ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 23 мая 2000 г. N 96/14
ОБ УСТРАНЕНИИ НЕДОСТАТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПОДГОТОВКЕ
И ПРИЗЫВЕ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Имеющиеся в Генеральной прокуратуре материалы свидетельствуют о
том, что надзор за исполнением законов о подготовке и призыве
граждан на военную службу надлежащим образом не организован.
Некоторые прокуроры до сих пор путаются в вопросах разграничения
компетенции, не проявляют остроты в оценке нарушений закона и
ответственности виновных должностных лиц.
В то же время во многих местах с серьезными изъянами
организован учет лиц, подлежащих призыву. Немало граждан, годных
по состоянию здоровья к военной службе, безнаказанно уклоняется от
призыва. Должный розыск их не ведется. Порой все дело сводится к
формальным запросам военных комиссариатов и таким же ответам на
них органов внутренних дел.
Из-за недостатков и нарушений в медицинском освидетельствовании
призывников и работе призывных комиссий в войска нередко
призываются лица с явными физическими и психическими отклонениями,
а также имеющие неснятую или непогашенную судимость, негодные к
службе по другим показателям. Государство от незаконного призыва
несет значительные материальные убытки.
В целях совершенствования надзора за исполнением
законодательства, регламентирующего воинскую обязанность граждан,
руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации", предлагаю:
1. При проверках исполнения Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" руководствоваться порядком, по
которому территориальные прокуроры и прокуроры войсковых частей
осуществляют надзор за соблюдением следующих положений Закона:
1.1. Об обязанностях должностных лиц органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций по
обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.
1.2. О мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами
воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по
контракту.
1.3. О материальном обеспечении граждан в связи с исполнением
ими воинской обязанности или их поступлением на военную службу по
контракту.
1.4. Об организации воинского учета.
1.5. Обязательной и добровольной подготовке гражданина к
военной службе (за исключением подготовки в учреждениях системы
Министерства обороны Российской Федерации), а также за законностью
в деятельности региональных подразделений российской оборонной
спортивно-технической организации (кроме вопросов участия
Министерства обороны в координации их работы, финансировании и
материально-техническом обеспечении).
1.6. О призыве граждан на военную службу.
1.7. Законностью разрешения материалов об уклонении граждан от
воинского учета и расследования уголовных дел по уклонениям от
призыва на военную службу или военные сборы.
1.8. Исполнением органами внутренних дел возложенных на них
обязанностей по розыску таких граждан.
1.9. Законностью привлечения к ответственности врачей-
специалистов, не исполняющих обязанности, установленные законом.
2. Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением
остальных положений Федерального закона "О воинской обязанности и
военной службе".
3. Наладить надлежащее взаимодействие, обмен необходимой
информацией между прокуратурами, согласованное осуществление мер
по своевременному выявлению и пресечению нарушений Закона.
4. Особое внимание уделять законности в деятельности
организаций и должностных лиц, ответственных за военно-учетную
работу, органов государственной власти и местного самоуправления,
призывных комиссий и военных комиссариатов.
Максимально использовать потенциал прокурорской системы,
имеющиеся права и полномочия по реальному устранению нарушений.
5. Обеспечить квалифицированную проверку материалов об
уклонении граждан от воинского учета, призыва на военную службу
или военные сборы, а также должный надзор за выполнением органами
внутренних дел обязанностей по розыску лиц, уклоняющихся от
исполнения воинской обязанности.
6. По завершении очередных призывов граждан на военную службу
анализировать правоприменительную практику.
О наиболее серьезных нарушениях законности, принятых мерах и
возникающих проблемах в осуществлении надзора информировать
Генеральную прокуратуру.
Контроль за исполнением настоящего указания возложить на
заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Указания Генерального прокурора Российской Федерации от
04.04.95 N 20/14 и от 22.04.97 N 17/7 считать утратившими силу.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
государственный советник
юстиции 1 класса
В.В.УСТИНОВ
|