ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2000 г. N 114-Т
ОБ ОБРАЩЕНИИ БАНКА РОССИИ
В АРБИТРАЖНЫЙ СУД С ЗАЯВЛЕНИЯМИ О ПРИЗНАНИИ КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКРОТАМИ
Статья 37 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций" устанавливает обязанность
Банка России в пятидневный срок обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании банкротом кредитной организации, у которой
лицензия на осуществление банковских операций отозвана в связи с
неудовлетворительным финансовым положением, если в течение 45
календарных дней с момента отзыва у нее лицензии на осуществление
банковских операций Банк России не получил определение
арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной
организации банкротом или иное документальное подтверждение
возбуждения производства по делу о ее банкротстве.
В случае отзыва у кредитной организации лицензии на
осуществление банковских операций по иным основаниям Банку России
предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением в
соответствии со ст. 35 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций" независимо от наличия
кредиторской задолженности.
При обращении в арбитражный суд в порядке, предусмотренном
данными статьями Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций", Банк России освобожден от
уплаты государственной пошлины по следующим основаниям.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.96 N 2 "Об оплате
Банком России и его учреждениями государственной пошлины при
обращении в арбитражные суды" Банк России и его учреждения
освобождаются от уплаты государственной пошлины, если они, как это
предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской
Федерации (статьи 4 и 42), обращаются в арбитражные суды в
соответствии с федеральным законом в защиту государственных и
общественных интересов.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций. В статье 55
указанного Федерального закона установлено, что главной целью
банковского регулирования и надзора является поддержание
стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и
кредиторов.
Обращение Банка России в арбитражный суд с заявлением о
банкротстве кредитной организации в порядке ст. 37 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
вызвано исполнением возложенной на него обязанности по возбуждению
в суде дела о банкротстве кредитной организации, у которой
отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В связи с
тем, что удовлетворение требований кредиторов и вкладчиков такой
кредитной организации возможно только после принятия решения о ее
ликвидации, действия Банка России направлены на защиту
общественных и государственных интересов.
Обращение Банка России в арбитражный суд с заявлением о
банкротстве кредитной организации в порядке ст. 35 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
также связано с выполнением им обязанностей по защите интересов
вкладчиков и кредиторов, возложенных на Банк России Федеральным
законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Таким образом, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 5 Федерального
закона "О государственной пошлине" Банк России освобожден от
уплаты государственной пошлины как орган, обращающийся в
арбитражный суд в защиту общественных интересов, так как согласно
ч. 3 ст. 55 Федерального закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" главной целью банковского регулирования
и надзора является поддержание банковской системы и защита
интересов вкладчиков и кредиторов.
В случае, если арбитражный суд своим определением возвращает
территориальному учреждению Банка России заявление о признании
кредитной организации банкротом по основаниям, предусмотренным
пп. 5 п. 1 ст. 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (не представлены документы, подтверждающие уплату
государственной пошлины), территориальное учреждение вправе
обжаловать такое определение в установленном арбитражно -
процессуальным законодательством порядке в связи с неправильным
применением судом норм материального права.
В.Н.ГОРЮНОВ
|