ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2000 г. N 351-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СБОРАХ ЗА ВЫДАЧУ
ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО
СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сборах за
выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции", внесенный
Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект исполняющему обязанности
Президента Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной
Думы, депутатские объединения в Государственной Думе,
Правительство Российской Федерации, законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по экономической
политике и предпринимательству в месячный срок со дня принятия
настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике и
предпринимательству доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СБОРАХ ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ
И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА,
СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О
сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот
этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.
221), изложив его в следующей редакции:
"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СБОРАХ ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПРОИЗВОДСТВО
И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
Статья 1. Общие положения
Настоящим Федеральным законом устанавливается порядок взимания
и размер сбора за выдачу лицензий на производство и оборот
этилового спирта, в том числе денатурированного, алкогольной и
спиртосодержащей пищевой продукции (далее - сбор), осуществляемой
в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на
отношения, связанные с порядком взимания и размером сбора за
выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции,
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой
продукции, а также другие виды производственной деятельности, при
осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного
материала используется этиловый спирт.
Статья 2. Плательщики сбора
Плательщиками сбора являются организации независимо от
организационно - правовых форм, обратившиеся в лицензирующий орган
с заявлением о выдаче лицензий на производство и оборот этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее -
лицензии), а также организации, получившие лицензии и
осуществляющие деятельность по производству и обороту этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании
таких лицензий.
Статья 3. Размеры сбора
Сбор взимается за каждую выданную лицензию в размере 500
установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а за
каждую выданную разовую лицензию на экспорт алкогольной продукции,
импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой
продукции - в размере 100 установленных законом минимальных
размеров оплаты труда.
При этом учитывается установленный законом минимальный размер
оплаты труда на дату уплаты сбора в бюджет при его уплате за
первый и каждый последующий год действия лицензии.
Под годом действия лицензии понимается календарный год,
исчисляемый с даты выдачи лицензии.
Плата за проведение уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти ежегодных обследований организаций на
соответствие условиям, необходимым для осуществления
соответствующего вида деятельности, вносится отдельно в размере,
покрывающем затраты на указанное обследование, в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации (но не более
50 установленных законом минимальных размеров оплаты труда).
Статья 4. Сроки и порядок уплаты сбора
Сбор уплачивается плательщиком самостоятельно ежегодно - один
раз за каждый год действия лицензии.
Уплата сбора осуществляется в следующие сроки:
организацией, обратившейся в лицензирующий орган с заявлением
о выдаче лицензии, - до подачи указанного заявления (за первый год
действия лицензии);
организацией, получившей лицензию и осуществляющей
деятельность по производству и обороту этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании такой
лицензии, - не позднее даты выдачи лицензии (за второй и каждый
последующий год действия лицензии).
Для получения лицензии, дающей право на осуществление
нескольких видов деятельности, плательщик уплачивает сбор за
каждый вид деятельности, указанный в лицензии.
Если срок уплаты сбора наступил в период приостановления
действия лицензии, то срок уплаты сбора продлевается, но не более
чем на пять дней со дня возобновления действия лицензии. Сбор в
этом случае уплачивается за очередной год действия лицензии,
исчисляемый с даты выдачи этой лицензии.
За выдачу новой лицензии взамен утраченной плательщик
уплачивает сбор в размере, предусмотренном статьей 3 настоящего
Федерального закона.
В случае отказа в выдаче лицензии уплаченный сбор подлежит
возврату за вычетом расходов на рассмотрение заявления на
получение лицензии в сумме трех установленных законом минимальных
размеров оплаты труда.
Возврат сумм уплаченного сбора осуществляется органами
казначейства либо финансовыми органами по заключению налогового
органа при предъявлении организацией, обратившейся в лицензирующий
орган с заявлением о выдаче лицензии, документа лицензирующего
органа, подтверждающего отказ в выдаче лицензии.
Во всех других случаях уплаченный сбор возврату не подлежит.
Суммы уплаченных сборов включаются организациями в состав
затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ,
оказание услуг), принимаемых при исчислении налога на прибыль.
Плательщики сбора представляют ежегодно в налоговые органы по
месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по форме,
утвержденной федеральным органом исполнительной власти по налогам
и сборам, не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии.
Статья 5. Порядок зачисления сбора
Сумма сбора поступает в доход бюджета, за счет которого
содержится лицензирующий орган.
Статья 6. Ответственность плательщиков и контроль налоговых
органов
За нарушение настоящего Федерального закона плательщики и их
должностные лица несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью
внесения сбора в бюджет осуществляется налоговыми органами в
соответствии с их компетенцией.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СБОРАХ ЗА ВЫДАЧУ
ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО
СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О сборах за выдачу лицензий и право на
производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и
алкогольной продукции" разработан в соответствии с Федеральным
законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от
7 января 1999 г. N 18-ФЗ).
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью устранения
противоречий между нормами Федерального закона "О сборах за выдачу
лицензий и право на производство и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - федеральный
закон) и законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании производства и оборота алкогольной продукции,
лицензировании, налоговой системе.
Федеральный закон предусматривает взимание сборов как за
выдачу соответствующих лицензий, так и за само право производства
и оборота каждого вида алкогольной продукции, что находится в
противоречии со статьями 18 и 19 Федерального закона "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", статьей 15
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности" и статьей 18 Налогового кодекса Российской
Федерации, предусматривающим взимание сбора за выдачу лицензии на
осуществление определенного вида деятельности, а не за
осуществление этой деятельности и, тем более, с конкретными видами
продукции.
Федеральным законом сбор за выдачу лицензий на право закупки и
оптовой реализации импортной продукции установлен в размере 1000
(за разовую лицензию) и 15000 (за генеральную лицензию)
минимальных размеров заработной платы, что соответственно в 2 и 30
раз превышает величину сбора за выдачу лицензий на право
деятельности с отечественной продукцией.
Для большинства импортеров установленные законом размеры
лицензионных сборов оказываются непосильными. Это приводит, как
свидетельствует практика, к тому, что потенциальные плательщики
уходят в нелегальную сферу, осуществляя ввоз указанной продукции
на территорию страны контрабандным путем. По данным уполномоченных
федеральных органов исполнительной власти за 1998 г. не было
подано ни одной заявки на выдачу генеральных лицензий на право
закупок по импорту алкогольной продукции.
Установление подобных дифференцированных размеров лицензионных
сборов по отношению к деятельности с отечественной и импортной
продукцией противоречит международной практике налогообложения,
согласно которой внутренние и внешние налоги или сборы должны
иметь одинаковую величину, а также создает дискриминационные
условия для импорта, в первую очередь той алкогольной продукции
(вина, коньяки), которая не производится в России в необходимых
объемах.
Законопроектом предусматривается внесение следующих изменений
и дополнений в Федеральный закон:
в названии закона и по тексту исключаются слова "и право"
поскольку сборы за право осуществления деятельности не
предусмотрены законодательством Российской Федерации;
в статье 1 исключаются определения видов алкогольной продукции
(часть первая) и спиртосодержащей продукции (часть вторая)
поскольку указанные определения даны в Федеральном законе "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В первой части этой же статьи исключается положение,
предусматривающее взимание сборов за выдачу лицензии на
производство и оборот каждого вида продукции, поскольку лицензия
выдается на вид деятельности (изготовление, хранение, розлив,
закупки, продажа, поставки), а не на деятельность с конкретной
номенклатурой продукции;
в статье 3 предусматривается установление единого размера
сбора за выдачу лицензий вне зависимости от вида деятельности в
сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и
алкогольной продукции;
вносится ряд редакционных поправок, касающихся уточнения
плательщиков сбора (статья 2), сроков и порядка уплаты сбора за
выдачу лицензий (статья 4);
исключается статья 6, поскольку закон содержит нормы прямого
действия и принятие инструктивных документов, разъясняющих порядок
взимания сборов, не требуется.
Принятие вносимого законопроекта не требует дополнительных
финансовых расходов государства, отмены или внесения изменений в
другие законы и нормативные правовые акты. В то же время вносимые
изменения и дополнения определяют реально выполнимые условия
получения лицензий на производство и оборот этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе на право ее
закупки по импорту, что приведет к увеличению поступления средств
в доходную часть бюджета от лицензирования этих видов
деятельности.
|