ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2000 г. N ГКПИ 2000-150, 156, 162, 209
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
народных заседателей Бабушкина В.У.,
Петелина С.Е.,
при секретаре Суетовой Н.В.,
с участием прокурора Астафьева С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобам Журавлевой З.В., Золотовой И.В., Кириллова А.Ф. и
общественной организации "Протвинский городской Совет ветеранов
войны, труда и Вооруженных Сил" о признании незаконным Разъяснения
"О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О
порядке исчисления и увеличения государственных пенсий",
утвержденного Постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 года N 54,
установил:
Постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 29 декабря 1999 г. N 54 было утверждено
Разъяснение "О применении ограничений, установленных Федеральным
законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
(далее - Разъяснение), которое 31 декабря 1999 г. было
зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и
официально опубликовано.
Заявители Журавлева З.В., Золотова И.В., Кириллов А.Ф. и
общественная организация "Протвинский городской Совет ветеранов
войны, труда и Вооруженных Сил" обратились в Верховный Суд
Российской Федерации с жалобами об оспаривании указанного
Разъяснения, ссылаясь, что оно не соответствует действующему
законодательству, как по порядку его принятия, так и по
содержанию.
В судебном заседании Журавлева З.В., Золотова И.В., их
представители Хорошилов Б.В. и Горбунова Л.И., представители
общественной организации "Протвинский городской Совет ветеранов
войны, труда и Вооруженных Сил" Плетенев Б.В. и Костарев Н.Н.
поддержали доводы жалоб и просили признать Разъяснение незаконным
и не подлежащим применению со дня его принятия.
Кириллов А.Ф. направил в суд заявление, в котором просил
рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства труда и социального развития
Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации,
Министерства юстиции Российской Федерации Воронин Ю.В.,
Донцов С.Е. и Соловьева Л.В. жалобы заявителей не признали и
просили суд отказать в их удовлетворении.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их
представителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Астафьева С.Т., полагавшего в удовлетворении жалоб отказать, суд
считает, что жалобы заявителей не подлежат удовлетворению по
следующим основаниям.
Согласно пункту 9 Положения о Министерстве труда и социального
развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480,
Минтруд России вправе в соответствии с законодательством
Российской Федерации принимать постановления и давать разъяснения
по применению нормативных правовых актов в области социальной
защиты населения, включающей в себя и пенсионное обеспечение.
Следовательно, не может быть признан обоснованным довод
заявителей о том, что Минтруд России не имел права на принятие
оспариваемого Разъяснения.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы заявителей о
подписании Разъяснения должностным лицом, не имеющим на то
полномочий.
В соответствии с пунктом 9 Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в
редакции от 11 декабря 1997 г., нормативные правовые акты
подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа
исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Судом установлено, что Разъяснение подписано первым
заместителем Министра труда и социального развития Российской
Федерации Ю.З. Люблиным, который исполнял на тот период
обязанности Министра на основании Приказа по Минтруду от 28
декабря 1999 г. N 268.
Таким образом, Разъяснение подписано надлежащим должностным
лицом.
Не нашли подтверждения в судебном заседании и доводы
заявителей о несоответствии положений Разъяснения нормам
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке
исчисления и увеличения государственных пенсий".
Доводы заявителей в этой части по существу сводятся к
оспариванию абзацев 5, 6 и 7 Разъяснения, содержащих следующие
положения:
"Часть четвертая статьи 1 Закона, на которую сделана отсылка в
части второй статьи 4 Закона как на определяющую, какой именно
индивидуальный коэффициент пенсионера, из упоминаемых в Законе,
устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7,
предусматривает, что отношение среднемесячного заработка
пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается
в размере не свыше 1,2.
На основании этой отсылки, а также в связи с прямым указанием
в части второй статьи 4 Закона на то, что индивидуальный
коэффициент пенсионера, устанавливаемый с 1 февраля 1998 г. в
размере 0,7, определяется только федеральным законом и
ограничивает отношение среднемесячного заработка пенсионера к
среднемесячной заработной плате в стране, временное ограничение в
размере 0,7 применяется в совокупности с постоянно действующим
ограничением в размере не свыше 1,2 к результату, получаемому при
делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную
заработную плату в стране в виде обычного числа (целого или
дробного).
Оснований для распространения ограничения в размере 0,7 на
величину индивидуального коэффициента пенсионера, исчисляемого в
соответствии со статьей 1 Закона в процентах персонально для
каждого пенсионера расчетным путем исходя из продолжительности
трудового стажа и размера заработной платы, который применяется
для определения размера его пенсии в рублях, не имеется".
По мнению заявителей, приведенные положения Разъяснения
неправомерно относят ограничение в размере 0,7, являющееся
ограничением индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого
для назначения размера пенсии, на результат, получаемый при
делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную
заработную плату в стране, что приводит к занижению сумм
получаемых пенсий. Заявители полагают, что результат, получаемый
при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную
заработную плату в стране, установлен федеральным Законом с 1
февраля 1998 г. в размере 1,2, а не 0,7.
Однако с такими доводами заявителей согласиться нельзя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г.
N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных
пенсий" (далее - Закон) государственные пенсии, исчисленные по
нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в
Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране
подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального
коэффициента пенсионера.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем
умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости
от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного
заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия,
к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к
среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем
деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий
период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же
период.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера
отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной
заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2
независимо от основания назначения пенсии.
Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из
среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал
по индивидуальному коэффициенту пенсионера.
В соответствии со статьей 4 названного Закона он вступает в
силу с 1 февраля 1998 года.
При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный
частью четвертой статьи 1 данного Федерального закона,
ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к
среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в
размере 0,7.
Размер указанного коэффициента на последующий период и сроки
его действия устанавливаются федеральным законом, проект которого
рассматривается одновременно с проектом федерального закона о
бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной
финансовый год.
Анализ приведенных положений Закона определенно
свидетельствует о том, что правовое значение термина
"индивидуальный коэффициент пенсионера", приведенного в статье 1
Закона, не тождественно термину "индивидуальный коэффициент
пенсионера", использованному в статье 4 Закона.
Несмотря на схожесть терминологии, эти коэффициенты по своей
правовой природе существенно различаются.
Так, согласно статье 1 Закона, индивидуальный коэффициент
пенсионера, применяемый при назначении пенсий, характеризуется
следующими признаками:
- определяется персонально для каждого пенсионера в
зависимости от продолжительности его трудового стажа и величины
заработной платы;
- определяется путем умножения размера пенсии в процентах на
отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной
заработной плате в стране;
- выражается в процентах;
- непосредственно законом по размеру не ограничен;
- для определения размера пенсии применяется как процентное
отношение среднемесячной заработной платы в стране за
предшествующий квартал.
В соответствии со статьей 4 Закона имеется в виду
индивидуальный коэффициент пенсионера, который:
- представляет собой отношение среднемесячного заработка
пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;
- выражается обычным числом (не в процентах);
- является лишь одним из двух сомножителей, при умножении
которых определяется индивидуальный коэффициент пенсионера,
предусмотренный статьей 1 Закона;
- ограничивается предельным размером 1,2 независимо от
основания назначения пенсии;
- устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере, не
превышающем 0,7, и действует до принятия соответствующего
федерального закона, проект которого должен рассматриваться
одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.
Указанные различия не позволяют сделать вывод о том, что с
1 февраля 1998 года индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП),
применяемый при исчислении пенсий, установлен в размере 0,7.
Данный вывод суда подтверждается и Указом Президента
Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 680 "Об отношении
среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной
плате в стране, применяемом при определении индивидуального
коэффициента пенсионера". Согласно статье 1 названного Указа с
1 мая 2000 года при исчислении пенсий с применением
индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного
заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не
должно превышать 0,8. Из преамбулы Указа следует, что он издан в
целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым
пенсии исчислены с применением индивидуального коэффициента
пенсионера в соответствии с Федеральным законом "О порядке
исчисления и увеличения государственный пенсий", и действует до
вступления в силу соответствующего федерального закона.
Таким образом, с 1 мая 2000 года предельный размер
индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при
исчислении пенсий (при максимальном трудовом стаже), составит 60%
(ИКП = 75% х 0,8 = 60%).
С учетом вышеизложенного следует, что правовых оснований для
признания Разъяснения незаконным и не подлежащим применению со дня
его принятия не имеется.
Суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что
имеются многочисленные доказательства в подтверждение того, что с
1 февраля 1998 г. размер индивидуального коэффициента пенсионера,
применяемого при исчислении пенсий, установлен законом в размере
0,7.
В обоснование этого довода заявители ссылались, в частности,
на Постановление Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 3763-II ГД "О
реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий" и Постановление от 29 октября 1999 г.
N 4497-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации к Верховному Суду Российской
Федерации".
Между тем указанные Постановления не могут являться основанием
для удовлетворения жалоб заявителей, поскольку в Постановлении
Конституционного Суда от 17 ноября 1997 г. N 17-П, которое
является окончательным и не подлежит обжалованию, отмечено, что
официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона
должно приниматься, подписываться только в порядке, установленном
для принятия, подписания и обнародования федерального закона.
В силу статьи 7 Гражданского процессуального кодекса при
осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные
заседатели независимы и подчиняются только закону.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР,
Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Журавлевой З.В., Золотовой И.В., Кириллову А.Ф., общественной
организации "Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и
Вооруженных Сил" в удовлетворении жалоб о признании незаконным
Разъяснения "О применении ограничений, установленных Федеральным
законом "О порядке исчисления и увеличения государственных
пенсий", утвержденного Постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 года
N 54, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Народные заседатели
В.У.БАБУШКИН
С.Е.ПЕТЕЛИН
|