, французском и испанском языках и
может быть найден на Web-site: http://www.informika.ru/.
Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в
единое правовое поле в этой области с 54 государствами -
потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все
государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США,
где проблема признания российских документов об образовании стоит
особенно остро. Конвенция объединяет самые разные документы об
образовании, которые названы в ней "квалификациями", - школьные
аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании (с
получением среднего (полного) общего образования); все дипломы о
среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании,
включая дипломы доктора наук; академические справки о прохождении
периодов обучения. Из Конвенции вытекает, что она распространяется
на российские документы государственного образца, которые
официально признаны в России, независимо от того, выданы они
государственными или негосударственными учебными заведениями.
Основное назначение Конвенции - согласовать общие принципы
признания для продолжения образования.
Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации,
которые не имеют существенной разницы с соответствующими
квалификациями в принимающей стране. Пояснительный доклад
уточняет, что под разницей могут пониматься отличия, заметным
образом затрагивающие содержание учебных планов, отсутствие в
образовательной программе части важных дисциплин, отличия
академических и профессионально ориентированных программ в объеме
учебной нагрузки, в наличии итоговой квалификационной работы и так
далее. Отрицательное решение о признании считается справедливым,
если оценка документа проводилась объективно. Доказывать
существенность различий должна принимающая сторона на основе
открытых и ясных критериев. Недопустима какая-либо дискриминация
документов об образовании, не относящаяся к их значимости. Это
гарантирует равенство подходов в оценке документов об образовании.
Признание ведется органами, официально уполномоченными на это в
соответствии с национальным законодательством (в Российской
Федерации - Минобразование России).
Хотя ответственность за информацию, передаваемую с просьбой о
признании, несет заявитель, Конвенция подчеркивает ответственность
учебных заведений за предоставление своим бывшим учащимся или
компетентным органам, занимающимся признанием, информации,
необходимой для оценки документов об образовании, в том числе
выписок из архивных документов, данных о пройденных учебных
курсах.
Конвенция обязывает государства предоставлять всю имеющуюся
информацию, касающуюся лицензирования, аттестации и аккредитации
учебных заведений и программ, в том числе используемых для этой
цели методов, стандартов, критериев и результатов. Из материалов
Конвенции следует, что отсутствие или неудовлетворительность этой
информации может служить причиной отказа в признании документов об
образовании, выдаваемых в этом государстве.
Для помощи в обмене информацией используются национальные
информационные центры по академическому признанию и мобильности
(тел.: 434-26-01), для координации действий по осуществлению
Конвенции учрежден Комитет Конвенции, в который входит российский
представитель (тел.: 954-72-07).
Ратификация Конвенции не означает, что все вопросы признания
документов об образовании решены. Российская Федерация использует
и будет использовать впредь другие возможности защиты российских
дипломов и аттестатов, в том числе подготовку двусторонних
межправительственных договоров, устанавливающих конкретные
соответствия документов об образовании, академических и
профессиональных прав их обладателей. Исходя из практики Совета
Европы и ЮНЕСКО при анализе положений новой Конвенции, можно
видеть, что Конвенция дает импульс к созданию временных и
постоянных международных экспертных групп, цель которых -
обеспечить ее оптимальную реализацию, предложить конкретные
способы осуществления ее положений. Фактически работа этих групп
уже идет, и их решения вместе с текстом Конвенции будут той
нормативно - методической базой, на которой будет строиться в
обозримом будущем международная практика признания документов об
образовании. Важно, что в работе этих групп принимают участие
российские специалисты, поэтому можно быть уверенными, что к
российским аттестатам, дипломам и свидетельствам будут относиться
с теми же мерками, что и ко всем другим, без всяких предубеждений.
В преамбуле Конвенция постулирует всемерное уважение к
существующему разнообразию систем образования в Регионе Европы и
отмечает, что такое многообразие является его исключительным
достоянием. Система образования Российской Федерации занимает
весьма уважаемое место в мире, и ничто в Конвенции не обязывает
нас проводить какие-либо специальные дополнительные реформы.
Министр
В.ФИЛИППОВ
|