ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2000 г. N 372-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
ПО ВОПРОСАМ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации
изменений и дополнений по вопросам уголовно - исполнительной
системы", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству в
месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 2 июля 1999 г. N 354-СФ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
ПО ВОПРОСАМ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Статья 1. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.
2954) следующие изменения и дополнение:
1. В статье 15:
части вторую и третью изложить в следующей редакции:
"2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные
деяния, за совершение которых максимальное наказание,
предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения
свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное
наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти
лет лишения свободы.
3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные
деяния, за совершение которых максимальное наказание,
предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения
свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное
наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает пять лет
лишения свободы";
в части четвертой слова "и неосторожные" исключить.
2. В статье 45:
часть вторую после слов "определенной деятельностью" дополнить
словами ", а также конфискация имущества";
из части третьей слова ", а также конфискация имущества"
исключить.
3. Статью 52 изложить в следующей редакции:
"Статья 52. Конфискация имущества
1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное
изъятие в собственность государства части или всего имущества,
включая денежные средства и ценные бумаги, являющегося
собственностью осужденного.
2. Частичная или полная конфискация имущества, включая
денежные средства и ценные бумаги, устанавливается за
преступления, совершенные из корыстных побуждений. Она может быть
назначена судом в случаях, предусмотренных соответствующими
статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также в качестве
основного наказания, когда санкции статей предусматривают
наказание в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы,
взамен одного из них. В качестве основного наказания может
применяться лишь частичная конфискация имущества.
3. Конфискация имущества в качестве основного вида наказания
не может назначаться лицам, осуждаемым за следующие преступления,
предусмотренные настоящим Кодексом: убийство (статья 105);
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111);
похищение человека (статья 126); изнасилование (статья 131, части
вторая и третья); разбой (статья 162); терроризм (статья 205);
захват заложника (статья 206); организация преступного сообщества
(преступной организации) (статья 210); массовые беспорядки (статья
212); незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка,
пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ
(статья 228); посягательство на жизнь государственного или
общественного деятеля (статья 277); вооруженный мятеж (статья
279); диверсия (статья 281); посягательство на жизнь сотрудника
правоохранительного органа (статья 317); геноцид (статья 357).
4. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному
или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню,
предусмотренному уголовно - исполнительным законодательством
Российской Федерации".
4. Часть первую статьи 56 изложить в следующей редакции:
"1. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от
общества путем помещения его в колонию - поселение, исправительную
колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица,
осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения
судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в
воспитательные колонии".
5. Части первую и вторую статьи 58 изложить в следующей
редакции:
"1. Отбывание лишения свободы назначается:
а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по
неосторожности, - в колониях - поселениях;
б) лицам, осужденным к лишению свободы за совершение
умышленных преступлений небольшой или средней тяжести на срок не
свыше пяти лет, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях
- поселениях;
в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких
преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также
осужденным женщинам - в исправительных колониях общего режима;
г) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо
тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также
при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение
свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в
исправительных колониях строгого режима;
д) мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а
также при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных
колониях особого режима.
2. Мужчинам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти
лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо
опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части
срока наказания в тюрьме".
6. В части третьей статьи 79:
в пункте "а" слова "половины срока" заменить словами "одной
трети срока";
в пункте "б" слова "двух третей" заменить словом "половины";
в пункте "в" слова "трех четвертей" заменить словами "двух
третей".
7. В статье 80:
в части первой слова "за преступление небольшой или средней
тяжести" исключить;
часть вторую изложить в следующей редакции:
"2. Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким
видом наказания после фактического отбытия осужденным:
за преступление небольшой или средней тяжести - не менее одной
трети срока наказания;
за тяжкое преступление - не менее половины срока наказания;
за особо тяжкое преступление - не менее двух третей срока
наказания".
8. В статье 82:
в части первой слова "восьми лет" заменить словами
"четырнадцати лет", слова "восьмилетнего возраста" заменить
словами "четырнадцатилетнего возраста";
в части третьей слова "По достижении ребенком восьмилетнего
возраста" заменить словами "По достижении ребенком
четырнадцатилетнего возраста либо по истечении неотбытого
осужденной срока наказания", слова ", или принимает решение о
возвращении осужденной в соответствующее учреждение для отбывания
оставшейся части наказания" исключить.
9. В части второй статьи 158 слова "до шести лет" заменить
словами "до пяти лет".
10. В статье 314 слово "краткосрочный" исключить.
11. Статью 321 изложить в следующей редакции:
"Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений,
обеспечивающих изоляцию от общества
1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья,
либо угроза применения насилия в отношении сотрудника места
лишения свободы или места содержания под стражей либо его близких
в связи с осуществлением им служебной деятельности -
наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении осужденного с целью
воспрепятствовать его исправлению или из мести за оказанное им
содействие администрации учреждения или органа уголовно -
исполнительной системы в осуществлении служебной деятельности, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей
статьи, совершенные организованной группой либо с применением
насилия, опасного для жизни или здоровья, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати
лет".
Статья 2. Внести в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР
(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592; 1963,
N 36, ст. 661; 1970, N 22, ст. 442; 1973, N 16, ст. 353; 1974,
N 29, ст. 782; 1977, N 12, ст. 257; 1983, N 32, ст. 1153; 1989,
N 50, ст. 1478; Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 25,
ст. 1389; N 49, ст. 2866; 1993, N 32, ст. 1231; 1996, N 52, ст.
5881) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 89:
в части первой слова "общественных организаций," заменить
словами "общественных объединений, домашний арест";
дополнить статью новой частью четвертой следующего содержания:
"К несовершеннолетним кроме мер пресечения, предусмотренных
частями первой и второй настоящей статьи, может быть применена
отдача под присмотр";
часть четвертую считать частью пятой.
2. В части второй статьи 94 слова "до одного минимального
размера оплаты труда" заменить словами "от ста до тысячи
минимальных размеров оплаты труда", слова ", или применены меры
общественного воздействия" исключить.
3. В статье 95:
в названии статьи и в части первой слова "общественной
организации" заменить словами "общественного объединения";
в части первой слова "общественная организация" заменить
словами "общественное объединение";
часть первую после слова "ручается" дополнить словами "и
отвечает своим имуществом";
в части второй слова "общественная организация, дающая"
заменить словами "общественное объединение, дающее";
дополнить статью частью третьей следующего содержания:
"В случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий,
для предупреждения которых была применена мера пресечения в виде
поручительства общественного объединения, на имущество
общественного объединения может быть наложено судом денежное
взыскание в размере от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров
оплаты труда в порядке, предусмотренном статьей 323 настоящего
Кодекса".
4. Статью 96 изложить в следующей редакции:
"Статья 96. Заключение под стражу
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется с
соблюдением требований статьи 11 настоящего Кодекса в отношении
лица, обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, за
которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на
срок свыше трех лет. В исключительных случаях эта мера пресечения
может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом
предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех
лет, если обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места
жительства или не установлена его личность либо он нарушил ранее
избранную ему меру пресечения.
К несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) заключение
под стражу в качестве меры пресечения может быть применено, как
правило, в случае совершения им тяжкого или особо тяжкого
преступления.
При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан
тщательно ознакомиться со всеми материалами дела, содержащими
основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично
допросить обвиняемого (подозреваемого), а несовершеннолетнего
обвиняемого (подозреваемого) - во всех случаях.
Право давать санкцию на арест принадлежит Генеральному
прокурору Российской Федерации, Главному военному прокурору,
прокурорам субъектов Российской Федерации, их заместителям,
районным и городским прокурорам, а также военным, транспортным и
другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей,
районных или городских прокуроров, и заместителям названных
прокуроров.
Повторное применение в отношении того же лица и по тому же
делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены
ее постановлением судьи, вынесенным в порядке, предусмотренном
статьей 220.2 настоящего Кодекса, возможно лишь при открытии новых
обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым.
Повторное применение заключения под стражу в качестве меры
пресечения может быть обжаловано в суд на общих основаниях.
Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное
дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких
родственников обвиняемого (подозреваемого) о месте или об
изменении места содержания его под стражей".
5. В части второй статьи 97 слова "до одного года" заменить
словами "до девяти месяцев", слова "до полутора лет" - словами "до
одного года".
6. В статье 99:
в части первой слово "ценностях" заменить словами "иных
ценностях, включая ценные бумаги и объекты недвижимого имущества",
слова "другим лицом или организацией" заменить словами "другим
физическим лицом или юридическим лицом";
дополнить статью частью пятой следующего содержания:
"В случае изменения меры пресечения в виде залога на
заключение под стражу, если такое изменение меры пресечения не
связано с ненадлежащим поведением обвиняемого, подозреваемого,
залог возвращается залогодателю".
7. Дополнить Кодекс статьей 100.1 следующего содержания:
"Статья 100.1. Домашний арест
Домашний арест применяется к обвиняемому (подозреваемому)
органом дознания, следователем с санкции прокурора и судом при
наличии условий, позволяющих избрать меру пресечения в виде
заключения под стражу, но когда полная изоляция лица не вызывается
необходимостью или нецелесообразна с учетом возраста, состояния
здоровья, семейного положения или других обстоятельств.
В постановлении (определении) об избрании домашнего ареста в
качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения
свободы, которым подвергается арестованный, и орган или
должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за
соблюдением установленных ограничений. Арестованному могут быть
запрещены общение с определенными лицами, получение и отправление
корреспонденции, ведение переговоров с использованием любых
средств связи, а также установлены ограничения выхода из жилища.
Срок домашнего ареста, порядок его продления и обжалования
определяются правилами, установленными статьями 96 и 97 настоящего
Кодекса".
8. Дополнить Кодекс статьей 239.1 следующего содержания:
"Статья 239.1. Срок содержания под стражей подсудимого во
время рассмотрения дела в судебном заседании
Срок содержания под стражей лица, уголовное дело в отношении
которого находится в производстве суда первой инстанции, не может
превышать шести месяцев, а по делам об особо тяжких преступлениях
- двенадцати месяцев со дня поступления дела в суд. В случаях,
когда содержание под стражей в качестве меры пресечения избрано
судом в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 222 и статьей
260 настоящего Кодекса, начало указанных сроков исчисляется с
момента заключения подсудимого под стражу.
По истечении сроков содержания под стражей, указанных в части
первой настоящей статьи, суд выносит определение (постановление)
об отмене меры пресечения или об изменении ее на более мягкую с
немедленным освобождением подсудимого из-под стражи.
При наличии данных, свидетельствующих о том, что освобождение
подсудимого из-под стражи существенно затруднит всестороннее,
полное и объективное исследование обстоятельств дела, суд по
ходатайству прокурора вправе продлить срок содержания подсудимого
под стражей до вынесения судебного решения по существу. О принятом
решении выносится мотивированное определение (постановление).
На определение (постановление) суда подсудимым, его законным
представителем, защитником, потерпевшим или его представителем в
вышестоящий суд может быть подана жалоба, а прокурором принесен
протест, о чем уведомляются участники процесса. При поступлении
жалобы или протеста суд, рассматривающий дело, незамедлительно
направляет их с определением (постановлением) в вышестоящий суд
для рассмотрения по существу.
Продление срока содержания подсудимого под стражей в порядке,
предусмотренном частью третьей настоящей статьи, и рассмотрение
вышестоящим судом частного протеста или частной жалобы на
определение (постановление) суда производятся до истечения сроков
содержания подсудимого под стражей, установленных частью первой
настоящей статьи.
При отмене вышестоящим судом определения (постановления) суда
о продлении срока содержания подсудимого под стражей он немедленно
освобождается из-под стражи.
Ограничения срока содержания под стражей, установленные
настоящей статьей, не распространяются на лиц, обвиняемых в
совершении преступлений, за которые может быть назначена
исключительная мера наказания - смертная казнь или пожизненное
лишение свободы".
9. Статью 394 изложить в следующей редакции:
"Статья 394. Отдача несовершеннолетнего под присмотр
Отдача несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) под
присмотр родителей и других родственников, опекунов, попечителей
или иных заслуживающих доверия лиц, а также администрации
специального детского учреждения, в котором он находится, состоит
в принятии на себя кем-либо из указанных лиц или администрацией
учреждения письменного обязательства обеспечить надлежащее
поведение несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и его
явку к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору и в
суд.
Отдача несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) под
присмотр родителей и других лиц, указанных в части первой
настоящей статьи, а также администрации специального детского
учреждения возможна лишь по их письменному ходатайству.
При отобрании подписки о принятии под присмотр родители и
другие родственники, опекуны, попечители или иные заслуживающие
доверия лица, администрация специальных детских учреждений
ставятся в известность о сущности дела, по которому избрана эта
мера пресечения, и об ответственности в случае совершения
обвиняемым (подозреваемым) действий, для предупреждения которых
была применена мера пресечения в виде отдачи под присмотр.
К лицам и администрации специального детского учреждения,
которым был отдан под присмотр несовершеннолетний обвиняемый
(подозреваемый), в случае невыполнения ими принятых на себя
обязательств могут быть применены меры взыскания, предусмотренные
частью второй статьи 94 настоящего Кодекса".
Статья 3. Внести в Уголовно - исполнительный кодекс Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613) следующие изменения и
дополнения:
1. Из части седьмой статьи 12 слова "на общих основаниях"
исключить.
2. Статью 16 дополнить частью девятой следующего содержания:
"9. К учреждениям уголовно - исполнительной системы относятся:
уголовно - исполнительные инспекции, исправительные центры,
арестные дома и исправительные учреждения".
3. В статье 18:
часть вторую после слов "или наркоманией," дополнить словами
"а также страдает психическим расстройством, не исключающим
вменяемости,";
часть третью исключить;
часть четвертую считать частью третьей.
4. Часть вторую статьи 24 после слов "вышестоящих органов"
дополнить словами "в порядке, предусмотренном нормативными
правовыми актами".
5. В статье 74:
часть первую после слов "лечебные исправительные учреждения"
дополнить словами ", лечебно - профилактические учреждения";
часть вторую дополнить предложением "В одной исправительной
колонии могут создаваться изолированные участки с различными
видами режима";
часть третью изложить в следующей редакции:
"3. В колониях - поселениях отбывают наказание осужденные к
лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности,
умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также
осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и
строгого режимов на основании и в порядке, установленных частями
второй и третьей статьи 78 настоящего Кодекса";
часть восьмую изложить в следующей редакции:
"8. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно -
профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные,
указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса".
6. Из части 2 статьи 76 слова "ВИЧ-инфицированные осужденные"
исключить.
7. Пункт "в" части четвертой статьи 78 дополнить предложением
"Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат".
8. В части второй статьи 80 предложение "В одном
исправительном учреждении могут раздельно содержаться женщины,
впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие это
наказание" и слова ", а также раздельно" исключить.
9. В статье 82:
часть восьмую изложить в следующей редакции:
"8. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается
иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо
приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка
исправительных учреждений";
часть девятую дополнить предложением "Деньги, ценные бумаги и
иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход
государства".
10. Часть шестую статьи 88 после слов "лечебных исправительных
учреждениях," дополнить словами "лечебно - профилактических
учреждениях,".
11. В статье 90:
часть первую изложить в следующей редакции:
"1. Осужденным к лишению свободы разрешается получение
посылок, передач и бандеролей: женщинам и лицам, содержащимся в
воспитательных колониях, - без ограничения количества; мужчинам -
в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131
настоящего Кодекса. Максимальный вес одной посылки или бандероли
определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен
превышать установленный вес одной посылки";
в части второй слова "осужденные беременные женщины и
осужденные женщины, чьи дети находятся в домах ребенка
исправительных учреждений," исключить;
в части третьей слова "и 133" исключить.
12. Часть четвертую статьи 94 после слов "камеры штрафных"
дополнить словами "и дисциплинарных".
13. В части третьей статьи 97 слова "осужденным, страдающим
психическими расстройствами, не исключающими вменяемости,"
исключить.
14. В части первой статьи 98 слова "на общих основаниях"
заменить словами "в установленном порядке".
15. В части второй статьи 101 слова ", ВИЧ-инфицированных
осужденных" исключить.
16. Часть четвертую статьи 108 дополнить предложением "С
учетом имеющихся возможностей администрация исправительного
учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего
(полного) общего образования и высшего профессионального
образования".
17. Часть первую статьи 116 изложить в следующей редакции:
"1. Злостным нарушением осужденными к лишению свободы
установленного порядка отбывания наказания являются: употребление
спиртных напитков, одурманивающих веществ; мелкое хулиганство;
угроза, неповиновение представителям администрации исправительного
учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков
преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных для
использования предметов; уклонение от принудительного или
обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской
комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений,
а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство;
организация группировок осужденных, направленных на совершение
указанных в настоящей статье правонарушений, или активное участие
в них".
18. Часть первую статьи 120 дополнить предложением "При
отсутствии злостного нарушения режима содержания в период
пребывания в следственном изоляторе срок нахождения осужденного в
обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу".
19. В статье 121:
в пункте "а" части первой слова "50 процентов минимального
размера оплаты труда" заменить словами "трех минимальных размеров
оплаты труда";
в пункте "а" части второй слова "в размере минимального
размера оплаты труда" заменить словами "без ограничения".
20. В статье 123:
в пункте "а" части первой слова "40 процентов минимального
размера оплаты труда" заменить словами "двух минимальных размеров
оплаты труда";
в пункте "а" части второй слова "80 процентов минимального
размера оплаты труда" заменить словами "трех минимальных размеров
оплаты труда".
21. В статье 125:
в пункте "а" части первой слова "30 процентов минимального
размера оплаты труда" заменить словами "минимального размера
оплаты труда";
в пункте "а" части второй слова "60 процентов минимального
размера оплаты труда" заменить словами "двух минимальных размеров
оплаты труда".
22. В части четвертой статьи 127 слово "10" заменить словом
"пяти".
23. Части первую и вторую статьи 128 изложить в следующей
редакции:
"1. В колониях - поселениях раздельно отбывают наказание в
виде лишения свободы: лица, осужденные за преступления,
совершенные по неосторожности; лица, впервые осужденные за
совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести
на срок не свыше пяти лет; положительно характеризующиеся
осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режимов в
порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
2. Во всех колониях - поселениях осужденные отбывают лишение
свободы в одних и тех же условиях".
24. В статье 130:
часть первую после слова "осужденные" дополнить словом
"мужчины";
в части четвертой слова "осужденные беременные женщины и
осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также"
исключить.
25. В статье 131:
в пункте "а" части четвертой слова "40 процентов" исключить;
в пункте "а" части пятой слова "20 процентов" заменить словами
"60 процентов".
26. В названиях статей 132 - 137, части первой статьи 132 и
части первой статьи 133 слова "общего и усиленного режимов"
исключить.
27. В статье 133:
в части первой в пункте "а" слова "60 процентов минимального
размера" заменить словами "пяти минимальных размеров", пункт "в"
исключить;
в части второй в пункте "а" слова "120 процентов минимального
размера" заменить словами "семи минимальных размеров", пункт "в"
исключить;
в части третьей слова "проживают в общежитиях, как правило, за
пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором
администрации данной колонии" заменить словами "размещаются в
отдельных жилых помещениях. Им может быть разрешено проживание в
общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под
надзором администрации данной колонии", пункт "в" исключить,
пункты "г" - "д" считать соответственно пунктами "в" - "г";
в части четвертой в пункте "а" слова "30 процентов
минимального размера" заменить словами "трех минимальных
размеров", пункт "б" исключить, пункт "в" считать пунктом "б".
28. В статье 175:
часть десятую исключить;
части одиннадцатую и двенадцатую считать соответственно
частями десятой и одиннадцатой.
29. В части пятой статьи 178 слово "восьмилетнего" заменить
словом "четырнадцатилетнего".
Статья 4. Внести в Закон Российской Федерации "Об учреждениях
и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст.
1796; N 30, ст. 3613) следующие изменение и дополнения:
1. Часть пятую статьи 12 после слов "объектов уголовно -
исполнительной системы" дополнить словами "и других органов
Министерства юстиции Российской Федерации".
2. В статье 38:
пункты 2, 3, 4 части первой считать соответственно пунктами 1,
2, 3;
пункт 3 части четвертой дополнить словами "; представители
международных (межгосударственных, межправительственных)
организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением
прав человека".
Статья 5. Внести в Федеральный закон "О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998,
N 30, ст. 3613) следующие дополнения:
1. Часть вторую статьи 8 дополнить предложением "Могут
создаваться также следственные изоляторы, подчиненные
непосредственно центральному органу уголовно - исполнительной
системы Министерства юстиции Российской Федерации".
2. Абзац седьмой пункта 2 части второй статьи 33 после слов
"таможенных органов," дополнить словами "судебными приставами,
судебными приставами - исполнителями,".
Статья 6. Пункт "в" части первой статьи 9 Федерального закона
"О государственной дактилоскопической регистрации в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 31, ст. 3806) дополнить абзацем двенадцатым следующего
содержания:
"учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации".
Статья 7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
ПО ВОПРОСАМ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"
По количеству лиц, находящихся в местах заключения, в расчете
на 100 тыс. населения Россия стоит в числе первых в мире.
Имеющиеся площади для размещения осужденных и находящихся под
стражей практически заполнены, а следственные изоляторы
переполнены на 42,5% (мест на 182,5 тыс. человек, а фактически 270
тыс.)
Прогноз преступности на ближайшие годы является весьма
неблагоприятным. Уже в 1998 году наметился рост общего числа
преступлений, а тяжкие преступления составили 58% от общего числа
преступлений. Данное обстоятельство, а также предстоящее усиление
борьбы с преступностью, возможное улучшение работы по
раскрываемости преступлений, безусловно, увеличат приток
осужденных и арестованных в УИС, что еще более обострит проблему
их размещения.
Решить ее путем строительства новых тюрем, следственных
изоляторов, колоний в нынешних условиях экономического состояния
страны невозможно, да это займет и довольно длительное время.
Например, США решили эту проблему за 15 лет, затратив около 800
млрд. долларов.
Все это ставит на повестку дня необходимость существенной
корректировки карательной политики в сторону ее смягчения по
отношению к лицам, совершающим преступления небольшой или средней
тяжести. Конечной целью которой должно быть сокращение численности
осужденных и арестованных в пределах 350 тыс. человек.
Прежде всего следует отказаться от необоснованно широкой
практики применения в качестве меры пресечения ареста - содержания
под стражей. Ежегодно из СИЗО освобождается в пределах 125 тыс.
человек до суда, т.е. практически каждый четвертый арестованный, к
этим лицам можно было применить иные меры процессуального
пресечения. К тому же следует учитывать и практику судов, которые,
как правило, применяют наказание в виде лишения свободы в случае
нахождения подсудимых под стражей.
Поэтому, с одной стороны, предлагается заключение под стражу
применять главным образом к лицам, совершившим тяжкие и особо
тяжкие преступления, а в отношении остальных лиц, совершивших
преступления небольшой или средней тяжести (с санкцией до трех лет
лишения свободы), - лишь в порядке исключения (рассматривавшиеся
ранее предложения о применении данной меры пресечения к лицам,
совершившим преступления небольшой тяжести, с санкцией до двух лет
лишения свободы, не получили поддержки в отзывах, поступивших на
законопроект).
С другой стороны, необходимо существенно расширить перечень
иных видов процессуального принуждения - залога, поручительства,
домашнего ареста и др. В связи с этим и вносятся соответствующие
изменения и дополнения в УПК РСФСР. При этом новеллы учитывают
положения проекта УПК РФ, прошедшего первое чтение в
Государственной Думе (с определенной модификацией в целях решения
поставленных выше задач).
Акцент в применении иных мер пресечения в отношении лиц,
совершивших преступления небольшой и средней тяжести, в
определенной степени оправдывается и тем обстоятельством, что дела
данной категории в суде в основном рассматриваются в протокольной
форме единолично судьей.
Следующим направлением корректировки карательной политики
является существенное сокращение сроков содержания под стражей
лиц, числящихся за органами расследования и судами. Сейчас сроки
эти неоправданно растянуты, а суды вообще не ограничены в таких
сроках. В результате с момента ареста до вынесения приговора в
суде человек находится под стражей многие годы (в ряде случаев по
5 - 6 лет). Поэтому необходимо существенно ограничить содержание
под стражей во время следствия (с учетом ознакомления обвиняемого
с материалами дела) и при рассмотрении дела в судах. Введение
только этих положений сократит число "сидельцев" в СИЗО на 80 -
100 тыс. человек; а с учетом освобождаемых из СИЗО до суда это
сокращение реально составит более 200 тыс. человек ежегодно.
Опасения по поводу того, что сокращение сроков содержания под
стражей будет связано с определенным ущемлением прав на защиту
(например, в связи с сокращением сроков на ознакомление с
материалами дела) вряд ли оправданы, так как это в конечном итоге
будет благом и конкретному лицу, поскольку существенно сокращается
и время его содержания под стражей. Сроки следствия и судебного
рассмотрения этой мерой не ограничиваются, они могут быть какими
угодно длительными при изменении меры пресечения с ареста на иные.
Штраф как вид наказания применяется в незначительном
количестве из-за обнищания основной массы населения.
Исправительные работы также применяются в малом числе случаев
из-за высокой степени безработицы, поэтому почти в каждом третьем
случае приговоры реально не исполняются. Другие виды наказаний
являются либо малоэффективными или их применение отложено (как
смертная казнь). Таким образом акцент в выборе наказаний
переносится в основном на лишение свободы.
Поэтому в качестве альтернативы реальному лишению свободы
предлагается, с одной стороны, шире применять институт направления
в колонии - поселения, расширив их виды и категории лиц, туда
направляемых. С другой, - максимально применять такой вид
наказания, как конфискация имущества, видоизменив характер,
содержание и основания ее применения. Прежде всего этот вид
наказания из дополнительного следует перевести в разряд
применяемых как в качестве основного, так и в качестве
дополнительного наказания. В качестве основного вида наказания
конфискацию имущества следует применять лишь за корыстные
преступления, когда санкции соответствующих статей предусматривают
в качестве наказания ограничение свободы, арест либо лишение
свободы. Стоимость конфискованного имущества в этом случае не
может превышать суммы причиненного преступлением имущественного
ущерба. Ограничения в применении данного наказания
предусматриваются также и при совершении особо тяжких преступлений
определенных категорий.
Расширение применения института колоний - поселений должно
произойти за счет восстановления существовавших ранее колоний -
поселений для лиц, совершивших умышленные преступления небольшой и
средней тяжести со сроком наказания до 5 лет, и в целом себя
вполне оправдавших на практике. Кроме того, предлагается всех лиц,
совершивших преступления по неосторожности независимо от срока
наказания, направлять в колонии - поселения, предназначенные для
этой категории лиц. В связи с этим все неосторожные преступления
перевести в разряд преступлений небольшой и средней тяжести, для
чего вносятся необходимые изменения в статью 15 УК РФ.
Эти меры позволят значительно сократить число лиц,
содержащихся в СИЗО и в охраняемых исправительных колониях, при
одновременном увеличении численности осужденных в исправительных
колониях - поселениях.
Одним из направлений сокращения числа осужденных является
расширение оснований и порядка применения различных видов
досрочного освобождения от отбывания наказания (условно -
досрочное освобождение, замена наказания в виде лишения свободы
более мягким видом наказания, досрочное освобождение женщин,
имеющих малолетних детей и др.) Предлагается, в частности, для
этого сократить сроки фактического отбывания лишения свободы
(вместо трех четвертей - две трети, двух третей - половины,
половины - одной трети срока). Досрочно освобождать женщин,
имеющих малолетних детей в возрасте не до 8 лет как сейчас, а до
14 лет. Все это позволит сократить время пребывания осужденных в
исправительных учреждениях.
В целях соблюдения законности и прекращения массовых перевозок
осужденных по стране (да и уменьшения материальных затрат)
предлагается содержать в одном исправительном учреждении разные
категории осужденных, обеспечив их необходимую изоляцию (в
соответствии с назначенным видом режима), что позволит
организовать отбывание лишения свободы по месту жительства или
осуждения. Для этого вносятся необходимые изменения в уголовное и
уголовно - исполнительное законодательство.
Одновременно в уголовно - исполнительное законодательство
вносятся отдельные уточнения и изменения, направленные прежде
всего на гуманизацию условий отбывания наказания, устранение
противоречий, содержащихся в ряде норм, а также пробелов в
правовом регулировании. В частности, существенно изменяются
условия расходования денег, имеющихся у осужденных на лицевых
счетах (в пределах от одного до трех минимальных окладов или
вообще без ограничения) в зависимости от вида учреждения, режима и
условий отбывания наказания. Сокращается срок до 5 лет (вместо 10)
для перевода осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в
облегченные условия отбывания наказания. Условно - досрочное
освобождение предусматривается как с облегченных условий отбывания
наказания, так и обычных условий.
Большинство этих положений получили одобрение и поддержку в
Совете Федерации (на заседании "Круглого стола" "О критическом
положении в уголовно - исполнительной системе Российской
Федерации"), в Государственной Думе (Постановление Государственной
Думы от 21 октября 1998 г. N 3134-II ГД "О критической ситуации в
финансовом обеспечении деятельности уголовно - исполнительной
системы в условиях ее реформирования"), в ряде правоохранительных
органов, а также общественности, в частности на международной
конференции "Уголовная политика и тюремная реформа: новые подходы"
(состоявшейся 7 - 9 декабря 1998 г. в Москве), на заседании
Постоянной Палаты по правам человека при Президенте Российской
Федерации (состоявшихся в марте и июне 1999 года), на других
общественных форумах.
Представляется, что предложенная система мер по корректировке
карательной политики России на современном этапе ее развития не
скажется отрицательно на укреплении состояния борьбы с
преступностью, так как она в своей основе не коснется ее главного
ядра - тяжких и особо тяжких преступлений и лиц, их совершающих.
Здесь карательные меры могут наращиваться. Определенное число лиц,
совершивших преступления на корыстной основе, также может попасть
под действие расширительного применения конфискации, что будет
иметь достаточно большое значение в плане восстановления
социальной справедливости и профилактики преступлений.
В места заключения и лишения свободы не попадут в своей основе
лица, совершившие преступления небольшой и средней степени
тяжести. Это позволит в УИС создать более или менее достойные
условия отбывания наказания, хотя бы несколько очеловечив их
(особенно в СИЗО). Другого пути наведения порядка в этой системе в
настоящее и столь суровое время просто нет.
4 июня 1999 года состоялось обсуждение законопроекта на
заседании Экспертно - консультативного Совета при Комитете Совета
Федерации по конституционному законодательству и судебно -
правовым вопросам, по результатам которого получено принципиальное
одобрение концепции законопроекта, а также высказаны конкретные
замечания, предложения и рекомендации. В большинстве своем они
учтены при последующей доработке законопроекта.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
ПО ВОПРОСАМ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"
Проект Федерального закона "О внесении в некоторые
законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений
по вопросам уголовно - исполнительной системы" предусматривает
существенное смягчение карательной политики по отношению к лицам,
совершившим преступления небольшой или средней тяжести. При этом
ожидается снижение численности осужденных и арестованных,
содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы, в
пределах 350 тыс. человек. Предусматривается сокращение массовых
перевозок осужденных по стране, организация содержания в одной
колонии разных категорий осужденных, увеличение числа колоний -
поселений, расширение перечня иных видов процессуального
принуждения, в том числе залога, поручительства, домашнего ареста
и др.
По некоторым положениям законопроекта предусматривается
экономия бюджетных средств, в том числе за счет:
- сокращения численности лиц, содержащихся в следственных
изоляторах, примерно на 100 тыс. человек. Средний норматив
расходов на их содержание составляет 13,6 руб. в сутки. Ежегодная
экономия составит (100000 x 13,6 x 365) 496,4 млн. рублей;
- сокращения численности осужденных в колониях на 250 тыс.
человек. Средний норматив на их питание и вещевое имущество - 15,4
в сутки. Экономия составит (250000 x 15,4 x 365) 1405,3 млн.
рублей;
- сокращения объемов перевозок осужденных примерно на 25 -
30%. Ежегодно по стране перевозится около 1,2 млн. человек в
спецвагонах. Затраты на одного человека составляют 72,3 рубля.
Минимальное сокращение спецперевозок позволят уменьшить бюджетные
затраты (1200000 x 72,3 x 0,25) на 21,7 млн. рублей.
Создание в исправительных колониях участков для содержания
различных категорий осужденных, оборудованных необходимыми
охранными сооружениями, будет произведено за счет внутренних
ресурсов уголовно - исполнительной системы.
Однако реализация некоторых положений законопроекта потребует
дополнительных финансовых затрат.
Для расширения почти вдвое численности некоторых видов колоний
- поселений, в основном используемых для сельхозпроизводства (с 36
до 70 единиц), при стоимости строительства одной колонии 53 млн.
рублей, необходимо (34 x 53,0) 1802 млн. рублей в течение двух лет
или ежегодно около 900 млн. рублей. Выделение бюджетных средств на
эти цели можно сократить за счет использования, по договоренности
с местной администрацией, различного вида зданий и сооружений,
пригодных для создания колоний - поселений. Кроме этого,
потребуется увеличение штатной численности сотрудников УИС
примерно на 1360 единиц, на содержание которых необходимо ежегодно
около 41,3 млн. рублей.
Введение в практику такого вида меры пресечения, как домашний
арест, также потребует определенных затрат. Для надзора за его
соблюдением (расчетная численность этой категории лиц - 28 тыс.
человек) необходимо увеличить штатную численность УИС на 280
единиц, на содержание которых и их материальное обеспечение
потребуется примерно 26 млн. рублей.
Исполнение исправительных работ также потребует дополнительных
бюджетных ассигнований, в том числе на определенное увеличение
штатной численности уголовно - исполнительных инспекций, на сумму
около 400 млн. рублей.
Анализ показывает, что при введении в действие законопроекта
возможно получение ежегодной экономии бюджетных средств в размере
1,9 млрд. рублей, при этом затратная часть составит около 1,4
млрд. рублей, что свидетельствует об отсутствии необходимости
выделения дополнительных финансовых средств на его реализацию.
Высвобожденные бюджетные средства планируется направить на
дальнейшую стабилизацию деятельности учреждений уголовно -
исполнительной системы, улучшение условий содержания осужденных и
лиц, находящихся в следственных изоляторах.
|