ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2000 года
Дело N 78-Г00-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Пирожкова В.Н.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 4 мая 2000 года дело по
кассационной жалобе Корсун Ю.С. на решение Санкт-Петербургского
городского суда от 16 марта 2000 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Пирожкова В.Н., объяснения Корсуна Ю.С., поддержавшего доводы
жалобы, заключение прокурора Коптевой Л.И., полагавшей решение
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Корсун Ю.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с
заявлением о признании незаконными п. 2 решения Исполкома
Ленинградского городского Совета и Президиума Ленинградского
областного Совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года "Об
утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде" и п. 12
Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в Ленинграде в части установления
минимального размера предоставления гражданам жилой площади 9
квадратных метров на одного человека; возложении на администрацию
Санкт-Петербурга обязанности привести минимальный размер
предоставления жилой площади в соответствие с федеральным
законодательством. В обоснование заявленных требований Корсун
ссылался на то, что указанная норма предоставления жилой площади
не соответствует норме в 16 кв. м общей площади жилья,
установленной распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28 марта 1994
года. Указанным выше решением Санкт-Петербургского городского суда
в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Корсун не согласен с решением и
полагает, что имеются основания для его отмены и вынесения нового
решения.
Судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Суд установил, что предусмотренный в обжалуемых актах
минимальный размер предоставления жилой площади 9 кв. м установлен
решением Исполкома Ленинградского городского Совета в соответствии
с полномочиями, предоставленными ему Советом Министров РСФСР
(постановление от 9 сентября 1983 г.). Пункт 2 решения Исполкома и
п. 12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде не признаны
недействительными.
Оспаривая эти положения, заявитель полагал, что с учетом
Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (ст. 11),
которым предусмотрено, что социальная норма площади жилья
эквивалентна размеру предоставления жилых помещений, норма
предоставления 9 кв. м не соответствует норме, установленной
распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28 марта 1994 года и
составляющей 16 кв. м общей площади на человека.
Суд обоснованно не согласился с указанными доводами.
В соответствии с п. 8.2 распоряжения и приложения N 6 к нему,
жилищная норма, установленная данным распоряжением, является
социальной нормой площади жилья, применяемой для расчета гражданам
жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, и
составляет для семей - 16 кв. м общей площади на человека в
отдельных квартирах, 12 кв. м жилой площади на человека в
коммунальных квартирах, общежитиях, ветхом жилом фонде и для
одиноких граждан - 32 кв. м общей площади в отдельных квартирах,
24 кв. м жилой площади в коммунальных квартирах и общежитиях.
Как следует из содержания указанного акта, установленная
социальная норма площади жилья применяется для расчета гражданам
жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг и
является нормой предоставления жилой площади. Нельзя признать эти
нормы нормами предоставления и по тем основаниям, что они
дифференцированы в зависимости от категории жилых помещений
(отдельная или коммунальная квартира) и от состава семьи
гражданина (семейные или одинокие лица).
Исходя из правовых актов, в которых содержатся указания о
размерах предоставления жилых помещений, норма предоставления
должна быть равной для разных категорий граждан.
Как следует из дела, социальная норма площади жилья в том
смысле, в каком ее понимает ст. 11 Закона "Об основах федеральной
политики", в Санкт-Петербурге как субъекте Российской Федерации
не установлена.
Следует также согласиться с выводами суда и в той части, что
на администрацию Санкт-Петербурга не может быть возложена
обязанность установить норму предоставления жилой площади не менее
16 кв. м общей площади, поскольку в соответствии с указанной
нормой этот вопрос решается органами государственной власти,
исходя из обеспеченности населения жильем, и относится к их
исключительной компетенции.
Решение Санкт-Петербургского городского суда является законным
и обоснованным. Оснований для его отмены и вынесения нового
решения Судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2000
года оставить без изменения, кассационную жалобу Корсуна Ю.С. -
без удовлетворения.
|