Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ЗА IV КВАРТАЛ 1999 ГОДА. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                                         Утвержден
                                                       Постановлением
                                           Президиума Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                от 5 апреля 2000 года
   
   ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 1999 ГОДА
   ------------------------------------------------------------------
                             (извлечение)
   
                                 * * *
                           Ответы на вопросы
   
       Вопрос:   Имеют   ли   право   сотрудники  таможенных  органов
   одновременно  получать  пенсию в соответствии с Законом Российской
   Федерации  от  12  февраля 1993 г.  "О пенсионном обеспечении лиц,
   проходивших  военную  службу,  службу  в органах  внутренних  дел,
   учреждениях  и органах  уголовно  - исполнительной  системы,  и их
   семей"  и ежемесячное  пособие,  предусмотренное  п.   3  ст.   51
   Федерального  закона  от  21  июля 1997 г.  "О службе в таможенных
   органах  Российской  Федерации",  в случае увольнения со службы по
   достижении ими предельного возраста пребывания на службе,  в связи
   с   организационно   - штатными  мероприятиями  или  по  состоянию
   здоровья?
       Ответ:  Согласно п.  1 ст.  50 Федерального закона "О службе в
   таможенных  органах  Российской  Федерации" пенсионное обеспечение
   сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на
   условиях   и по  нормам,   которые  установлены  законодательством
   Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в
   органах внутренних дел, и членов их семей.
       В  силу  п.  3  ст.  51  этого  Закона  сотрудникам таможенных
   органов,  имеющим  выслугу от 15 до 20 лет и уволенным со службы в
   таможенных органах по основаниям, предусмотренным подп.  2, 5, 8 и
   9 п.  2 ст.  48 данного Закона (т.е. в случае увольнения со службы
   по  достижении  ими  предельного возраста пребывания на службе,  в
   связи  с организационно  - штатными мероприятиями или по состоянию
   здоровья),  в  течение  пяти  лет  после  увольнения выплачивается
   ежемесячное   пособие  в размере  40  процентов  оклада  месячного
   денежного  содержания.  За  каждый  год службы свыше 15 лет размер
   ежемесячного   пособия   увеличивается   на  три  процента  оклада
   месячного денежного содержания.
       В  соответствии с п.  1 постановления Правительства Российской
   Федерации  от 2 февраля 1998 г.  "О порядке исчисления выслуги лет
   для  назначения  и выплаты  пенсий  и пособий  лицам,  проходившим
   службу  (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации,  и
   их  семьям"  на  лиц,  проходивших  службу  в таможенных органах и
   имеющих специальные звания,  распространено действие постановления
   Совета   Министров  - Правительства  Российской  Федерации  от  22
   сентября 1993 г.  "О порядке исчисления выслуги лет,  назначения и
   выплаты  пенсий  и пособий  лицам,  проходившим  военную  службу в
   качестве   офицеров,   прапорщиков,   мичманов   и  военнослужащих
   сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат,  матросов,
   сержантов  и старшин  либо  службу в органах внутренних дел,  и их
   семьям в Российской Федерации".
       В   п.   18   названного   постановления  Совета  Министров  -
   Правительства   Российской   Федерации  предусмотрено  выплачивать
   военнослужащим,   уволенным   с  военной   службы   по  достижении
   предельного  возраста  пребывания  на  военной  службе,  состоянию
   здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без
   права на пенсию, имеющим общую продолжительность военной службы от
   15 до 20 лет, ежемесячное социальное пособие.
       Аналогичное положение содержится и в п.  4 ст. 23 Федерального
   закона  от  27  мая  1998  г.  "О  статусе военнослужащих" (в ред.
   Федерального закона от 31 декабря 1999 г.  No.  229-ФЗ),  согласно
   которому военнослужащим,  проходившим военную службу по контракту,
   имеющим  общую  продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и
   уволенным  с военной службы по достижении ими предельного возраста
   пребывания  на  военной  службе,  состоянию здоровья или в связи с
   организационно  - штатными  мероприятиями  без права на пенсию,  в
   течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие.
       На  основании изложенного представляется,  что это ежемесячное
   пособие выплачивается сотрудникам таможенных органов только при их
   увольнении  по  указанным  выше  основаниям со службы в таможенных
   органах  без  права  на  пенсию.   Следовательно,   они  не  могут
   одновременно получать пенсию и названное пособие.
       Вопрос:  Вправе  ли  суд уменьшить размер пени,  начисленной в
   соответствии  со ст.  124 Таможенного кодекса Российской Федерации
   (0,3   процента  за  каждый  день  просрочки  платежа)  и ст.   75
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации (0,1 процента за каждый
   день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора),
   если   признает,   что   подлежащая   взысканию  сумма  пени  явно
   несоразмерна последствиям нарушения обязательства?
       Ответ: Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации
   в  случае  неисполнения  налогоплательщиком  - физическим  лицом в
   установленный  срок  обязанности  по уплате налога налоговый орган
   (таможенный  орган)  вправе  обратиться  в суд с иском о взыскании
   налога за счет имущества данного налогоплательщика (п. 1).
       Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества
   налогоплательщика  - физического  лица  производится  судом  общей
   юрисдикции    в   соответствии    с   гражданским   процессуальным
   законодательством (п. 5).
       Указанные  положения  применяются  также при взыскании пени за
   несвоевременную уплату налога и сбора (п. 11).
       В  Налоговом кодексе и в Таможенном кодексе нет норм,  которые
   бы   допускали   или   запрещали   возможность   уменьшения  суммы
   начисленных  пеней  ввиду  явно  несоразмерной величины этой суммы
   размеру   недоимки   самого   налога   или   таможенного  платежа.
   Следовательно,  можно считать, что в этом вопросе имеется пробел в
   налоговом и таможенном законодательстве.
       В  соответствии  с ч.  3 ст.  10 ГПК РСФСР в случае отсутствия
   закона,  регулирующего  спорное  отношение,  суд  применяет закон,
   регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такого закона суд
   исходит из общих начал и смысла действующего законодательства.
       Пеня  - одно  из  средств обеспечения исполнения обязательств,
   как  гражданско  - правовых,  так  и налоговых.  Ее  назначение  -
   стимулировать своевременное исполнение обязательства,  в частности
   уплату   налога   (таможенного  платежа),   а  также  побуждать  к
   минимальной просрочке уплаты налога, если срок внесения налога был
   нарушен.  Указанные  отношения  по  уплате пеней являются сходными
   между   собой.   Поэтому   к  отношениям   по   уплате   пеней  за
   несвоевременное   внесение  налогов  (таможенных  платежей)  может
   применяться по аналогии закона ст. 333 ГК РФ.
       Кроме  того,  согласно ст.  7 Конституции Российской Федерации
   Российская  Федерации - социальное государство,  политика которого
   направлена  на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь и
   свободное развитие человека.
       В  Российской  Федерации  охраняются  труд  и здоровье  людей,
   устанавливается  гарантированный  минимальный размер оплаты труда,
   обеспечивается   государственная  поддержка  семьи,   материнства,
   отцовства  и детства,  инвалидов  и пожилых  граждан,  развивается
   система социальных служб,  устанавливаются государственные пенсии,
   пособия и иные гарантии социальной защиты.
       Начисление  пени и ее взыскание не должны влечь разорения либо
   непомерных  расходов  налогоплательщика  по ее уплате, и налоговое
   (как  и таможенное)  законодательство  не  преследует таких целей.
   Поэтому  взыскание  пени  требует  учета  фактической  способности
   гражданина  к ее  уплате  в полном  размере начисленной суммы и не
   должно  влечь  лишения  гражданина  - налогоплательщика  гарантий,
   предусмотренных ст. 7 Конституции Российской Федерации.
       При  решении  вопроса о взыскании пени необходимо принимать во
   внимание соразмерность суммы пени размеру основного долга (налога,
   таможенного  платежа),  причины  несвоевременной  уплаты основного
   долга  и соблюдать  принцип  справедливости  вынесенного судебного
   решения.
       С  учетом  изложенного  представляется,  что суд также вправе,
   исходя  из  общих  начал  и смысла действующего законодательства и
   конкретных   обстоятельств   дела,   уменьшить  размер  подлежащей
   взысканию пени.
   
                                                    Обзор подготовлен
                                   отделом работы с законодательством
                                 Верховного Суда Российской Федерации
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz