Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.05.2000 N КАС 00-184 ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.03.2000 N ГКПИ 00-112 И ПРИЗНАНИИ ПУНКТА 7 "ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ И ПРОДУКТОВ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ...", УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНТОПЭНЕРГО РФ ОТ 21.07.1999 N 241, НЕЗАКОННЫМ (НЕДЕЙСТВУЮЩИМ)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 16 мая 2000 г. N КАС 00-184

       Кассационная коллегия  Верховного  Суда Российской Федерации в
   составе:

       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                             Лаврентьевой М.Н.,
                                                   Петроченкова А.Я.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.

       рассмотрела в открытом судебном заседании от 16  мая  2000  г.
   гражданское  дело по заявлению ОАО "Лукойл" о признании незаконным
   п.  7 "Порядка проведения обследований организаций, осуществляющих
   деятельность  по  хранению  нефти  и  продуктов  ее  переработки и
   эксплуатации      автозаправочных      станций,      региональными
   госнефтеинспекциями      и      территориальными      управлениями
   Госэнергонадзора  Министерства  топлива  и  энергетики  Российской
   Федерации   и   выдачи   заключений   по   результатам   указанных
   обследований",  утвержденного  Приказом  Министерства  топлива   и
   энергетики РФ от 21 июля 1999 г. N 241, по кассационной жалобе ОАО
   "Лукойл" на решение Верховного  Суда  РФ  от  29  марта  2000  г.,
   которым    заявителю   отказано   в   удовлетворении   заявленного
   требования.
       Заслушав доклад   судьи   Верховного   Суда  РФ  Федина  А.И.,
   объяснения      представителей     заявителя      Галочкина  В.В.,
   Заводского В.Н.   и  Перчика  А.С.,  поддержавших  доводы  жалобы,
   объяснения представителей Министерства  топлива  и  энергетики  РФ
   Еропкиной   Т.В.  и  Грабовец  И.Н.,  представителей  Министерства
   юстиции РФ  Хомчик  Т.Н.  и  Смирновой  Е.В.,  возражавших  против
   удовлетворения    жалобы,    выслушав    заключение      прокурора
   Федотовой А.В.,  полагавшей  решение  суда  подлежащим  отмене   с
   вынесением  нового решения об удовлетворении жалобы,  Кассационная
   коллегия

                              установила:

       Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 21 июля  1999
   г.  N  241 утвержден "Порядок проведения обследований организаций,
   осуществляющих деятельность  по  хранению  нефти  и  продуктов  ее
   переработки и эксплуатации автозаправочных станций,  региональными
   госнефтеинспекциями      и      территориальными      управлениями
   Госэнергонадзора  Министерства  топлива  и  энергетики РФ и выдачи
   заключений  по  результатам  указанных  обследований"   (далее   -
   Порядок).
       ОАО "Лукойл" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой на  п.  7
   Порядка,  предусматривающего, что обследование и выдача заключений
   государственными надзорными и контрольными  органами  производится
   на    основании   договоров   с   организациями,   заключаемых   в
   установленном  порядке,   с   учетом   требований,   установленных
   законодательством;   расценки   по  конкретным  видам  проверок  в
   зависимости  от  объема  работы   и   оформления   соответствующих
   документов    устанавливаются    методиками,    утвержденными    в
   установленном порядке.
       В обоснование  заявленного  требования  заявитель  сослался на
   несоответствие данного положения  нормативного  акта  федеральному
   закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
       Верховный Суд постановил приведенное выше решение.
       В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об
   отмене решения суда и вынесении нового решения  об  удовлетворении
   жалобы.
       Проверив материалы дела,  обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная коллегия находит,  что решение суда подлежит отмене с
   вынесением  нового  решения  о  признании  оспоренного   положения
   нормативного акта незаконным по следующим основаниям.
       В соответствии со ст.  6  Закона  РФ  "Об  обжаловании  в  суд
   действий  и  решений,  нарушающих  права  и  свободы  граждан"  на
   государственные   органы,    органы    местного    самоуправления,
   учреждения,    предприятия    и   их   объединения,   общественные
   объединения,  на  должностных   лиц,   государственных   служащих,
   действия  (решения)  которых  обжалуются гражданином,  возлагается
   процессуальная  обязанность  документально   доказать   законность
   обжалуемых   действий   (решений);   гражданин   освобождается  от
   обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений),
   но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
       Учитывая, что в  соответствии  со  ст.  50  ГПК  РСФСР  каждая
   сторона   должна   доказать  те  обстоятельства,  на  которые  она
   ссылается как на основания своих требований и возражений,  а также
   то,   что  открытое  акционерное  общество  "Лукойл"  по  существу
   представляет собой организацию граждан, каждый из которых обладает
   соответствующими   правами   и  свободами,  Кассационная  коллегия
   полагает,  что приведенное положение Федерального закона применимо
   и к настоящему делу.
       Однако   ни   в  суде   первой  инстанции,   ни  на  заседании
   Кассационной   коллегии   Министерство  топлива  и энергетики  РФ,
   издавшее оспоренный акт,  не представило доказательств, которые бы
   свидетельствовали о соответствии п. 7 Порядка закону.
       В частности,  содержащееся в первом предложении п.  7  Порядка
   положение прямо предписывает возможность производства обследования
   (являющегося  согласно  п.  4  Порядка   средством   осуществления
   контроля за рациональным и безопасным использованием организациями
   и индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов и  пр.)
   и  выдачи  заключений  государственными  надзорными и контрольными
   органами на основании договоров с организациями.  Этим же  пунктом
   Порядка предусмотрено, что расценки по конкретным видам проверок в
   зависимости  от  объема  работы   и   оформления   соответствующих
   документов    устанавливаются    методиками,    утвержденными    в
   установленном порядке.
       Никаких исключений   для   каких-либо   видов  исследований  и
   проверок,  проводимых указанными государственными  контрольными  и
   надзорными органами, в п. 7 не содержится.
       Между   тем,   как  следует  из  содержания  других  положений
   оспоренного   нормативного   акта,   а   также   из  Постановлений
   Правительства РФ от 6 сентября 1995 г.  N 897, от 3 апреля 1996 г.
   N 394 и от 12 августа 1998 г.  N 938,  государственные надзорные и
   контрольные  органы вправе проводить обследования в том числе и по
   просьбе (по заказам) соискателей лицензий,  по заказам лицензиатов
   с выдачей соответствующих заключений заказчиком.  Несомненно,  что
   оплата  проведения таких обследований и дачи заключений может быть
   возложена   на  организации,   предпринимателей  (как  соискателей
   лицензий,  так  и лицензиатов),  которые  нуждаются в определенных
   услугах   государственных   органов   энергетического   надзора  и
   заказывают такие услуги.
       В отношении таких обследований  и  проверок  вполне  применимо
   предписание п.  7 Порядка о заключении соответствующих договоров и
   установлению расценок в зависимости от объема работы и  оформления
   документов.
       Вместе с тем другими (не оспоренными) положениями нормативного
   акта  - Порядка  и приведенными выше Постановлениями Правительства
   РФ   государственные   надзорные   и контрольные  органы  наделены
   полномочиями   и  обязаны   осуществлять   контроль  с проведением
   соответствующих    обследований   в  целях   выявления   нарушений
   лицензиатом  лицензионных  требований  и условий,   которые  могут
   повлечь  за  собой  нанесение  ущерба правам,  законным интересам,
   нравственности  и здоровью  граждан,  а  также  обороне  страны  и
   безопасности   государства,   а   также   в  целях   осуществления
   энергетического    надзора    в  области   добычи,    переработки,
   транспортировки, учета, хранения, реализации и потребления нефти и
   нефтепродуктов  (например:  п.   4  Порядка,  п.  15  Положения  о
   лицензировании  деятельности  по  хранению  нефти  и продуктов  ее
   переработки (в редакции Постановления Правительства РФ от 12.08.98
   N 938)).
       При   этом   данные   контрольные  проверки  с соответствующим
   обследованием  указанных органов,  естественно,  проводят по своей
   инициативе   во   исполнение   возложенных   на  них  государством
   обязанностей  и без какого-либо заказа на их проведение со стороны
   подконтрольных организаций и предпринимателей (лицензиатов).
       Согласно п.  4.3  Порядка  проверки   соблюдения   лицензиатом
   лицензионных   требований   и   условий,   а  также  осуществление
   энергетического надзора могут проводиться не реже  одного  раза  в
   год.  При  необходимости  по  решению  государственных надзорных и
   контрольных органов могут проводиться дополнительные проверки.
       Таким образом, в изложенной Министерством топлива и энергетики
   РФ в п.  7 Порядка редакции предписания могут быть применены и при
   производстве    проверок    и    обследований,   не   заказываемых
   подконтрольными организациями и предпринимателями  (лицензиатами),
   а  также  и  при  осуществлении  государственного  энергетического
   надзора.
       Между  тем  представители Министерства топлива и энергетики РФ
   не   привели   какие-либо  нормы  закона,   которым  соответствуют
   содержащиеся   в п.   7  Порядка  положения  при  применении  этих
   положений  в отношении  производимых государственными надзорными и
   контрольными  органами  проверок  и обследований  (при  отсутствии
   обращений   лицензиатов   за   их  проведением),   а  также  и при
   осуществлении энергетического надзора, в связи с чем возложение на
   лицензиатов  обязанности  по  заключению  договоров  на проведение
   государственными   надзорными   и  контрольными   органами   любых
   обследований  (проверок)  с выдачей заключений,  а также по оплате
   любых  таких обследований (проверок) с выдачей заключений не может
   быть признано обоснованным.
       Поскольку  возложение  приведенной  обязанности  на  заявителя
   оспоренным  положением  не  основано  на законе,  применение п.  7
   Порядка,  несомненно,  приводит  либо  может приводить к нарушению
   прав и законных интересов как самого ОАО "Лукойл", так и граждан -
   членов  этого общества,  размер прибыли,  дивидендов которых может
   быть  уменьшен  в результате  необоснованных затрат по оплате всех
   проводимых указанными органами мероприятий по контролю и надзору.
       Как следует из судебного решения,  отказывая в  удовлетворении
   жалобы,  Верховный Суд РФ согласился с утверждением представителей
   Министерства топлива и  энергетики  РФ,  заявивших,  что  и  п.  7
   Порядка  не  противоречит  требованиям  Гражданского  кодекса  РФ,
   поскольку якобы не содержит положений,  обязывающих организации  к
   заключению договоров на проведение обследований.
       Однако Кассационная коллегия  считает,  что  приведенный  выше
   текст   оспоренного   п.   7   Порядка   однозначно   предписывает
   необходимость заключения договоров для обследований  (проверок)  и
   выдачи заключений (без какого-либо изъятия).
       В противоречие приведенному судом выводу (об отсутствии в п. 7
   Порядка положений,  обязывающих организации к заключению договоров
   по  проведению обследований,  проверок) суд вместе с тем в решении
   сослался  на то,  что проведение ежегодных (оспоренный нормативный
   акт не исключает и проведение более частых обследований, проверок)
   обследований  органами  Госэнергонадзора  является  одной  из форм
   указанного  контроля  и не  может  зависеть  от желания и интереса
   лицензиата.
       В решении суд сослался на то, что приведенные выше утверждения
   представителей Министерства топлива и энергетики РФ ни материалами
   дела, ни заявителем не опровергнуты.
       С таким  выводом  Кассационная  коллегия не может согласиться,
   поскольку в  нарушение  требований  процессуального  закона  своим
   решением  суд  необоснованно фактически возложил бремя доказывания
   соответствия оспоренного акта закону на заявителя.
       Не может  согласиться  Кассационная  коллегия и с выводом суда
   первой инстанции о  том,  что  п.  7  Порядка  якобы  не  содержит
   предписания   о   возложении  на  подконтрольные  Госэнергонадзору
   организации обязанности по оплате проводимых  проверок,  поскольку
   этот   вывод   не  соответствует  содержанию  второго  предложения
   обжалованного пункта Порядка,  которое  в  совокупности  с  первым
   предложением   этого   пункта   бесспорно   предусматривает  такую
   обязанность для подконтрольных организаций,  предпринимателя,  без
   указания каких-либо изъятий.
       Вместе с  тем,  отвергая  довод  заявителя  о  неправомерности
   возложения на организации,  предпринимателей обязанности по оплате
   проводимых  обследований,  проверок,  суд   сослался   на   п.   3
   Постановления  Правительства  РФ  от  12 августа 1998 г.  N 938 "О
   государственном энергетическом надзоре в РФ",  который (по  мнению
   суда)  не  исключает  взимание  платы  за  оказываемые  услуги  по
   проведению обследований.
       С таким   выводом   Кассационная   коллегия   также  не  может
   согласиться,  поскольку  приведенный   пункт   нормативного   акта
   Правительства    РФ    не   содержит   указания   на   обязанность
   подконтрольных     органам      Госэнергонадзора      организаций,
   предпринимателей   по  оплате  обследований  и  проверок,  которые
   проводятся не по желанию (не по заявкам) этих субъектов.
       Указание в п. 3 приведенного Постановления Правительства РФ на
   то,  что финансирование управлений Госэнергонадзора в субъектах РФ
   производится  как  за  счет  бюджетных  средств,  так  и  средств,
   получаемых их других источников,  вовсе не означает,  что в  числе
   таких  источников  могут  быть и не предусмотренные законом суммы,
   предлагаемые для оплаты проведения государственными  надзорными  и
   контрольными органами любых обследований и проверок (в том числе и
   не заказываемых организациями, предпринимателями).
       По изложенным  мотивам  вынесенное по делу судебное решение не
   может быть признано законным и подлежит отмене.
       Поскольку обстоятельства,    имеющие    значение   для   дела,
   установлены на основании имеющихся материалов,  а выводы  суда  не
   соответствуют обстоятельствам дела,  Кассационная коллегия находит
   возможным,  не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое
   решение об удовлетворении жалобы заявителя.
       Руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 3 ст. 306 и ст. 307 ГПК РСФСР,
   Кассационная коллегия

                              определила:

       решение Верховного  Суда  РФ  от  29  марта 2000 г.  отменить.
   Вынести  новое  решение,  которым  признать   пункт   7   "Порядка
   проведения  обследований организаций,  осуществляющих деятельность
   по хранению  нефти  и  продуктов  ее  переработки  и  эксплуатации
   автозаправочных  станций...",  утвержденного Приказом Министерства
   топлива и энергетики РФ от 21 июля 1999 г.  N 241, в приведенной в
   нормативном акте редакции незаконным (недействующим).

                                                 Председательствующий
                                                            А.И.ФЕДИН

                                                       Члены коллегии
                                                      М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА
                                                      А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz