СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2000 г. No. 31
О ПЕРЕДАЧЕ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
В СИСТЕМУ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав доклад заместителя Генерального директора Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации В.А. Воронова
по вопросу передачи службы судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов в систему Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Совет судей
отмечает следующее.
Проблема обеспечения безопасности судей и охраны федеральных
судов общей юрисдикции в последнее время стала еще более
тревожной. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения,
поступающие в Совет судей Российской Федерации и Судебный
департамент при Верховном Суде Российской Федерации от органов
судейского сообщества и управлений Судебного департамента в
субъектах Российской Федерации.
О необходимости принятия экстренных мер по обеспечению
безопасности судей, надежной охраны зданий (помещений) судов
свидетельствуют участившиеся взрывы и поджоги зданий судов, как
это имело место, например, в двух судах Камчатской области,
районном суде г. Назрани, Кемеровском районном суде Кемеровской
области и др.
По данным Судебного департамента, только за период с 1997 по
1999 год количество фактов причинения телесных повреждений судьям
возросло в 22 раза, угроз физической расправы над судьями - в 18
раз, хищений материальных ценностей, уголовных и гражданских дел -
в 20 раз. Количество случаев гибели судей возросло за это же время
в 8 раз.
Концепцией судебной реформы, одобренной еще в 1991 году,
предусматривалось включение должностей судебных приставов в
штатное расписание судов. Однако, в связи с тем, что Федеральный
закон "О судебных приставах" был принят раньше Федерального закона
"О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации",
судебные приставы были выведены из подчинения органов судебной
власти.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации
эта служба полностью еще не укомплектована, а судебные приставы по
обеспечению установленного порядка деятельности судов в основном
привлекаются к оказанию силовой поддержки судебным приставам -
исполнителям.
Несмотря на необходимость более активного участия приставов в
обеспечении безопасности судей и охраны зданий судов, ощутимого
перелома в решении этих задач не наблюдается.
Министерством юстиции Российской Федерации принимаются
определенные меры для укомплектования службы судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов и к 31
декабря 1999 г. ее численность должна была составить 7500 единиц,
фактически же в настоящее время должностные обязанности исполняют
не более 7000 приставов.
Таким образом, органами исполнительной власти с момента
образования службы судебных приставов не были приняты достаточные
меры для ее полного укомплектования, что привело к серьезным
проблемам обеспечения безопасности судей и охраны федеральных
судов.
Принимая во внимание то, что развитие института судебных
приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
обусловлено совершенствованием судебной системы в целом,
потребности и затраты на развитие данной службы судебных приставов
должны определяться органом, располагающим информацией о реальном
состоянии судебной системы и осуществляющим организационно
обеспечение деятельности судов, а именно, Судебным департаментом
при Верховном Суде Российской Федерации.
Судебным департаментом во исполнение постановлений Совета
судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г. и Президиума
Совета судей от 7 декабря 1999 г. подготовлены проекты федеральных
законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О
судебных приставах", "Об исполнительном производстве", "О Судебном
департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов".
Принятие указанных проектов федеральных законов будет иметь
важное значение в обеспечении судебной реформы в Российской
Федерации, решит проблему передачи службы судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов в ведение
Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации,
послужит надлежащему осуществлению судами своих функций и укрепит
независимость органов правосудия.
Исходя из изложенного Совет судей Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению информацию заместителя Генерального
директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской
Федерации В.А. Воронова по вопросу передачи службы судебных
приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
в систему Судебного департамента при Верховном Суде Российской
Федерации.
2. Предложить Судебному департаменту при Верховном Суде
Российской Федерации доработать проекты федеральных законов о
внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О судебных
приставах", "Об исполнительном производстве", "О Судебном
департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов".
3. Просить Верховный Суд Российской Федерации рассмотреть
указанные проекты федеральных законов после их доработки Судебным
департаментом при Верховном Суде Российской Федерации на заседании
Пленума Верховного Суда Российской Федерации с целью последующего
внесения данных законопроектов в порядке законодательной
инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации.
4. Обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с
просьбой поддержать предложение Совета судей Российской Федерации
о передаче службы судебных приставов по обеспечению установленного
порядка деятельности судов в ведение Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации и поручить Правительству
Российской Федерации принять исчерпывающие меры для обеспечения
надлежащей безопасности судей и охраны федеральных судов.
Председатель
Совета судей
Российской Федерации
Ю.И.СИДОРЕНКО
|