МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 апреля 2000 г. N 42н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - РЕВИЗИОННЫМИ ОРГАНАМИ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях надлежащего обеспечения поставленных перед контрольно
- ревизионным аппаратом Министерства финансов Российской Федерации
задач и единообразия организации проводимых ревизий и проверок
приказываю:
Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ревизии
и проверки контрольно - ревизионными органами Министерства
финансов Российской Федерации.
Министр финансов
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Данный документ в государственной регистрации не нуждается
(Письмо Минюста России от 6 мая 2000 г. N 3452-ЭР).
Приложение
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 14.04.2000 N 42н
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ
КОНТРОЛЬНО - РЕВИЗИОННЫМИ ОРГАНАМИ МИНИСТЕРСТВА
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. На Министерство финансов Российской Федерации в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве
финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1288) возложена задача по
осуществлению в пределах своей компетенции (предварительного,
текущего и последующего) государственного финансового контроля.
Последующий государственный финансовый контроль осуществляется
Министерством финансов Российской Федерации путем проведения
ревизии и проверки в порядке, предусмотренном настоящей
Инструкцией.
Указанный вид государственного финансового контроля проводится
Департаментом государственного финансового контроля и аудита
Министерства финансов Российской Федерации и контрольно -
ревизионными управлениями Министерства финансов Российской
Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - контрольно -
ревизионный орган) в соответствии с Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 276 "О Департаменте
государственного финансового контроля и аудита Министерства
финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1204) и от 6 августа 1998 г.
N 888 "О территориальных контрольно - ревизионных органах
Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст. 4007).
2. При организации и проведении ревизии или проверки,
оформлении и реализации их результатов работники контрольно -
ревизионных органов обязаны руководствоваться Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными
нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской
Федерации, других министерств и иных органов исполнительной власти
Российской Федерации, правовыми актами субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и настоящей
Инструкцией.
3. Права, обязанности и полномочия контрольно - ревизионного
органа определяются нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
II. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки
4. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных
действий по документальной и фактической проверке законности и
обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и
финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их
отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности
действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных
лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской
Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их
осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или
исследование состояния дел на определенном участке деятельности
проверяемой организации.
5. Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при
осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их
обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами,
использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с
утвержденными нормами, нормативами и сметами.
6. Основной задачей ревизии является проверка финансово -
хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных
ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных
внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения
бухгалтерского учета и составление отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными
бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей
деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.
III. Организация и проведение ревизии
7. Ревизия поступления и расходования средств федерального
бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества
(в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной
собственности, в федеральных органах исполнительной власти,
органах государственной власти субъектов Российской Федерации,
органах местного самоуправления и организациях любых форм
собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом
порядке.
Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным
постановлениям, требованиям правоохранительных органов
осуществляется в установленном порядке в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных
средств органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления и доходов от
имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по
обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением
расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом
государственной власти субъекта Российской Федерации или органом
местного самоуправления.
8. На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам
выдается специальное удостоверение, которое подписывается
руководителем контрольно - ревизионного органа, назначившего
ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее - руководителем
контрольно - ревизионного органа), и заверяется печатью указанного
органа.
Работники контрольно - ревизионного органа должны также иметь
постоянные служебные удостоверения установленного образца.
Работникам контрольно - ревизионного органа, постоянно
проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности вне места
нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная
удаленность, неблагоприятные погодные условия и др.) по
согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести в
соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции ревизию, допускается
ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим
оформлением в установленном порядке.
9. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее
руководитель (контролер - ревизор) определяются руководителем
контрольно - ревизионного органа с учетом объема предстоящих
работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей
ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45
календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии
осуществляется руководителем контрольно - ревизионного органа по
мотивированному представлению руководителя ревизионной группы
(контролера - ревизора).
10. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или
перечнем основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).
Программа ревизии включает ее тему, период, который должна
охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов,
подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно -
ревизионного органа.
11. Составлению программы ревизии и ее проведению должен
предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники
ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие
нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные,
другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово -
хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее
участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы
и участки работы между его исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения
необходимых документов, отчетных и статистических данных, других
материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть
изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 10 настоящей
Инструкции.
12. Руководитель ревизионной группы (контролер - ревизор)
должен предъявить руководителю ревизуемой организации
удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с
основными задачами, представить участвующих в ревизии работников,
решить организационно - технические вопросы проведения ревизии и
составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (контролера -
ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества
руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации обязан организовать
проведение инвентаризации денежных средств и материальных
ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации
устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером -
ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
13. Ревизия финансово - хозяйственной деятельности организации
проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных,
бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях
установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным
первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи
указанных в них денежных средств и материальных ценностей,
фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и
расходования средств федерального бюджета, использования
внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в
федеральной собственности, - сличения имеющихся в ревизуемой
организации записей, документов и данных с соответствующими
записями, документами и данными, находящимися в тех организациях,
от которых получены или которыми выданы денежные средства,
материальные ценности и документы. Контрольно - ревизионный орган
при необходимости проведения встречных проверок в организациях,
расположенных на территории других субъектов Российской Федерации,
обращается по этому вопросу в контрольно - ревизионные управления
Министерства финансов Российской Федерации в соответствующих
субъектах Российской Федерации, которые обязаны обеспечить в
кратчайшие сроки проведение встречных проверок и направление
материалов проверок контрольно - ревизионному органу, по просьбе
которого произведены проверки. При этом в обращениях должны быть
указаны полные наименования организаций и идентификационные номера
налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные
проверки, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях
банка организаций, а также перечень вопросов, подлежащих проверке;
организации процедур фактического контроля за наличием и
движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью
формирования затрат, полнотой оприходования продукции,
достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том
числе с привлечением в установленном порядке специалистов других
организаций, обеспечением сохранности денежных средств и
материальных ценностей путем организации проведения
инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и
материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов
и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов
работ, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в
бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения
установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в
регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов,
сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского
учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности бюджетных средств,
средств государственных внебюджетных фондов и других
государственных средств, доходов от имущества, находящегося в
государственной собственности;
проверки в необходимых случаях организации и состояния
внутреннего (ведомственного) контроля.
14. Участники ревизионной группы (контролер - ревизор) исходя
из программы ревизии определяют необходимость и возможность
применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов
получения информации, аналитических процедур, объема выборки
данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную
возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
15. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать
надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы
(контролером - ревизором) ревизии - предоставить необходимое
помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности,
обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации
предоставить необходимые документы либо возникновения иных
препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель
ревизионной группы (контролер - ревизор), а в необходимых случаях
руководитель контрольно - ревизионного органа сообщает об этих
фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
16. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в
ревизуемой организации руководителем ревизионной группы
(контролером - ревизором) составляется об этом соответствующий акт
в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящей Инструкции, и
докладывается руководителю контрольно - ревизионного органа.
Руководитель контрольно - ревизионного органа направляет
руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую
организацию либо органу, осуществляющему общее руководство
деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о
восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой
организации бухгалтерского учета.
IV. Оформление и реализация результатов ревизии
17. Результаты ревизии оформляются актом, который
подписывается руководителем ревизионной группы (контролером -
ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы,
руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой
организации.
Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного
руководителем ревизионной группы (контролером - ревизором),
вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им
уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты
получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера
(бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с
руководителем ревизионной группы (контролером - ревизором) может
быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для
ознакомления с актом ревизии и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его
должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку
перед своей подписью и одновременно представляют руководителю
ревизионной группы (контролеру - ревизору) письменные возражения
или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются
их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы (контролер - ревизор) в срок
до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных
возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения,
которые после рассмотрения и утверждения руководителем
контрольно - ревизионного органа или лицом, им уполномоченным,
направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам
ревизии.
При отсутствии возможности формирования аргументированного
заключения руководитель контрольно - ревизионного органа или его
заместитель направляет запрос для разъяснений в соответствующие
подразделения Министерства финансов Российской Федерации или
организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной
группы (контролером - ревизором) в установленном настоящей
Инструкцией порядке для вручения акта ревизии.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации
подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы
(контролер - ревизор) в конце акта производит запись об их
ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой
организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате
его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении
в контрольно - ревизионном органе, прилагаются документы,
подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
18. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую
информацию:
наименование темы ревизии;
дату и место составления акта ревизии;
кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата
удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или
ссылку на задание);
проверяемый период и сроки проведения ревизии;
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей
организации;
сведения об учредителях;
основные цели и виды деятельности организации;
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных
видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях,
включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах
федерального казначейства;
кто в проверяемый период имел право первой подписи в
организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в
организации за прошедший период по устранению ею выявленных
недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую
информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в
соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.
19. В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и
обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность
изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных
данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других
организациях документами, результатами произведенных встречных
проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных
действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений
должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно
содержать следующую обязательную информацию: какие
законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные
положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились
нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие
последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускается включение различного рода
выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или
результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных
органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально -
этическая оценка действий должностных и материально ответственных
лиц ревизуемой организации квалифицировать их поступки, намерения
и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны
стремиться к разумной краткости изложения при обязательном
отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы
ревизии.
20. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть
скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению
или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц
к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный
(промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые
письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы,
ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и
соответствующими должностными и материально ответственными лицами
ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт
ревизии.
21. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще
оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте
ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения
должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного
органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в
ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии
руководителем контрольно - ревизионного органа либо уполномоченным
им на то лицом делается отметка: "Материалы ревизии приняты",
указывается дата и им подписывается.
Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно -
ревизионного органа должны составлять отдельное дело с
соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством
томов этого дела.
22. Руководитель контрольно - ревизионного органа по
представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных
дней определяет порядок реализации материалов ревизии.
23. По результатам проведенной ревизии руководитель
контрольно - ревизионного органа направляет руководителю
проверенной организации представление для принятия мер по
пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного
государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
Кроме того, руководителем контрольно - ревизионного органа
материалы ревизии по вопросам целевого использования средств
федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы
федерального казначейства для организации работы по реализации
этих материалов.
24. Результаты ревизии, проведенной в соответствии с Планом
основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства
финансов Российской Федерации, решениями коллегии и приказами
Министерства финансов Российской Федерации, поручениями
руководства Министерства финансов Российской Федерации, обобщаются
Департаментом государственного финансового контроля и аудита и
письменно докладываются руководству Министерства финансов
Российской Федерации вместе с предложениями по принятию мер,
входящих в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации,
направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение
выявленного ущерба.
25. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным
постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по
обращениям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с
пунктом 7 настоящей Инструкции, докладываются этим органам
руководителем контрольно - ревизионного органа вместе с
предложениями по принятию мер, направленных на устранение
выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости этим
органам направляются также и материалы ревизии.
26. Материалы ревизии, проведенной по мотивированным
постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются
им в установленном порядке. При этом в делах контрольно -
ревизионного органа должны быть оставлены копии: акта ревизии,
объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в
выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти
нарушения.
В правоохранительные органы могут быть направлены также и
материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими
мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены
нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и
материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации основанием для реализации
материалов ревизии в установленном порядке.
27. Результаты ревизии руководителем контрольно - ревизионного
органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации
либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью
ревизуемой организации, для принятия мер.
Контрольно - ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом
реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие
предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для
устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
28. Контрольно - ревизионный орган систематически изучает и
обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях
вносит предложения о совершенствовании системы государственного
финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре
действующих в Российской Федерации законодательных и других
нормативных правовых актов.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной
Инструкцией, работники контрольно - ревизионного органа обязаны
руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами.
|