Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 19.05.2000 N 14-52-357ИН/13 О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                   от 19 мая 2000 г. N 14-52-357ин/13

       Направляем для  практического  использования в работе  письмо,
   разъясняющее   порядок   формирования   основных   образовательных
   программ  высшего  учебного  заведения  на  основе государственных
   образовательных   стандартов   по   направлениям   подготовки    и
   специальностям.
       При разработке  документа  использовались  результаты  научных
   исследований   по   данной   проблеме,   проведенных  под  научным
   руководством   профессора   Татура   Ю.Г.   в   рамках   программы
   "Государственный  образовательный  стандарт в системе непрерывного
   образования",  а также другие, опубликованные в печати, материалы,
   касающиеся проектирования образовательных программ.

                                                 Заместитель Министра
                                                         В.Д.ШАДРИКОВ






                         О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
               ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО
              УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

       1. Основная  образовательная  программа  (далее - ООП) вуза по
   направлению подготовки или  по  специальности  представляет  собой
   комплект нормативных документов,  определяющий цели,  содержание и
   методы реализации процесса обучения и воспитания.
       ООП разрабатывается       на      основе      государственного
   образовательного   стандарта   по   соответствующему   направлению
   подготовки  или  по  специальности  и  с  учетом примерных учебных
   планов    и    примерных    программ    дисциплин,    утвержденных
   Минобразованием России.
       2. На первом этапе проектирования  ООП  определяются  конечные
   цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания.
   Основанием для  этого  являются  социальные  ожидания  общества  к
   интеллектуальным,  личностным  и поведенческим качествам и умениям
   выпускника,  определяющих его готовность к самостоятельной  жизни,
   продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.
       Цели обучения при этом формируются на основании  требований  к
   уровню     подготовки     выпускника,    содержащиеся    в    ГОС,
   конкретизированных и дополненных,  исходя  из  того,  к  каким  из
   указанных  в  ГОС  видам  деятельности будет в основном готовиться
   выпускник   данного   вуза,   что   он   должен   приобрести    из
   профессионального   опыта   в   результате   освоения   вузовского
   компонента ГОС.
       Установленные цели  должны стать основой для всей многогранной
   деятельности академического сообщества вуза.
       3. На  втором  этапе проектирования ООП в вузе разрабатывается
   ее  содержательная  часть  и   порядок   реализации,   которые   в
   совокупности   составляют   программу   действий   по   достижению
   установленных целей.
       На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
       - определить  полный  перечень   дисциплин   ООП   (дисциплины
   национально - регионального компонента,  специализаций,  по выбору
   студента);
       - обеспечить     необходимую    целостность    образовательной
   программы,    сочетающую    фундаментальность     подготовки     с
   междисциплинарным    характером    профессиональной   деятельности
   специалиста;
       - определить   соотношение   между   аудиторной   нагрузкой  и
   самостоятельной работой студента;
       - установить  целесообразное соотношение между теоретической и
   практической составляющими содержания образования;
       - найти   наиболее   эффективные  с  точки  зрения  достижения
   поставленных   целей   виды   учебных   занятий,   образовательные
   технологии и др.
       4. В структуру ООП входят:
       - перечень    специализаций    профессиональной    подготовки,
   согласованный с соответствующим УМО <*>;
       --------------------------------
       <*> Названия специализаций не должны содержать ключевые слова,
   относящиеся  к  другим образовательным областям,  например,  слово
   "менеджмент"  может  характеризовать   специализации   только   по
   соответствующим   специальностям   группы   060000   Экономика   и
   управление,   слово   "дизайн"   -   только   по   соответствующим
   специальностям в области культуры и искусства и т.д.

       - цели ООП;
       - учебный  план  вуза  по  направлению   подготовки   или   по
   специальности;
       - совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик,
   определяющих полное содержание ООП;
       - материалы,  устанавливающие содержание и порядок  проведения
   промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями
   к итоговой аттестации ГОС).
       5. Учебный план, формируемый вузом, должен обеспечить:
       - последовательность  изучения  дисциплин,  основанную  на  их
   преемственности;
       - рациональное распределение дисциплин по семестрам с  позиций
   равномерности учебной работы студента;
       - эффективное  использование   кадрового   и   материально   -
   технического потенциала вуза.
       Обязательными структурными элементами учебного плана являются:
       - график учебного процесса;
       - сводные данные по бюджету времени студента;
       - план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и
   последовательность изучения дисциплин,  их распределение по  видам
   учебных  занятий,  формы  промежуточного  и  итогового  контроля и
   итоговой аттестации.
       Учебный план   утверждается  ученым  советом  и  подписывается
   ректором (деканом факультета).
       6. Каждая  программа учебной дисциплины,  как правило,  должна
   содержать:
       - цели изучения дисциплины,  соотнесенные с общими целями ООП,
   в том числе имеющими междисциплинарный характер или  связанными  с
   задачами воспитания;
       - содержание дисциплины,  структурированное по  видам  учебных
   занятий с указанием их объемов;
       - учебно  -  методическое  обеспечение   дисциплины,   включая
   перечень   основной   и  дополнительной  литературы,  методические
   рекомендации  (материалы)  преподавателю   <*>,   и   методические
   указания    студентам    <**>,   рекомендации   по   использованию
   информационных технологий;
       - требования к уровню освоения  программы  и  формы  текущего,
   промежуточного и итогового контроля.
       --------------------------------
       <*> Методические рекомендации (материалы) преподавателю  могут
   оформляться  в  виде  приложения  к  программе дисциплины и должны
   указывать  на   средства,   методы   обучения,   способы   учебной
   деятельности,  применение  которых  для  освоения тех или иных тем
   наиболее эффективно.
       <**> Методические  указания студентам могут оформляться в виде
   приложения   к   программе   дисциплины   и   должны    раскрывать
   рекомендуемый  режим  и характер учебной работы,  особенно в части
   выполнения домашних заданий.

       7. Механизм  реализации  ООП,   постоянной   актуализации   ее
   содержания    должен    предусматривать    содействие   активному,
   заинтересованному,  творческому подходу субъектов образовательного
   процесса  к  его  осуществлению,  с  тем,  чтобы их деятельность в
   конечном счете определяла развитие всей системы.
       Объем дисциплин,  предлагаемых  на  выбор  студентам  в каждом
   цикле ООП,  должен,  как правило,  в два раза  превышать  суммарно
   объем, предусмотренный для этих целей в ГОС.
       8. Государственные образовательные  стандарты  предусматривают
   возможность   унификации  первых  двух  -  трех  лет  обучения  по
   образовательным программам родственных  направлений  подготовки  и
   специальностей   высшего   профессионального   образования.  Такое
   построение  образовательных   программ   позволит   оптимизировать
   учебную  нагрузку  профессорско  -  преподавательского состава,  а
   также обеспечит реальную возможность  студентам  решать  для  себя
   вопрос  о  продолжении  образования  по конкретной образовательной
   траектории.  Студентам  следует   своевременно   разъяснять,   как
   избранные ими курсы по выбору, а также дисциплины, устанавливаемые
   вузом,  влияют на формирование образовательной программы,  будущую
   специализацию выпускника.
       9. Достижению установленных целей при реализации ООП во многом
   способствует    работа   структурных   подразделений   вуза,   чья
   деятельность  создает  мотивацию  и  условия  для  физического   и
   духовного   развития   личности,   поэтому   ученому  совету  вуза
   необходимо определять направления их функционирования и  развития.
   Вузом  должны  разрабатываться программы,  определяющие создание в
   вузе   условий   для   удовлетворения   потребности   личности   в
   интеллектуальном,  культурном  и  нравственном развитии (программы
   воспитательной работы,  планы работы библиотеки,  клубов, музеев и
   т.п.).



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz