ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2000 г. No. 8056/99
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской
области от 02.07.99 по делу No. 2090 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо - Западного округа от 23.09.99 по тому же
делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Управление юстиции Тверской области обратилось в Арбитражный
суд Тверской области с иском к Государственной налоговой инспекции
по Центральному району города Твери и Департаменту Федеральной
государственной службы занятости населения по Тверской области о
возврате 79375 рублей 76 копеек, списанных со счета внебюджетного
фонда развития исполнительного производства.
Решением от 02.07.99 исковое требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа
постановлением от 23.09.99 решение отменил, в удовлетворении
искового требования отказал.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного суда
Российской Федерации предлагается указанные судебные акты
отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственная налоговая
инспекция по Центральному району города Твери произвела проверку
Управления юстиции Тверской области по вопросам правильности
исчисления, полноты и своевременности внесения обязательных
платежей в государственные внебюджетные фонды за 1998 год.
По результатам проверки составлен акт от 01.02.99, в
соответствии с которым истцу доначислены страховые взносы в фонд
занятости населения: 2218 рублей 50 копеек задолженности и 2065
рублей пеней, включая 1581 рубль задолженности и 462 рубля пеней
по службе судебных приставов.
Инкассовыми поручениями от 30.03.99 No. 5958 и 5968 налоговая
инспекция списала со счета внебюджетного фонда развития
исполнительного производства и зачислила на счет фонда занятости
населения 79375 рублей 76 копеек задолженности и пеней.
Принимая решение об удовлетворении искового требования, суд
первой инстанции исходил из того, что данная сумма была списана с
бюджетного счета Управления юстиции Тверской области.
Между тем упомянутыми инкассовыми поручениями сумма
задолженности и пеней списана со счета внебюджетного фонда
развития исполнительного производства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.06.98 No. 659 "Об утверждении Положения о
внебюджетном фонде развития исполнительного производства",
принятым во исполнение Федерального закона "Об исполнительном
производстве", образован названный фонд, предназначенный для
финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного
производства. Средства фонда являются федеральной собственностью,
находятся в оперативном управлении Министерства юстиции Российской
Федерации и не подлежат изъятию и нецелевому использованию.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что в
соответствии со статьей 89 Федерального закона "Об исполнительном
производстве" средства внебюджетного фонда развития
исполнительного производства могут быть направлены и на выплату
вознаграждений судебным приставам - исполнителям.
Согласно статье 21 названного Федерального закона заработная
плата судебного пристава состоит из должностного оклада, доплат за
классный чин и выслугу лет, а также иных доплат, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанные вознаграждения по своему назначению
являются элементами оплаты труда, а поэтому подлежат включению в
базу для начисления страховых взносов в государственные
внебюджетные социальные фонды.
Следовательно, средства внебюджетного фонда развития
исполнительного производства могли быть использованы для погашения
задолженности и взыскания пеней по страховым взносам лишь с сумм
вознаграждения судебным приставам, выплаченных из этого фонда.
Использование же средств данного фонда для погашения иной
задолженности по обязательным платежам как в бюджет, так и во
внебюджетные фонды не допускается.
Из материалов дела видно, что упомянутыми инкассовыми
поручениями налоговая инспекция списала со счета указанного фонда
79375 рублей 76 копеек, хотя актом проверки была выявлена
задолженность по уплате взносов в фонд занятости населения лишь в
сумме 2218 рублей 50 копеек, в том числе 1581 рубль - по службе
судебных приставов.
Поэтому арбитражному суду необходимо было исследовать вопрос о
фактической задолженности Управления юстиции Тверской области
фонду занятости населения страховых взносов, подлежащих начислению
и уплате с сумм, выплаченных судебным приставам - исполнителям в
виде вознаграждения из фонда развития исполнительного
производства.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как
принятые по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение
для дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02.07.99 по делу
No. 2090 и постановление Федерального арбитражного суда Северо -
Западного округа от 23.09.99 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Тверской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|