Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Регистрационный номер
246 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 552200 - МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 552200 - Метрология,
стандартизация и сертификация
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и
технологии.
Нормативный срок основной образовательной программы подготовки
бакалавра по направлению 552200 - Метрология, стандартизация и
сертификация при очной форме обучения - 6 лет. Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из программы
подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и
специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Областью профессиональной деятельности магистра является
установление, реализация и контроль нормативной документации,
устанавливающий требования к обеспечению качества, безопасности и
конкурентоспособности продукции, промышленных объектов и
технологий, разработка метрологического обеспечения с целью
обеспечения единства измерений, метрологический контроль и надзор.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности магистра являются
продукция (услуги), технологические процессы, производственные
объекты, оборудование предприятий и испытательных лабораторий,
методы и средства измерений, испытаний и контроля, нормативная
документация, системы стандартизации, сертификации и управления
качеством, метрологическое обеспечение научной, производственной,
социальной и экономической деятельности.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- педагогическая;
- проектная.
1.3.4. Задачи профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая деятельность:
организация разработки мероприятий по повышению и контролю
качества продукции, метрологическому обеспечению разработки,
производства, испытаний и эксплуатации, планирование работ по
стандартизации и сертификации, систематическая проверка
применяемых на предприятии стандартов, технических условий и
других документов по сертификации;
руководство разработкой и внедрением систем качества,
рекламационной работой и анализом причин брака и нарушений
технологии производства, метрологической экспертизой и подготовкой
планов внедрения новой измерительной техники, составлением
технических заданий на разработку стандартов и заявок на
проведение сертификации; осуществление контроля за испытаниями
готовой продукции и поступающих на предприятие материальных
ресурсов, внедрения современных методов и средств измерений,
контроля за изготовлением и испытаниями стандартизованных и
унифицированных изделий;
- производственно-технологическая деятельность:
обеспечение выполнения заданий по разработке новых и пересмотру
действующих стандартов, технических условий и других документов по
стандартизации и сертификации;
разработка (совершенствование) и внедрение системы управления
качеством, локальных поверочных схем по видам измерений;
оценка уровня брака и анализ причин его возникновения,
внедрение современных методов управления качеством,
статистического и неразрушающего контроля;
определение номенклатуры измеряемых и контролируемых параметров
продукции и технологических процессов, оптимальных норм точности
измерений и достоверности контроля, выбор средств измерений,
испытаний и контроля; разработка методик выполнения измерений,
испытаний и контроля;
- научно-исследовательская деятельность:
создание теоретических моделей, позволяющих исследовать
качество продукции и технологических процессов, оценивать
эффективность метрологического обеспечения и стандартизации;
разработка планов, программ и методик проведения испытаний
измерений и контроля качества продукции;
применение проблемно-ориентированных методов анализа, синтеза и
оптимизации процессов управления качеством, метрологического
обеспечения, стандартизации и сертификации;
- проектная деятельность:
формирование целей проекта (программы) по созданию новых или
модернизации существующих методов и средств управления качеством,
метрологического обеспечения и стандартизации;
разработка конструкторских и технологических решений в области
обеспечения качества, метрологического обеспечения и
стандартизации;
использование современных информационных технологий при
проектировании средств и технологий управления качеством,
метрологического обеспечения и стандартизации.
1.3.5. Квалификационные требования.
Магистр должен знать:
постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других
органов, методические, нормативные и руководящие материалы,
касающиеся выполняемой работы;
перспективы технического развития и особенности деятельности
учреждения, организации, предприятия;
теоретические основы точности измерений при применении
метрологических, контрольно-измерительных и диагностических
средств;
методы математического моделирования исследований и разработки
компьютерных технологий измерения и контроля;
современные методы метрологического сопровождения разработки,
производства, испытаний и эксплуатации средств измерений,
контрольно-измерительных и диагностических средств;
научные и методические основы построения систем качества и
сертификации продукции и производственных объектов;
теорию стандартизации и каталогизации продукции, разработку
нормативного и метрологического обеспечения федеральных, социально-
экономических и научно-технических программ и проектов;
методы и алгоритмы планирования и обработки результатов
измерений, оценки их качества;
цели, задачи и объекты испытаний и условия взаимного признания
результатов испытаний;
методы определения экономической эффективности исследований и
разработок;
достижения науки и техники, передовой зарубежный опыт в
соответствующей выполняемой работе, области знаний;
основы экономики, организации производства, труда и управления;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям:
08.00.20 - стандартизация и управление качеством;
05.11.13 - приборы и методы контроля природной среды, веществ,
материалов и изделий;
05.11.15 - метрология и метрологическое обеспечение;
05.13.10 - управление в социальных и экономических сферах.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления):
552201 - Компьютеризация измерений и контроля
Разработка проблем информатизации, моделирования и управления
измерительными технологиями. Создание компьютерных информационных
систем измерения и контроля в процессе проектирования, разработки,
выпуска и эксплуатации, ремонта продукции. Математическое
моделирование и автоматизированное исследование
компьютеризированных технологий и контроля. Проблемы
интеллектуализации компьютерных систем измерения и контроля.
Создание компьютерных систем базы измерительных знаний и
определение нормируемых метрологических характеристик. Создание
метрологического обеспечения компьютеризированных систем измерения
и контроля и их сертификация.
552202 - Метрологические, контрольно-измерительные и
диагностические средства
Разработка теоретических основ точности измерений при
применении метрологических, контрольно-измерительных и
диагностических средств. Современные методы метрологического
сопровождения проектирования, разработки, производства, испытаний
и эксплуатации метрологических, контрольно-измерительных и
диагностических средств. Разработка эталонных и рабочих средств
измерений и обеспечение единства измерений. Создание современных
технологий аттестации и сертификации продукции на основе
автоматизированных метрологических контрольно-измерительных и
диагностических средств. Международная и национальная системы
стандартизации, каталогизации и сертификации метрологических,
контрольно-измерительных и диагностических средств.
552203 - Метрология и метрологическое обеспечение изделий
радиоэлектроники
Теория и методы измерений метрологических характеристик
радиоэлектронной аппаратуры, создание и методология применения
эталонных и рабочих средств измерений, обеспечение единства
измерений. Математическое моделирование и исследование влияния
дестабилизирующих факторов на результат измерений. Создание
высокоэффективных измерительных технологий проектирования,
разработки, производства, эксплуатации и ремонта радиоэлектронной
аппаратуры. Международная и национальная системы стандартизации и
сертификации радиоэлектронной продукции. Построение систем
качества и повышение эффективности в радиоэлектронной
промышленности.
552204 - Метрологическое обеспечение сертификации
Научные и методические основы построения систем качества и
сертификации продукции. Определение показателей качества и
разработка метрологически обоснованных требований к точности
результатов сертификационных испытаний. Математическое
моделирование и построение систем управления измерительным
процессом. Создание и применение эталонных и рабочих средств
измерений, разработка методов и алгоритмов измерений с целью
обеспечения единства и точности измерений. Аккредитация
испытательных лабораторий.
552205 - Метрологическое обеспечение технологических процессов
и производств
Теоретические основы и методология измерительных технологий
производственных процессов. Разработка метрологического
обеспечения технологических процессов и производств. Локализация,
идентификация и структуризация объектов контроля и управления.
Критерий эффективности и основные ограничения систем управления
технологическими процессами и производствами. Определение единиц
измерений, методов и систем контроля и управления, обеспечение
требуемой точности и достоверности исходных данных и результатов
измерений и вычислений. Сертификация технологических процессов и
производств.
552206 - Метрологическое обеспечение вооружений и военной
техники
Особенности вооружений и военной техники как объектов
метрологии. Разработка средств измерений военного назначения,
тактико-технических требований и методик измерений и испытаний
военной техники и вооружений. Военно-метрологическое сопровождение
разработки, производства и испытаний вооружений и военной техники.
Метрологический контроль и надзор, метрологическая экспертиза и
каталогизация технологий военного и двойного назначения.
Обеспечение живучести, мобильности и оперативности системы
обеспечения военной техники и вооружения. Задачи метрологического
обеспечения обороны в военное время.
55207 - Экономика стандартизации и управление качеством
Теория стандартизации. Международная и национальная системы
стандартизации. Стандартизация в регулировании социально-
экономической и научно-технической областях, модели управления,
действенность и эффективность управления качеством. Стандартизация
и сертификация организационно-технического механизма создания
новой продукции, теоретические основы системы разработки и
постановки продукции на производство, методы стандартизации в
проблеме сбора, обработки и доведения до потребителя информации о
выпускаемой продукции и обеспечение ее соответствия действующим
стандартам. Каталогизация продукции и услуг, разработка
нормативного и метрологического обеспечения федеральных, социально-
экономических и научно-технических программ и проектов.
Стандартизация в создании и функционировании организационно-
технического механизма государственного управления.
552208 - Автоматизированные системы управления качеством
Основы теории автоматического управления. Формализация задач и
принципов автоматизации измерений и контроля в системах управления
качеством производства. Развитие теоретических основ информационно-
измерительных систем, создания компьютерных информационных систем
управления качеством продукции. Современные методы математического
моделирования, экспериментального исследования, проектирование и
создание новых автоматизированных систем управления производством,
метрологическое обеспечение и сертификация автоматизированных
систем управления качеством.
552209 - Управление качеством в социальных и экономических
системах
Теоретические основы государственной системы социально-
экономической стандартизации. Управление качеством экономических и
хозяйственных субъектов различной формы собственности,
дифференцирование их взаимоотношений при выполнении
государственных заказов, взаимных договорных обязательств и
формирований правовой, научно-технической, бюджетно-финансовой,
кредитно-налоговой и иных форм государственной политики.
Разработка научных, социальных, экономических и правовых
обоснований федеральных государственных минимальных социальных
норм и социально-экономических нормативов. Разработка минимальных
социально-экономических стандартов.
552210 - Метрологическое обеспечение контроля качества свойств
и состава веществ, материалов и изделий
Основы точности измерений. Измерительные технологии и
измерительная информация. Стандартизация и сертификация видов,
методов и средств контроля и испытаний. Надежность контроля и
достоверность результатов. Теоретические основы физических видов
контроля: акустического, радиационного, магнитного, вихретокового,
инфракрасного и разработка методов расчета нормируемых
метрологических характеристик. Функционально-системный анализ
дестабилизирующих факторов. Проектирование и применение эталонных
и рабочих образцов, индикаторов качества, эталонов
чувствительности, дефектометров. Методология поверки и калибровки
средств контроля качества. Метрологическая экспертиза и аттестация
методов и средств контроля при проектировании и эксплуатации.
Международная и национальная системы стандартизации и сертификации
методов и средств контроля.
552211 - Теория точности измерений
Основы теории измерений, классификация и свойства шкал
измерения. Основные положения концепции неопределенности значения
измеряемой величины и закономерности преобразования измеряемых
величин в результат измерения. Формирование погрешности результата
измерений в различных шкалах. Методы повышения точности измерений.
Принципы и методы обеспечения единства измерений и единообразия
средств измерений. Разработка математических моделей измерений,
теория и планирование измерений в различных шкалах. Теория оценки
качества результата измерений. Применение основных положений
теории информации для характеристики процессов измерений.
Разработка методов и алгоритмов планирования и обработки
результатов измерений и оценки их качества. Разработка алгоритмов
контроля качества продукции.
552212 - Квантовая метрология
Теоретические основы взаимодействия объекта измерений и
средства измерений. Неопределенность условно истинного значения
измеряемой физической величины как составляющей неопределенности
измерений. Фундаментальные физические константы. Высокостабильные
физические процессы в обеспечении единства измерений.
Использование квантовых эффектов для построения эталонов единиц
физических величин. Государственные и международные эталоны единиц
физических величин.
552213 - Технология контроля качества продукции
Закономерности формирования результатов измерений с
использованием метрических шкал и шкал наименований. Планирование
измерений, обеспечивающих заданные требования по погрешности
контроля качества продукции. Создание компьютерных измерительных
технологий контроля качества и аттестации продукции и их
алгоритмического и программного обеспечения.
552214 - Квалиметрия и квалиметрический анализ
Философские основы качества, потребительская сущность качества.
Методы выделения потребительских и выявления основных показателей
качества. Определение важности показателей качества по уровню их
релевантности и энтропии. Единичные и комплексные показатели
качества. Способы объединения частных показателей и определение
комплексных эталонов и базовых показателей качества. Пути
объективизации оценок качества.
Квалиметрический анализ: сущность и основные правила
выполнения. Информационно квалиметрический метод. Уточнение числа
свойств, их количественная оценка. Построение иерархического
дерева свойств. Ранжирование показателей качества и определение
граничного уровня весомости. Определение и обоснование
номенклатуры параметров по мягкому и жесткому критерию. Допустимые
погрешности оценки качества.
552215 - Всеобщее управление качеством
Исторические корни всеобщего управления качеством; смена
концепций качества в течении XX века. Цели, задачи и направления
всеобщего управления качеством "Спираль качества". Декомпозиция
качества. Надежность: методы анализа и обеспечения. Робостные
методы управления качеством, философия качества Тагучичи, функция
потерь. Проектирование системы, расчет и обоснование номинальных
значений параметров и допусков на них.
Статистические методы контроля и управление качеством.
Инструменты управления качеством: сбор данных, гистограммы, карты
Парето, диаграммы Ишикавы, стратификация, диаграмма разброса
(рассеяния). Управляющие карты: принципы построения, выбор
управляющих пределов, управляющие карты для среднего и дисперсии,
комбинированные карты, чувствительность. Воспроизводимость машин и
процессов. Правила приемочного контроля. Семь инструментов
управления качеством: диаграмма сходства, отношений, деревьев,
матриц, результатов анализа, карты решающих программ для
процессов, стрелочные диаграммы, отношения между различными
инструментами.
552216 - Испытания и сертификация
Цели, задачи и объекты испытаний. Классификация и назначение
основных видов испытаний. Условия взаимного признания результатов
испытаний. Сертификационные испытания. Показатели качества и
эффективности испытаний, способы их оценки. Планирование
испытаний, планы испытаний на надежность. Определение вида и
характеристик испытаний, информационное, метрологическое и
материально-техническое обеспечение испытаний. Программы и
методики испытаний. Автоматизация испытаний, обработка результатов
испытаний. Испытательное оборудование, теория, способы аттестации
и применения. Аккредитация испытательных лабораторий и центров.
Сертификация продукции, услуг и персонала. Отечественные и
зарубежные системы сертификации. Идентификация и контроль качества
продукции в ходе сертификации. Схема сертификации, аттестации
технологических процессов, системы качества. Технология выполнения
сертификационных работ. Правовые системы сертификации.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 552200 -
Метрология, стандартизация и сертификация, зачисляются на
специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе.
Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе
государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль, которого не указан в п.
2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 552200 - Метрология,
стандартизация и сертификация
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и
программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения, определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
(далее - образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра и программы
специализированной подготовки, которая, в свою очередь,
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра по направлению
552200 - Метрология, стандартизация и сертификация
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определяются в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте ¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 552200 - Метрология, ¦ ¦
¦ ¦стандартизация и сертификация ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T--------------------------------------------------T-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы обеспечения качества ¦250 ¦
¦ ¦конкурентоспособности и безопасности ¦ ¦
¦ ¦ История развития науки о качестве, социальные ¦ ¦
¦ ¦и экономические аспекты качества и ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособности. Проблема качества в ¦ ¦
¦ ¦рыночных условиях. Методы ведения конкурентной ¦ ¦
¦ ¦борьбы по цене, ценности, качеству. ¦ ¦
¦ ¦ Модели управления, действенность и эффективность ¦ ¦
¦ ¦систем управления качеством, проектирование систем¦ ¦
¦ ¦качества. Построение руководства качеством, ¦ ¦
¦ ¦стратегия всеобщего руководства качеством, ¦ ¦
¦ ¦философские и социальные аспекты качества ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦200 ¦
¦ ¦ Наука как область человеческой деятельности, ¦ ¦
¦ ¦задачей которой является выработка и ¦ ¦
¦ ¦теоретическая систематизация объективных знаний ¦ ¦
¦ ¦о действительности. Превращение науки в ходе ¦ ¦
¦ ¦исторического развития в производственную силу, ¦ ¦
¦ ¦оказывающую значительное влияние на все сферы ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Условное деление системы наук на ¦ ¦
¦ ¦естественные, общественные и технические. Научно- ¦ ¦
¦ ¦техническая революция с конца XIX - XX века. ¦ ¦
¦ ¦ Возрастающая роль метрологии, стандартизации и ¦ ¦
¦ ¦сертификации в решении вопросов повышения ¦ ¦
¦ ¦качества, безопасности и конкурентоспособности ¦ ¦
¦ ¦продукции, производственных процессов и услуг ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦250 ¦
¦ ¦ Базы знаний и экспертные системы; ¦ ¦
¦ ¦гипертекстовые и мультимедийные инструментальные ¦ ¦
¦ ¦системы; системы поддержки объектно- ¦ ¦
¦ ¦ориентированного анализа и проектирования; ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальные обучающие системы и тренажеры ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦и т.д. ¦определяются требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.02¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки магистра¦3888 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦11232¦
L-------+--------------------------------------------------+------
5. Сроки реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 552200 - Метрология,
стандартизация и сертификация
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том
числе:
- образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели,
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной
работы, экзаменационные сессии - не менее 2 недель;
практики - не менее 10 недель;
в том числе,
научно-исследовательская - не менее 6 недель;
научно-педагогическая - не менее 4 недель;
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 2 недель;
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в
неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения основной образовательной
программы не запрещена соответствующим постановлением
Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра по направлению
552200 - Метрология, стандартизация и сертификация
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего государственного
образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
учебной работы и выполняются в пределах часов, отводимых на ее
изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам,
включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл, в пределах 10%;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза и учитывающих профессиональную специфику, при
условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим
документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Общие требования.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
6.2.2. Кадровый потенциал вуза по направлению магистратуры:
- не менее 70% докторов и кандидатов наук от общего числа
научно-преподавательских кадров, обеспечивающих учебный процесс по
направлению.
6.2.3. Формальные условия реализации магистерской подготовки в
вузе:
- наличие выпускного курса, обучающегося по образовательно-
профессиональным программам второго уровня;
- наличие общих внутривузовских требований к магистерской
подготовке по направлениям, соответствующим положению о
магистратуре;
- наличие рабочих учебных планов по магистерским программам;
- наличие рабочих программ учебных дисциплин по каждой
магистерской программе;
- обеспеченность учебно-лабораторным оборудованием (в
соответствии с требованиями УМО).
6.2.4. Содержательные условия реализации магистерской
подготовки в вузе:
- наличие источников учебной информации, предусмотренных в
качестве обязательных в рабочих программах учебных дисциплин
магистерских профессиональных образовательных программ;
- библиотечный фонд должен содержать комплексы стандартов ГСС,
ГСИ, ЕСКД, ЕСТД, ИСО-9000, EN-45000, ИСО-14000, государственные
стандарты по статическим методам контроля и управления качеством,
учебники, учебные пособия и справочники по дисциплинам
образовательной программы подготовки магистров по направлению -
Метрология, стандартизация и сертификация;
- в библиотечном фонде вуза должны быть следующие научно-
технические журналы:
"Измерительная техника"
"Законодательная и прикладная метрология"
"Контрольно-измерительные приборы и системы"
"Стандарты и качество"
"Контроль. Диагностика"
"Дефектоскопия"
"Надежность и контроль качества"
"Качество: теория и практика";
- наличие в вузе терминалов национальной академической сети,
Европейского и международного банков данных.
6.2.5. Руководство магистерскими программами:
- непосредственное руководство студентами-магистрантами
осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и
(или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не
более, чем пятью студентами-магистрантами;
- общее руководство научным содержанием и образовательной
частью магистерской программы должно осуществляться профессором
или доктором наук; один профессор или доктор наук может
осуществлять подобное руководство не более, чем двумя
магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза
руководство магистерскими программами может осуществляться и
кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими
подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на
руководство аспирантами; руководители магистерских программ должны
иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет.
6.2.6. Научные исследования по направлению магистратуры и
тематике магистерских программ за последние 5 лет:
- более половины общего объема НИР по соответствующему
направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и
поисковые научные исследования;
- научные руководители студентов-магистрантов должны вести
научные исследования по тематике магистерских программ;
- в вузе должны существовать условия для продолжения
образования студентов-магистрантов в аспирантуре; т.е. более 50%
магистерских программ каждого направления магистратуры должны быть
обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры;
- по тематике магистерской программы должны быть опубликованы
научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах,
трудах национальных и международных конференций, симпозиумов,
съездов, конгрессов, известные научной общественности.
6.2.7. Образовательная деятельность научных руководителей
студентов-магистрантов, степень участия их в учебном процессе:
- наличие изданных учебников или учебных пособий,
подготовленных коллективом преподавателей, осуществляющих учебный
процесс по данной программе;
- наличие читаемых основных и специальных курсов по каждой
магистерской программе каждым научным руководителем студента-
магистранта.
6.2.8. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра, должно располагать материально-
технической базой, соответствующей действующим санитарно-
техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов
подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом. Лабораторные и
компьютерные практикумы должны быть обеспечены экспериментальным
оборудованием и вычислительной техникой, позволяющей проводить
исследования на современном уровне в соответствии с требованиями
специализации магистра при реализации конкретной магистерской
программы.
6.2.9. Требования к организации практик.
Организация научно-исследовательской практики проводится в
Главных государственных научно-исследовательских центрах
метрологии, стандартизации и сертификации, испытательных
лабораториях и центрах сертификации, прошедших аккредитацию,
ведущих научно-исследовательских и производственных организациях в
соответствии с индивидуальным планом при реализации конкретной
магистерской программы.
6.2.9.1. Научно-исследовательская практика.
Целью научно-исследовательской практики является овладение
методами анализа состояния и динамики качества продукции,
метрологического и нормативного обеспечения производства, создание
теоретических моделей, позволяющих исследовать качество продукции
и технологических процессов, оценивать эффективность
метрологического обеспечения, стандартизации и сертификации,
разработка планов, программ и методик проведения испытаний,
измерений и контроля качества продукции, применение проблемно-
ориентированных методов анализа, синтеза и оптимизации процессов
управления качеством, метрологического обеспечения, стандартизации
и сертификации.
6.2.9.2. Педагогическая практика.
Целью педагогической практики является овладение понятиями
объекта, задачами, функциями и методами педагогики, в том числе
образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность,
педагогическая задача, общие формы организации учебной
деятельности: урок, лекция, семинарские, практические и
лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен,
факультативные занятия, консультация, методы, приемы, средства
организации и управление педагогическим процессом, управление
образовательной системой.
6.2.9.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики производится на основании отчета,
который рассматривается на заседании кафедры и утверждается
заведующим кафедрой. По итогам аттестации выставляется оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
552200 - Метрология, стандартизация и сертификация
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования, обусловленные к уровню
подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
бакалавра по направлению 552200 - Метрология, стандартизация и
сертификация.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности, требующими широкого
образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач
конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и
осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати.
Магистр должен:
- знать историю развития науки о качестве, теоретические основы
метрологии, стандартизации и сертификации;
- владеть идеологией всеобщего руководства качеством,
философскими, социальными и экономическими аспектами качества;
- знать модели и алгоритмы систем управления качеством,
сертификации и технологии измерений, контроля и испытаний;
- знать и уметь применять современные методы экспериментальных
исследований природной среды, веществ, материалов и изделий;
- знать методы и средства обеспечения контроля, безопасности и
конкурентоспособности продукции (услуг), производственных объектов
и процессов;
- знать и уметь применять методы математического планирования
эксперимента.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской
части программы специализированной подготовки определяются вузом.
УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие
которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься
определенными видами профессиональной деятельности, отражающими
содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра по направлению
552200 - Метрология, стандартизация и сертификация включает защиту
выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности магистра к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим
государственным образовательным стандартом и продолжению
образования по направлению 552200 - Метрология, стандартизация и
сертификация в аспирантуре в соответствии с п. 1.4.
По желанию студентов вуз может проводить дополнительные
государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень
приемных экзаменов в аспирантуру по направлению 552200 -
Метрология, стандартизация и сертификация. Оценки, полученные
студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны
в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по
направлению 552200 - Метрология, стандартизация и сертификация.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего
профессионального образования, должна обеспечивать не только
закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность
методологических представлений и методических навыков в избранной
профессиональной деятельности.
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской
диссертации определяются высшим учебным заведением в соответствии
с Положением об итоговой государственной аттестации, утвержденном
Минобразованием России, настоящим государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования по направлению
552200 - Метрология, стандартизация и сертификация и методических
рекомендаций УМО по образованию в области технологии изготовления
художественно-промышленных изделий, метрологии, стандартизации и
сертификации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
Время, отводимое на подготовку квалификационной работы,
составляет для магистра не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 552200 - Метрология, стандартизация и сертификация
определяются вузом на основании методических рекомендаций и
соответствующей примерной программы, разработанных УМО, Положения
об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного
образовательного стандарта по направлению 552200 - Метрология,
стандартизация и сертификация.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
технологии изготовления художественно-промышленных изделий,
метрологии, стандартизации и сертификации.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения по образованию в области технологии
изготовления художественно-промышленных изделий, метрологии,
стандартизации и сертификации от 28 января 2000 года, протокол N
1.
|