МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 16 мая 2000 г. N АП-6-15/377
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
осуществляется организация работы по оказанию налогоплательщикам
квалифицированной консультационной помощи. Организация этой работы
осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29.06.95 N 645, а также Приказами Министра
РФ по налогам и сборам от 08.07.99 N АП-3-15/207, от 28.07.99
N АП-3-15/244, от 08.10.99 N АП-3-15/317, от 25.08.99
N АП-3-15/277, от 25.08.99 N АП-3-15/278, от 06.12.99
N АП-3-15/388, от 13.03.2000 N АП-3-15/95.
Руководителям УМНС России по субъектам РФ, руководителям
консультационных и учебных центров, учрежденных УМНС России по
субъектам РФ, а также ЦКС МНС России при организации работы по
оказанию консультационной помощи налогоплательщикам иметь в виду
следующее.
А. В соответствии с НК РФ на налоговые органы возложена
обязанность проводить разъяснительную работу по применению
законодательства о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно
информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах,
представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок
их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов (подпункт 4 п. 1 ст. 32). В то же время
налогоплательщикам предоставлено право получать от налоговых
органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах
и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах,
содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о
правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых
органов и их должностных лиц; получать от налоговых органов и
других уполномоченных государственных органов письменные
разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и
сборах (ст. 21).
При организации консультационных центров недопустимо
прекращать выполнение налоговыми органами обязанностей по
разъяснению и предоставлению бесплатной информации,
предусмотренных законодательством. Порядок выполнения этих
обязанностей установлен Приказом Министра РФ по налогам и сборам
от 18.03.99 N ГБ-3-27/50, а также Приказом от 05.05.99
N ГБ-3-15/120, которым утверждено Положение об информировании
налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов.
Налогоплательщику предоставлено право на получение от
налоговых органов бесплатной информации по исчерпывающему кругу
вопросов: а) о действующих налогах и сборах; б) о законодательстве
о налогах и сборах (его состав определен ст. 1 НК РФ) и иных
актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах; в) о
правах и обязанностях налогоплательщиков; г) о полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц (пп. 1 п. 1 ст. 21).
Информирование представляет собой воспроизведение налоговым
органом той информации, которая содержится в законодательстве и
которую налогоплательщик имеет возможность получить
самостоятельно. Но, учитывая сложность российской правовой и
налоговой систем, законом теперь предусмотрено, что информацию
справочного и документального характера можно получить в налоговом
органе. Одновременно следует отметить, что право на получение
информации не выходит за рамки определенных в указанной статье
вопросов. Информирование представляет собой способ реализации прав
налогоплательщика на получение необходимых сведений.
Информирование может осуществляться как в устной форме, так и в
форме письменных разъяснений.
В то же время в обязанности налоговых органов не входит
консультирование налогоплательщиков.
Консультирование - это деятельность независимых от налоговых
органов субъектов по даче рекомендаций, составлению документов,
представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков.
Консультирование - способ реализации прав конкретного
налогоплательщика на получение квалифицированной помощи
профессионала.
Б. В январе - апреле 2000 г. состоялись научно - практическая
конференция по налоговому консультированию в г. Смоленске, а также
учебно - практический семинар в г. Волгограде. Представители
налоговых органов и консультационных центров, принимавшие участие
в этих мероприятиях, обсудили вопросы организации консультационной
работы с учетом своего опыта в этой области. Выводы и
рекомендации, к которым они пришли в результате обсуждения,
следует учитывать при организации налогового консультирования.
Консультационный центр (ЦКС МНС России, учебно -
информационный центр и т.п.) может осуществлять несколько видов
деятельности.
Консультационная деятельность. Это основной вид деятельности
консультационных центров. Формы консультационной работы могут быть
разнообразны. Так, налоговые консультанты вправе принять на себя
проведение устных или письменных консультаций. Но и в том и в
другом случае следует иметь в виду, что содержание консультаций
должно быть полным и исчерпывающим. Ответ на вопрос
налогоплательщика должен быть обоснованным, развернутым, со
ссылками на нормативные документы. Консультанту следует
представить налогоплательщику полное описание ситуации, представив
все возможные позиции по вопросу, с указанием последствий по
каждому из возможных вариантов поведения налогоплательщика. Такой
ответ содержит в себе аргументацию, которую налогоплательщик
сможет использовать, вступая в налоговые правоотношения, в том
числе в случае возможного обращения в суд. В то же время
налогоплательщик принимает решение о своих дальнейших шагах
самостоятельно, поскольку в соответствии с гражданским
законодательством предпринимательская деятельность - это
деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. Однако при
консультировании консультант ограничен предоставленными ему
клиентом сведениями, документами и материалами, поэтому содержание
и качество консультации зависит от полноты и достоверности этих
сведений, документов, материалов.
Для консультационного центра важно фиксировать данные
консультации в архиве для дальнейшего учета и использования в
работе. Это касается не только письменных, но и устных
консультаций. Такая фиксация является основой создания и
наполнения информационной правовой базы данных налоговых
консультаций.
Важным является вопрос внутреннего (внутри консультационного
пункта) контроля качества консультаций. Опробованная форма такого
контроля - коллективные обсуждения (согласование) ответов на
вопросы налогоплательщиков. Состав группы, обсуждающей вопрос,
может включать специалистов разного профиля - юристов, бухгалтеров
и т.п., а также разного уровня квалификации.
С практической точки зрения требует особого внимания вопрос о
взаимоотношениях консультационного центра с клиентами и его
ответственности перед клиентами. Отношения, как правило,
оформляются письменным договором. В исключительных случаях
возможно заключение устного договора с обязательным наличием
письменного подтверждения факта его заключения и оплаты услуг в
соответствии с ним. По своей природе это договор о возмездном
оказании услуг. При его заключении следует руководствоваться
правилами главы 39 ГК РФ. Кроме того, дополнительные требования к
условиям об оплате содержатся в информационном письме Высшего
Арбитражного Суда РФ от 29.09.99 N 48. Целесообразно после
оказания консультационной услуги получать от клиента подтверждение
этого факта в виде его подписи на договоре или в акте сдачи -
приемки. Ответственность налоговых консультантов перед
налогоплательщиками регулируется соответствующими статьями
Гражданского кодекса РФ и определяется прежде всего договором
между консультационным пунктом и клиентом. Ответственность за
некачественную консультацию может наступить по общему правилу
только в том случае, если клиент докажет факт ее некачественности.
Кроме разовых консультационных услуг, консультационный центр
может взять на себя и такие виды услуг, как: абонементное
обслуживание клиентов на разнообразных условиях, частичное ведение
дел налогоплательщика, связанных с налогообложением, налоговое
представительство и т.п.
Издательская деятельность. При соблюдении условий,
предусмотренных законодательством, консультационный центр может
осуществлять издание периодических и непериодических печатных
изданий по налоговой тематике. Такого рода издания, если они
качественны по содержанию, пользуются устойчивым спросом.
Информационное обслуживание. Данный вид услуг является
пограничным между консультационной и издательской деятельностью. В
его рамках налогоплательщики могут снабжаться необходимой им
информацией о принятых нормативных актах, а также текстами
требуемых нормативных актов и иных документов, иной информацией,
необходимой налогоплательщику для своевременной и правильной
уплаты налогов, составления бухгалтерской отчетности, ведения
своей финансово - хозяйственной деятельности.
Учебно - информационные семинары (коллективные консультации).
Данная форма работы оправдывает себя в двух случаях: во-первых,
при выездах специалистов консультационной организации из
областного центра в более мелкие административно - территориальные
образования (откуда клиенты не всегда имеют возможность добраться
до консультанта), во-вторых, при рассмотрении крупного блока
проблем (например, по новому налогу и т.п.). Семинар предполагает
выступление специалиста и ответы на вопросы. Такая форма работы
хороша еще и тем, что в ходе семинара налогоплательщики имеют
возможность познакомиться с работой консультационного центра.
Вспомогательные виды деятельности. Ознакомление
налогоплательщиков с работой консультационного центра производится
с помощью рекламы, которая может размещаться в средствах массовой
информации, в информационных буклетах и т.д. Налогоплательщики
могут снабжаться специальной литературой, канцелярскими товарами,
бланками бухгалтерской отчетности и т.п. При этом недопустимо
налоговым органам устраняться от предусмотренной НК РФ обязанности
по предоставлению налогоплательщикам форм установленной
отчетности.
В. 1) Взаимодействие консультационных центров и налоговых
органов строится на основе отношений учредительства. В
учредительных документах регламентируются вопросы взаимодействия
консультационного центра и учредившего его налогового органа, а
также вопросы контроля деятельности центра. При этом налоговые
органы не должны допускать вмешательства в деятельность
консультационных центров с точки зрения содержания даваемых ими
консультаций, за исключением случаев, когда имеются обоснованные
претензии к низкому качеству налоговых консультаций. Налоговые
органы не должны допускать совершения действий, которые могут быть
квалифицированы как направленные на создание дискриминирующих или
благоприятствующих условий деятельности отдельных хозяйствующих
субъектов, а также соглашений с хозяйствующими субъектами, которые
могут иметь результатом ограничение конкуренции.
2) В целях увеличения эффективности функционирования
региональных филиалов федерального государственного учреждения
"Центральная консультационная служба Министерства РФ по налогам и
сборам", а также консультационных и учебно - информационных
центров, учрежденных управлениями МНС России по субъектам РФ,
руководителям управлений МНС России по субъектам РФ необходимо
обеспечить возможность оперативного и полного получения филиалами
и центрами от налоговых органов информации, в том числе
документов, имеющих режим открытого доступа.
3) При организации работы с налогоплательщиками и
консультационными центрами налоговым органам следует иметь в виду
возможность ведения налогоплательщиками своих дел через налогового
представителя. Отношения налогоплательщика и его представителя
оформляются, как правило, договором. Какого-либо дополнительного
оформления отношений налогового органа и представителя
налогоплательщика не требуется.
4) Методическое и методологическое обеспечение работы по
организации оказания консультационной помощи налогоплательщикам
возложено на отдел по научно - методической и консультационной
работе МНС России при участии федерального государственного
учреждения "Центральная консультационная служба МНС России".
Министр -
Главный государственный
советник налоговой службы
А.П.ПОЧИНОК
|