4 мая 2000 года N 56-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА МЕЖДУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ
Принят
Государственной Думой
14 апреля 2000 года
Одобрен
Советом Федерации
19 апреля 2000 года
Статья 1. Ратифицировать Договор между Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе
Москве 3 января 1993 года, далее именуемый Договором СНВ-2,
включая являющиеся его неотъемлемой частью:
Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных
по тяжелым бомбардировщикам в связи с Договором между Российской
Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении
и ограничении стратегических наступательных вооружений,
подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию тяжелых МБР, и
о процедурах, регулирующих переоборудование шахтных пусковых
установок тяжелых МБР, в связи с Договором между Российской
Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении
и ограничении стратегических наступательных вооружений,
подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков в
связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе
Москве 3 января 1993 года;
Протокол к Договору между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993 года,
подписанный в городе Нью - Йорке 26 сентября 1997 года.
Статья 2. К исключительным обстоятельствам, дающим Российской
Федерации в соответствии со статьей VI Договора СНВ-2 право в
порядке осуществления своего государственного суверенитета выйти
из этого Договора, наряду с иными, относятся:
1) нарушение Соединенными Штатами Америки Договора СНВ-2,
способное привести к возникновению угрозы национальной
безопасности Российской Федерации;
2) выход Соединенных Штатов Америки из Договора между Союзом
Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами
Америки об ограничении систем противоракетной обороны,
подписанного в городе Москве 26 мая 1972 года, далее именуемого
Договором по ПРО, либо нарушение Договора по ПРО и связанных с ним
соглашений;
3) наращивание стратегических наступательных вооружений
государствами, не являющимися участниками Договора СНВ-2, таким
образом, что это будет создавать угрозу национальной безопасности
Российской Федерации;
4) принятие и реализация Соединенными Штатами Америки, другими
государствами или союзами государств, включая Организацию
Североатлантического договора, таких решений в области военного
строительства, которые создадут угрозу национальной безопасности
Российской Федерации, в том числе размещение на территориях
государств, вступивших в Организацию Североатлантического договора
после подписания Договора СНВ-2, ядерного оружия;
5) развертывание Соединенными Штатами Америки, другими
государствами или союзами государств вооружений, препятствующих
функционированию российской системы предупреждения о ракетном
нападении;
6) возникновение чрезвычайных обстоятельств, в том числе
экономического или техногенного характера, делающих невозможным
выполнение Российской Федерацией Договора СНВ-2 либо способных
привести к возникновению угрозы экологической безопасности
Российской Федерации.
Статья 3. 1. При исключительных обстоятельствах, указанных в
статье 2 настоящего Федерального закона, а равно иных
исключительных обстоятельствах, ставящих под угрозу высшие
интересы Российской Федерации, Президент Российской Федерации:
а) принимает политические, дипломатические и иные меры в целях
устранения исключительных обстоятельств или нейтрализации их
последствий;
б) обеспечивает проведение незамедлительных консультаций с
палатами Федерального Собрания Российской Федерации и с учетом
результатов таких консультаций принимает решения, касающиеся
Договора СНВ-2, с внесением при необходимости предложений,
предусмотренных Федеральным законом "О международных договорах
Российской Федерации".
2. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации в случае,
если они сочтут, что возникли обстоятельства, которые относятся к
категории исключительных в смысле статьи VI Договора СНВ-2,
направляют Президенту Российской Федерации предложение о
проведении консультаций либо высказывают ему свои рекомендации или
предпринимают иные действия, предусмотренные Федеральным законом
"О международных договорах Российской Федерации".
Статья 4. Президент Российской Федерации обеспечивает
проведение консультаций с палатами Федерального Собрания
Российской Федерации и с учетом результатов таких консультаций
принимает решения, касающиеся Договора СНВ-2, с внесением при
необходимости предложений, предусмотренных разделом V Федерального
закона "О международных договорах Российской Федерации", в случае,
если до 31 декабря 2003 года не будет подписан новый договор между
Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки по вопросам
дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных
вооружений, обеспечивающий:
1) сохранение и дальнейшее укрепление стратегической
стабильности при пониженных уровнях стратегических наступательных
вооружений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;
2) сохранение для Российской Федерации возможности
многовариантного подхода к строительству своих стратегических
ядерных сил, включая их структуру и состав вооружений,
обеспечивающего национальную безопасность Российской Федерации с
учетом существующих экономических условий;
3) исключение возможности быстрого наращивания количества
ядерных боезарядов на носителях всех видов базирования;
4) предоставление участникам договора равных прав и
возможностей при ликвидации и утилизации ядерных боезарядов;
5) экономически оптимальное использование существующей
инфраструктуры стратегических ядерных сил Российской Федерации,
существенное снижение затрат на реализацию программ ликвидации и
утилизации стратегических наступательных вооружений, а также
расширение возможностей использования сокращаемых компонентов
стратегических ядерных сил Российской Федерации и их
инфраструктуры в интересах развития отечественной экономики;
6) учет всех видов и систем стратегических вооружений.
Статья 5. Реализация Договора СНВ-2 осуществляется на основе
следующего:
1) сохранение потенциала стратегических ядерных сил Российской
Федерации на уровне, необходимом для обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации;
2) приоритетное финансирование стратегических ядерных сил
Российской Федерации, а также работ по безопасной ликвидации и
утилизации стратегических наступательных вооружений;
3) соблюдение Соединенными Штатами Америки Договора о
сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений,
подписанного в городе Москве 31 июля 1991 года, далее именуемого
Договором СНВ-1;
4) сокращение подпадающих под действие Договора СНВ-2
стратегических наступательных вооружений Российской Федерации с
учетом сроков их эксплуатации;
5) поддержание боевой готовности стратегических ядерных сил
Российской Федерации при любых вариантах развития стратегической
обстановки, сохранение необходимых лабораторно - испытательной
базы и производственных мощностей;
6) обеспечение безопасности эксплуатации, хранения, ликвидации
и утилизации стратегических наступательных вооружений;
7) обеспечение равенства прав и возможностей сторон Договора
СНВ-2 в осуществлении инспекций и контрольных мероприятий, а также
сохранение и совершенствование национальных технических средств
контроля Российской Федерации за соблюдением Соединенными Штатами
Америки Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО.
Статья 6. Выполнение Российской Федерацией обязательств по
Договору СНВ-2 осуществляется с соблюдением настоящего
Федерального закона, а также иных законодательных и нормативных
правовых актов Российской Федерации, регулирующих действия и
процедуры, необходимость в которых возникает при реализации
Договора СНВ-2.
Финансовое обеспечение стратегических ядерных сил Российской
Федерации, а также производство, эксплуатация, ликвидация и
утилизация ядерных вооружений осуществляется в соответствии с
федеральными законами.
Президент Российской Федерации в течение двух месяцев после
вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает
федеральную программу развития стратегических ядерных сил
Российской Федерации и направляет ее в палаты Федерального
Собрания Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев
после вступления в силу настоящего Федерального закона
разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации на
утверждение федеральную целевую программу ликвидации и утилизации
вооружений и техники стратегических ядерных сил Российской
Федерации, предусматривающую возможность использования сокращаемых
компонентов и инфраструктуры в интересах развития отечественной
экономики.
Статья 7. В процессе выполнения Договора СНВ-2:
1. Президент Российской Федерации:
а) определяет основные направления государственной политики в
области развития стратегических ядерных сил Российской Федерации и
ядерного разоружения, порядок и сроки выполнения мероприятий по
реализации Договора СНВ-2, обеспечивая при этом сохранение
потенциала стратегических ядерных сил Российской Федерации и
поддержание их боевой готовности на уровне, необходимом для
гарантированного сдерживания агрессии против Российской Федерации
и ее союзников;
б) принимает решения о сроках и порядке вывода из боевого
состава и деактивации стратегических наступательных вооружений,
подлежащих сокращению по Договору СНВ-2, а также о вводе в боевой
состав новых образцов стратегических наступательных вооружений;
в) определяет российскую концепцию дальнейших международных
переговоров в области стратегических наступательных вооружений и
противоракетной обороны, проводит консультации и переговоры с
руководителями других государств в целях укрепления стратегической
стабильности и обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации.
2. Правительство Российской Федерации:
а) обеспечивает в соответствии с федеральными законами и
федеральными целевыми программами приоритетное финансирование
стратегических ядерных сил Российской Федерации, работ по
безопасной ликвидации и утилизации стратегических наступательных
вооружений, а также мероприятий по выполнению Договора СНВ-1 и
Договора СНВ-2;
б) обеспечивает сохранение и развитие лабораторно -
испытательной базы и производственных мощностей, необходимых для
поддержания ядерного потенциала и боевой готовности стратегических
ядерных сил Российской Федерации;
в) в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона
регулярно направляет в палаты Федерального Собрания Российской
Федерации доклад о состоянии стратегических ядерных сил Российской
Федерации и ходе выполнения Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и
Договора по ПРО;
г) представляет в палаты Федерального Собрания Российской
Федерации данные, предусмотренные Меморандумом о договоренности о
зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам в
связи с Договором СНВ-2;
д) обеспечивает эффективное использование национальных
технических средств контроля за соблюдением положений Договора
СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО, их техническое
совершенствование, а также проведение контрольных процедур,
предусмотренных указанными договорами;
е) принимает меры по обеспечению безопасности при
эксплуатации, хранении, ликвидации и утилизации стратегических
наступательных вооружений, ядерных боезарядов и ракетного топлива,
а также по исключению несанкционированного доступа к ядерным
боезарядам;
ж) принимает меры по использованию экономически оптимальных
методов и способов ликвидации и утилизации стратегических
наступательных вооружений;
з) по поручению Президента Российской Федерации осуществляет
внешнеполитические мероприятия в области сокращения и ограничения
стратегических наступательных вооружений и нераспространения
ядерного оружия;
и) приглашает (по согласованию) представителей палат
Федерального Собрания Российской Федерации к участию в
рассмотрении хода переговоров в области стратегических
наступательных вооружений и противоракетной обороны.
3. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
а) при ежегодном рассмотрении проекта федерального закона о
федеральном бюджете участвуют в принятии решений об объемах
финансирования научно - исследовательских и опытно -
конструкторских работ в области стратегических наступательных
вооружений, закупок стратегических наступательных вооружений,
строительства (ремонта, модернизации) основных объектов
базирования стратегических ядерных сил Российской Федерации и
управления ими, а также работ по безопасной ликвидации и
утилизации стратегических наступательных вооружений и мероприятий
по выполнению Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2;
б) участвуют в разработке федеральных законов и федеральных
целевых программ, принимают федеральные законы, необходимые для
поддержания стратегических ядерных сил Российской Федерации на
уровне, обеспечивающем национальную безопасность Российской
Федерации, а также для выполнения мероприятий в области сокращения
ядерных вооружений;
в) рассматривают ежегодный доклад Правительства Российской
Федерации о состоянии стратегических ядерных сил Российской
Федерации и ходе выполнения Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и
Договора по ПРО и принимают соответствующие решения;
г) при необходимости дают поручения Счетной палате Российской
Федерации о проведении проверок расходования средств, выделенных
на выполнение Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2;
д) в необходимых случаях принимают меры в соответствии с
разделом V Федерального закона "О международных договорах
Российской Федерации".
Статья 8. После вступления в силу Договора СНВ-2 Правительство
Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 октября, направляет в
палаты Федерального Собрания Российской Федерации доклад о
состоянии стратегических ядерных сил Российской Федерации и ходе
выполнения Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО,
содержащий информацию по следующим вопросам:
1) изменение в составе и структуре стратегических ядерных сил
Российской Федерации, финансовое обеспечение и результаты
выполненных работ по сохранению их потенциала и боевой готовности;
2) выполнение Российской Федерацией и Соединенными Штатами
Америки обязательств по Договору СНВ-1, Договору СНВ-2 и Договору
по ПРО;
3) ход ликвидации и утилизации выведенных из боевого состава
стратегических наступательных вооружений Российской Федерации,
состояние финансирования мероприятий по выполнению Договора СНВ-1
и Договора СНВ-2, в том числе использование международной помощи;
4) экологическая обстановка в местах хранения, ликвидации и
утилизации стратегических наступательных вооружений, прежде всего
ядерных боезарядов и ракетного топлива;
5) ход переговоров по заключению новых соглашений в области
сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений,
а также в области противоракетной обороны;
6) состояние работ в Соединенных Штатах Америки, других
государствах и союзах государств в области стратегических
наступательных вооружений и противоракетной обороны, ситуация в
области нераспространения ядерного оружия, ракет и ракетных
технологий.
Статья 9. Обмен грамотами о ратификации Договора СНВ-2
Российской Федерацией произвести после завершения Соединенными
Штатами Америки процедуры ратификации Договора СНВ-2, включая
Протокол к нему, подписанный в городе Нью - Йорке 26 сентября 1997
года, а также Меморандума о договоренности в связи с Договором по
ПРО, подписанного в городе Нью - Йорке 26 сентября 1997 года,
Первого согласованного заявления в связи с Договором по ПРО,
подписанного в городе Нью - Йорке 26 сентября 1997 года, Второго
согласованного заявления в связи с Договором по ПРО, подписанного
в городе Нью - Йорке 26 сентября 1997 года, Соглашения о мерах
укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими
ракетами, не являющимися стратегическими баллистическими ракетами,
подписанного в городе Нью - Йорке 26 сентября 1997 года.
Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
4 мая 2000 года
N 56-ФЗ
|