Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Регистрационный N
324 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 552600 - КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И ОКЕАНОТЕХНИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
552600 - Кораблестроение и океанотехника
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и
технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 552600 - Кораблестроение и
океанотехника при очной форме обучения - 6 лет. Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из программы
подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и
специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника
может занимать в соответствии с требованиями Квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и других
служащих следующие должности: младший научный сотрудник, научный
сотрудник, ассистент, инженер, инженер-проектировщик, инженер-
конструктор, инженер-энергетик, инженер-технолог, инженер по
подготовке производства, инженер по ремонту, инженер-программист и
прочие.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к
научно-исследовательской работе; при условии освоения
соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника включает
исследования, проектирование, конструирование, разработку,
подготовку и организацию производства, техническое обслуживание и
ремонт морской техники.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
суда, корабли и средства океанотехники, их энергетические
установки, главные и вспомогательные энергетические и
функциональные устройства и оборудование, технологии производства,
а также программное обеспечение и компьютерные технологии в
морской технике.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Магистр по направлению 552600 - Кораблестроение и
океанотехника, в зависимости от конкретного содержания основной
образовательной программы, может быть подготовлен к выполнению
следующих видов профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская,
- научно-педагогическая,
- проектно-конструкторская,
- конструкторско-технологическая,
- организационно-управленческая,
- производственно-технологическая,
- технико-эксплуатационная.
Конкретные виды деятельности выпускника определяются
содержанием основной образовательной программы, разрабатываемой
вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в
профессиональных образовательных учреждениях, заключать контракты
для службы в технических частях и на кораблях ВМФ.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности
выпускника.
Магистр по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника
может быть подготовлен к решению следующих типов задач:
а) научно-исследовательская деятельность:
- формулирование задачи и плана научного исследования в области
морской техники на основе проведения библиографической работы с
применением современных информационных технологий;
- построение математических моделей объектов исследования и
выбор численного метода их моделирования, разработка нового или
выбор готового алгоритма решения задачи;
- разработка конкретных программ для решения различных
профессиональных проблем, включая задачи исследования,
проектирования, производства и контроля морской техники и ее
подсистем;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования и
оптимизации параметров объектов на базе разработанных и имеющихся
средств исследования и проектирования, включая стандартные и
специализированные пакеты прикладных программ;
- выбор оптимального метода и разработка программ
экспериментальных исследований, проведение измерений с выбором
технических средств и обработкой результатов;
- составление описаний проводимых исследований, подготовка и
представление отчетов, обзоров и другой технической документации;
- оформление отчетов, статей, рефератов на базе современных
средств редактирования и печати в соответствии с установленными
требованиями;
- защита приоритета и новизны полученных результатов
исследований с использованием юридической базы для охраны
интеллектуальной собственности;
б) научно-педагогическая деятельность:
- участие в разработке программ учебных дисциплин и курсов на
основе изучения научной, технической и научно-методической
литературы, а также результатов собственных научных исследований;
- постановка и модернизация отдельных лабораторных работ и
практикумов по дисциплинам морского профиля;
- проведение отдельных видов аудиторных учебных занятий
(включая лабораторные и практические), а также обеспечение научно-
исследовательской работы студентов;
- применение и разработка новых образовательных технологий,
включая системы компьютерного и дистанционного обучения;
в) проектно-конструкторская деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического
задания и постановка цели и задач проектирования морской техники
на основе подбора и изучения литературных и патентных источников,
использования прогнозов развития смежных областей науки и техники
с учетом позиций и мнений других специалистов;
- разработка функциональных и структурных схем морских
технических систем с определением их физических принципов
действия, морфологии и установлением технических требований на
отдельные подсистемы и элементы;
- проектирование и конструирование различных типов морской
техники, ее подсистем и элементов с использованием средств
компьютерного проектирования, проведением проектных расчетов и
технико-экономическим обоснованием конструкций;
- оценка технологичности конструкторских решений, разработка
технологических процессов сборки и контроля корпусных,
энергетических, механических, электронных блоков, узлов и деталей;
- составление технической документации, включая инструкции по
эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;
- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию
опытных образцов морской техники;
г) конструкторско-технологическая деятельность:
- технологическая проработка проектируемых судов, средств
океанотехники, их корпусных конструкций, энергетического и
функционального оборудования, судовых устройств, систем и
оборудования с использованием современных CAD/CAM/CAE-систем;
- разработка и планирование технологических процессов
изготовления и ремонта морской техники на базе современных
информационных технологий;
- использование современных методов контроля качества
материалов и выпускаемой продукции, их сертификация;
- проектирование, конструирование и эксплуатация линий и
участков судостроительного, машиностроительного и судоремонтного
производства с использованием программного обеспечения CAD/CAM/CAE-
систем;
- использование в профессиональной деятельности
автоматизированных систем технологической подготовки производства,
управления технологическими процессами и предприятием, современной
коммуникационной техники;
д) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы научно-производственного коллектива,
принятие исполнительских решений;
- разработка планов научно-исследовательских работ, организация
и управление ходом их выполнения, включая обеспечение
соответствующих служб необходимой технической документацией,
материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании морской техники с
учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения и
безопасности жизнедеятельности;
- размещение технологического оборудования, техническое
оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных
мощностей и загрузки оборудования;
е) производственно-технологическая деятельность:
- разработка и внедрение технологических процессов и режимов
производства, контроля качества морских систем, их подсистем и
элементов;
- разработка норм выработки, технологических нормативов на
расход судостроительных материалов, заготовок, инструмента, выбор
оборудования, оценка экономической эффективности техпроцессов;
- разработка технических заданий на проектирование
приспособлений, оснастки и специального инструмента,
предусмотренных технологией;
- участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе
технологической подготовки судостроительного, машиностроительного
и судоремонтного производства;
ж) технико-эксплуатационная деятельность:
- разработка методов эксплуатационной и технико-экономической
оценки проектно-конструкторских и технологических решений при
создании объектов и комплексов морской техники и обеспечение
оптимального уровня их ремонтопригодности;
- разработка методов инженерного прогнозирования и
сопровождения диагностических моделей для систем мониторинга и
оценки технического состояния различных типов морской техники в
процессе ее эксплуатации;
- разработка и оптимизация программ модельных и натурных
экспериментальных исследований по определению уровней
эксплуатационной прочности и надежности элементов морской техники
при нормировании требований технического надзора классификационных
обществ за состоянием этих элементов в эксплуатационных условиях;
- разработка моделей оценки остаточных ресурсов основных
функциональных элементов морской техники - корпусных конструкций,
энергетического оборудования, судовых систем, устройств и
автоматики;
- анализ и применение стратегий технического обслуживания и
ремонта различных групп морской техники и выбор оптимальных систем
управления их технической эксплуатацией;
- разработка прикладного программного обеспечения для
проектирования технологических процессов и оборудования для
технического обслуживания и ремонта основных функциональных
элементов морской техники.
1.3.5. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр:
- разрабатывает отдельные разделы (части) проекта на основе
новейших научно-технических достижений, передового отечественного
и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации
объектов морской техники и с использованием средств автоматизации
проектирования;
- принимает участие в подготовке заданий на разработку
проектных решений; участвует в сборе исходных данных для
проектирования, в решении технических вопросов по закрепленным
объектам на протяжении всего периода проектирования,
строительства, ввода в действие и эксплуатации объекта;
- увязывает принимаемые проектные решения с проектными
решениями по другим разделам (частям) проекта;
- проводит патентные исследования с целью обеспечения патентной
чистоты новых проектных решений и патентоспособности;
- обеспечивает соответствие разрабатываемых проектов и
технической документации стандартам, техническим условиям и другим
нормативным документам по проектированию и строительству, а также
заданию на их разработку;
- осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых
объектов, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию;
- участвует в анализе и обобщении опыта разработки проектов и
их реализации в строительстве и на этой основе готовит предложения
о целесообразности корректировки принятых общих и принципиальных
проектных решений;
- принимает участие в составлении заявок на изобретения,
подготовке заключений и отзывов на рационализаторские предложения
и изобретения, проекты стандартов, технических условий и других
нормативных документов, в работе семинаров и конференций;
- проводит научные исследования и разработки по определенным
разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного
исполнителя или совместно с научным руководителем; осуществляет
сложные эксперименты и наблюдения <*>;
- собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-
техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт,
результаты экспериментов и наблюдений <*>;
- участвует в составлении планов и методических программ
исследований и разработок, практических рекомендаций по
использованию их результатов <*>;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу
(этапу, заданию) <*>;
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок
<*>.
Магистр должен знать:
- методы проектирования и проведения технико-экономических
расчетов;
- принципы работы, технологии изготовления и монтажа
оборудования и конструкций, виды и свойства материалов;
- постановления, распоряжения, приказы, методические и
нормативные материалы по проектированию, строительству,
эксплуатации и техническому обслуживанию объектов морской техники;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы
по разработке и оформлению проектно-сметной документации;
- технические средства проектирования и строительства объектов
морской техники;
- основы патентоведения, передовой отечественный и зарубежный
опыт проектирования, строительства, эксплуатации и технического
обслуживания;
- технические, экономические, экологические и социальные
требования к проектируемым объектам морской техники;
- организацию труда и производства, правила и нормы охраны
труда;
- методы постановки целей и задач проводимых исследований и
разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим
исследованиям и разработкам <*>;
- современные методы и средства планирования и организации
исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений,
обобщения и обработки информации, в том числе с применением
электронно-вычислительной техники <*>.
--------------------------------
<*> Дополнительные требования к магистру, обеспечиваемые
дисциплинами по выбору и глубиной изучения дисциплин.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям:
05.02.08 - технология машиностроения;
05.02.13 - машины и агрегаты морской техники;
05.04.02 - тепловые двигатели;
05.04.12 - турбомашины и комбинированные турбоустановки;
05.08.01 - теория корабля и строительная механика;
05.08.03 - проектирование и конструкция судов;
05.08.04 - технология судостроения, судоремонта и организация
судостроительного производства;
05.08.05 - судовые энергетические установки и их элементы
(главные и вспомогательные);
05.08.06 - физические поля корабля, океана, атмосферы и их
взаимодействие;
05.09.03 - электротехнические комплексы и системы;
05.11.16 - информационно-измерительные и управляющие системы
морской техники;
05.13.01 - системный анализ, управление и обработка информации
в морской инфраструктуре.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ направления
подготовки 552600 - Кораблестроение и океанотехника
552601 - Кораблестроение и океанотехника.
Проектирование надводных и подводных судов и кораблей с
использованием методов и средств автоматизированного
проектирования и технико-экономического обоснования проектных
решений, а также исследование вопросов оптимизации судна и его
подсистем и выбора оптимального состава флота.
Технология судостроения с применением автоматизированных систем
подготовки производства и подходов модульного судостроения,
техническая эксплуатация судов, реновация морской техники.
Проектирование судовых конструкций с учетом современных знаний
в области численных и экспериментальных методов строительной
механики. CAD/CAM-системы для создания инженерных конструкций и их
элементов, основы стандартизации и методы модульного судостроения,
а также создание судовых систем и устройств.
Теория корабля с учетом современных достижений в области оценки
ходкости судов и кораблей, прогнозирование и нормирование
поведения судов и плавучих сооружений на волнении, разработка
эффективных средств повышения маневренности судов, разработка
традиционных и нетрадиционных движителей, гидродинамика судов и
технических средств освоения Мирового океана.
Океанотехника с учетом прогресса в области проектирования и
создания технических средств освоения Мирового океана, а также
состояния и развития вопросов морского права и морской экологии.
552602 - Энергетические комплексы и оборудование морской
техники.
Теплообмен и горение, газодинамика в элементах
энергооборудования, прочность и надежность элементов судовых
энергетических установок, вибрация и шум, теплофизические проблемы
ядерной энергетики, физико-механические проблемы в узлах трения
механизмов и машин, электромонтажная совместимость
электроэнергетического оборудования и приборов. Нетрадиционные
источники энергии.
Математическое моделирование процессов и объектов в судовых
энергетических установках, методы оптимизации и обоснования
инженерных решений, автоматизированные информационные системы,
системы автоматизированного проектирования энергетических и
электроэнергетических установок, компьютерное конструирование
энергетических комплексов и оборудования, проектирование систем
автоматического управления и контроля судовыми энергетическими
установками и их элементами, системные проблемы обеспечения
качества объектов энергетики.
Монтаж и испытания судовых энергетических установок, блоков и
их элементов, гибкие автоматизированные системы производства
деталей и узлов энергетических объектов, вопросы оптимизации
технологических процессов и организации труда в
энергомашиностроении, проблемы реновации энергооборудования,
утилизация элементов энергетических установок.
552603 - Информационно-измерительные системы и приборы морской
техники.
Принципы использования информации, содержащейся в гидросфере,
для целей подводной связи, навигации, поиска, наблюдения,
обнаружения, целеуказания, пеленгования, классификации надводных и
подводных источников гидрофизических полей в морских технических
средствах различного назначения, включая образцы подводного
морского оружия, средства подводного поиска и средства защиты
кораблей по физическим полям. Законы распространения, передачи,
приема и обработки информации, содержащейся в гидрофизических
полях, явлениях и процессах, сопровождающих технические средства в
океане.
Методы комплексного моделирования информационно-измерительных
систем и приборов морской техники, использующих гидроакустические,
магнитные, гидрооптические, гидродинамические и другие
гидрофизические поля для получения информации.
Методы теоретических и экспериментальных исследований
гидрофизических полей, устройств, систем и приборов, использующих
информацию, заключенную в полях.
Микроэлектронные и микропроцессорные устройства и системы
приема, обработки, хранения и использования информации в приборах
морской техники.
Принципы автоматической адаптации информационно-измерительных
систем к помеховой обстановке в морской среде, анализ и синтез
оптимальных способов обеспечения помехоустойчивости морских
информационных приборов.
Принципы системного проектирования, машинного конструирования,
производства и эксплуатации информационно-измерительных приборов
морской техники.
552604 - Управление и автоматизация систем и объектов морской
техники.
Принципы построения математических моделей информационно-
управляющих систем для объектов морской техники и методы
комплексного моделирования приборов и устройств систем
автоматического управления объектами морской техники.
Принципы обработки информации, получаемой от первичных
преобразователей объектов морской техники для использования в
управляющих функциях систем автоматического управления.
Методы теоретических и экспериментальных исследований
точностных характеристик приборов и устройств систем
автоматического управления и бесплатформенных инерциальных
навигационных систем объектов морской техники.
Принципы использования и методы обработки информации о
кинематических параметрах морских подвижных объектов для
построения и исследования автономных инерциальных навигационных
систем.
Вопросы динамики и гидромеханики, определяющие специфику
объектов морской техники как носителей систем автоматического
управления движением.
Принципы построения и исследования адаптивных систем
автоматического управления и систем с элементами искусственного
интеллекта для объектов морской техники.
Принципы автоматизированного проектирования, конструирования и
производства информационно-управляющих приборов и систем объектов
морской техники.
Микропроцессорные устройства и системы обработки информации в
системах автоматического управления и автономных навигационных
системах объектов морской техники.
Основы построения систем специального назначения обработки
информации и управления для объектов морской техники.
Методы и технические средства обработки информации для
управления объектами морской техники.
Методы управления объектами морской техники.
Моделирование, автоматизация проектирования и планирование
испытаний микропроцессорных систем управления объектами морской
техники.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется
через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-
педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 552600 -
Кораблестроение и океанотехника, зачисляются на специализированную
магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного
отбора определяются вузом на основе государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 552600 - Кораблестроение
и океанотехника
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и
программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
(далее - образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы бакалавра и программы специализированной
подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-
исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в
каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные
в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин;
цикл ЕН - общих математических и естественнонаучных дисциплин;
цикл ОПД - общепрофессиональных дисциплин направления;
цикл ФТД - факультативных дисциплин;
цикл СД - специальных дисциплин;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки
магистра:
цикл ДНМ - дисциплин направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальных дисциплин магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника
----------T---------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦Требования к обязательному минимуму содержания основной¦Теорети-¦
¦образовательной программы подготовки бакалавра ¦ческое ¦
¦определены в государственном образовательном стандарте ¦обуче- ¦
¦высшего профессионального образования подготовки ¦ние - ¦
¦бакалавра по направлению 552600 - Кораблестроение ¦7344 ¦
¦и океанотехника ¦ ¦
+-------------------------------------------------------+--------+
¦ Итого часов теоретической подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+-------------------------------------------------------+--------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки магистра ¦
+---------T---------------------------------------------T--------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1000 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦500 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки и техники ¦100 ¦
¦ ¦ Роль науки в современной цивилизации; виды ¦ ¦
¦ ¦наук; уровни научного знания; общие ¦ ¦
¦ ¦закономерности формирования научных теорий; ¦ ¦
¦ ¦современное состояние и тенденции развития ¦ ¦
¦ ¦кораблестроения и океанотехники, ¦ ¦
¦ ¦фундаментальные и прикладные исследования; ¦ ¦
¦ ¦научно-технический прогресс и требования к ¦ ¦
¦ ¦объектам морской техники, их характеристикам ¦ ¦
¦ ¦и способам производства; обзор достижений в ¦ ¦
¦ ¦области кораблестроения и океанотехники, а ¦ ¦
¦ ¦также в смежных областях науки и техники ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки и техники ¦80 ¦
¦ ¦ Возникновение и эволюция науки и техники; ¦ ¦
¦ ¦философия науки и техники; ¦ ¦
¦ ¦кораблестроительные науки; синтез ¦ ¦
¦ ¦теоретических и прикладных знаний морской ¦ ¦
¦ ¦техники; методология научной и инженерной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; эмпирический и теоретический ¦ ¦
¦ ¦уровни научного исследования; научные ¦ ¦
¦ ¦открытия; логические методы поиска решений; ¦ ¦
¦ ¦стратегия научного поиска; методы организации¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательской работы; инженерная ¦ ¦
¦ ¦деятельность и ее сущность; системный подход ¦ ¦
¦ ¦в творческом процессе; диалектика развития ¦ ¦
¦ ¦методов поиска решения инженерно-технических ¦ ¦
¦ ¦задач; патентные исследования при создании и ¦ ¦
¦ ¦освоении объектов морской техники; ¦ ¦
¦ ¦определение технического уровня объектов ¦ ¦
¦ ¦техники; особенности прогнозирования развития¦ ¦
¦ ¦морской техники; математическая модель ¦ ¦
¦ ¦объекта техники, ее структура и содержание; ¦ ¦
¦ ¦теория принятия решений в инженерной ¦ ¦
¦ ¦практике; инженер как субъект эргономической ¦ ¦
¦ ¦деятельности; современное состояние и ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития творчества в ¦ ¦
¦ ¦проектировании и конструировании ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке, технике и ¦110 ¦
¦ ¦образовании ¦ ¦
¦ ¦ Базы данных научной и образовательной ¦ ¦
¦ ¦информации; методы поиска информации; ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационные сети; поиск информации в¦ ¦
¦ ¦сети Internet; основные направления ¦ ¦
¦ ¦использования компьютерных технологий в ¦ ¦
¦ ¦кораблестроении и океанотехнике; решение ¦ ¦
¦ ¦исследовательских, инженерно-технических и ¦ ¦
¦ ¦экономических задач с помощью пакетов ¦ ¦
¦ ¦прикладных программ; применение ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники и информационных ¦ ¦
¦ ¦технологий в образовании ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.04 ¦Иностранный язык ¦130 ¦
¦ ¦ Работа с оригинальной литературой по ¦ ¦
¦ ¦специальности; изучение статей, монографий, ¦ ¦
¦ ¦авторефератов, диссертаций; обмен информацией¦ ¦
¦ ¦в процессе бесед, контактов, делового и ¦ ¦
¦ ¦научного сотрудничества, в ходе семинаров, ¦ ¦
¦ ¦дискуссий, диспутов, полемики на совещаниях, ¦ ¦
¦ ¦конференциях и т.п.; написание тезисов, ¦ ¦
¦ ¦докладов, статей, заявок на участие в ¦ ¦
¦ ¦конференциях ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.05 ¦Педагогика высшей школы ¦80 ¦
¦ ¦ Задачи педагогики и психологии высшей школы;¦ ¦
¦ ¦психологические особенности студенчества; ¦ ¦
¦ ¦проблемы обучения в высшей школе с позиций ¦ ¦
¦ ¦системно-деятельностного подхода; психология ¦ ¦
¦ ¦обучения и воспитания; личность и коллектив; ¦ ¦
¦ ¦психодиагностика в высшей школе, диагностика ¦ ¦
¦ ¦мотивационной, познавательной, эмоционально- ¦ ¦
¦ ¦волевой сфер личности студента и ¦ ¦
¦ ¦психологического климата в академической ¦ ¦
¦ ¦группе; творчество и интеллект; методы ¦ ¦
¦ ¦развития творческой деятельности; структура и¦ ¦
¦ ¦методы психолого-педагогических исследований;¦ ¦
¦ ¦пути формирования педагогического мастерства ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) ¦500 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.Р.00 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦250 ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ДНМ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента ¦250 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦950 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦СДМ.01 и ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦т.д. ¦определяются требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦СДМ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента (ВМП за счет ¦350 ¦
¦ ¦самостоятельной работы студента) ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1938 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦750 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.02 ¦Научно-технический семинар ¦108 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦НИРМ.03 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L---------+---------------------------------------------+---------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 552600 - Кораблестроение
и океанотехника
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том
числе:
- образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель;
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели;
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе
лабораторные работы, подготовку
выпускной квалификационной работы - 72 недели;
- экзаменационные сессии - не менее 3 недель;
- научно-исследовательская и
педагогическая практика - не менее 4 недель;
- итоговая государственная
аттестация, включая защиту
выпускной квалификационной
работы - не менее 2 недель;
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в
неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее
160 часов в год, если указанная форма освоения основной
образовательной программы (специальности) не запрещена
соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра по направлению
552600 - Кораблестроение и океанотехника
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего государственного
образовательного стандарта и образовательной программы.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам,
включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
В период действия данного документа Перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Научно-исследовательская часть программы должна быть направлена
на изучение магистрантом всех элементов научного исследования,
приобретение практических навыков ведения научной работы, опыта
обмена информацией, подготовки научных докладов, рефератов и
статей, а также получение навыков педагогической работы в вузе.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл, - в пределах 10%;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом;
- дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в
состав итоговой государственной аттестации выпускников;
- засчитывать результаты выпускных магистерских экзаменов в
качестве вступительных экзаменов в аспирантуру;
- разрешить студентам, обучающимся по магистерской программе,
сдачу экзаменов кандидатского минимума.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным учебным планом работы студента-магистранта,
разработанным с участием научного руководителя магистранта и
научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий
магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается
деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация программы специализированной подготовки магистра
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как
правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и
(или) научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере.
Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и
(или) ученое звание, вести научные исследования по тематике
магистерских программ. Научный руководитель магистерской программы
(специализации) должен быть, как правило, профессором или доктором
наук.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым из расчета
обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не
менее 0,5 экземпляра на одного студента.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
компьютерные технологии в науке, технике и образовании,
специальные дисциплины, а также научно-исследовательская работа.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лекционных, практических и лабораторных занятий, научно-
исследовательской работы магистрантов, предусмотренных учебным
планом вуза, и соответствующей действующим санитарно-
эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены
широкими наборами типовых и модульных узлов и элементов,
промышленными образцами морской техники, специализированными
установками исследовательского назначения, которые обеспечивают
изучение особенностей функционирования морской техники, ее
подсистем и элементов, технологических процессов их изготовления в
соответствии с содержанием программ магистерских специализаций.
6.2.5. Требования к организации научно-исследовательской и
педагогической практики.
Задачи и содержание практики определяются темой выпускной
квалификационной работы (магистерской диссертации).
Во время научно-исследовательской и педагогической практики
студент должен
изучить:
- проектно-технологическую документацию, патентные и
литературные материалы в целях их использования при выполнении
выпускной квалификационной работы;
- организационную структуру подразделений предприятия,
связанных с решением поставленных задач;
- методы и средства компьютерного проектирования и
исследования, необходимые при разработке морской техники, ее
подсистем и элементов или технологий в соответствии с заданием на
выпускную работу;
- организацию и функционирование системы качества работы
предприятия в области проектирования и производства
разрабатываемого объекта;
- образцы морской техники, методов и технологий, являющиеся
аналогами разработки;
- учебные планы и программы дисциплин подготовки специалистов
кораблестроительного профиля, а также нормативно-методическую
документацию по реализации образовательных программ вуза;
выполнить:
- технико-экономическое обоснование технического задания на
объект разработки выпускной квалификационной работы;
- предварительное математическое моделирование объектов,
принятых в качестве аналогов разрабатываемым проектным методам,
установкам, механизмам, приборам и технологиям, их подсистемам и
элементам;
- проектные и экспериментальные исследования объектов-аналогов
с целью модернизации или разработки новых типов морской техники и
технологий ее изготовления;
- анализ себестоимости выпускаемой на рынок промышленной
продукции-аналога и финансовых результатов производителя;
- анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности,
обеспечению выполнения экологических требований;
- разработку методики проведения отдельных лабораторных работ и
практикумов по специальным дисциплинам и научно-исследовательской
части подготовки специалистов кораблестроительного профиля.
Место проведения практики: предприятия, научно-
исследовательские организации и учреждения, на которых возможно
изучение и сбор материалов, связанных с выполнением выпускной
квалификационной работы.
Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия.
По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
552600 - Кораблестроение и океанотехника
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра.
Магистр должен обладать многосторонними, широкими и глубокими
профессиональными знаниями и умениями, которые необходимы ему для
творческого решения новых и нестандартных задач, внедрения новых
технологий и инноваций в широкой области профессиональной
деятельности, быстрого развития и должностного роста, технического
и административного руководства профессиональными и
междисциплинарными коллективами в соответствии с квалификационной
характеристикой выпускника, указанной в п. 1.4 настоящего
государственного образовательного стандарта.
Магистр по направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника
в зависимости от содержания конкретной основной образовательной
программы подготовки должен
знать:
- основные тенденции и научные направления развития
судостроения и судоходства, а также смежных областей науки и
техники с целью решения профессионально ориентированных проектных
и технических задач в широкой области инженерных приложений;
- принципы выбора и использования надежных технических средств
и оборудования в широкой области инженерных приложений;
- основные принципы и методы исследовательского проектирования,
производства и эксплуатации морской техники, а также ее подсистем
и элементов;
- способы объективного и критического анализа инженерных
проблем с использованием прогнозов развития смежных областей науки
и техники, а также инновационных исследовательских методов и
технологий управления с учетом мнений и взглядов других
специалистов;
- способы разработки, выбора и использования достоверных и
надежных методов и систем сбора и распространения данных и
информации при решении комплексных системных инженерных задач;
- способы оценки надежности методов теоретического
прогнозирования, принятия решений, технологий управления,
испытаний и метрологического обеспечения;
- математический аппарат, численные методы, языки, системы и
методы программирования, типовые и специализированные программные
продукты, ориентированные на решение научных, проектных,
технологических и эксплуатационных задач морской техники;
- методы исследования влияния на проектирование, производство и
эксплуатацию морской техники существующего законодательства,
требований охраны здоровья и безопасности, а также предотвращения
загрязнения окружающей среды;
- юридические основы охраны интеллектуальной собственности,
защиты приоритета и новизны результатов исследований;
- типы морской техники, особенности ее конструкции, технологии
изготовления, а также условия и методы эксплуатации, технического
обслуживания и ремонта;
- основы финансирования и менеджмента инженерной деятельности,
маркетинга инженерной продукции и услуг, а также основы
стратегического планирования развития предприятий;
- общие проблемы обучения и воспитания в высшей школе, основы
учебно-методической работы в вузе;
уметь:
- выявлять происходящие изменения, новые научные достижения,
инновационные методологии и возможности их практического
применения в широкой области инженерных приложений с учетом
условий внедрения и оценкой рисков;
- выбирать и использовать соответствующие вычислительную
технику и программное обеспечение для эффективного решения
комплексных проектных, технических, технологических и
эксплуатационных задач в широкой области инженерных приложений;
- применять методы и компьютерные системы моделирования и
проектирования морской техники, ее подсистем и элементов;
- выполнять экспериментальные исследования мореходных,
технических и эксплуатационных характеристик и свойств морской
техники, включая организацию и проведение модифицированных и новых
методов исследований;
- выделять и предлагать новые области исследований, новые
проблемы и новые методологические подходы в широкой области
инженерных приложений;
- оценивать технико-экономическую эффективность исследований,
проектов, технологических процессов, эксплуатации и технического
обслуживания новой морской техники;
- устанавливать, согласовывать и обеспечивать достижение
производственных целей в утвержденные сроки и в соответствии с
принятыми стандартами, включая управление и организацию работы
других сотрудников;
- применять методы оптимальной организации труда научно-
исследовательских коллективов при исследовании и изготовлении
морской техники, отвечающей требованиям стандартов и рынка;
- использовать современные информационные технологии и средства
издательской деятельности при ведении библиографической работы,
оформлении и представлении отчетов, рефератов, статей;
- применять методы наладки, настройки и эксплуатации
измерительной техники для эффективного решения различных задач;
- использовать нормативно-методическую документацию вуза для
подготовки и ведения отдельных видов учебных занятий по
дисциплинам судостроительного, машиностроительного и
приборостроительного профиля.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской
части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает
защиту выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности магистра к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого
стандарта.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные
государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень
приемных экзаменов в аспирантуру по перечисленным в п. 1.4
настоящего государственного образовательного стандарта научным
специальностям. Оценки, полученные студентами на всех
государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве
результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по перечисленным
в п. 1.4 вышеупомянутого стандарта научным специальностям.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме
рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской
диссертации определяются высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразования России,
государственного образовательного стандарта по направлению 552600
- Кораблестроение и океанотехника и методических рекомендаций УМО
по образованию в области кораблестроения и океанотехники.
Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская
диссертация) должна являться итогом самостоятельной научно-
исследовательской работы выпускника, связанной с разработкой
теоретических вопросов, с проведением экспериментальных и
проектных исследований для решения актуальных научно-технических
задач морской техники, определяемых спецификой магистерской
программы.
В процессе подготовки и защиты магистерской диссертации
выпускник должен продемонстрировать:
- способность к творческому мышлению;
- умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные
научные задачи в широкой области инженерных приложений;
- владение общенаучными и специальными методами научного
познания, умение всесторонне обосновывать правомерность их
использования в каждом конкретном случае;
- способность к научному анализу полученных результатов,
разработке защищаемых положений и выводов, полученных в работе;
- умение оценить возможности использования полученных
результатов в научной, преподавательской и практической
деятельности.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 552600 - Кораблестроение и океанотехника определяются
вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей
примерной программы, разработанных УМО по образованию в области
кораблестроения и океанотехники, Положения об итоговой
государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденного Минобразованием России, и государственного
образовательного стандарта по направлению 552600 - Кораблестроение
и океанотехника.
Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах
в магистратуре должен соответствовать уровню требований
вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов
по непрофилирующим дисциплинам для научных направлений, указанных
в п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
кораблестроения и океанотехники.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения по образованию в области кораблестроения
и океанотехники 15.12.1999, протокол N 6/99.
|