Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
316 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 522400 - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
1. Общая характеристика направления 522400 - Религиоведение
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр
религиоведения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 522400 - Религиоведение при
очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Деятельность бакалавра направлена на логический,
методологический и философский анализ развития и функционирования
различных сфер жизни общества и его социальных институтов, на
научное обеспечение деятельности органов управления в системе
государственной власти, в общественных организациях и в
коммерческих структурах, на формирование нравственных качеств
учащейся молодежи средней школы. Бакалавр подготовлен к выполнению
научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-
консультативной деятельностям.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 522400 - Религиоведение;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных
программ по специальностям 522400 - Религиоведение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 522400 - Религиоведение
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 522400 - Религиоведение
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦132 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социльно-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. Устная ¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая система ¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль ¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. Будущее человечества. ¦ ¦
¦ ¦Глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦132 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦240 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦700 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦530 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦250 ¦
¦ ¦Геометрия Евклида как первая естественнонаучная ¦ ¦
¦ ¦теория; аксиоматический метод; основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления современной математики; структура ¦ ¦
¦ ¦современной математики; основные черты ¦ ¦
¦ ¦математического мышления; математические ¦ ¦
¦ ¦доказательства; элементы, множества, отношения, ¦ ¦
¦ ¦отображения; числа; комбинаторика; конечные и ¦ ¦
¦ ¦бесконечные множества; основные структуры на ¦ ¦
¦ ¦множестве; неэвклидовы геометрии; геометрия ¦ ¦
¦ ¦микро- и макромира; основные идеи ¦ ¦
¦ ¦математического анализа; дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения; общая постановка задачи о принятии ¦ ¦
¦ ¦решения; математические методы в ¦ ¦
¦ ¦целенаправленной деятельности; математика ¦ ¦
¦ ¦случайного; элементы теории вероятностей; ¦ ¦
¦ ¦основные понятия математической статистики; ¦ ¦
¦ ¦математические методы проверки гипотез; роль ¦ ¦
¦ ¦математики в гуманитарных науках; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия и методы теории информации и ¦ ¦
¦ ¦кодирования; аппаратные программные средства ¦ ¦
¦ ¦персональных ЭВМ, предназначенные для обработки ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦200 ¦
¦ ¦Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины; ¦ ¦
¦ ¦история естествознания; панорама современного ¦ ¦
¦ ¦естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство,¦ ¦
¦ ¦время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦близкодействие, дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности в природе; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии в макроскопических процессах; принцип ¦ ¦
¦ ¦возрастания энтропии; химические системы, ¦ ¦
¦ ¦энергетика химических процессов; реакционная ¦ ¦
¦ ¦способность веществ; особенности биологического ¦ ¦
¦ ¦уровня организации материи; принципы эволюции, ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства и развития живых систем; ¦ ¦
¦ ¦многообразие живых организмов - основа ¦ ¦
¦ ¦организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦антропосоциогенез и генетика человека; ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация в живой и неживой природе; ¦ ¦
¦ ¦принцип универсального эволюционизма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника и ¦ ¦
¦ ¦технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области охраны окружающей среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦70 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студентов, ¦110 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3700 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3060 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Философия религии ¦234 ¦
¦ ¦Становление и развитие философских знаний о ¦ ¦
¦ ¦религии в древности, в средние века и в эпоху ¦ ¦
¦ ¦Возрождения; воззрения на религию в философии ¦ ¦
¦ ¦XVII - XVIII вв. (Б. Спиноза, П. Бейль, ¦ ¦
¦ ¦Г. Лейбниц, Д. Юм, П. Гольбах); философия ¦ ¦
¦ ¦религии в трудах И. Канта, Г.Ф. Гегеля, ¦ ¦
¦ ¦Л. Фейербаха, неокантианцев; понимание религии ¦ ¦
¦ ¦К. Марксом и Ф. Энгельсом; концепции религии в ¦ ¦
¦ ¦философии культуры, философии мифа, философии ¦ ¦
¦ ¦жизни, философской антропологии, феноменологии, ¦ ¦
¦ ¦герменевтике; теория религии в школах ¦ ¦
¦ ¦"аналитической философии" Б. Рассела, ¦ ¦
¦ ¦Л. Витгенштейна и теологический "анализ ¦ ¦
¦ ¦религиозного языка"; критический реализм и ¦ ¦
¦ ¦натурализм о религии; религия в философии ¦ ¦
¦ ¦психоанализа и экзистенциализма; ¦ ¦
¦ ¦религиоведческие аспекты философии неореализма; ¦ ¦
¦ ¦концепции религии в русской философии XIX - ХХ ¦ ¦
¦ ¦вв.; гносеология религиозного сознания; ¦ ¦
¦ ¦философский анализ религиозной онтологии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Социология религии ¦234 ¦
¦ ¦Исследование религии в трудах родоначальников ¦ ¦
¦ ¦социологии Г. Спенсера и О. Конта; становление ¦ ¦
¦ ¦социологии религии как отрасли религиоведения; ¦ ¦
¦ ¦социология религии М. Вебера, Э. Дюркгейма, ¦ ¦
¦ ¦Г. Зиммеля; основные направления и школы в ¦ ¦
¦ ¦социологии религии; светская и конфессиональная ¦ ¦
¦ ¦социология религии; социология и теология; ¦ ¦
¦ ¦феноменологическое направление в социологии ¦ ¦
¦ ¦религии; компаративистика; структурно- ¦ ¦
¦ ¦функциональный анализ в социологии религии; ¦ ¦
¦ ¦социологический анализ религии, его уровни; ¦ ¦
¦ ¦социологическая теория религии; методология и ¦ ¦
¦ ¦методика конкретно-социологических исследований ¦ ¦
¦ ¦религиозности; результаты социологических ¦ ¦
¦ ¦исследований религии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Психология религии ¦200 ¦
¦ ¦Становление психологии религии как отрасли ¦ ¦
¦ ¦религиоведения; анализ религии в трудах ¦ ¦
¦ ¦В. Вундта, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джеймса, ¦ ¦
¦ ¦Е.Д. Старбека, Дж.А. Леуба; основные направления ¦ ¦
¦ ¦в психологии религии; светская и конфессиональная¦ ¦
¦ ¦психология религии; общепсихологические и ¦ ¦
¦ ¦социально-психологические подходы к изучению ¦ ¦
¦ ¦религии; бихевиоризм, гештальтпсихология, ¦ ¦
¦ ¦теория поля, психоанализ в психологии религии; ¦ ¦
¦ ¦пастырская психология; возрастная психология ¦ ¦
¦ ¦религии; психологические предпосылки религии; ¦ ¦
¦ ¦религиозная вера как психологический феномен; ¦ ¦
¦ ¦религиозный опыт; психология религиозного культа ¦ ¦
¦ ¦и общения; религиозная медитация; психология ¦ ¦
¦ ¦религиозных групп и индивида; религиозная ¦ ¦
¦ ¦личность и ее типы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Феноменология религии ¦146 ¦
¦ ¦Предмет феноменологии религии; становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие феноменологии религии; формулировка ¦ ¦
¦ ¦программных установок феноменологии религии; ее ¦ ¦
¦ ¦отличие от философии религии и истории религии; ¦ ¦
¦ ¦описательная и интерпретативная феноменология, ¦ ¦
¦ ¦роль экзегетики и герменевтики в ¦ ¦
¦ ¦феноменологическом исследовании религии; ¦ ¦
¦ ¦проблема классификации религиозных феноменов, ¦ ¦
¦ ¦феноменологическая типология религии; влияние ¦ ¦
¦ ¦философии Э. Гуссерля на феноменологию религии, ¦ ¦
¦ ¦М. Шелер о религиозном акте и коррелятивном ему ¦ ¦
¦ ¦предмете; развитие идей Э. Гуссерля и М. Шелера ¦ ¦
¦ ¦в современной феноменологии религии; ¦ ¦
¦ ¦экзистенциальная феноменология религии, ¦ ¦
¦ ¦использование идей М. Хайдеггера и К. Ясперса ¦ ¦
¦ ¦при анализе религиозного сознания; ¦ ¦
¦ ¦неофеноменология Ж. Ваарденбурга и перспективы ¦ ¦
¦ ¦феноменологического исследования религии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦История религии ¦510 ¦
¦ ¦Основные подходы к решению проблемы ¦ ¦
¦ ¦происхождения религии; генезис и эволюция ¦ ¦
¦ ¦религии в истории общества; мифологическое ¦ ¦
¦ ¦сознание; первобытные формы религиозных ¦ ¦
¦ ¦верований (фетишизм, тотемизм, магия, анимализм, ¦ ¦
¦ ¦анимизм) и их роль в становлении человека и ¦ ¦
¦ ¦общества; племенные религии; развитие ¦ ¦
¦ ¦религиозных представлений в эпоху разложения ¦ ¦
¦ ¦родовых отношений; политеистические религии ¦ ¦
¦ ¦Древнего мира; национально-государственные ¦ ¦
¦ ¦религии Востока (конфуцианство, даосизм, ¦ ¦
¦ ¦синтоизм, брахманизм, зороастризм); становление ¦ ¦
¦ ¦монотеистических религий (иудаизм); формирование ¦ ¦
¦ ¦и эволюция мировых религий (буддизм, ¦ ¦
¦ ¦христианство, ислам); вероучение и культ мировых ¦ ¦
¦ ¦религий; вероучительные тексты мировых религий; ¦ ¦
¦ ¦экуменистическое движение; современные тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития религии; религия в современном мире ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦История философии ¦234 ¦
¦ ¦История философии - объективный процесс развития ¦ ¦
¦ ¦философского знания; преемственность и ¦ ¦
¦ ¦противоречивый характер развития философской ¦ ¦
¦ ¦мысли; разнообразие типов философствования; ¦ ¦
¦ ¦зарождение философии; философия и мифология; ¦ ¦
¦ ¦философия в древнем мире; философия в средние ¦ ¦
¦ ¦века; философия Возрождения и Нового времени; ¦ ¦
¦ ¦основные направления зарубежной философии ХХ ¦ ¦
¦ ¦века: философия жизни, неогегельянство, ¦ ¦
¦ ¦феноменология, прагматизм, аналитическая ¦ ¦
¦ ¦философия, философский натурализм, ¦ ¦
¦ ¦экзистенциализм, герменевтика, персонализм, ¦ ¦
¦ ¦неотомизм и др.; история философии в России: ¦ ¦
¦ ¦развитие философских идей до XVIII века; процесс ¦ ¦
¦ ¦секуляризации философии в Новое время; русская ¦ ¦
¦ ¦философия в XIX и ХХ вв. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Религиозная антропология ¦136 ¦
¦ ¦Специфика религиозной антропологии, ее основные ¦ ¦
¦ ¦аспекты; эволюция религиозной антропологии; типы ¦ ¦
¦ ¦религиозно-антропологических учений; человек в ¦ ¦
¦ ¦этнических, региональных и мировых религиях; ¦ ¦
¦ ¦православная, католическая и протестантская ¦ ¦
¦ ¦антропология; проблема онтогенеза человека; ¦ ¦
¦ ¦индивид, личность, индивидуальность; тело, душа, ¦ ¦
¦ ¦дух человека в богословском и философском ¦ ¦
¦ ¦понимании; теологическая танатология; теология и ¦ ¦
¦ ¦философия о бессмертии человека; теология об ¦ ¦
¦ ¦антропологических основах религии; поиски ¦ ¦
¦ ¦антропологических корней религии, ¦ ¦
¦ ¦антропологического доказательства бытия Бога; ¦ ¦
¦ ¦теология и антропология о среде обитания ¦ ¦
¦ ¦человека и перспективах цивилизации; ноосфера и ¦ ¦
¦ ¦антропосфера; антропологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦милосердия и каритативной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Религиозная этика ¦200 ¦
¦ ¦Основания религиозной этики; анализ ¦ ¦
¦ ¦теологических точек зрения; основные понятия ¦ ¦
¦ ¦религиозной этики; место религиозно-этических ¦ ¦
¦ ¦учений в системе мировой культуры; этический ¦ ¦
¦ ¦теоцентризм и антропоцентризм: отличия и ¦ ¦
¦ ¦сходства; основные школы этического теоцентризма ¦ ¦
¦ ¦и антропоцентризма; либеральные и ¦ ¦
¦ ¦фундаменталистские концепции этических проблем: ¦ ¦
¦ ¦история, современность; борьба тенденций в ¦ ¦
¦ ¦современных либеральных и фундаменталистских ¦ ¦
¦ ¦этических теологических школах; понятие ¦ ¦
¦ ¦"теодицеи"; эволюция концепций теодицеи; ¦ ¦
¦ ¦основные школы современной концепции теодицеи; ¦ ¦
¦ ¦ситуативная и абсолютная этика в современных ¦ ¦
¦ ¦религиях ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Эстетические проблемы в религиоведении ¦200 ¦
¦ ¦Светские и религиозные эстетические концепции; ¦ ¦
¦ ¦"Теология прекрасного"; богословское понимание ¦ ¦
¦ ¦искусства; религиозное истолкование основных ¦ ¦
¦ ¦эстетических категорий; искусство и религия в их ¦ ¦
¦ ¦генезисе и истории; сходство и различие ¦ ¦
¦ ¦религиозного и художественного освоения ¦ ¦
¦ ¦действительности; особенности использования ¦ ¦
¦ ¦различных видов искусства для удовлетворения ¦ ¦
¦ ¦религиозных потребностей; художественно- ¦ ¦
¦ ¦эстетический аспект религиозного культа; ¦ ¦
¦ ¦религиозное и церковное искусство; канон в ¦ ¦
¦ ¦церковном искусстве и его творческие ¦ ¦
¦ ¦возможности; характер использования в искусстве ¦ ¦
¦ ¦религиозных сюжетов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Наука и религия ¦200 ¦
¦ ¦Наука и религия в системе культуры; особенности ¦ ¦
¦ ¦выражения в религии знаний о человеке, обществе, ¦ ¦
¦ ¦мире; становление и развитие науки и ее влияние ¦ ¦
¦ ¦на религию; религиозная и научная картины мира; ¦ ¦
¦ ¦конфликты науки и религии; от конфликтов к ¦ ¦
¦ ¦диалогу; теологические интерпретации достижений ¦ ¦
¦ ¦современного человековедения, обществознания, ¦ ¦
¦ ¦естествознания; особенности богословских ¦ ¦
¦ ¦обоснований теизма, креационизма, телеологии, ¦ ¦
¦ ¦финализма с помощью данных наук ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Свобода совести ¦136 ¦
¦ ¦Возникновение представлений о свободе совести; ¦ ¦
¦ ¦выступление за независимость светской власти от ¦ ¦
¦ ¦церкви, за веротерпимость в Средние века; ¦ ¦
¦ ¦требования свободы религии и свободы ¦ ¦
¦ ¦вероисповедания в эпоху Возрождения и ¦ ¦
¦ ¦Реформации; проблемы свободы совести в Новое и ¦ ¦
¦ ¦Новейшее время: обоснование принципов отделения ¦ ¦
¦ ¦церкви от государства и светскости образования, ¦ ¦
¦ ¦провозглашение равенства прав граждан независимо ¦ ¦
¦ ¦от отношения к религии; осознание права не ¦ ¦
¦ ¦исповедовать никакую религию, быть атеистом, ¦ ¦
¦ ¦понимание свободы совести как одного из прав ¦ ¦
¦ ¦человека; конституции и законодательные акты ¦ ¦
¦ ¦зарубежных государств о свободе совести и ¦ ¦
¦ ¦вероисповеданий; свобода мысли, совести, религии ¦ ¦
¦ ¦и убеждений в международных правовых документах; ¦ ¦
¦ ¦развитие представлений о свободе совести и ее ¦ ¦
¦ ¦государственно-правовое обеспечение в истории ¦ ¦
¦ ¦России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦История свободомыслия ¦182 ¦
¦ ¦Свободомыслие как явление духовной культуры; ¦ ¦
¦ ¦формы свободомыслия (богоборчество, религиозный ¦ ¦
¦ ¦индифферентизм, скептицизм, нигилизм, ¦ ¦
¦ ¦антиклерикализм, атеизм и т.д.); элементы ¦ ¦
¦ ¦свободомыслия в народном творчестве, искусстве, ¦ ¦
¦ ¦естествознании, художественной литературе, ¦ ¦
¦ ¦философии, теологии; этапы развития ¦ ¦
¦ ¦свободомыслия; свободомыслие в духовной жизни ¦ ¦
¦ ¦древних народов (Египет, Вавилон, Китай, Греция, ¦ ¦
¦ ¦Рим); свободомыслие в культуре древней Руси; ¦ ¦
¦ ¦вольнодумная культура еврейского и арабского ¦ ¦
¦ ¦средневековья; свободомыслие в странах Европы в ¦ ¦
¦ ¦эпоху Возрождения и в Новое время; история ¦ ¦
¦ ¦свободомыслия в отечественной культуре XVIII - ¦ ¦
¦ ¦XIX вв.; свободомыслие в социально-политической ¦ ¦
¦ ¦и духовной жизни России в ХХ в.; свободомыслие в ¦ ¦
¦ ¦странах Запада и Востока в ХХ в. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Эзотерические учения ¦136 ¦
¦ ¦Понятие эзотеризма, эзотеризм и экзотеризм; ¦ ¦
¦ ¦предмет эзотерических учений; формы ¦ ¦
¦ ¦эзотерического знания и механизмы его ¦ ¦
¦ ¦формирования; классификация эзотерических ¦ ¦
¦ ¦явлений; моральные и научные стороны тайных ¦ ¦
¦ ¦учений; эзотеризм и религия; эзотеризм и ¦ ¦
¦ ¦философия; история эзотерических учений; ¦ ¦
¦ ¦эзотерические традиции Востока и Запада; ¦ ¦
¦ ¦оккультизм и его виды; астрология и алхимия в ¦ ¦
¦ ¦системе оккультных и эзотерических учений; ¦ ¦
¦ ¦основные разновидности спиритизма; розенкрейцеры ¦ ¦
¦ ¦и масоны; теософия и антропософия; астротеология ¦ ¦
¦ ¦и астромифология; "Высшая магия" и др.; ¦ ¦
¦ ¦эзотерические учения и современная наука ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Современные нетрадиционные религиозные движения ¦112 ¦
¦ ¦и культы ¦ ¦
¦ ¦Социально-исторические и социокультурные условия ¦ ¦
¦ ¦формирования и развития нетрадиционных ¦ ¦
¦ ¦религиозных движений и культов; характерные ¦ ¦
¦ ¦черты этих движений и культов; типы ¦ ¦
¦ ¦нетрадиционных движений и культов: ¦ ¦
¦ ¦неохристианские, ориенталистские, ¦ ¦
¦ ¦синкретические, территориально-региональные, ¦ ¦
¦ ¦сатанинские и демонические культы и другие ¦ ¦
¦ ¦направления; нетрадиционные религиозные ¦ ¦
¦ ¦движения: неденоминированные христианские ¦ ¦
¦ ¦объединения, "Церковь Христа", "Армия спасения", ¦ ¦
¦ ¦"Ассоциация Св. Духа за Объединение Мирового ¦ ¦
¦ ¦Христианства" - Церковь Объединения, "Дети ¦ ¦
¦ ¦Бога", церковь Сайентологии, "Международное ¦ ¦
¦ ¦Общество Сознания Кришны", "Трансцендентальная ¦ ¦
¦ ¦медитация", "Миссия Божественного Света", "Культ ¦ ¦
¦ ¦Раджниши" (Ошо), "Ананда Марга", Миссия ¦ ¦
¦ ¦Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности", ¦ ¦
¦ ¦"Церковь Последнего Завета" (последователи ¦ ¦
¦ ¦Виссариона), "Великое Белое Братство", Центр ¦ ¦
¦ ¦йоги "Крылья Совершенства", "Аум Синрике", ¦ ¦
¦ ¦"Церковь Сатаны" и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦420 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студентов, ¦420 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦586 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7236 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Практики ¦324 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого ¦7560 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 522400 - Религиоведение
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, научно-исследовательскую
и производственную практики - 134 недели
- экзаменационные сессии - 28 недель
- педагогическая практика
в средней школе - не менее 2 недель
- итоговая государственная
аттестация, включая подготовку
и защиту квалификационной работы, - не менее 4 недель
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 40 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного в п.
1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 522400 - Религиоведение
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем
наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика
подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается, прежде
всего, за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума
содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной
или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-
экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные
на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. УМО
рекомендует вузам выбрать из федерального компонента следующие
дисциплины: "Культурология", "Политология", "Психология и
педагогика", "Экономика", а также, используя предоставленное им
право на авторские курсы, читать вместо "Отечественной истории"
курс "Всеобщей истории".
УМО рекомендует также за счет часов национально-регионального
(вузовского) компонента ввести обязательный курс "Латинского
языка", "Древнегреческого языка" и др.;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней) и заочной формах обучения и экстернате могут
предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание
дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки
допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
В кадровом отношении реализация основной образовательной
программы подготовки бакалавров в вузе должна обеспечиваться по
циклам гуманитарных и социально-экономических, математических и
естественнонаучных дисциплин педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, или систематически занимающимися научно-
исследовательской работой по данной дисциплине.
Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам
должны читаться доцентами или профессорами, систематически
занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей
дисциплине. 25% штатных преподавателей по этим дисциплинам должны
иметь степень доктора наук.
Реализация основной образовательной программы бакалавра должна,
как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз
имеет право привлекать для чтения общепрофессиональных курсов до
25% преподавателей сторонних организаций.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Учебно-методическое обеспечение реализации основной
образовательной программы бакалавра включает в себя:
- учебный план, разработанный в соответствии с требованиями
настоящего государственного образовательного стандарта;
- рабочие планы на каждый год обучения;
- утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов
федерального компонента, национально-регионального компонента и
курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также
утвержденные кафедрами программы специальных дисциплин;
- утвержденные вузом (факультетом) положения о курсовой работе,
выпускной квалификационной работе бакалавра, государственном
экзамене, педагогической, научно-исследовательской и
производственной практиках, а также перечень примерных тем
курсовых работ и выпускных квалификационных работ;
- наличие компьютерного класса, доступного студентам и
позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20
часов в год;
- наличие доступного для студентов выхода в систему Internet;
- наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-
методической литературы по всем дисциплинам настоящего
государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5
экземпляра на 1 студента;
- наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой
философской и религиоведческой мысли в объеме не менее 0,5
экземпляра на 1 студента, а также философских журналов
академических институтов, Вестников классических университетов
(сер. - Философия) и региональных философских журналов.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу бакалавра, должно располагать материально-технической
базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций,
семинаров и иных видов учебной, научно-исследовательской и
практической работы студентов, предусмотренных учебным планом и
соответствующих действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. Педагогическая практика включает в себя:
- выделение каждому студенту руководителя педагогической
практики;
- посещение студентом уроков (пассивная практика), проводимых
руководителем педагогической практики;
- проведение под контролем руководителя педпрактики не менее 2
самостоятельных уроков в средней школе (активная практика);
- обсуждение на заседании педагогического совета результатов
педагогической практики студента и проставление итоговой оценки.
6.5.2. Научно-исследовательская практика включает в себя:
- написание под руководством научного руководителя курсовых
работ и выпускной квалификационной работы;
- освоение работы с библиотечными каталогами;
- обучение навыкам поиска научной информации с помощью
Internet;
- участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;
- освоение практики редакторской работы и подготовки научных
публикаций с помощью компьютерных систем.
6.5.3. Производственная практика может включать в себя участие
в работе студенческих, молодежных, общественно-политических и
религиозных организаций, в работе приемных комиссий, участие в
избирательных компаниях, проведении различного рода опросов и
анкетирования.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра
по направлению 522400 - Религиоведение
Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
степени (квалификации).
Бакалавр должен:
- обнаружить фундаментальную профессиональную подготовку по
всем разделам религиоведческого знания;
- знать особенности религиозно-теологических оценок места
религии в обществе, культуре, в сферах духовно-этической жизни,
проблемы диалога верующих и неверующих, межконфессионального
диалога;
- иметь навыки анализа современной религиозной проблематики,
основных тенденций изменения религиозной обстановки в различных
регионах и социально-этнических группах;
- уметь свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать
литературу по религиоведческой проблематике на русском и одном из
иностранных языков;
- иметь необходимые навыки для практической работы в различных
структурах, имеющих отношение к религии и религиоведению;
- иметь необходимые навыки для преподавания религиоведческих
дисциплин;
- уметь осуществлять поиск информации через библиотечные фонды,
компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую
печать;
- уметь владеть основными навыками педагогической, методической
и научно-исследовательской работы, межличностного общения и работы
в коллективе, практического анализа логики различного рода
рассуждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения
дискуссий и полемики, научно-литературной и редакторской работы.
Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных
исследований в более узких направлениях религиоведения.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра
устанавливаются высшим учебным заведением, исходя из содержания
цикла специальных дисциплин.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту
выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом, и продолжению
образования в магистратуре по направлениям 520400 - Философия;
520900 - Политология и 522400 - Религиоведение в соответствии с п.
1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра.
Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме
рукописи. Она должна представлять собой самостоятельное
исследование, состоящее в обзоре, анализе, обобщении и оценке
имеющейся литературы по той или иной религиоведческой проблеме.
Выпускная работа должна быть основана на глубоком знании мировых и
отечественных первоисточников, современных точек зрения на
проблему и выполнена на базе общепрофессиональных дисциплин
направления.
Конкретные требования к содержанию, объему и структуре
выпускной работы бакалавра определяются высшим учебным заведением
на основании Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, государственного образовательного
стандарта по направлению 522400 - Религиоведение и методических
рекомендаций УМО по образованию в области Религиоведения.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы,
составляет для бакалавра не менее четырех недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 522400 - Религиоведение определяются вузом на
основании методических рекомендаций и соответствующей примерной
программы, разработанных УМО по образованию в области
Религиоведения, Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и государственного образовательного
стандарта по направлению 522400 - Религиоведение.
Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний
и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании
Государственной аттестационной комиссии, состав которой
формируется из ведущих преподавателей вуза по религиоведению. Фонд
оценочных средств государственного экзамена формируется вузом и
должен включать в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим в
федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин настоящего
государственного образовательного стандарта.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
философии, политологии и религиоведения.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения по философии, политологии и
религиоведению 16 ноября 1999 г., протокол N 1.
|