ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2000 г. N 340-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ
ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей", внесенный депутатами Государственной Думы
С.П. Горячевой, А.В. Апариной, З.И. Воронцовой, Е.А. Костериным,
О.А. Финько.
2. Направить указанный законопроект исполняющему обязанности
Президента Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной
Думы, депутатские объединения в Государственной Думе,
Правительство Российской Федерации, законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи
и молодежи в месячный срок со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и
молодежи совместно с Комитетом Государственной Думы по
информационной политике доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
С.П. ГОРЯЧЕВОЙ, А.В. АПАРИНОЙ,
З.И. ВОРОНЦОВОЙ, Е.А. КОСТЕРИНЫМ,
О.А. ФИНЬКО
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ ДАННЫХ О ДЕТЯХ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок формирования
и использования государственного банка данных о детях, оставшихся
без попечения родителей, с целью государственного учета детей,
оставшихся без попечения родителей, и содействия в передаче таких
детей на воспитание в семьи граждан.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины (понятия), используемые в настоящем
Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные
термины (понятия):
государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей (далее ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей),
- государственная информационная система, включающая в себя
совокупность информационных ресурсов (документов, массивов
документов), информационных технологий и средств их обеспечения,
распределенных на федеральном уровне, а также на уровне субъектов
Российской Федерации, с целью обеспечения процессов сбора,
обработки, накопления, хранения, поиска и представления
пользователям информации о детях, подлежащих передаче на
воспитание в семьи граждан;
государственный информационный оператор ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, - специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти по формированию и
использованию ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей, а
также орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
определяемый субъектом Российской Федерации;
информационные ресурсы ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, - отдельные документы и массивы документов,
накапливаемые в процессе учета и передачи детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
документированная информация (документ) - зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, необходимыми для
идентификации документа;
конфиденциальная информация - документированная информация,
доступ к которой ограничен настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Законодательство о ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей
Законодательство о ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, основывается на положениях Конституции Российской
Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального
закона "Об информации, информатизации и защите информации" и
состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Государственное регулирование в сфере формирования и
использования ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей
1. Основными направлениями государственного регулирования в
сфере формирования и использования ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей, является обеспечение условий, необходимых
для:
активного содействия в передаче детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
качественного и оперативного информационного обеспечения
потребностей граждан, желающих принять ребенка на воспитание в
семью;
создания и развития ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, на федеральном уровне и уровне субъектов Российской
Федерации, обеспечения их совместимости и взаимодействия в едином
информационном пространстве Российской Федерации;
соблюдения законности, государственного контроля за
формированием и использованием ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей;
привлечения инвестиций и создания механизма стимулирования
развития ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей;
развития нормативной правовой базы в сфере формирования и
использования ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей.
2. Реализация основных направлений государственного
регулирования в части, касающейся формирования и развития ГБД о
детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учетом
максимального использования уже имеющихся информационных ресурсов,
информационных технологий и программно - технических решений в
этой области.
Статья 4. Основные задачи государственных информационных
операторов ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей
Основными задачами государственных информационных операторов
ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей, являются:
формирование и ведение информационных ресурсов, а также
средств их программно - технического обеспечения;
соблюдение правового режима формирования и использования
информационных ресурсов;
обеспечение общедоступности и открытости информации при
соблюдении ограниченности доступа к конфиденциальной информации;
поиск и выдача информации по запросам пользователей;
защита информации и прав пользователей на ее получение;
организация контроля за целевым использованием информационных
ресурсов, информационных технологий и средств их обеспечения.
Статья 5. Обязательные требования к формированию и
использованию информационных ресурсов ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей
Обязательными требованиями к формированию и использованию
информационных ресурсов ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, являются:
1) формирование системы информационных ресурсов, в том числе
эталонных информационных баз данных, распределенных по категориям
доступа к ним пользователей в конфиденциальном и открытом режимах;
2) создание единой коммуникационной среды для информационных
баз данных, включая каналы конфиденциальной связи, а также каналы
общего назначения, необходимые для беспрепятственного обмена
документами в конфиденциальном и открытом режимах;
3) стандартизация документированной информации о детях,
оставшихся без попечения родителей, и ее программно - технического
обеспечения, а также тиражирование таблиц соответствия,
классификаторов и других средств обеспечения совместимости
указанной информации в едином информационном пространстве ГБД о
детях, оставшихся без попечения родителей;
4) создание организационных, технических и технологических
мер, обеспечивающих:
унифицированный подход к обработке информации, включающий в
себя ее ввод, предварительную обработку (формальный и логический
контроль) данных, лингвистическую обработку, хранение,
восстановление, дублирование и оперативное предоставление
информации пользователям;
многоуровневую защиту информации, предотвращающую ее утечку,
хищение, утрату, подделку и искажение;
информационную безопасность детей, подлежащих передаче на
воспитание в семьи граждан, а также информационную безопасность
граждан, имеющих правовые основания для принятия ребенка на
воспитание в семью.
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ГБД
О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 6. Информационные ресурсы ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей
1. Информационные ресурсы ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей, являются составной частью государственных
информационных ресурсов.
Государственная регистрация и учет информационных ресурсов ГБД
о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется
федеральным органом исполнительной власти в области
телекоммуникаций.
2. Информационные технологии и средства их обеспечения,
которые обрабатывают информационные ресурсы ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, подлежат обязательной
сертификации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 7. Правовой режим информационных ресурсов ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей
Правовой режим информационных ресурсов ГБД о детях, оставшихся
без попечения родителей, включает в себя:
степень открытости информационных ресурсов;
порядок документирования информации;
обязательное предоставление документированной информации для
формирования и использования информационных ресурсов;
обязательный обмен документированной информацией.
Статья 8. Степень открытости информационных ресурсов ГБД о
детях, оставшихся без попечения родителей
1. Информационные ресурсы ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей, являются открытыми и общедоступными, за
исключением сведений, отнесенных к категории конфиденциальной
информации.
2. К конфиденциальной информации ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей, относятся:
документированная информация о детях, которые при
установленных законом основаниях подлежат передаче на воспитание в
семьи граждан;
служебная информация, полученная в результате обмена
документами между органами опеки и попечительства,
государственными информационными операторами ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, с целью поиска и
предоставления пользователям сведений о детях, подлежащих передаче
на воспитание в семьи граждан.
2. Конфиденциальная информация, накапливаемая и обрабатываемая
органами опеки и попечительства, государственными информационными
операторами ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей, а
также получаемая пользователями из информационных ресурсов
указанных субъектов, не может быть использована ими для
тиражирования, создания производной информации с целью ее
коммерческого и некоммерческого распространения.
Статья 9. Документирование информации ГБД о детях, оставшихся
без попечения родителей
1. Документирование информации является обязательным условием
формирования информационных ресурсов ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей.
2. Документированная информация, передаваемая (получаемая)
органами опеки и попечительства, государственными информационными
операторами ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей,
должна быть подписана должностными лицами и скреплена печатью.
Документы, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью
автоматизированных и телекоммуникационных систем, могут
подтверждаться электронно - цифровой подписью. Порядок и условия
применения электронно - цифровой подписи устанавливается
законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Порядок документирования и сроки представления
информации о детях, оставшихся без попечения родителей
1. Документирование информации о детях, оставшихся без
попечения родителей, осуществляется на материальном носителе
"Анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей" (далее -
анкета ребенка) с целью создания соответствующих эталонных баз
данных о детях, оставшихся без попечения родителей, постановки
указанных категорий детей на учет и оказания содействия по их
устройству на воспитание в семьи граждан.
2. Анкета ребенка документируется должностными лицами органов
опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.
Органы опеки и попечительства обязаны направить
документированную анкету ребенка государственному информационному
оператору ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей, на
уровне субъекта Российской Федерации, если по истечении одного
месяца, предусмотренного Семейным кодексом Российской Федерации,
ребенка не удалось устроить на воспитание в семью по месту
жительства (нахождения) этого ребенка.
Государственный информационный оператор ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, на уровне субъекта Российской
Федерации по истечении одного месяца, предусмотренного Семейным
кодексом Российской Федерации, обязан направить документированную
анкету ребенка государственному информационному оператору ГБД о
детях, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне,
если за указанный период времени ребенка не удалось устроить на
воспитание в семьи граждан, проживающих на территории данного
субъекта Российской Федерации.
3. Органы опеки и попечительства по месту жительства
(нахождения) ребенка документируют в анкете ребенка:
информацию о ребенке;
информацию о родителях (родителе) ребенка;
информацию о родственниках ребенка;
информацию о мерах по устройству ребенка на воспитание в семьи
граждан по месту жительства (нахождения) ребенка.
4. Государственный информационный оператор ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, на уровне субъекта Российской
Федерации вносит в анкету ребенка информацию по содействию в
устройстве ребенка на воспитание в семьи граждан, проживающих на
территории субъекта Российской Федерации.
5. Государственный информационный оператор ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне вносит в
анкету ребенка информацию по содействию в устройстве ребенка на
воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на
территории Российской Федерации.
6. Основой для документирования анкеты ребенка являются
документы, реквизиты которых указаны в статье 11 настоящего
Федерального закона, позволяющие идентифицировать личность
ребенка, оставшегося без попечения родителей, и установить
правовые основания для передачи такого ребенка на воспитание в
семьи граждан.
Статья 11. Содержание анкеты ребенка
1. Анкета ребенка включает в себя следующие сведения:
1) Информацию о ребенке:
номер и дата постановки ребенка на учет органом опеки и
попечительства;
фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, место
жительства (нахождения) ребенка;
номер, серия, дата выдачи свидетельства о рождении ребенка;
социальный статус ребенка (оставшийся без попечения родителей,
сирота);
номер и дата документа, свидетельствующего, что ребенок был
найден (подкинут);
приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и др.);
характерологические особенности ребенка (общительный,
замкнутый и др.);
медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и
умственном развитии ребенка, его номер и дата.
2) Информацию о родителях (родителе) ребенка:
фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место
жительства (нахождения), гражданство, национальность (если
национальность указана в документе, удостоверяющем личность)
родителей (родителя) ребенка;
номер, серия, дата документа, удостоверяющего личность
родителя (родителей) ребенка;
номер, серия, дата выдачи свидетельства о смерти родителя
(родителей);
номер и дата документа, подтверждающего согласие родителей
(родителя) на передачу ребенка (детей) на усыновление
(удочерение), удостоверенного в установленном порядке;
номер и дата документа, подтверждающего отказ родителей
(родителя) взять своего ребенка (детей) из медицинского,
воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты и других
аналогичных учреждений, заверенного руководителями указанных
учреждений;
номер и дата решения суда о признании родителей (родителя)
недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно
отсутствующими или об объявлении умершими, о лишении родительских
прав или об ограничении родительских прав;
номер и дата приговора суда об осуждении родителей (родителя)
за совершение преступления к лишению свободы;
номер и дата документа органов дознания о нахождении родителей
(родителя) в местах содержания под стражей в качестве
подозреваемых или обвиняемых;
номер и дата документа органов опеки и попечительства об
отсутствии родительского попечения при уклонении родителей
(родителя) от воспитания детей (ребенка), от защиты их прав и
законных интересов.
3) Информацию о родственниках ребенка:
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства
(нахождения) несовершеннолетних братьев и сестер ребенка;
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства
(нахождения) других известных органам опеки и попечительства
родственников ребенка.
4) Информация о мерах, предпринятых органами опеки и
попечительства по устройству ребенка на воспитание в семьи граждан
по месту жительства (нахождения) ребенка:
фамилия, имя, отчество гражданина, лично ознакомившегося с
ребенком, подлежащим передаче на воспитание в семью;
дата личного знакомства гражданина с ребенком, подлежащим
передаче на воспитание в семью;
наименование, номер и дата документа, подтверждающего отказ
гражданина от принятия ребенка на воспитание в семью; причина
отказа.
5) Информацию о мерах, предпринятых государственными
информационными операторами ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, по содействию в устройстве ребенка в семьи граждан:
адрес государственного информационного оператора ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей;
дата и номер постановки ребенка на учет в ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей;
фамилия, имя, отчество гражданина Российской Федерации
(иностранного гражданина, лица без гражданства), желающего принять
ребенка на воспитание в семью;
дата и номер направления, выданного государственным
информационным оператором ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, гражданину в органы опеки и попечительства для личного
знакомства с ребенком по месту его жительства (нахождения);
наименование, дата и номер документа, подтверждающего согласие
(отказ) гражданина от принятия ребенка на воспитание в семью;
причины отказа;
наименование, дата и номер документа о снятии ребенка с учета;
причина снятия ребенка с учета.
2. Форма бланка анкеты ребенка утверждается Правительством
Российской Федерации.
Статья 12. Обязательное представление документированной
информации для формирования информационных ресурсов ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей
1. Органы опеки и попечительства, государственные
информационные операторы ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, обязаны обеспечить представление документированной
информации, необходимой для формирования информационных ресурсов
ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок и сроки обязательного представления документированной
конфиденциальной информации устанавливаются Семейным кодексом
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи,
предоставляющие в обязательном порядке документированную
информацию для формирования информационных ресурсов ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, не утрачивают своих прав на
эти документы и на использование информации, содержащейся в них.
Статья 13. Обязательный обмен документированной информацией о
детях, оставшихся без попечения родителей
1. Органы опеки и попечительства, государственные
информационные операторы ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, осуществляют между собой обязательный обмен
документированной информацией о детях, оставшихся без попечения
родителей.
2. Органы опеки и попечительства, государственные
информационные операторы ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, обязаны обеспечить организационные, технические и
технологические меры, необходимые для беспрепятственного обмена
документированной информацией о детях, оставшихся без попечения
родителей.
3. Обмен документированной конфиденциальной информацией
осуществляется путем электронной передачи копий соответствующих
документов по каналам конфиденциальной связи.
Обмен открытой информацией осуществляется по каналам
электронной связи, предназначенным для открытых систем, либо путем
передачи пакетов документов на бумажных носителях.
Каждый случай обязательного обмена конфиденциальной
документированной информацией фиксируется в реестре обмена
документированной информации.
Глава III. ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ГБД
О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 14. Право на информацию из ГБД о детях, оставшихся без
попечения родителей
1. Пользователи информацией - граждане Российской Федерации,
постоянно проживающие на территории Российской Федерации,
иностранные граждане, лица без гражданства, обладают равными
правами доступа к информационным ресурсам ГБД о детях, оставшихся
без попечения родителей, и не обязаны обосновывать перед
государственными информационными операторами ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, необходимость получения
запрашиваемой информации, за исключением информации, отнесенной к
категории с конфиденциальным доступом.
2. Пользователи имеют право запрашивать из ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, следующую информацию, без
обоснования необходимости ее получения:
общие сведения о детях, находящихся на учете (количество
детей, их пол, возраст, особые приметы);
общие сведения о деятельности государственных информационных
операторов ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей (место
нахождения, порядок и режим работы, ответственные должностные
лица, их рабочие телефоны и др.);
порядок документирования информации;
порядок доступа к информации;
документы справочной и консультативной поддержки граждан,
желающих принять ребенка на воспитание в семью;
нормативные правовые акты, регулирующие процесс устройства
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
граждан;
иные сведения, не отнесенные к конфиденциальной информации.
Статья 15. Порядок пользования информацией ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей
1. Обязательным условием получения информации из ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, является заявление (устное или
письменное) пользователя государственному информационному
оператору ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей, с
просьбой об ознакомлении его с необходимой информацией.
Заявление пользователя о получении конфиденциальной информации
представляется государственному информационному оператору ГБД о
детях, оставшихся без попечения родителей, только в письменной
форме.
2. Письменное заявление пользователя должно содержать:
фамилию, имя, отчество пользователя;
наименование запрашиваемой информации;
обоснование необходимости получения информации (если запрос
касается конфиденциальной информации);
почтовый адрес пользователя;
подпись пользователя;
число, месяц, год заполнения заявления.
3. Государственный информационный оператор ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, не позднее чем через пять дней
с момента получения заявления пользователя обязан рассмотреть это
заявление по существу и представить пользователю запрашиваемую
информацию либо дать мотивированный отказ в ее представлении.
4. Отказ в представлении информации пользователю должен
содержать основания, по которым запрашиваемая информация не может
быть представлена, дату принятия решения об отказе, а также
разъяснения о порядке его обжалования.
5. Ответ на заявление, по желанию пользователя, представляется
ему в письменной или устной форме, за исключением ответа на запрос
о конфиденциальной информации, которая представляется пользователю
только в письменной форме.
6. Устные или письменные заявления граждан (ответы на них)
регистрируются в порядке, установленном государственными и
информационными операторами ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей.
Статья 16. Порядок доступа к конфиденциальной информации о
детях, оставшихся без попечения родителей
1. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на
территории Российской Федерации, лично обращается в орган опеки и
попечительства, к государственному информационному оператору ГБД о
детях, оставшихся без попечения родителей, на уровне субъекта
Российской Федерации или на федеральном уровне с письменным
заявлением об ознакомлении его с конфиденциальной информацией о
детях, оставшихся без попечения родителей.
2. Иностранный гражданин, лицо без гражданства обращается
лично либо через уполномоченные иностранными государствами органы
(организации) по усыновлению, осуществляющие свою деятельность на
территории Российской Федерации в соответствии со статьей 126.1
Семейного кодекса Российской Федерации, к государственному
информационному оператору ГБД о детях, оставшихся без попечения
родителей, на уровне субъекта Российской Федерации или на
федеральном уровне с письменным заявлением об ознакомлении с
конфиденциальной информацией о детях, оставшихся без попечения
родителей и подлежащих усыновлению (удочерению).
3. К письменному заявлению гражданина прилагаются:
документ, удостоверяющий личность гражданина, желающего
принять ребенка на воспитание в семью;
документы, подтверждающие установленные законом основания для
гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным
родителем ребенка, оставшегося без попечения родителей.
4. Государственные информационные операторы ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей, обязаны рассмотреть заявления
гражданина и приложенные к нему документы в сроки, указанные в
пункте 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, и представить
гражданину запрашиваемую информацию о детях, оставшихся без
попечения родителей, либо дать мотивированный отказ в ее
предоставлении.
Основанием для отказа в представлении гражданину запрашиваемой
информации является:
несоблюдение порядка доступа к конфиденциальной информации о
детях, оставшихся без попечения родителей, установленного
настоящей статьей;
недостоверность и неполнота документов, указанных в пункте 3
настоящей статьи.
5. По требованию гражданина, получившего информацию о ребенке,
который может быть принят им на воспитание в семью,
государственный информационный оператор ГБД о детях, оставшихся
без попечения родителей, обязан представить этому гражданину
направление в орган опеки и попечительства по месту жительства
(нахождения) ребенка для личного знакомства с ребенком.
Статья 17. Защита прав пользователей на информацию
Отказ в доступе к информации, предоставление заведомо
недостоверной информации, сокрытие информации, нарушение
установленных сроков ответа на запрашиваемую информацию из ГБД о
детях, оставшихся без попечения родителей, могут быть обжалованы в
суд.
В судебном порядке рассматриваются также споры о
необоснованном отнесении информации к категории информации с
конфиденциальным доступом, иски о компенсации морального вреда в
случаях нарушения прав пользователей на получение информации.
Статья 18. Ответственность должностных лиц за нарушение прав
пользователей на получение информации
Должностные лица органов, осуществляющих функции
государственных информационных операторов ГБД о детях, оставшихся
без попечения родителей, а также должностные лица органов опеки и
попечительства, виновные в незаконном ограничении прав граждан на
получение информации, установленных настоящим Федеральным законом,
несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть
месяцев со дня его официального опубликования.
2. До вступления в силу настоящего Федерального закона учет
детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройство в семьи
граждан осуществляется в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Статья 20. О приведении нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со
дня принятия настоящего Федерального закона:
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом
изданные им нормативные правовые акты;
принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию
настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ
ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Проект Федерального закона "О государственном банке данных о
детях, оставшихся без попечения родителей" разработан на основании
пункта 3 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации, в
котором указано, что порядок формирования указанного банка данных
определяется федеральным законом.
Законопроект устанавливает порядок формирования и
использования Государственного банка данных о детях, оставшихся
без попечения родителей, с целью государственного учета детей,
оставшихся без попечения родителей, и содействия в передаче таких
детей на воспитание в семьи граждан.
В этой связи следует отметить, что государственный банк данных
о детях, оставшихся без попечения родителей, - это государственная
информационная система на федеральном уровне, а также на уровне
субъектов Российской Федерации, предназначенная для обеспечения
процессов сбора, обработки, накопления, хранения поиска и
предоставления пользователям информации о детях, подлежащих
передаче на воспитание в семьи граждан.
Концепция законопроекта построена на основе положений
Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской
Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального
закона "Об информации, информатизации и защите информации", а
также с учетом практики работы федерального и 83 региональных
банков данных, осуществляющих централизованный учет детей,
оставшихся без попечения родителей, на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 919.
Основные положения концепции направлены на создание
информационного обеспечения задач государства, связанных со
скорейшей передачей детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в семьи граждан.
Во-первых, это создание правовых основ для формирования
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей.
Законопроект устанавливает государственный статус указанного
банка данных, определяет основные принципы государственного
регулирования его деятельности, а также задачи уполномоченных
органов исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне
субъектов Российской Федерации, ответственных за формирование и
использование этих банков данных.
Во-вторых, определен правовой режим информационных ресурсов
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей.
Законопроект определяет категорию информации по уровню доступа
к ней пользователей (информация с открытым и ограниченным
доступом). Кроме того, проект Федерального закона устанавливает
порядок заполнения (документирования) информации о детях,
оставшихся без попечения родителей, а также обязательность ее
представления для формирования информационных ресурсов
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей. Принципиальное значение при этом приобретает
обязательный (беспрепятственный) обмен документированной
информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, между
органами опеки и попечительства, государственными банками данных о
детях, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне и
на уровне субъектов Российской Федерации. Обмен документированной
информацией позволяет в кратчайшие сроки получить сведения о
каждом ребенке, проживающем на территории Российской Федерации,
который подлежит передаче на воспитание в семьи граждан.
В-третьих, установлен механизм обеспечения прав граждан на
информацию о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью.
Законопроектом устанавливается право граждан на информацию из
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, а также гарантии реализации этого права. Определен
порядок доступа к открытой информации и к информации с
ограниченным доступом (место, куда должен обратиться гражданин,
желающий принять ребенка на воспитание в семью; форма запроса
гражданина об ознакомлении его с информацией о детях, оставшихся
без попечения родителей; документы, необходимые для получения
информации). Установлен порядок и сроки рассмотрения запроса
гражданина, а также основания для отказа в получении информации.
Определен порядок защиты прав граждан на информацию и
ответственность должностных лиц за отказ в доступе к информации,
сокрытие информации, предоставление заведомо недостоверной
информации, нарушение установленных сроков ответа на запрашиваемую
информацию.
В-четвертых, проектом Федерального закона установлено, что
формирование и использование государственного банка данных о
детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учетом
максимального использования уже имеющихся информационных ресурсов,
информационных технологий и программно - технического обеспечения,
созданных для централизованного учета детей и содействия в
устройстве этих детей в семьи граждан, в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа
1996 г. N 919.
Финансирование государственного банка данных о детях,
оставшихся без попечения родителей, как и в настоящее время, будет
осуществляться за счет средств, выделяемых по Федеральной
программе "Дети России" (подпрограмма "Дети - сироты").
Полагаем, что принятие законопроекта позволит реализовать
гражданам их право на принятие ребенка, оставшегося без попечения
родителей, на воспитание в семью, а детям, лишенным родительского
попечения, реализовать их право на приобретение новой семьи.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ
ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Расчет дополнительных затрат на дооснащение основными
средствами, а также стоимости текущих расходов, необходимых для
функционирования федерального банка данных о детях, оставшихся без
попечения родителей, покрываемых за счет средств федерального
бюджета (целевая федеральная программа "Дети - сироты").
1. Дооснащение основными средствами включает в себя затраты на
приобретение (единовременные затраты):
программно - аппаратного комплекса "Дионис"
(с учетом его установки, гарантийного
обслуживания, доработки программного
обеспечения федерального и региональных
банков данных) - 285000 руб. (10000 дол. x 28,5 руб.)
сканера - 7000 руб. (250 дол. x 28,5 руб.)
мебели - 30000 руб. (1500 дол. x 28,5 руб.)
Итого расходов
по дооснащению - 285037 руб.
Расчет затрат на дооснащение основными средствами проводился с
учетом положения Федерального закона "О поставке продукции для
федеральных государственных нужд" (N 60-ФЗ от 13.12.94),
предусматривающего приобретение оборудования отечественной сборки.
2. Стоимость эксплуатационных расходов включает в себя
(ежегодные затраты):
2.1. Дополнительные расходы на заработную плату персонала -
79488 руб.
----------------T-----T-----------T------------T-----------------¬
¦ Должность ¦Оклад¦Начисления ¦Сумма зара- ¦Сумма заработной ¦
¦ ¦ (в ¦на социаль-¦ботной платы¦ платы за год ¦
¦ ¦руб.)¦ные нужды ¦за месяц ¦ (в руб.) ¦
¦ ¦ ¦(в руб.) ¦(в руб.) ¦ ¦
+---------------+-----+-----------+------------+-----------------+
¦Администратор ¦ 2200¦ 836 ¦ 3036 ¦3036 x 12 = 36432¦
¦базы данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Специалист по ¦ 2600¦ 988 ¦ 3588 ¦3588 x 12 = 43056¦
¦связи с общест-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦венностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦ 79488 ¦
L---------------+-----+-----------+------------+------------------
2.2. Расходные материалы: - 57456 руб., в том числе:
картриджи принтера - 25650 руб. (2 x 5 мес. x 90 дол. x
x 28,5 руб.);
картриджи копира - 23490 руб. (1 x 12 мес. x 70 дол. x
x 28,5 руб.);
носители информации - 5130 руб. (5 x 12 мес. x 3 дол. x
x 28,5 руб.);
факс - бумага - 2736 руб. (2 x 12 мес. x 4 дол. x
x 28,5 руб.).
2.3. Канцелярские расходы - 16208 руб., в том числе:
бумага А-4 - 8208 руб. (6 x 12 мес. x 4 дол. x
x 28,5 руб.);
письменные - 5000 руб.;
принадлежности
прочие расходы - 3000 руб.
2.4. Всего - 153152 руб. (79488 руб. + 57456 руб. +
эксплуатационных расходов + 16208 руб.)
Таким образом, 2001 г. общие расходы на финансирование
федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, покрываемые за счет федерального бюджета, составят
438,2 тыс. рублей, в том числе: на дооснащение основными
средствами - 285,0 тыс. руб.; на эксплуатационные расходы - 153,2
тыс. руб. В последующие годы общие расходы на функционирование
федерального банка данных будут включать в себя указанную выше
величину эксплуатационных расходов, а также амортизационные
расходы, связанные с частичной модернизацией имеющегося
оборудования (10 - 15% общей стоимости имеющегося оборудования),
что составит около 190 тысяч рублей в год.
Для сведения:
1. В период с 1995 г. по 1997 г. за счет средств федерального
бюджета (целевая федеральная программа "Дети - сироты") целевым
назначением было выделено 186,8 млн. рублей (в масштабах цен
1995 г.) для реализации следующих задач по формированию
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей:
- оснащение федерального банка данных (два комплекта
компьютерной техники, факс - модем, факсимильный аппарат,
копировальный аппарат);
- оснащение 23 региональных банков данных (компьютер, принтер,
модем);
- разработка программного обеспечения.
Кроме того, за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации оснащены компьютерной техникой 62 региональных банка
данных.
Таким образом, на конец 1997 г. сформирован государственный
банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в
структуру которого входят федеральный и 85 региональных банков
данных. В стадии формирования находятся еще 4 региональных банка
данных.
2. В период с 1998 г. по 2000 г. из средств федерального
бюджета (целевая федеральная программа "Дети - сироты") целевым
назначением предусмотрено выделение 150 тыс. рублей, для доработки
программы федерального банка данных о детях, оставшихся без
попечения родителей в части, касающейся учета лиц, имеющих право
быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными
родителями.
|