Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.04.2000 N ГКПИ 00-214 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ АБЗАЦА 4 ПУНКТА 3.1 РАЗДЕЛА 3 ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ СУДЬЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                   от 5 апреля 2000 г. N ГКПИ 00-214

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего                           Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению К. о признании незаконным абзаца 4  пункта 3.1 раздела 3
   Инструкции  "О   порядке   назначения   и   выплаты   ежемесячного
   пожизненного  содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции
   и федеральных арбитражных судов",  утвержденной Высшим Арбитражным
   Судом  РФ  5 августа 1999 г.  и  Верховным  Судом  РФ  17  августа
   1999 г.,

                              установил:

       К. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше  требованием,
   сославшись  на  то,  что  оспариваемый  абзац пункта 3.1 раздела 3
   Инструкции противоречит официальному  тексту  ст.  7  Федерального
   закона  "О  дополнительных  гарантиях  социальной  защиты  судей и
   работников аппаратов судов РФ" от 10 января 1996 г.  и сужает,  по
   сравнению  с  Законом,  круг  лиц,  время работы которых в органах
   юстиции подлежит включению в стаж работы в качестве судьи, дающего
   право  на  отставку  и  получение установленных Законом всех видов
   выплат и льгот.
       В частности,   данным   пунктом  Инструкции  предусматривается
   включение в такой стаж времени работы не в  органах  юстиции,  как
   это указано в Законе,  а лишь в аппарате органов юстиции,  который
   не охватывает всех структур, входящих в органы юстиции.
       Полагает, что  оспариваемый  пункт Инструкции,  в части такого
   толкования ст.  7 названного Федерального закона,  как  нарушающий
   права судей, не может иметь юридической силы и являться законным.
       В судебном заседании К. заявленное требование поддержал.
       Представители Верховного  Суда  РФ  Харитонов  Т.Н.  и Высшего
   Арбитражного Суда  РФ  Богатырев  В.И.  с  данным  требованием  не
   согласились  и  просили  об  оставлении  его  без  удовлетворения,
   сославшись на то,  что положения абзаца 4 оспариваемого заявителем
   пункта  Инструкции требованиям Закона не противоречат и прав судей
   не нарушают.
       Выслушав объяснения  заявителя  К.,  представителей Верховного
   Суда РФ Харитонова Т.Н.  и Высшего Арбитражного Суда РФ Богатырева
   В.И.,  исследовав  материалы  дела и заслушав заключение прокурора
   Генеральной   прокуратуры    Масаловой    Л.Ф.,    полагавшей    в
   удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не
   подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       В соответствии со ст.  7 Федерального закона "О дополнительных
   гарантиях социальной защиты судей  и  работников  аппаратов  судов
   Российской  Федерации"  в  стаж работы в качестве судьи Российской
   Федерации при  исчислении  стажа,  дающего  право  на  отставку  и
   получение  всех  видов  выплат и льгот,  включается время работы в
   судах и органах  юстиции  на  должностях,  для  замещения  которых
   необходимо высшее юридическое образование.
       Как установлено судом,  в  связи  с  возникшими  вопросами  по
   применению   Федерального   закона   "О  дополнительных  гарантиях
   социальной  защиты  судей  и  работников   аппаратов   судов   РФ"
   Президиумом  Верховного  Суда  РФ  19  марта 1997 г.  было принято
   Постановление,  из содержания п.  1 которого следует,  что в  стаж
   работы  в  качестве  судьи,  применительно  к  требованиям  ст.  7
   названного Закона,  включается  работа  в  аппаратах  судов  общей
   юрисдикции,  конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и
   органов государственного арбитража,  в  аппарате  органов  юстиции
   (Министерствах юстиции СССР и Российской Федерации,  министерствах
   юстиции республик  в  составе  Российской  Федерации,  управлениях
   (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо
   высшее юридическое образование,  а  также  в  качестве  прокурора,
   следователя и адвоката,  если эта работа предшествовала назначению
   на должность судьи.
       Таким же  образом  подлежит  исчислению стаж работы в качестве
   судьи и в соответствии с абзацем 4 пункта 3.1 раздела 3 Инструкции
   "О   порядке   назначения   и  выплаты  ежемесячного  пожизненного
   содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных
   арбитражных судов" (далее Инструкция),  принятой в августе 1999 г.
   Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.
       По утверждению  представителей  Верховного  Суда  РФ и Высшего
   Арбитражного Суда РФ,  оспариваемый  заявителем  пункт  Инструкции
   каких-либо   положений,   не  соответствующих  требованиям  ст.  7
   вышеназванного Федерального  закона,  не  содержит,  а  лишь  дает
   разъяснение  о  том,  что  следует понимать под органами юстиции в
   смысле приведенной нормы Закона.  Необходимость такого разъяснения
   возникала  в  связи с тем,  что в систему Министерства юстиции РФ,
   помимо самих органов юстиции,  а именно:  аппаратов Министерств  и
   управлений (отделов) юстиции, входят и непосредственно подчиненные
   ему различного рода учреждения и организации,  включая  судебно  -
   экспертные  учреждения,  научно  -  исследовательские учреждения и
   другие.
       С учетом  этого  и  было  дано  соответствующее разъяснение по
   указанному вопросу.  Понятия "аппарат органов юстиции"  и  "органы
   юстиции"  по  своему  объему  и значению идентичны,  в связи с чем
   никаких противоречий Закону данная Инструкция,  по их  мнению,  не
   содержит.
       Эти утверждения    представителей     заинтересованных     лиц
   материалами   дела   не   опровергнуты.   Не   представлено  в  их
   опровержение каких-либо данных и самим заявителем.
       При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо правовых
   оснований для признания незаконным абзаца 4 пункта 3.1  раздела  3
   оспариваемой Инструкции не имеется.
       Довод заявителя о том,  что оспариваемым пунктом Инструкции  в
   указанной  редакции  сужается,  по сравнению с Законом,  круг лиц,
   время работы которых в органах юстиции подлежит включению  в  стаж
   работы  в  качестве  судьи,  не  может  быть  принят  во внимание,
   поскольку сам по себе факт вхождения ряда учреждений и организаций
   в   систему   Министерства   юстиции  РФ,  как  это  предусмотрено
   Положением о данном Министерстве, не дает оснований к отнесению их
   к органам юстиции.
       Данное обстоятельство,   по   мнению   суда,    подтверждается
   содержанием п.  3, пп. "М" п. 6 и п. 10 названного выше Положения,
   из которых следует,  что Министерство юстиции  РФ,  его  органы  и
   учреждения на местах образуют систему Министерства юстиции РФ,  но
   не органов юстиции, о чем по сути утверждает заявитель.
       Исходя из   этого   и   с   учетом   пояснений  представителей
   заинтересованных лиц суд приходит к выводу о том,  что  к  органам
   юстиции,   применительно   к   требованиям   ст.   7   Закона   "О
   дополнительных гарантиях социальной  защиты  судей...",  относятся
   Министерства  юстиции  СССР  и Российской Федерации,  министерства
   юстиции республик в составе  РФ  и  управления  (отделы)  юстиции,
   которые  фактически  состоят  из  своих  аппаратов,  что  и  нашло
   соответствующее отражение в оспариваемом пункте Инструкции.
       Ссылка заявителя при этом на то, что органы нотариата входят в
   состав органов юстиции,  а указанной редакцией  названного  пункта
   Инструкции  работа  в  должности нотариуса фактически исключена из
   стажа, подлежащего включению в стаж работы в качестве судьи, также
   не  может  быть  признана  обоснованной,  так  как  она  ничем  не
   подтверждена и опровергается как  упомянутым  выше  "Положением  о
   Министерстве     юстиции    РФ",    утвержденным    Постановлением
   Правительства РФ от 8  мая  1992  г.  N  299,  так  и  содержанием
   ст.  ст.  26   и  31  "Основ законодательства РФ о нотариате",  из
   которых   следует,   что  высшим  органом  нотариальной  палаты  и
   Федеральной  нотариальной  палаты является собрание представителей
   нотариальных  палат.   Полномочия  собрания  и других  руководящих
   органов названных палат регламентируются их Уставами.
       Приведенные выше обстоятельства  свидетельствуют  о  том,  что
   нотариальные палаты имеют самостоятельную структуру,  действуют на
   основании  названных  выше  Основ  и  принятых  ими  уставов,  что
   исключает возможность их вхождения в структуру органов юстиции.
       В этой связи суд не может согласиться с утверждением заявителя
   в  той  части,  что  оспариваемый  пункт  Инструкции  в  указанной
   редакции противоречит ст.  7 Федерального закона "О дополнительных
   гарантиях социальной защиты судей...".
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                решил:

       заявление К.  о  признании  незаконным  абзаца  4  пункта  3.1
   раздела 3 Инструкции "О порядке назначения и выплаты  ежемесячного
   пожизненного  содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции
   и федеральных арбитражных судов",  утвержденной Высшим Арбитражным
   Судом РФ 5 августа 1999 г. и Верховным  Судом  РФ  от  17  августа
   1999 г., оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz