Утверждаю
Заместитель Министра юстиции
Российской Федерации,
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.И.КАЛИНИН
20 апреля 2000 года
КОНЦЕПЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1. Общие положения
За время функционирования исправительно - трудовой (уголовно -
исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен
значительный положительный опыт организации воспитательной работы
с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном
обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития
социально - экономических, политических, государственно -
правовых, нравственно - этических основ общества и государства,
состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание
следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм
и методов воспитательной работы с осужденными в условиях
реформирования уголовно - исполнительной системы <*>, внедрения
положительного отечественного и зарубежного опыта, научных
рекомендаций, возможностей кадрового и материально - ресурсного
обеспечения УИС.
--------------------------------
<*> Далее - УИС.
Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с
осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в
Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет
возможность участия в ее делах широкому кругу представителей
общественности, а приобщение к международным правовым нормам и
стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению
требований по защите гражданских прав, законных интересов и
безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в
содержание воспитательной работы с ними.
Все это обусловило необходимость подготовки Концепции
воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС
<*>, которая представляет собой систему взглядов, принципов и
приоритетов, определяющих пути и способы организации
воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.
--------------------------------
<*> Далее - Концепция.
Воспитательная работа с осужденными - это система
педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их
личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому
развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после
освобождения.
Воспитательная работа рассматривается как предмет
профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием
родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций,
а также самодеятельных формирований осужденных.
Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится
на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека
и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления
при исполнении наказания; сочетания централизации и развития
самодеятельных начал; системности и преемственности
исправительного воздействия; включения осужденных в активную
общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества
личности; сохранения, упрочения и восстановления социально
полезных связей осужденных, широкого участия общественности в
делах УИС.
2. Цель и задачи подготовки Концепции
Целью Концепции является дальнейшее совершенствование
воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их
исправления и социальной адаптации после освобождения,
предупреждение новых преступлений.
Задачами Концепции являются:
- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех
аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы;
- воспитание у сотрудников УИС уважительного и
доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов
справедливости, гуманизма и партнерства;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с
учетом степени общественной опасности и социально - педагогической
запущенности осужденных;
- педагогизация и психологизация воспитательного процесса,
направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности,
предметное использование заключений и рекомендаций психологов и
педагогов в работе с осужденными;
- создание осужденным условий и возможностей для
самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию
собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию
стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и
саморегуляции своего поведения;
- сохранение, укрепление и поддержание социально полезных
связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов;
- усиление воспитательной направленности труда,
общеобразовательного и профессионального обучения, ориентация
воспитательной работы на формирование и развитие стремлений к
занятию общественно полезной деятельностью, повышению собственного
образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта;
- развитие форм самоуправления в деятельности учреждений УИС
посредством широкого участия осужденных в самодеятельных
организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга,
проведении культурных и спортивно - оздоровительных мероприятий,
создании кружков и клубов по интересам;
- направление потенциала всех сотрудников учреждений УИС на
осуществление непрерывного психолого - педагогического воздействия
на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, учебной,
общественной, досуговой, творческой.
3. Основные направления совершенствования
воспитательной работы
3.1. Совершенствование законодательной и ведомственной
нормативной базы, регулирующей организацию и проведение
воспитательной работы с осужденными:
- разработка и внесение предложений о законодательном
закреплении понятия "воспитательная работа", а также принципов ее
организации и проведения в учреждениях УИС;
- совершенствование нормативно - методической базы,
определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и
функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их
последующей социальной адаптации;
- изучение целесообразности разработки и нормативного
закрепления критериев, определяющих "степень исправления"
осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового
статуса.
3.2. Гуманизация условий отбывания наказания:
- обеспечение социально - правовой и социально -
психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и
поддержки;
- создание необходимых материальных и социально - бытовых
условий для сохранения и поддержания физического и психического
здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на
эффективность проведения с ними воспитательной работы;
- расширение возможностей влияния на осужденных семьи и
близких родственников посредством создания при исправительных
учреждениях общественных комитетов и иных формирований
родственников осужденных;
- обеспечение реальных условий для общения осужденных с
представителями средств массовой информации, обсуждение проблем
исправительных учреждений в местной печати, программах радио и
телевидения;
- создание условий осужденным для удовлетворения религиозных
потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения
положительных национальных традиций, обычаев и обрядов;
- обеспечение педагогически целесообразных условий для
стимулирования позитивной самореализации и самоутверждения
осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных
услуг, предусмотренных законом.
3.3. Психолого - педагогическое обеспечение воспитательной
работы:
- развитие психологической службы УИС, совершенствование ее
организационно - штатной структуры, повышение статуса и
профессионального роста психологов, подбор квалифицированных
кадров;
- создание региональных базовых психологических лабораторий с
функциями методического и информационного обеспечения деятельности
функциональных служб территориальных органов УИС, организация
надлежащего взаимодействия между психологами следственных
изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и
тюрем;
- разработка и внедрение психологических методов для
прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях
УИС, методик изучения личности для оказания дифференцированного
воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;
- оказание психологической помощи осужденным в снятии
стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности
над собой;
- разработка типовых методик для подготовки осужденных к
освобождению, их последующей ресоциализации и социальной
реабилитации.
3.4. Осуществление комплексного подхода к организации и
проведению воспитательной работы:
- обеспечение комплексного подхода к планированию
воспитательной работы;
- организация в учреждениях УИС нравственного, трудового,
правового, физического воспитания осужденных;
- использование различных форм проведения воспитательных
мероприятий (массовых, групповых, индивидуальных) и
соответствующих методов воспитания (убеждения, принуждения,
стимулирования, состязательности, личного примера и т.д.);
- реализация целенаправленного психолого - педагогического
воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных
мероприятий;
- организация полезной деятельности осужденных в различных
сферах (труд, учеба, досуг, работа в самодеятельных организациях);
- формирование нравственно - правовых отношений в среде
осужденных, способствующих развитию позитивного воздействия друг
на друга;
- формирование уважительных взаимоотношений между осужденными
и сотрудниками УИС в направлении отношений партнерства;
- организация самовоспитания осужденных, развитие
самодеятельных начал управления;
- поддержание связей с семьями осужденных, привлечение к
воспитательной работе родственников осужденных, способных оказать
на них позитивное воздействие;
- оказание содействия в восстановлении социально полезных
связей осужденных;
- привлечение к воспитательной работе сотрудников всех частей
и служб учреждений УИС, представителей общественности;
- использование в воспитательной работе с осужденными
положительного влияния режимных требований;
- сбор, систематизация и распространение положительного опыта
воспитательной работы.
3.5. Совершенствование управления отрядной системой в
исправительных учреждениях:
- дальнейшее развитие организационно - управленческих структур
отрядной системы, повышение роли отрядного звена в организации и
проведении воспитательной работы с осужденными, обеспечении их
полезной занятости, подготовке к освобождению;
- педагогизация и психологизация процесса исполнения наказания
в условиях отрядного звена, усиление внимания социальной работе с
осужденными;
- развитие самодеятельных начал во внутриотрядной жизни,
внедрение коллективных форм самоуправления (в зависимости от
условий конкретного учреждения и оперативной обстановки в нем);
- укрепление материальной базы отрядов и обеспечение
необходимыми для проведения воспитательной работы методическими и
информационными материалами, наглядными пособиями, оборудованием,
техникой, спортинвентарем.
3.6. Укрепление взаимодействия учреждений УИС с
общественностью:
- привлечение к воспитательной работе общественных организаций
(попечительских советов, общественных объединений и комитетов,
различных религиозных конфессий и т.д.);
- привлечение средств массовой информации к информационному
обеспечению воспитательного процесса;
- содействие общественных организаций, государственных
учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и
трудовом устройстве осужденных, оказании им социальной,
гуманитарной и иной помощи;
- развитие спонсорской деятельности, благотворительности,
попечительства;
- налаживание отношений центрального и территориальных органов
УИС с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления в решении широкого
круга вопросов, в том числе совершенствовании воспитательной
работы с осужденными.
3.7. Дифференциация воспитательной работы с учетом
особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений
УИС, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по
оказанию воздействия на:
- осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в
воспитательных колониях;
- осужденных женского пола;
- осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях
различных видов режима;
- осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах;
- осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных
учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией,
ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения, и т.д.);
- осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных
изоляторах;
- осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
4. Использование в воспитательной работе
возможностей общеобразовательного и профессионального
обучения осужденных
Комплексный подход к организации воспитательной работы
предусматривает широкое использование возможностей
общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки,
отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных
(ст. 9 УИК РФ).
Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка
являются приоритетными факторами исправления, способствующими
позитивной самореализации личности, правильному восприятию
действительности, последующей ресоциализации и социальной
реабилитации осужденного.
Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с
системой образования в стране, что способствует возможности
получения осужденными дальнейшего образования после освобождения.
В процессе обучения используются комплексные занятия, тренинги,
компьютерные информационные технологии, другие современные
средства и формы обучения.
Профессиональная подготовка организуется по полезным
специальностям с учетом потребностей рыночной экономики с тем,
чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как
во время отбывания наказания, так и после освобождения.
Представляется также целесообразным:
- обеспечение осужденным возможности получения среднего и
высшего профессионального образования посредством дистанционного
обучения, консультативной помощи специалистов, повышения
квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения,
духовного воспитания;
- организация системы профинформации и профориентации в
учреждениях УИС для предварительного решения вопросов
трудоустройства после освобождения.
5. Кадровое и материально - ресурсное обеспечение
воспитательной работы в учреждениях УИС
Для реализации изложенных в Концепции требований необходимо:
- создание системы непрерывной профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров на базе
ведомственных и региональных образовательных учреждений;
- обеспечение специализированной пенитенциарной
(послевузовской) подготовки сотрудников учреждений УИС, занимающих
должности воспитателей, психологов, начальников отрядов,
социальных работников, и их трудоустройства строго с учетом
специальности;
- организация в учреждениях УИС обучения сотрудников по
психолого - педагогической проблематике;
- стимулирование профессионального роста сотрудников,
осуществляющих воспитательную работу, путем введения категорий
(квалификаций или классности), дифференциации оплаты труда.
Материально - ресурсное обеспечение воспитательной работы
должно быть достаточным для реализации мер, предусмотренных
настоящей Концепцией.
6. Основные этапы реализации Концепции
Период реализации Концепции (2000 - 2005 годы) состоит из трех
основных этапов:
I этап (2000 - 2001 годы) - подготовительный;
II этап (2002 - 2003 годы) - основной;
III этап (2004 - 2005 годы) - заключительный.
На первом этапе разрабатывается и утверждается Концепция,
готовятся методические рекомендации по реализации основных
направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными
и учебное пособие для работников УИС (2000 год), а также типовые
программы воспитательной работы с различными категориями
осужденных (2001 год). В подготовке указанных документов участвуют
сотрудники соответствующих управлений и отделов ГУИН, НИИ УИС,
учебных заведений Минюста России.
На втором этапе осуществляется реализация в деятельности
учреждений УИС типовых программ воспитательной работы,
апробируются механизмы совершенствования управления отрядной
системой в исправительных учреждениях, отрабатываются различные
формы и методы исправительного воздействия на осужденных, вводятся
в штаты учреждений УИС специалисты новой квалификации - социальные
работники, подготавливаются основы для проведения воспитательной
работы в условиях исполнения предусмотренных законом видов
наказания (арест, ограничение свободы).
На третьем этапе закрепляются положительные результаты
проверки основных положений Концепции, разрабатывается
законодательная и ведомственная нормативная база, вносятся
дополнения и изменения в действующее законодательство, готовятся
выводы и заключения по итогам реализации Концепции, вырабатываются
предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы
с осужденными в учреждениях УИС.
Управление
по воспитательной работе
с осужденными ГУИН
Минюста России, Научно -
исследовательский институт
УИС Минюста России,
Рязанский институт права
и экономики Минюста России
|