ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
СООБЩЕНИЕ
от 13 апреля 2000 года
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ
УКАЗАМИ ПРЕЗИДЕНТА РФ N 1006 ОТ 23.05.94 Г.
И N 1212 ОТ 18.08.96 Г.
На сегодняшний день в законодательстве отсутствуют
процессуальные нормы, регламентирующие порядок применения
ответственности к юридическим лицам за нарушения требований Указов
Президента РФ N 1006 от 23.05.94 г. "Об осуществлении комплексных
мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных
обязательных платежей" и N 1212 от 18.08.96 г. "О мерах по
повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и
упорядочению наличного и безналичного денежного обращения".
Поэтому при рассмотрении в арбитражных судах споров по искам
налоговых органов о взыскании штрафов за нарушение требований
названных указов Президента РФ, налогоплательщики ссылаются на
необходимость соблюдения налоговыми органами норм Налогового
кодекса РФ или норм Кодекса РСФСР об административных
правоотношениях (КоАП).
Статья 10 Налогового кодекса РФ устанавливает, что
производство по налоговым правонарушениям, предусмотренным
Кодексом, осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15
Кодекса.
Производство по делам о нарушениях налогового
законодательства, содержащих признаки административного
правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном
соответственно законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях и уголовно - процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Из названной нормы можно сделать вывод, что производство по
правонарушениям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, ведется в
порядке, установленном Кодексом, а производство в порядке,
предусмотренном КоАП РФ, осуществляется по правонарушениям,
ответственность за которые установлена самим КоАП РФ.
Возникает вопрос о порядке производства по спорам в случае
нарушения юридическими лицами Указов Президента РФ N 1006 от
23.05.94 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и
полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и
N 1212 от 18.08.96 г. "О мерах по повышению собираемости налогов и
других обязательных платежей и упорядочению наличного и
безналичного денежного обращения".
Если исходить из того, что предусмотренные названными указами
нормы об ответственности юридических лиц являются
административными, хотя и не входят в КоАП РФ, то при их
применении налоговые органы должны соблюдать процессуальные нормы
КоАП РФ.
Соответственно при несоблюдении налоговыми органами норм КоАП
РФ о порядке применения ответственности следует освобождать
предприятия от санкций за совершение предусмотренных указами
правонарушений.
Изложенная точка зрения о распространении норм КоАП РФ на
правонарушения, совершенные юридическими лицами, является, на наш
взгляд, необоснованной.
Необходимо отметить, что к административным правонарушениям с
участием юридических лиц нормы КоАП РФ не применяются, поскольку
названный закон регулирует отношения между государственными
органами и физическими лицами либо гражданами - предпринимателями.
КоАП РФ не регулирует вопросы экономической и финансовой
деятельности юридических лиц. Кроме того, применение норм КоАП РФ
к правонарушениям, предусмотренным указами, приведет к
необходимости перераспределения сумм штрафов в бюджеты
соответствующих уровней применительно к порядку, действующему в
отношении административных штрафов. Между тем пунктом 9 Указа
Президента РФ N 1006 от 23.05.94 г. предусмотрено, что суммы
штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным настоящим
пунктом, зачисляются в федеральный бюджет.
По одному из дел, рассмотренных Федеральным арбитражным судом
Северо - Кавказского округа, налоговая инспекция обратилась с
иском к предприятию о взыскании 114600 рублей штрафа на основании
п. 9 Указа Президента РФ N 1006 от 23.05.94 г. "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей" за осуществление расчетов
наличными денежными средствами с другими предприятиями,
учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм.
Решением арбитражного суда первой инстанции в иске налоговой
инспекции отказано из-за пропуска налоговым органом двухмесячного
срока для наложения взыскания, предусмотренного статьей 38 КоАП
РФ. По мнению налогового органа, у суда не было оснований
применять нормы КоАП РФ к спорным правоотношениям, возникшим в
связи с применением предусмотренного п. 9 Указа Президента РФ N
1006 от 23.05.94 г. штрафа к юридическому лицу, так как в данном
случае имеет место привлечение юридического лица к финансовой
ответственности.
Признавая обоснованными доводы налоговой инспекции,
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа отменил
решение суда первой инстанции, исходя из следующего.
В Указе Президента РФ N 1006 от 23.05.94 г. отсутствуют
положения, предусматривающие применение норм КоАП РФ при
привлечении к финансовой ответственности юридического лица. Нормы
КоАП РФ применяются при привлечении к административной
ответственности в виде штрафа в 50-кратном размере минимальной
месячной оплаты труда руководителей предприятий, допустивших
указанное нарушение.
По другому делу Федеральным арбитражным судом Северо -
Кавказского округа по приведенным выше основаниям признан
необоснованным отказ в иске налоговой инспекции судом первой
инстанции на основании пропуска налоговым органом установленного
статьей 282 КоАП РФ трехмесячного срока исполнения постановлений о
наложении административных взысканий.
Позиция Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского
округа обосновывается также тем, что пленум Высшего арбитражного
суда в постановлении от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых
вопросах практики применения Закона РФ "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
разъяснил необходимость применения норм КоАП РФ только при
рассмотрении споров по делам о нарушениях правил применения
контрольно - кассовых машин.
Разъяснения, данные Высшим арбитражным судом РФ, основаны на
постановлении Конституционного суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П,
указавшего, что судопроизводство по делам, связанным с
рассмотрением деяний, предусмотренных оспариваемыми положениями
Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", должно быть
административным судопроизводством независимо от того,
осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Рассматриваемые указы Президента РФ, как и Закон РФ "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении расчетов
с населением", не регламентируют порядка осуществления
производства по делам о правонарушениях, ответственность за
совершение которых предусмотрена в указах.
Таким образом, на сегодняшний день существует пробел в
законодательстве, который восполняется судебной практикой.
Представляется преждевременным распространять порядок
производства по делам об административных правонарушениях,
установленный КоАП РФ, на нарушения юридическими лицами требований
указов Президента РФ.
Судья Федерального арбитражного суда
Северо - Кавказского округа
И.ПАЛЬЦЕВА
|