КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2000 г. N 47-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КУНАРЕВА
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ДРУГИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М.
Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, Т.Г.
Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.И.
Тиунова, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
гражданина А.А. Кунарева требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданин А.А. Кунарев оспаривает конституционность
содержащегося в Федеральных законах "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и
"О выборах Президента Российской Федерации" и других избирательных
законах положения, согласно которому выборы признаются не
состоявшимися в случае, если число голосов избирателей, поданных
за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к
другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов
избирателей, поданных против всех кандидатов. Заявитель полагает,
что это положение нарушает конституционный принцип равноправия.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" уведомлял А.А. Кунарева о несоответствии его
жалобы требованиям названного Закона. Однако в очередной жалобе
заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской
Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Согласно статье 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации и пункту 3 части первой статьи 3 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на
нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет
конституционность закона, примененного или подлежащего применению
в конкретном деле.
Гражданин А.А. Кунарев, как следует из жалобы, обращается в
Конституционный Суд Российской Федерации вне связи с нарушением
конституционных прав и свобод каким-либо законом, примененным или
подлежащим применению в его деле, рассмотрение которого завершено
или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Между тем
статья 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, статьи 96 и
97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", определяя процессуальные условия судебной
защиты конституционных прав и свобод граждан посредством
конституционного судопроизводства, не наделяют граждан правом на
обращение в Конституционный Суд Российской Федерации вне связи с
конкретным делом. Поэтому жалоба А.А. Кунарева не может быть
признана допустимой в силу статьи 97 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
3. Оспариваемое А.А. Кунаревым положение избирательного
законодательства уже было предметом рассмотрения Конституционного
Суда Российской Федерации. В Постановлении от 10 июня 1998 года по
делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4,
подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и
пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" Конституционный Суд
Российской Федерации изложил правовую позицию, согласно которой,
по смыслу пункта 6 статьи 51 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", воля избирателей может быть
выражена голосованием не только за или против отдельных
кандидатов, но и в форме голосования против всех внесенных в
избирательный бюллетень кандидатов. Такое волеизъявление означает
в условиях свободных выборов не безразличное, а негативное
отношение избирателей ко всем кандидатам, зарегистрированным и
внесенным в избирательный бюллетень по данному избирательному
округу. Его конституционно-правовой смысл заключается в том, что
этим кандидатам отказывается в праве представлять народ в выборных
органах публичной власти.
Выборы как способ выявления воли народа и формирования
соответствующих легитимных органов государственной власти и
местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную
власть, основаны на приоритете воли большинства избирателей,
принявших участие в голосовании. Факт негативного отношения
большинства избирателей ко всем кандидатам, подтвержденный
голосованием "против всех кандидатов" большим числом избирателей,
чем проголосовало за набравшего большинство голосов кандидата,
означает, что и данный кандидат не получил поддержки избирателей,
необходимой и достаточной для обеспечения подлинного
представительства народа, которое согласно статье 3 (части 2 и 3)
Конституции Российской Федерации должно быть результатом свободных
выборов. Поэтому признание выборов в таких обстоятельствах не
состоявшимися в наибольшей степени отвечает принципу
народовластия. Оспариваемое положение не противоречит и принципу
прямого избирательного права, смысл которого состоит не в том, что
избиратель голосует за или против каждого конкретного кандидата
(списка кандидатов), а в том, что он, как это вытекает из смысла
Конституции Российской Федерации (статья 3, часть 2; статья 32,
часть 1; статья 81, часть 1; статья 130, часть 2), осуществляет
свое волеизъявление непосредственно.
Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской
Федерации сохраняет свою силу.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Кунарева Александра Александровича как не отвечающей критерию
допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", а также поскольку по предмету обращения
Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено
Постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ
|