МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2000 г. N 14-52-357ин/13
Направляем для практического использования в работе письмо,
разъясняющее порядок формирования основных образовательных
программ высшего учебного заведения на основе государственных
образовательных стандартов по направлениям подготовки и
специальностям.
При разработке документа использовались результаты научных
исследований по данной проблеме, проведенных под научным
руководством профессора Татура Ю.Г. в рамках программы
"Государственный образовательный стандарт в системе непрерывного
образования", а также другие, опубликованные в печати, материалы,
касающиеся проектирования образовательных программ.
Заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
1. Основная образовательная программа (далее - ООП) вуза по
направлению подготовки или по специальности представляет собой
комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и
методы реализации процесса обучения и воспитания.
ООП разрабатывается на основе государственного
образовательного стандарта по соответствующему направлению
подготовки или по специальности и с учетом примерных учебных
планов и примерных программ дисциплин, утвержденных
Минобразованием России.
2. На первом этапе проектирования ООП определяются конечные
цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания.
Основанием для этого являются социальные ожидания общества к
интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям
выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни,
продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.
Цели обучения при этом формируются на основании требований к
уровню подготовки выпускника, содержащиеся в ГОС,
конкретизированных и дополненных, исходя из того, к каким из
указанных в ГОС видам деятельности будет в основном готовиться
выпускник данного вуза, что он должен приобрести из
профессионального опыта в результате освоения вузовского
компонента ГОС.
Установленные цели должны стать основой для всей многогранной
деятельности академического сообщества вуза.
3. На втором этапе проектирования ООП в вузе разрабатывается
ее содержательная часть и порядок реализации, которые в
совокупности составляют программу действий по достижению
установленных целей.
На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
- определить полный перечень дисциплин ООП (дисциплины
национально - регионального компонента, специализаций, по выбору
студента);
- обеспечить необходимую целостность образовательной
программы, сочетающую фундаментальность подготовки с
междисциплинарным характером профессиональной деятельности
специалиста;
- определить соотношение между аудиторной нагрузкой и
самостоятельной работой студента;
- установить целесообразное соотношение между теоретической и
практической составляющими содержания образования;
- найти наиболее эффективные с точки зрения достижения
поставленных целей виды учебных занятий, образовательные
технологии и др.
4. В структуру ООП входят:
- перечень специализаций профессиональной подготовки,
согласованный с соответствующим УМО <*>;
--------------------------------
<*> Названия специализаций не должны содержать ключевые слова,
относящиеся к другим образовательным областям, например, слово
"менеджмент" может характеризовать специализации только по
соответствующим специальностям группы 060000 Экономика и
управление, слово "дизайн" - только по соответствующим
специальностям в области культуры и искусства и т.д.
- цели ООП;
- учебный план вуза по направлению подготовки или по
специальности;
- совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик,
определяющих полное содержание ООП;
- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями
к итоговой аттестации ГОС).
5. Учебный план, формируемый вузом, должен обеспечить:
- последовательность изучения дисциплин, основанную на их
преемственности;
- рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций
равномерности учебной работы студента;
- эффективное использование кадрового и материально -
технического потенциала вуза.
Обязательными структурными элементами учебного плана являются:
- график учебного процесса;
- сводные данные по бюджету времени студента;
- план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и
последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам
учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и
итоговой аттестации.
Учебный план утверждается ученым советом и подписывается
ректором (деканом факультета).
6. Каждая программа учебной дисциплины, как правило, должна
содержать:
- цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП,
в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанными с
задачами воспитания;
- содержание дисциплины, структурированное по видам учебных
занятий с указанием их объемов;
- учебно - методическое обеспечение дисциплины, включая
перечень основной и дополнительной литературы, методические
рекомендации (материалы) преподавателю <*>, и методические
указания студентам <**>, рекомендации по использованию
информационных технологий;
- требования к уровню освоения программы и формы текущего,
промежуточного и итогового контроля.
--------------------------------
<*> Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут
оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны
указывать на средства, методы обучения, способы учебной
деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем
наиболее эффективно.
<**> Методические указания студентам могут оформляться в виде
приложения к программе дисциплины и должны раскрывать
рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части
выполнения домашних заданий.
7. Механизм реализации ООП, постоянной актуализации ее
содержания должен предусматривать содействие активному,
заинтересованному, творческому подходу субъектов образовательного
процесса к его осуществлению, с тем, чтобы их деятельность в
конечном счете определяла развитие всей системы.
Объем дисциплин, предлагаемых на выбор студентам в каждом
цикле ООП, должен, как правило, в два раза превышать суммарно
объем, предусмотренный для этих целей в ГОС.
8. Государственные образовательные стандарты предусматривают
возможность унификации первых двух - трех лет обучения по
образовательным программам родственных направлений подготовки и
специальностей высшего профессионального образования. Такое
построение образовательных программ позволит оптимизировать
учебную нагрузку профессорско - преподавательского состава, а
также обеспечит реальную возможность студентам решать для себя
вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной
траектории. Студентам следует своевременно разъяснять, как
избранные ими курсы по выбору, а также дисциплины, устанавливаемые
вузом, влияют на формирование образовательной программы, будущую
специализацию выпускника.
9. Достижению установленных целей при реализации ООП во многом
способствует работа структурных подразделений вуза, чья
деятельность создает мотивацию и условия для физического и
духовного развития личности, поэтому ученому совету вуза
необходимо определять направления их функционирования и развития.
Вузом должны разрабатываться программы, определяющие создание в
вузе условий для удовлетворения потребности личности в
интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (программы
воспитательной работы, планы работы библиотеки, клубов, музеев и
т.п.).
|