ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2000 г. N 347
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2001 N 576,
от 20.08.2004 N 424)
Правительство Российской Федерации считает участие в
законодательном процессе одним из приоритетных направлений
деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти.
В результате целенаправленной работы Правительства Российской
Федерации законопроектная деятельность Правительства Российской
Федерации стала более ориентирована на решение социально-
экономических проблем, улучшилось планирование разработки
законопроектов, взаимодействие Правительства Российской Федерации
с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в
законодательном процессе, активизировалась деятельность
федеральных органов исполнительной власти в палатах Федерального
Собрания Российской Федерации по отстаиванию позиций Правительства
Российской Федерации на всех стадиях рассмотрения законопроектов
(законов), достигнуты определенные успехи в продвижении и принятии
первоочередных законодательных инициатив Правительства Российской
Федерации.
Вместе с тем законопроектная деятельность недостаточно
систематична. Представляемые в Правительство Российской Федерации
федеральными органами исполнительной власти законопроекты зачастую
плохо подготовлены, не основываются на тщательной инвентаризации
действующих нормативных правовых актов, а также должным образом не
согласованы. Отмечаются случаи лоббирования узковедомственных
интересов, требует дальнейшего совершенствования порядок
планирования законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации.
В целях совершенствования организации законопроектной
деятельности Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что:
планы законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации формируются в соответствии с программами социально-
экономического развития страны, а также на основе концепции
развития законодательства Российской Федерации;
проекты планов законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации разрабатываются Министерством юстиции
Российской Федерации с привлечением Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
на основе предложений федеральных органов исполнительной власти,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации или Правительство Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)
проекты планов законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации с приложением концепций и проектов
технических заданий на разработку проектов федеральных законов
после предварительной экспертной оценки вносятся в установленном
порядке Министерством юстиции Российской Федерации в Правительство
Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)
Принятые планы законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации направляются Президенту Российской Федерации
и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают
проработку, научное обоснование и своевременное представление в
Министерство юстиции Российской Федерации предложений о разработке
проектов федеральных законов.
Предложение о разработке проекта федерального закона,
представляемое в Министерство юстиции Российской Федерации для
включения в проект плана законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации, должно содержать рабочее
наименование проекта федерального закона и его концепцию,
наименование федерального органа исполнительной власти - головного
исполнителя и перечень соисполнителей, ориентировочные сроки
рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве
Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации, а также проект
технического задания на разработку проекта федерального закона.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2001 N 576)
Проекты планов законопроектной деятельности, а также планы
мероприятий по введению в действие актов законодательства,
предусматривающих разработку законопроектов, подлежат
обязательному рассмотрению Комиссией Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
3. Министерство юстиции Российской Федерации:
а) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
б) координирует работу федеральных органов исполнительной
власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации и при
необходимости дает правовые заключения о целесообразности
разработки законопроектов;
в) разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации
предложения об изменении и дополнении планов законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации;
г) принимает в обязательном порядке участие в разработке
системообразующих законопроектов;
д) привлекает в установленном порядке к разработке планов
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации
представителей федеральных органов исполнительной власти, научных
учреждений, экспертов и специалистов;
е) запрашивает информацию по вопросам законопроектной работы
федеральных органов исполнительной власти;
ж) докладывает Правительству Российской Федерации о ходе
выполнения законопроектных работ федеральными органами
исполнительной власти;
з) осуществляет методическое обеспечение подготовки
федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных
законов;
и) обобщает практику подготовки федеральными органами
исполнительной власти проектов федеральных законов.
4. Министерство юстиции Российской Федерации взаимодействует по
вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации с Комиссией Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности и иными координационными и
консультативными органами при Президенте Российской Федерации и
при Правительстве Российской Федерации.
5. Установить, что участие Министерства юстиции Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти в
законопроектной деятельности палат Федерального Собрания
Российской Федерации осуществляется в соответствии с решениями
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности и по согласованию с полномочными представителями
Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания
Российской Федерации.
Подготовленные федеральными органами исполнительной власти
проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства
Российской Федерации вносятся в Правительство Российской Федерации
исключительно руководителями федеральных органов исполнительной
власти либо лицами, исполняющими их обязанности, с приложением
всех материалов, поступивших от субъектов права законодательной
инициативы или Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)
Неурегулированные разногласия по проектам заключений, поправок
и официальных отзывов Правительства Российской Федерации
рассматриваются на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности с участием
руководителей, имеющих разногласия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)
6. Федеральный орган исполнительной власти - головной
исполнитель по законопроекту:
а) организует разработку законопроекта и перечня актов
федерального законодательства, подлежащих в связи с данным
законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию, в том числе актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для
обеспечения действия норм законопроекта, координирует работу
федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей,
привлекает к работе представителей заинтересованных организаций, в
необходимых случаях - представителей органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, и направляет согласованный
законопроект и перечень правовых актов, необходимых для
обеспечения действия норм законопроекта, в Правительство
Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)
б) образует, как правило, рабочие группы с привлечением
представителей общественных, научно-исследовательских и других
организаций, в необходимых случаях - представителей органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для
разработки законопроекта и подготовки прилагаемых к нему
материалов;
в) регулярно докладывает Правительству Российской Федерации о
ходе подготовки законопроекта и вносит предложения по вопросам,
требующим решения Правительства Российской Федерации;
г) не позднее первого числа первого месяца каждого квартала
направляет в Министерство юстиции Российской Федерации информацию
о выполнении им планов законопроектных работ.
7. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут
персональную ответственность за качество и соблюдение сроков
подготовки проектов законодательных актов, предусмотренных планами
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
8. Представление федеральными органами исполнительной власти
законопроектов в палаты Федерального Собрания Российской Федерации
и иным субъектам права законодательной инициативы, а также
передача иных материалов по вопросам, связанным с законопроектной
деятельностью, не допускаются.
Копии материалов, представляемых федеральными органами
исполнительной власти по парламентским запросам, а также запросам
и обращениям комиссий, комитетов, депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, комиссий, комитетов,
членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, направляются полномочным представителям Правительства
Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской
Федерации.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)
9. Законопроект и перечень актов федерального законодательства,
подлежащих в связи с этим законопроектом признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению или принятию, в том числе актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, согласованные с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, а также протоколы согласительных совещаний
(при наличии разногласий) и замечания направляются до внесения в
Правительство Российской Федерации на заключение в Министерство
юстиции Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации с участием при
необходимости Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации дает оценку
законопроекту и перечню правовых актов, необходимых для
обеспечения действия норм законопроекта, в целях установления
соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия
внутренних противоречий и пробелов, а также соблюдения правил
юридической техники.
Заключения на законопроекты до их внесения в Правительство
Российской Федерации подписываются Министром юстиции Российской
Федерации или его заместителями и направляются в соответствующий
федеральный орган исполнительной власти, как правило, в 5-дневный
срок с даты поступления законопроектов. В зависимости от объема и
сложности законопроекта по договоренности между Министерством
юстиции Российской Федерации и соответствующим федеральным органом
исполнительной власти может быть установлен иной срок подготовки
заключения, который не может превышать 30 дней.
(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)
10. Правовое заключение Министерства юстиции Российской
Федерации должно содержать следующие сведения:
а) предмет регулирования и его соответствие сфере федерального
ведения или совместного ведения, установленной Конституцией
Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);
б) включение законопроекта в планы законопроектной деятельности
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации;
в) состояние нормативного регулирования в данной сфере,
необходимость и достаточность указанного законопроекта и перечня
правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм
законопроекта, для урегулирования затрагиваемых общественных
отношений с учетом компетенции Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2004 N 424)
г) оценка формы законопроекта (новый акт, внесение изменений и
дополнений в действующие акты и т.д.) и соответствия его текста
правилам юридической техники;
д) соответствие содержания законопроекта нормам Конституции
Российской Федерации, общепринятым нормам и принципам
международного права, международным договорам Российской
Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным
законам, а также юридической практике;
е) иные юридические особенности законопроекта;
ж) соответствие представленного проекта федерального закона
техническому заданию на его разработку.
(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2001 N
576)
11. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и
утвердить методические правила по организации законопроектной
работы федеральных органов исполнительной власти, а также
представить в Правительство Российской Федерации предложения об
унификации терминологии и правил подготовки документов, связанных
с разработкой законопроектов федеральными органами государственной
власти.
12. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству
юстиции Российской Федерации совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти представить
предложения по дополнительному финансированию организации
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
13. Признать утратившим силу Постановление Правительства
Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 733 "Об утверждении
временного Положения о законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1994, N 9, ст. 1019).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
|