МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2000 г. N 27/901-6
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
(ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
На основании анализа реальной ситуации
психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях
обеспечения комплексной специализированной помощи детям и
подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями
декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство
образования Российской Федерации рекомендует:
Довести до сведения руководителей образовательных учреждений
следующие методические рекомендации:
о порядке создания и организации работы
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
образовательного учреждения (Приложение 1);
о формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).
Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных
учреждений региона специалистами, осуществляющими
психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся,
воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального
образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой
форме (Приложение 3).
Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих
кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их
взаимодействия с родителями (законными представителями)
обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической
комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).
Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом
специалистов ПМПк.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение 1
О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПК)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов
образовательного учреждения, объединяющихся для
психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями
декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения
любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы
приказом руководителя образовательного учреждения при наличии
соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя
образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности
руководствуется уставом образовательного учреждения, договором
между образовательным учреждением и родителями (законными
представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк
и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя
образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе
(председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк,
учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя
(воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп,
педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед,
врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного
психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями
декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного
учреждения и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья
обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в
образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии
и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности
специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном
образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное
развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной
успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках
основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в
соответствии с реальным запросом на обследование детей с
отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема
работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона
Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным
учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования
для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует
планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников
образовательного учреждения с согласия родителей (законных
представителей) на основании договора между образовательным
учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся,
воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы
ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с
согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в
детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк
индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической
нагрузки на ребенка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется
заключение и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования
ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение
ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках
возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении)
осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных
представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении
условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также
при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения
конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют
родителям (законным представителям) обратиться в
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и
проводятся под руководством председателя.
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным
запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее
обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или
состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного
раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных
представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения
проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания
ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации
рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или
классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист,
проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную
специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает
динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и
выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все
специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной
работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и
рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную
характеристику структуры психофизического развития ребенка (без
указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи,
обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем
и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк
доводятся до сведения родителей (законных представителей) в
доступной для понимания форме, предложенные рекомендации
реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального
заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на
руки или направляется по почте, копии заключений специалистов
направляются только по почте или сопровождаются представителем
ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов
или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по
официальному запросу.
Приложение 2
О ФОРМАХ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК
Журнал записи детей на ПМПк
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и
коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
----T-----T-------T----------T---T---------T---------T-----------¬
¦ N ¦Дата,¦Ф.И.О. ¦ Дата ¦Пол¦Инициатор¦ Повод ¦График кон-¦
¦п/п¦время¦ребенка¦ рождения ¦ ¦обращения¦обращения¦сультирова-¦
¦ ¦ ¦ ¦ (число, ¦ ¦ ¦ ¦ния специа-¦
¦ ¦ ¦ ¦мес., год)¦ ¦ ¦ ¦листами ¦
+---+-----+-------+----------+---+---------+---------+-----------+
L---+-----+-------+----------+---+---------+---------+------------
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
----T-----T-------T----T---T-----T-------------T------T----------¬
¦ N ¦Дата,¦Ф.И.О. ¦Воз-¦Пол¦Проб-¦Заключение ¦Реко- ¦Специалист¦
¦п/п¦время¦ребенка¦раст¦ ¦лема ¦специалиста ¦менда-¦или состав¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦или коллеги- ¦ции ¦ ПМПк ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦альное заклю-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чение ПМПк ¦ ¦ ¦
+---+-----+-------+----+---+-----+-------------+------+----------+
L---+-----+-------+----+---+-----+-------------+------+-----------
Основные блоки
-----------------------------------------------------------------¬
¦ 1. "Вкладыши": ¦
¦ - педагогическая характеристика; ¦
¦ - выписка из истории развития; ¦
¦ при необходимости получения дополнительной медицинской¦
¦информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в¦
¦детскую поликлинику по месту жительства ребенка. ¦
¦ 2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным¦
¦формам): ¦
¦ - заключения специалистов ПМПк; ¦
¦ - коллегиальное заключение ПМПк; ¦
¦ - дневник динамического наблюдения с фиксацией: ¦
¦ времени и условий возникновения проблемы; ¦
¦ мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; ¦
¦ сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк ¦
L-----------------------------------------------------------------
График плановых заседаний ПМПк
Приложение 3
МОНИТОРИНГ
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПМПК СПЕЦИАЛИСТАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
------------T-------------T---------------------------T-------------¬
¦Специалисты¦ Количество ¦Фактическое замещение (на- ¦ Необходимая ¦
¦ ¦ ставок по ¦личие реальн. физич. лиц) ¦ потребность ¦
¦ ¦ штату +-------------T-------------+ ¦
¦ ¦ ¦ штатными ¦работниками ¦ ¦
¦ ¦ ¦ работниками ¦по совмести- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельству ¦ ¦
¦ +------T------+------T------+------T------+------T------+
¦ ¦ в ¦в т.ч.¦ в ¦в т.ч.¦ в ¦в т.ч.¦ в ¦в т.ч.¦
¦ ¦образ.¦в уч- ¦образ.¦в уч- ¦образ.¦в уч- ¦образ.¦в уч- ¦
¦ ¦учр-ях¦режд. ¦учр-ях¦режд. ¦учр-ях¦режд. ¦учр-ях¦режд. ¦
¦ ¦ ¦спец. ¦ ¦спец. ¦ ¦спец. ¦ ¦спец. ¦
¦ ¦ ¦образ.¦ ¦образ.¦ ¦образ.¦ ¦образ.¦
+-----------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦- педагог- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦психолог ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- учитель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дефектолог ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- учитель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦логопед ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- социаль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ный педагог¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- врач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(указать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специаль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ность) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- мед. се- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- др. спе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦циалисты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(указать, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦какие) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+------+------+------+------+------+------+------+-------
Приложение 4
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк
С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
ВОСПИТАННИКА И С ПМПК
ДОГОВОР
между образовательным учреждением
(в лице руководителя образовательного учреждения)
и родителями (законными представителями) обучающегося,
воспитанника образовательного учреждения о его
психолого-медико-педагогическом обследовании
и сопровождении
-------------------------------T---------------------------------¬
¦Руководитель образовательного ¦Родители (законные представители)¦
¦учреждения ___________________¦обучающегося, воспитанника ______¦
¦______________________________¦_________________________________¦
¦ (указать фамилию, ¦ (указать фамилию, имя, отчество ¦
¦______________________________¦_________________________________¦
¦ имя, отчество) ¦ ребенка и родителей (законных ¦
¦подпись ______________________¦ представителей), характер ¦
¦М.П. ¦ родственных отношений ¦
¦ ¦ в соответствии с паспортными ¦
¦ ¦ данными) ¦
¦ ¦подпись _________________________¦
¦ ¦М.П. ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Информирует родителей ¦Выражают согласие (в случае ¦
¦(законных представителей) ¦несогласия договор не ¦
¦обучающегося, воспитанника ¦подписывается) на ¦
¦о условиях его психолого- ¦психолого-медико-педагогическое ¦
¦медико-педагогического ¦обследование и сопровождение ¦
¦обследования и сопровождения ¦обучающегося воспитанника в ¦
¦специалистами ПМПк ¦соответствии с показаниями, в ¦
¦ ¦рамках профессиональной ¦
¦ ¦компетенции и этики специалистов ¦
¦ ¦ПМПк ¦
L------------------------------+----------------------------------
ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные
обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная,
муниципальная, др. ______________________________________________)
и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________
__________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ПМПк обязуется: ¦ПМПК обязуется: ¦
¦1. Направлять детей и подростков¦1. Проводить своевременное ¦
¦с отклонениями в развитии для ¦бесплатное обследование детей и¦
¦обследования на ПМПК в следующих¦подростков с отклонениями в ¦
¦случаях: ¦развитии по направлению ПМПк ¦
¦- при возникновении трудностей ¦образовательного учреждения, ¦
¦диагностики; ¦территориально относящегося к ¦
¦- в спорных и конфликтных ¦данной ПМПК, с последующим ¦
¦случаях; ¦информированием ПМПк о ¦
¦- при отсутствии в данном ¦результатах обследования. ¦
¦образовательном учреждении ¦2. Оказывать методическую ¦
¦условий для оказания необходимой¦помощь, обеспечивать обмен ¦
¦специализированной ¦опытом между специалистами ¦
¦психолого-медико-педагогической ¦психолого-медико-педагогических¦
¦помощи. ¦консилиумов образовательных ¦
¦2. Информировать ПМПК ¦учреждений, территориально ¦
¦соответствующего уровня: ¦относящихся к данной ПМПК. ¦
¦- о количестве детей в ¦3. Осуществлять динамический ¦
¦образовательном учреждении, ¦контроль за эффективностью ¦
¦нуждающихся в специализированной¦реализации рекомендаций по ¦
¦психолого-медико-педагогической ¦отношению к детям, прошедшим ¦
¦помощи; ¦обследование на ПМПК, при ¦
¦- о характере отклонений в ¦необходимости вносить ¦
¦развитии детей, получающих ¦коррективы в рекомендации. ¦
¦специализированную психолого- ¦4. Информировать родителей о ¦
¦медико-педагогическую помощь в ¦всех имеющихся в стране ¦
¦рамках данного образовательного ¦возможностях оказания ребенку ¦
¦учреждения; ¦психолого-медико-педагогической¦
¦- об эффективности реализации ¦помощи (с опорой на имеющиеся в¦
¦рекомендаций ПМПК ¦РФ базы данных) в соответствии ¦
¦ ¦с выявленными отклонениями в ¦
¦ ¦развитии и индивидуальными ¦
¦ ¦особенностями ребенка ¦
L--------------------------------+--------------------------------
Руководитель образовательного Заведующий ПМПК
учреждения (подпись) ______________________
(подпись) _______________________
Председатель ПМПк
(подпись) _______________________
М.П. М.П.
|