Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.05.2000 N ГКПИ 00-402 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ ПРИКАЗА МНС РФ ОТ 24.12.1999 N АП-3-12/412

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад



                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                    от 30 мая 2000 г. N ГКПИ 00-402

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                       Колычевой Г.А.,
       при секретаре                                   Суетовой Н.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе  Панова  Алексея  Евстафьевича  о  признании  незаконным (в
   части) Приказа Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и
   сборам от 24 декабря 1999 года N АП-3-12/412 "О внесении изменений
   и дополнений в Приказ Государственной налоговой службы  Российской
   Федерации  от  27  ноября  1998 года N ГБ-3-12/309 "Об утверждении
   порядка  и  условий  присвоения,  применения,  а  также  изменения
   идентификационного  номера  налогоплательщика  и  форм документов,
   используемых при учете в налоговом органе юридических и физических
   лиц",

                               установил:

       24 декабря  1999  года  Министерством  Российской Федерации по
   налогам и сборам  был  издан  Приказ  N  АП-3-12/412  "О  внесении
   изменений  и  дополнений в Приказ Государственной налоговой службы
   Российской Федерации от 27 ноября  1998  года  N  ГБ-3-12/309  "Об
   утверждении  порядка  и  условий присвоения,  применения,  а также
   изменения  идентификационного  номера  налогоплательщика  и   форм
   документов,  используемых при учете в налоговом органе юридических
   и физических лиц".
       Согласно пункту 3.4 Перечня изменений и дополнений, вносимых в
   Приказ Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 года N  ГБ-3-12/309
   (приложение   к  Приказу  МНС  России  от  24  декабря  1999  года
   N АП-3-12/412),  пункт 3.1 раздела 3 Порядка и условий присвоения,
   применения,    а   также   изменения   идентификационного   номера
   налогоплательщика (приложение N 1 к Приказу Госналогслужбы  России
   от  27  ноября  1998  года  N  ГБ-3-12/309)  изложен  в  следующей
   редакции:
       "3.1. Идентификационный    номер    налогоплательщика    (ИНН)
   присваивается налоговым органом
       - организации  -  при постановке на учет в налоговом органе по
   месту нахождения;
       - физическому лицу по месту жительства:
       - физическому лицу - налогоплательщику  -  при  постановке  на
   учет в налоговом органе;
       - физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком, т.е. не
   имеющему обязанности уплачивать налоги и (или) сборы,  - при учете
   сведений о нем,  поступающих в налоговый орган  в  соответствии  с
   нормами пунктов 3 и 5 статьи 85 Налогового кодекса РФ." (л.д. 24).
       Панов А.Е.  обратился в Верховный Суд Российской  Федерации  с
   жалобой  о  признании  незаконным  Приказа Министерства Российской
   Федерации   по   налогам  и  сборам  от   24  декабря   1999  года
   N АП-3-12/412  в  части,  устанавливающей,  что  идентификационный
   номер  налогоплательщика  (ИНН)  присваивается  налоговым  органом
   физическому  лицу,  не  являющемуся  налогоплательщиком,  т.е.  не
   имеющему обязанности уплачивать налоги и (или) сборы,  - при учете
   сведений  о  нем,  поступающих  в налоговый орган в соответствии с
   нормами пунктов 3 и 5 статьи 85 Налогового кодекса РФ.
       В обоснование  жалобы  Панов А.Е.  сослался на то,  что данная
   норма Приказа  Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и
   сборам  нарушает  его  конституционное право на неприкосновенность
   частной жизни (часть 1 статьи 23 Конституции  РФ),  издана  МНС  с
   превышением     своих     полномочий.     Присваивая    гражданину
   идентификационный номер,  налоговый орган по существу  присваивает
   ему  второе  имя,  нарушая при этом статью 19 Гражданского кодекса
   Российской  Федерации  и  пункт  2  статьи  58  Семейного  кодекса
   Российской Федерации.
       Представитель Министерства Российской Федерации по  налогам  и
   сборам  Кулагин  А.Б.  с  требованием  Панова А.Е.  не согласился,
   просил оставить это требование без удовлетворения, ссылаясь на то,
   что оспариваемое Пановым положение нормативного акта соответствует
   действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
       Заслушав объяснения  Панова  А.Е.,  представителя Министерства
   Российской Федерации по налогам и сборам Кулагина А.Б., исследовав
   материалы   дела   и  выслушав  заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры Российской  Федерации  Масаловой  Л.Ф.,  полагавшей  в
   удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации
   находит  жалобу  Панова  А.Е.  не  подлежащей  удовлетворению   по
   следующим основаниям.
       Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации,  статье 3
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  каждый  обязан платить
   законно установленные налоги и сборы.
       Одной из  основных  обязанностей  налоговых  органов  является
   контроль за правильностью и своевременностью уплаты  установленных
   действующим законодательством налогов и сборов.
       Порядок работы  налоговых  органов  при   осуществлении   этих
   обязанностей   определен   нормами  главы  14  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (ст. ст. 82 - 105).
       Составной частью    налогового    контроля    является    учет
   налогоплательщиков  на   основании   информации,   поступающей   в
   налоговые   органы  от  самих  налогоплательщиков  и  от  органов,
   осуществляющих регистрацию и учет.
       В соответствии  с  пунктом  7  статьи  84  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  каждому   налогоплательщику   присваивается
   единый  по  всем  видам  налогов и сборов,  в том числе подлежащих
   уплате в связи с перемещением  товаров  через  таможенную  границу
   Российской  Федерации,  и  на всей территории Российской Федерации
   идентификационный номер налогоплательщика.
       Согласно пункту  8  статьи  84  Налогового  кодекса Российской
   Федерации на основе данных учета Министерство Российской Федерации
   по   налогам   и   сборам   ведет  Единый  государственный  реестр
   налогоплательщиков   в   порядке,   установленном   Правительством
   Российской Федерации.
       Как определено  Правилами  ведения  Единого   государственного
   реестра     налогоплательщиков,    утвержденными    Постановлением
   Правительства РФ от 10 марта 1999 года N 266,  реестр представляет
   собой   систему   государственных  баз  учета  налогоплательщиков,
   ведущихся Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и
   его  территориальными органами исходя из единых методологических и
   программно   -   технологических    принципов    и    на    основе
   документированной информации, поступающей в эти органы.
       Реестр содержит перечни налогоплательщиков,  налоговых агентов
   и физических лиц, документированная информация о которых поступает
   в налоговые органы от органов,  перечисленных  в  пунктах  3  -  6
   статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее именуются
   объекты  учета),  с  указанием   присвоенного   каждому   из   них
   идентификационного номера налогоплательщика, а также информацию об
   объектах учета,  поступающую в налоговые органы в  соответствии  с
   законодательством  Российской  Федерации,  и  сведения  по перечню
   согласно приложению (пункты 2, 3 Правил).
       Из содержания  приведенных  выше  норм  федерального  закона и
   нормативного акта Правительства Российской Федерации следует,  что
   налоговые  органы при учете сведений,  поступающих к ним в порядке
   статьи 85 Налогового кодекса  Российской  Федерации,  и  включении
   указанных     сведений    в    Единый    государственный    реестр
   налогоплательщиков  вправе   присвоить   идентификационный   номер
   налогоплательщика каждому физическому лицу.
       Ввиду изложенного,  довод Панова А.Е.  о том,  что физическому
   лицу,  не являющемуся налогоплательщиком,  идентификационный номер
   налогоплательщика    присваиваться     не     должен,     является
   неосновательным.
       Министерство Российской Федерации  по  налогам  и  сборам  при
   издании  нормы  о  присвоении ИНН физическим лицам,  не являющимся
   налогоплательщиками,  не  вышло  за  пределы   своих   полномочий,
   поскольку   согласно   пункту   7  статьи  84  Налогового  кодекса
   Российской Федерации порядок и условия присвоения,  применения,  а
   также   изменения   идентификационного   номера  налогоплательщика
   определяются самим Министерством.
       Суд не  может  согласиться  с доводом Панова А.Е.  о том,  что
   Приказ   МНС   России   нарушает    конституционное    право    на
   неприкосновенность  частной  жизни.  При  этом суд учитывает,  что
   идентификационный  номер  налогоплательщика  не  содержит  в  себе
   информации  личного  характера,  касающейся  семейного  положения,
   родственных и дружеских связей,  а также других  личных  отношений
   конкретного физического лица.
       Утверждение заявителя о несоответствии оспариваемого положения
   нормативного акта федерального министерства статье 19 Гражданского
   кодекса Российской  Федерации  и  пункту  2  статьи  58  Семейного
   кодекса Российской Федерации суд также считает неосновательным.
       Присвоение    идентификационного    номера   налогоплательщика
   является  действием,   которое  регулируется  законодательством  о
   налогах   и  сборах,   а   не   нормами  гражданского  и семейного
   законодательства.     Идентификационный    номер,    применяющийся
   исключительно  в целях  проведения  налогового  учета,   не  может
   отождествляться с именем человека.
       Отказывая Панову А.Е.  в удовлетворении жалобы, суд учитывает,
   что  Приказ  МНС  России  от  24 декабря 1999 года N АП-3-12/412 в
   оспариваемой части не нарушает его прав и  потому,  что  Панов  не
   относится  к  лицам,  не  имеющим  обязанности уплачивать налоги и
   (или) сборы.
       Так, Панов   А.Е.,   обратившись  с  жалобой  в  суд,  уплатил
   государственную пошлину (л.д.  1),  являющуюся согласно статье  13
   Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов федеральных
   налогов  и  сборов,  обязательных  к  уплате  на  всей  территории
   Российской Федерации.
       На основании изложенного,  руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ

                                 решил:

       Панову Алексею  Евстафьевичу в удовлетворении жалобы на Приказ
   Министерства Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам  от  24
   декабря 1999 года N АП-3-12/412 отказать.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
   дня его вынесения в окончательной форме.

                                               Председательствующий -
                                             Судья Верховного Суда РФ
                                                         Г.А.КОЛЫЧЕВА



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz