ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2000 г. N 01-06/15028
О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 245
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся
непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и
транспортных средств со специально изготовленными тайниками,
использованными для перемещения через таможенную границу
Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся
непосредственными объектами нарушения таможенных правил, является
санкцией за неправомерные действия лица, совершившего нарушение
таможенных правил.
Существует точка зрения, что применение данной санкции
возможно только в размере 100% стоимости товаров и транспортных
средств. Однако, изучив практику применения ст. 245 Таможенного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), а также судебную и
арбитражную практику, ГТК России не может согласиться с данным
толкованием по следующим причинам:
1) Установление недифференцированного по размеру взыскания за
правонарушение, невозможность его снижения, не позволяют применять
эту меру взыскания с учетом характера совершенного правонарушения,
размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его
имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния,
что нарушает общие принципы права и требования Конституции
Российской Федерации о справедливости наказания, его
индивидуализации и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости,
предполагает установление публично - правовой ответственности лишь
за виновное деяние и его дифференциацию в зависимости от тяжести
содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины
правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих
индивидуализацию при применении взыскания.
На необходимость соблюдения этих принципов неоднократно
указывалось в Постановлениях Конституционного Суда Российской
Федерации N 8-П от 11.03.98; N 14-П от 12.05.98; N 11-П от
15.07.99 и др.
2) Статья 239 Кодекса не содержит ограничений относительно ее
применения к видам взысканий, предусмотренных статьей 242 Кодекса.
3) Имеют место многочисленные случаи, когда сроки наложения
взыскания за нарушения таможенных правил, предусмотренные пунктами
1 - 3 ст. 242 Кодекса, истекают из-за недобросовестного отношения
к исполнению служебных обязанностей сотрудников таможенных
органов. При этом в материалах дел имеется достаточно
обстоятельств, существенно снижающих степень общественной
опасности совершенного противоправного деяния и не позволяющих
применить к нарушителю взыскание в полном объеме.
Неприменение в указанных случаях ст. 239 Кодекса происходит по
вине таможенных органов, что значительно ухудшает положение лиц,
привлекаемых к ответственности, и также противоречит основным
принципам права.
В связи с изложенным ГТК России считает допустимым применение
ст. 239 Кодекса при применении санкции, предусмотренной ст. 245
Кодекса, т.е. взыскание стоимости товаров и транспортных средств в
процентном отношении.
Текст разъяснения согласован с Генеральной прокуратурой
Российской Федерации.
Заместитель председателя
ГТК России
И.А.МЕЖАКОВ
Приложение
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2000 г. N 23
Письмо ГТК России по поводу применения взыскания стоимости
товаров и транспортных средств, предусмотренного ст. 245 и рядом
других статей главы 39 ТК РФ, Генеральной прокуратурой Российской
Федерации рассмотрено.
Разделяем мнение о неоднозначном толковании содержания ст. 245
ТК РФ в теории и правоприменительной деятельности.
Противоречивая трактовка обусловлена прежде всего отсутствием
единообразного подхода к определению юридической природы взыскания
стоимости товаров и транспортных средств. Как следствие, в
правоприменительной деятельности возникают вопросы о возможности
принудительного изъятия денежных сумм в размерах ниже свободной
рыночной цены с учетом обстоятельств, существенно снижающих
общественную опасность деяния и личности виновного.
Полагаю, что взыскание стоимости товаров и транспортных
средств ниже предела, определенного ст. 245 и другими нормами ТК
РФ, допустимо.
Статья 239 ТК РФ предусматривает назначение более мягкой меры
воздействия, чем предусмотрено ТК РФ, при наличии смягчающих
обстоятельств. Указанная норма включена в главу 38 "Общие
положения" и применима к статьям, предусматривающим
ответственность за конкретные виды правонарушений. Однако
снижение размера денежных сумм стоимости товаров и транспортных
средств возможно только на основе профессиональной юридической
оценки обстоятельств дела, данных о личности с обязательным
указанием таких мотивов. В связи с этим за принятием решений
должен быть установлен жесткий контроль.
Кроме того, ГТК России необходимо принять меры к соблюдению
таможенными органами сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 247 ТК РФ,
что позволило бы применять другие виды взысканий.
Начальник управления по надзору
за исполнением законов на транспорте
и в таможенных органах
В.А.МОРОЗОВ
|