МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2000 г. N 3-01-12/07-132
Министерство финансов Российской Федерации в связи с
многочисленными обращениями территориальных органов федерального
казначейства по вопросам, связанным с распределением регулирующих
доходов федерального бюджета в порядке межбюджетного
регулирования, разъясняет.
Регулирующие доходы федерального бюджета, в том числе и
доходы, сформировавшиеся от уплаты федеральных налогов и сборов в
ходе осуществления реструктуризации кредиторской задолженности
юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням
и штрафам перед федеральным бюджетом, проводимой в соответствии с
решениями Правительства Российской Федерации, подлежат
распределению в порядке межбюджетного регулирования в доходы
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации по
нормативам зачисления, установленным федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год.
В налоговом законодательстве Российской Федерации отсутствует
понятие "регулирующие налоги и сборы". В Российской Федерации в
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации установлены
следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы,
региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы.
При этом у плательщика возникает обязанность по уплате налога
или сбора при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом
Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и
сборах.
Таким образом, если соответствующим законом о том или ином
налоге или сборе прямо не предусмотрено перечисление федерального
налога или сбора в бюджеты другого уровня, у плательщика нет и
оснований для исчисления и уплаты налога или сбора в разные уровни
бюджетов.
Федеральные регулирующие налоги и сборы являются источниками
доходов федерального бюджета, передаваемых в порядке межбюджетного
регулирования субъектам Российской Федерации по нормативам,
установленным федеральным законом о федеральном бюджете на
соответствующий год. При этом объектом межбюджетного регулирования
являются не налоги и сборы, а доходы федерального бюджета от
уплаты налогов и сборов.
Кроме того, налогоплательщик является субъектом налоговых, но
не бюджетных правоотношений и по федеральным налогам и сборам,
доходы от уплаты которых являются регулирующими, у
налогоплательщика возникает обязательство по уплате налога в
целом, без относительно уровней бюджетов, по исполнении которого у
федерального бюджета возникает обязанность передать собственные
доходы в доходы бюджетов другого уровня по законодательно
установленным нормативам распределения.
Учитывая изложенное, доходы от осуществления реструктуризации
кредиторской задолженности юридических лиц по федеральным
регулирующим налогам и сборам подлежат межбюджетному
регулированию.
Одновременно обращаем внимание на то, что органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления могут приниматься решения о предоставлении
налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по региональным и местным
налогам и сборам и только по тем федеральным налогам и сборам, по
которым законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
установлены ставки зачисления федерального налога или сбора в
доходы бюджетов другого уровня (налог на прибыль (доход)
предприятий и организаций, налог на игорный бизнес и т.п.).
Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления не могут принимать решения,
касающиеся изменения срока уплаты федеральных налогов и сборов,
доходы от уплаты которых являются регулирующими, так как принятие
решений по этим налогам и сборам не входит в их компетенцию.
По вопросу проведения исполнительными органами субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления денежных
зачетов по федеральным налогам и сборам, доходы от уплаты которых
являются регулирующими доходами, в доле, подлежащей зачислению в
доходы бюджетов субъектов Российской Федерации или местные
бюджеты, сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 235 Бюджетного кодекса Российской
Федерации при установлении встречных обязательств между бюджетом и
получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных
средств при наличии задолженности получателя бюджетных средств по
платежам в бюджет.
В соответствии с налоговым законодательством Российской
Федерации по федеральным регулирующим налогам и сборам у
налогоплательщика - получателя бюджетных средств нет
непосредственной задолженности перед бюджетом субъекта Российской
Федерации или местным бюджетом.
Таким образом, органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе
принимать решения о проведении зачета денежных средств по
федеральным регулирующим налогам и сборам в доле, подлежащей
зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные
бюджеты.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и
органы местного самоуправления могут проводить зачеты денежных
средств только по тем федеральным налогам и сборам, по которым
налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено
перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня
(налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на
игорный бизнес и т.п.), а также по региональным и местным налогам.
Порядок проведения зачета денежных средств по федеральным
налогам и сборам, в том числе и по налогам и сборам, доходы от
уплаты которых являются регулирующими, должен определяться
Правительством Российской Федерации.
В случае принятия органами исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или органом местного самоуправления решений о
проведении финансирования расходов путем зачета денежных средств
по федеральным регулирующим налогам и сборам в доле, причитающейся
зачислению в доходы субъекта Российской Федерации или местного
бюджета, распределение налогов и сборов на счете N 40101 "Налоги и
сборы, распределяемые органами федерального казначейства" должно
осуществляться с учетом этой информации. При поступлении
федеральных регулирующих налогов и сборов "живыми" деньгами доходы
должны распределиться в пользу федерального бюджета в доле,
причитающейся к зачислению в доходы федерального бюджета, как если
бы уплата налога или сбора, проведенная ранее зачетом денежных
средств, осуществлялась в установленном порядке.
Заместитель Министра
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
|