ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2000 г. N 394-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО -
КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
С НАСЕЛЕНИЕМ" И ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" и другие законодательные акты Российской
Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам
до 30 июня 2000 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО -
КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
С НАСЕЛЕНИЕМ" И ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением"
Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1993, N 27, ст. 1018), изложив его в следующей редакции:
"РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ
Статья 1. Сфера применения контрольно - кассовых машин
Контрольно - кассовые машины на территории Российской
Федерации применяются в обязательном порядке всеми юридическими
лицами, их филиалами и другими обособленными подразделениями
(далее - организации), физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
(далее - индивидуальные предприниматели), при проведении ими
денежных расчетов с населением в случае осуществления торговых
операций или оказания услуг.
Кредитные организации при совершении ими банковских операций и
иных сделок с населением на территории Российской Федерации могут
применять как контрольно - кассовые машины, так и персональные
электронно - вычислительные машины, программно - технические
комплексы и банкоматы, обеспечивающие учет фискальной информации.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень
отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей,
которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
машин.
Статья 2. Государственный реестр контрольно - кассовых машин
1. На территории Российской Федерации допускаются к применению
только те модели контрольно - кассовых машин, которые внесены в
государственный реестр контрольно - кассовых машин (далее -
государственный реестр).
Государственный реестр - единый банк данных, содержащий
необходимые сведения о моделях контрольно - кассовых машин,
которые допускаются к применению на территории Российской
Федерации.
2. Порядок ведения государственного реестра, требования к его
структуре и составу информации, а также федеральный орган
исполнительной власти, ответственный за ведение государственного
реестра, определяются Правительством Российской Федерации.
3. Информация о моделях контрольно - кассовых машин,
включенных в государственный реестр, а также о принятых решениях
об изменениях в государственном реестре публикуется в средствах
массовой информации.
Статья 3. Требования к контрольно - кассовым машинам, порядок
и условия их регистрации и применения
1. Требования к контрольно - кассовым машинам, порядок и
условия их регистрации и применения определяются положением по
применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, утверждаемым Правительством Российской
Федерации.
При этом контрольно - кассовые машины, применяемые
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении денежных расчетов с населением:
должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту
учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве
налогоплательщика;
должны находиться на техническом обслуживании в центрах
технического обслуживания контрольно - кассовых машин;
должны быть исправны, опломбированы в установленном порядке,
оснащены средствами визуального контроля, удостоверяющими
включение контрольно - кассовой машины в государственный реестр и
ее обслуживание в центре технического обслуживания;
должны иметь фискальную память. Фискальная память контрольно -
кассовой машины - комплекс программно - аппаратных средств в
составе контрольно - кассовой машины, обеспечивающий
некорректируемую, ежесуточную (ежесменную) регистрацию и
энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о
денежных расчетах с населением, проведенных на контрольно -
кассовой машине, необходимой для полного учета доходов в целях
правильного исчисления налогов.
Порядок и сроки замены контрольно - кассовых машин без
фискальной памяти на контрольно - кассовые машины с фискальной
памятью устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2001 года применение контрольно - кассовых машин
без фискальной памяти не допускается.
2. Требования настоящего Федерального закона, установленные
для организаций и индивидуальных предпринимателей,
распространяются также на кредитные организации при применении ими
контрольно - кассовых машин.
Статья 4. Обязанности организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих контрольно - кассовые машины
Организации и индивидуальные предприниматели, которые
применяют контрольно - кассовые машины, обязаны:
осуществлять регистрацию контрольно - кассовых машин в
налоговых органах;
осуществлять ввод в эксплуатацию контрольно - кассовых машин с
участием работников центра технического обслуживания контрольно -
кассовых машин, в котором они находятся на техническом
обслуживании, допускать к их техническому обслуживанию и ремонту
только специалистов этого центра;
применять при осуществлении денежных расчетов с населением
исправные контрольно - кассовые машины, оснащенные средствами
визуального контроля, удостоверяющими включение контрольно -
кассовой машины в государственный реестр и ее постановку на
обслуживание в центре технического обслуживания, опломбированные в
установленном порядке, зарегистрированные в налоговых органах и
обеспечивающие надлежащий учет денежных средств при расчетах с
населением (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в
фискальной памяти);
выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после
оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек
(приравненный к нему документ), подтверждающий исполнение
обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между
покупателем (клиентом) и соответствующей организацией
(индивидуальным предпринимателем);
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке
документации, связанной с приобретением, вводом в эксплуатацию и
применением контрольно - кассовых машин, а также обеспечивать
работникам налоговых органов, сотрудникам федеральных органов
налоговой полиции, работникам центров технического обслуживания, в
которых находятся на обслуживании контрольно - кассовые машины,
беспрепятственный доступ к контрольно - кассовым машинам,
предоставлять им указанную документацию;
производить введение в фискальную (контрольную) память
контрольно - кассовой машины информации при первичной регистрации
и перерегистрации контрольно - кассовых машин и замену накопителей
фискальной (контрольной) памяти с участием представителей
налоговых органов;
вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на
продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые
должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены
и тарифы.
Статья 5. Обязанности кредитных организаций, применяющих
персональные электронно - вычислительные машины, программно -
технические комплексы и банкоматы
Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 1
настоящего Федерального закона персональные электронно -
вычислительные машины, программно - технические комплексы и
банкоматы, обязаны:
соблюдать требования положения по применению кредитными
организациями персональных электронно - вычислительных машин,
программно - технических комплексов и банкоматов при оформлении и
учете банковских операций и иных сделок с населением и
используемых в них при этом программных продуктов, которое
утверждается Центральным банком Российской Федерации по
согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
ответственным за ведение государственного реестра;
применять персональные электронно - вычислительные машины,
программно - технические комплексы и банкоматы, в которых должно
быть обеспечено использование защищенных от несанкционированного
доступа программных продуктов;
предоставлять налоговым органам и федеральным органам
налоговой полиции в соответствии с их полномочиями, установленными
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами,
информацию о банковских операциях и иных сделках с населением,
произведенных за проверяемый период.
Статья 6. Контроль за применением контрольно - кассовых машин,
персональных электронно - вычислительных машин, программно -
технических комплексов и банкоматов
1. Налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции:
осуществляют контроль за соблюдением требований настоящего
Федерального закона и положения по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях
и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением контрольно -
кассовых машин, получают необходимые объяснения, справки и
сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
проводят проверки выдачи чеков (приравненных к ним
документов), наличия ценников на продаваемые товары (прейскуранты
на оказываемые услуги);
налагают штрафы на организации и на индивидуальных
предпринимателей, которые нарушают требования настоящего
Федерального закона и положения по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
при повторном нарушении, допущенном организацией или
индивидуальным предпринимателем в течение одного года со дня
принятия налоговым органом или федеральным органом налоговой
полиции решения о наложении штрафа за предыдущее нарушение,
обращаются в суд с заявлением о ликвидации данной организации с
одновременным приостановлением ее деятельности, связанной с
денежными расчетами с населением, в том числе в виде
приостановления операций по ее счетам в кредитных организациях,
или с заявлением с прекращении деятельности индивидуального
предпринимателя.
2. Органы внутренних дел (милиция) взаимодействуют в пределах
своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении ими
перечисленных в данной статье контрольных функций.
3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль
за соблюдением требований положения по применению кредитными
организациями персональных электронно - вычислительных машин
программно - технических комплексов и банкоматов при оформлении и
учете банковских операций и иных сделок с населением и
используемых в них при этом программных продуктов.
4. При осуществлении контроля за соблюдением организациями и
индивидуальными предпринимателями требований настоящего
Федерального закона и положения по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением
налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции вправе
использовать технические средства открытого телевизионного
наблюдения за применением контрольно - кассовых машин.
Статья 7. Ответственность за нарушения законодательства
Российской Федерации о применении контрольно - кассовых машин и
других технических средств при осуществлении денежных расчетов с
населением
1. За нарушение требований настоящего Федерального закона,
положения по применению контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением к организациям
применяются следующие штрафные санкции:
организация, ведущая денежные расчеты с населением без
применения контрольно - кассовой машины, или без использования
документов, приравненных к чеку и утвержденных федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой
государственной финансовой и бюджетной политики, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим
осуществление налоговой политики, или с применением не
зарегистрированной в налоговых органах контрольно - кассовой
машины, подвергается штрафу в размере от 50-кратного до
100-кратного установленного законом минимального размера оплаты
труда;
организация, использующая неисправную, или не опломбированную
в установленном порядке, или не находящуюся на техническом
обслуживании в центре технического обслуживания контрольно -
кассовых машин, или не оснащенную средствами визуального контроля,
удостоверяющими включение контрольно - кассовой машины в
государственный реестр и ее обслуживание в центре технического
обслуживания, контрольно - кассовую машину, подвергается штрафу в
размере от 30-кратного до 60-кратного установленного законом
минимального размера оплаты труда;
организация, осуществляющая торговые операции (оказывающая
услуги) после приостановления ее деятельности в случае,
предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона,
подвергается штрафу в размере от 100-кратного до 200-кратного
установленного законом минимального размера оплаты труда;
организация, не вывесившая ценники на продаваемый товар
(прейскурант на оказываемую услугу), подвергается штрафу в размере
от 15-кратного до 30-кратного установленного законом минимального
размера оплаты труда;
организация, препятствующая работникам налоговых органов,
сотрудникам федеральных органов налоговой полиции в осуществлении
ими контроля за порядком и условиями регистрации и применения
контрольно - кассовых машин, подвергается штрафу в размере от
30-кратного до 60-кратного установленного законом минимального
размера оплаты труда;
организация, не обеспечивающая в установленном порядке
хранение информации о кассовых операциях в фискальной
(контрольной) памяти контрольно - кассовой машины и на контрольных
лентах, подвергается штрафу в размере от 50-кратного до
100-кратного установленного законом минимального размера оплаты
труда;
организация, не обеспечивающая ведение и хранение в
установленном порядке документации, связанной с приобретением,
вводом в эксплуатацию и применением контрольно - кассовых машин,
подвергается штрафу в размере от 15-кратного до 30-кратного
установленного законом минимального размера оплаты труда;
организация за неоприходование или неполное оприходование
денежной наличности подвергается штрафу в 3-кратном размере
неоприходованной суммы;
центр технического обслуживания контрольно - кассовых машин,
допустивший к эксплуатации неисправную, или не опломбированную в
установленном порядке, или не оснащенную средствами визуального
контроля, удостоверяющими включение контрольно - кассовой машины в
государственный реестр и ее обслуживание в центре технического
обслуживания, контрольно - кассовую машину, подвергается штрафу в
размере от 30-кратного до 60-кратного установленного законом
минимального размера оплаты труда;
организация, не выдавшая покупателю (клиенту) чек
(приравненный к нему документ), или выдавшая его с указанием
суммы, не соответствующей уплаченной, подвергается штрафу в
размере 3-кратного установленного законом минимального размера
оплаты труда.
Указанные в данной статье штрафные санкции применяются также к
кредитным организациям при нарушении ими требований положения по
применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением.
Индивидуальные предприниматели несут ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации о применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением в соответствии с Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях.
2. Рассмотрение дел о наложении штрафов налоговыми органами и
федеральными органами налоговой полиции на организации
осуществляется в следующем порядке.
По результатам проверки соблюдения законодательства Российской
Федерации о применении контрольно - кассовых машин уполномоченными
должностными лицами налоговых органов или федеральных органов
налоговой полиции составляется акт по установленной форме.
Руководитель или доверенное лицо проверяемой организации в
случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, выводами
и предложениями проверяющих, в течение трех дней со дня получения
акта проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган
или федеральный орган налоговой полиции письменное объяснение
мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо
по его отдельным положениям.
В случае представления организацией письменных возражений по
акту проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии
должностного лица организации. О времени и месте рассмотрения
материалов проверки налоговый орган или федеральный орган
налоговой полиции извещает организацию заблаговременно. Если
представитель организации, несмотря на извещение, не явился, то
материалы проверки рассматриваются в его отсутствие.
По истечении названного срока руководитель (или его
заместитель) налогового органа, федерального органа налоговой
полиции рассматривает акт проверки, приложенные документы и
материалы, представленные руководителем проверяемой организации.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем
(или его заместителем) налогового органа или федерального органа
налоговой полиции в течение 10 дней выносится решение в форме
постановления, являющегося исполнительным документом, о
привлечении организации к ответственности и взыскании штрафа либо
об отказе в привлечении к ответственности.
Конкретный размер штрафа за нарушение требований настоящего
Федерального закона и положения по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением
определяется решением руководителя (или его заместителя)
налогового органа или федерального органа налоговой полиции.
Копия решения вручается руководителю организации или его
представителю под расписку или передается иным способом,
свидетельствующим о дате получения решения руководителем
организации или его представителем. В случае если в результате
умышленных действий руководителя организации или его представителя
копия решения не может быть ему вручена, оно считается полученным
организацией по истечении 6 дней после его отправки заказным
письмом.
Штраф уплачивается в течение 15 дней с даты получения
нарушителем постановления о наложении штрафа.
В случае необжалования решения организацией и неуплаты штрафа
в 15-дневный срок он может быть взыскан в соответствии с
законодательством Российской Федерации об исполнительном
производстве.
Уплата штрафа не освобождает нарушителя от исполнения
обязанности устранить нарушение.
Организация вправе обратиться в суд с заявлением об отмене или
изменении постановления о наложении штрафа.
Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в
течение 10 дней со дня его принятия.
Подача указанного заявления приостанавливает исполнение
постановления о наложении штрафа на время его рассмотрения в суде
до вступления в законную силу решения суда.
3. Суммы штрафов распределяются следующим образом: 70
процентов от общей суммы штрафов, взысканных в соответствии с
настоящей статьей, зачисляется в местные бюджеты, 30 процентов - в
федеральный бюджет для финансирования деятельности налоговых
органов и федеральных органов налоговой полиции по осуществлению
контроля за применением контрольно - кассовых машин.
4. Санкции за нарушение кредитными организациями требований
положения по применению кредитными организациями персональных
электронно - вычислительных машин, программно - технических
комплексов и банкоматов при оформлении и учете банковских операций
и иных сделок с населением и используемых в них при этом
программных продуктов применяются Центральным банком Российской
Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)".".
Статья 2. О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
1. Внести в Закон Российской Федерации "О федеральных органах
налоговой полиции" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29 ст.
1114; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51
ст. 4973) следующие дополнения:
дополнить часть первую статьи 10 пунктом 9 следующего
содержания:
"9) выявлять, предупреждать и пресекать нарушения
законодательства Российской Федерации о применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а
также нарушения установленного порядка обращения наличных денежных
средств.";
дополнить часть первую статьи 11 пунктом 21 следующего
содержания:
"21) осуществлять контроль за соблюдением требований к
контрольно - кассовым машинам, порядка и условий их регистрации и
применения, определяемых законодательством Российской Федерации о
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, за полнотой учета выручки в организациях и
у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные
с применением контрольно - кассовых машин, получать необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при
проведении проверок, проводить проверки выдачи чеков (приравненных
к ним документов), наличия ценников на продаваемые товары
(прейскуранты на оказываемые услуги), налагать штрафы на
организации, включая кредитные организации, а также на
индивидуальных предпринимателей за нарушение требований
законодательства Российский Федерации о применении контрольно -
кассовых машин.".
2. Внести в Федеральный закон "О налоговых органах Российской
Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492; Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 53, ст. 1912; N 34, ст. 1966; 1993, N 12, ст.
429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 12,
ст. 429; 1996, N 25, ст. 2958; 1997, N 47, ст. 5341; Российская
газета, 1999, 14 июля) следующее дополнение:
дополнить пункт 1 статьи 7 абзацем следующего содержания:
"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно
- кассовым машинам, порядка и условий их регистрации и применения,
определяемых законодательством Российской Федерации о применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, за полнотой учета выручки в организациях и у
индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с
применением контрольно - кассовых машин, получать необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при
проведении проверок, проводить проверки выдачи чеков (приравненных
к ним документов), наличия ценников на продаваемые товары
(прейскуранты на оказываемые услуги), налагать штрафы на
организации, включая кредитные организации, а также на
индивидуальных предпринимателей за нарушение требований
законодательства Российской Федерации о применении контрольно -
кассовых машин.".
3. Внести в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909; Ведомос-
ти Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 838; N 17, ст. 894;
N 34, ст. 1970; 1993, N 3, ст. 97; N 32, ст. 1231; N 33, ст. 1313;
Российская газета, 1993, 9 сентября; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346; N 6, ст. 453; N 11, ст.
939; N 18, ст. 1594; N 26, ст. 2397; N 30, ст. 2861, ст. 2865, ст.
2866; ст. 2869; N 52, ст. 5111; 1996, N 3, ст. 140; N 22, ст.
2593; N 25, ст. 2964; N 32, ст. 3843; N 33, ст. 3964; N 49, ст.
5496; 1997, N 4, ст. 487; N 5, ст. 612; N 10, ст. 1119; N 11, ст.
1239; N 14, ст. 1603; N 24, ст. 2731; N 26, ст. 2954; N 29, ст.
3500, ст. 3509; 1998, N 19, ст. 2069; N 26, ст. 3011; N 31, ст.
3805; 1999, N 5, ст. 603; N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1651; N 16,
ст. 1936) следующие изменения и дополнения:
исключить из статьи 146.5 слова: ", а также без применения
контрольно - кассовых машин";
дополнить главу 12 статьей 146.8 следующего содержания:
"Статья 146.8. Ответственность индивидуальных предпринимателей
за нарушения законодательства Российской Федерации о применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением
Осуществление денежных расчетов с населением без применения
контрольно - кассовой машины, или без использования документов,
приравненных к чеку, или с применением не зарегистрированной в
налоговых органах контрольно - кассовой машины -
влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда.
Применение неисправных, или не опломбированных в установленном
порядке, или не находящихся на техническом обслуживании в центре
технического обслуживания контрольно - кассовых машин, или не
оснащенных средствами визуального контроля, удостоверяющими
включение контрольно - кассовой машины в государственный реестр и
ее обслуживание в центре технического обслуживания, -
влечет наложение штрафа в размере от тридцати до шестидесяти
минимальных размеров оплаты труда.
Отсутствие ценника (ценников) на продаваемый товар
(прейскуранта на оказываемую услугу) -
влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до тридцати
минимальных размеров оплаты труда.
Препятствие проведению работниками налоговых органов,
сотрудниками федеральных органов налоговой полиции контроля за
соблюдением требований к контрольно - кассовым машинам, порядка и
условий их регистрации и применения -
влечет наложение штрафа в размере от тридцати до шестидесяти
минимальных размеров оплаты труда.
Необеспечение хранения в установленном порядке информации о
кассовых операциях в фискальной (контрольной) памяти контрольно -
кассовой машины и на контрольных лентах -
влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда.
Необеспечение ведения и хранения в установленном порядке
документации, связанной с приобретением, вводом в эксплуатацию и
применением контрольно - кассовых машин, -
влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до тридцати
минимальных размеров оплаты труда.
Неоприходование или неполное оприходование денежной наличности
-
влечет наложение штрафа в 3-кратном размере неоприходованной
суммы, но не более ста минимальных размеров оплаты труда.
Невыдача чека (приравненного к нему документа) влечет
наложение штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты
труда.";
дополнить главу 16 статьей 203.1 следующего содержания:
"Статья 203.1. Федеральные органы налоговой полиции
Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 146.8
настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и
налагать административные взыскания от имени федеральных органов
налоговой полиции вправе руководитель федерального органа
налоговой полиции и его заместители, руководители и заместители
руководителей территориальных и местных органов налоговой
полиции.".
Изложить статью 224.2 в следующей редакции:
"Статья 224.2. Налоговые органы
Налоговые органы рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьями 146.8 и 156.2 настоящего
Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и
налагать административные взыскания от имени налоговых органов
вправе руководитель федерального органа исполнительной власти,
обеспечивающего осуществление налоговой политики, его заместители,
руководители и заместители руководителей территориальных органов
федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего
осуществление налоговой политики.".
Статья 3. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации подлежат приведению в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО -
КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
С НАСЕЛЕНИЕМ" И ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и другие
законодательные акты Российской Федерации" вносится в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 104
Конституции Российской Федерации.
Необходимость принятия указанного законопроекта вызвана тем,
что действующий Закон Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" (далее по тексту - действующий Закон) был принят в
1993 году и практика его применения выявила необходимость внесения
в него изменений.
Цели законопроекта -
а) совершенствование государственного контроля за:
налично - денежным обращением путем обеспечения более строгого
контроля за полнотой и своевременностью оприходования наличной
выручки организациями и предприятиями всех форм собственности (в
том числе индивидуальными предпринимателями), осуществляющими
денежные расчеты с населением при реализации продукции, работ,
услуг;
движением товароматериальных ресурсов для их изъятия из
нелегального оборота, предотвращения иных незаконных действий, в
том числе сознательного занижения налогооблагаемой базы и
уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в
бюджеты всех уровней;
б) обеспечение прав потребителей.
В законопроекте учтены:
положения Постановления от 12 мая 1998 г. N 14-П и определения
от 1 апреля 1999 г. N 29-О Конституционного Суда Российской
Федерации, вынесенных по результатам рассмотрения отдельных норм
действующего Закона, в части установления размеров штрафов;
замечания Президента Российской Федерации от 30 апреля 1997 г.
на Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", принятый
Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1997 г.
Законопроект состоит из трех статей.
В статье 1 приводится проект новой редакции Закона Российской
Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением".
В статье 2 изложены изменения и дополнения, которые вносятся в
Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой
полиции", в Федеральный закон "О налоговых органах Российской
Федерации", в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
В статье 3 устанавливается порядок вступления закона в силу.
В проекте новой редакции Закона Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" предусмотрены существенные изменения и
дополнения в действующий Закон. Наиболее важными из них являются
следующие.
Действие нормы, предусматривающей осуществление наличных
денежных расчетов с населением с обязательным применением
контрольно - кассовых машин всеми организациями и индивидуальными
предпринимателями при проведении ими торговых операций или
оказании услуг на территории Российско Федерации, распространено
на кредитные организации. При этом кредитные организации могут
применять также персональные электронно - вычислительные машины,
программно - технические комплексы и банкоматы, обеспечивающие
учет фискальной информации.
Исключения из сферы действия указанной нормы устанавливает
Правительство Российской Федерации (статья 1).
Изменен принцип формирования Государственного реестра
контрольно - кассовых машин, в соответствии с которым на
территории Российской Федерации будут допускаться к применению
только те модели контрольно - кассовых машин, которые внесены в
этот реестр. Структура Государственного реестра, порядок его
ведения, а также федеральный орган исполнительной власти,
ответственный за ведение реестра, будут определяться
Правительством Российской Федерации (статья 2).
Всем субъектам хозяйственной деятельности, применяющим
контрольно - кассовые машины, вменяется в обязанность
регистрировать используемые машины в налоговых органах и
осуществлять их техническое обслуживание только в
специализированных центрах технического обслуживания.
С целью исключения возможности использования контрольно -
кассовых машин, не включенных в Государственный реестр или не
поставленных на обслуживание в специализированных центрах, а также
для упрощения процедуры контроля за соблюдением этих требований,
законопроектом предусмотрено обязательное оснащение контрольно -
кассовых машин соответствующими средствами визуального контроля.
Кроме этого контрольно - кассовые машины должны иметь фискальную
память. С 1 января 2001 года применение машин без фискальной
памяти не допускается (статьи 3, 4, 5).
В целях усиления контроля за исполнением законодательства о
применении контрольно - кассовых машин законопроектом
предусмотрено привлечение к этой работе федеральных органов
налоговой полиции и Центрального банка Российской Федерации
(статьи 6 и 7).
Вводятся новые меры ответственности за нарушения
законодательства о применении контрольно - кассовых машин,
увеличивается количество нарушений, за которые будут применяться
штрафные санкции. В частности, вводятся нормы, предусматривающие
ответственность субъектов хозяйственной деятельности,
препятствующих осуществлению контроля за правильностью
использования кассовой техники, за невыдачу покупателям (клиентам)
документов строгой отчетности, приравненных к чекам, а также
центров технического обслуживания, допустивших эксплуатацию
неисправной кассовой техники.
Учтены Постановление от 12 мая 1998 г. N 14-П и определение от
1 апреля 1999 г. N 29-0 Конституционного Суда Российской Федерации
в части установления новых размеров штрафных санкций,
соответствующих Кодексу РСФСР об административных правонарушениях
(статья 7).
Учитывая ограниченные возможности бюджетного финансирования,
законопроектом предусмотрено финансирование деятельности налоговых
органов и федеральных органов налоговой полиции по осуществлению
контроля за применением контрольно - кассовых машин путем
направления на эти цели части сумм штрафов, взыскиваемых за
нарушения законодательства о применении контрольно - кассовых
машин (статья 7).
Дополнительных бюджетных средств для реализации законопроекта
не требуется. Согласно экспертным оценкам Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам, принятие этого Федерального закона
позволит увеличить поступления средств в федеральный и местные
бюджеты в размере 14 млрд. рублей и 20 млрд. рублей в год
соответственно. Финансово - экономическое обоснование прилагается.
Помимо прямого экономического эффекта, принятие данного Закона
также будет способствовать решению социально - экономических
проблем:
повышению уровня защиты прав потребителей путем расширения
сфер применения контрольно - кассовых машин и обеспечения
обязательной выдачи покупателям (клиентам) кассовых чеков;
смягчению криминогенной ситуации путем использования более
совершенных методов контроля и уменьшением в связи с этим
неучтенного оборота наличных денежных средств.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО -
КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
С НАСЕЛЕНИЕМ" И ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
----T-------------------T----------------------------------------¬
¦ N ¦ Реализация ¦Экспертная оценка поступления налоговых ¦
¦п/п¦ мероприятий ¦ платежей в бюджет (млрд. рублей) ¦
+---+-------------------+-----------T------------T---------------+
¦ ¦ ¦ всего ¦федеральный ¦ местный ¦
+---+-------------------+-----------+------------+---------------+
¦1. ¦Расширение сфер ¦ 30,0 <*> ¦ 12 ¦ 18 ¦
¦ ¦применения конт- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рольно - кассовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+-----------+------------+---------------+
¦2. ¦Усиление контроля ¦ 5,0 <**> ¦ 1,5 ¦ 3,5 ¦
¦ ¦за применением ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контрольно - кассо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вых машин ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+-----------+------------+---------------+
¦3. ¦Введение средств ¦ 0,5 <***>¦ 0,4 ¦ 0,1 ¦
¦ ¦визуального контро-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ля ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+-----------+------------+---------------+
¦ ИТОГО ¦ 35,5 ¦ 13,9 ¦ 21,6 ¦
L-----------------------+-----------+------------+----------------
--------------------------------
<*> Как показывают проверки, проводимые Госналогслужбой
России, ФСНП России и МВД России, 30 - 40% юридических и
физических лиц, осуществляющих денежные расчеты с населением, не
применяют контрольно - кассовые машины, в результате чего, по
имеющимся оценкам, бюджет страны недополучает налоговых платежей.
Только на оптово - розничных рынках Москвы, по оперативным
данным ФСНП и МВД, результатам аналитических обследований, потери
бюджета составляют более 3 млрд. рублей: налоговые платежи с
декларированных доходов составляют более 1 млрд. рублей в год, в
то время как налоги с фактически получаемых доходов, по оценке,
должны быть в размере более 4 млрд. рублей. То есть с оптово -
розничных рынков Москвы в бюджет поступает лишь 25% положенных
налогов.
По экспертным оценкам, с учетом масштабов всей страны,
расширение сфер применения контрольно - кассовых машин на оптово -
розничных рынках, автозаправочных станциях, автостоянках и
парковках автомобилей, такси, казино, ресторанах и т.п., допустив,
что потери бюджета г. Москвы составляют не менее 10% общих потерь
бюджета в этих сферах, позволит дополнительно получить налоговых
платежей в размере более 30 млрд. рублей, из них 40% (12 млрд.
рублей) - в федеральный бюджет и 60% (18 млрд. рублей) - в
территориальные бюджеты (нормы отчисления согласно Инструкции
Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 в редакции от 18.03.97 "О
порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций").
<**> По состоянию на 1 апреля 1998 года в налоговых органах
зарегистрировано более 1,5 млн. штук контрольно - кассовых машин.
Усиление контроля за их применением со стороны Госналогслужбы
России с привлечением для этих целей ФСНП России и МВД России
позволит улучшить контроль за выручкой, полученной организациями и
физическими лицами, формированием налогооблагаемой базы при
осуществлении их хозяйственной деятельности. За счет этого
дополнительные поступления в доход бюджетов всех уровней по
экспертным оценкам составит около 5 млрд. рублей, из них 30% (1,5
млрд. рублей) - в федеральный бюджет и 70% (3,5 млрд. рублей) - в
территориальные бюджеты (нормы отчисления согласно проекту
федерального закона).
<***> С учетом расширения сфер применения контрольно -
кассовых машин и замены устаревших моделей на контрольно -
кассовые машины с фискальной памятью ежегодно в сферы торговли и
услуг поступает 200 - 250 тыс. контрольно - кассовых машин. С
целью исключения проникновения на внутренний рынок контрольно -
кассовых машин, неразрешенных к использованию на территории
Российской Федерации, а также защиты отечественных производителей,
генеральных поставщиков и пользователей контрольно - кассовых
машин в проекте закона предусмотрено обязательное оснащение
контрольно - кассовых машин средствами визуального контроля
Государственный реестр и Сервисное обслуживание. По экспертным
оценкам дополнительные поступления в бюджет от внедрения средств
визуального контроля составят свыше 0,5 млрд. рублей, из них 75%
(0,4 млрд. рублей) - в федеральный бюджет и 25% (0,1 млрд. рублей)
- в территориальные бюджеты (нормы отчисления согласно Инструкции
Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 в редакции от 29.12.97 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость").
|