Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
23 марта 2000 года
Регистрационный номер
196 тех/маг
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 553900 - ТЕХНОЛОГИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
И МАТЕРИАЛЫ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления 553900 - Технология,
конструирование изделий и материалы легкой промышленности
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и
технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 553900 - Технология,
конструирование изделий и материалы легкой промышленности при
очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа
подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по
соответствующему направлению (4 года) и специализированной
подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются
швейные изделия, обувь, кожгалантерейные изделия, шкуры животных,
кожа, мех, продукты переработки коллагена, искусственная кожа и
мех, синтетические материалы; технологические процессы и
оборудование их производства, нормативно-техническая документация
и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля
качества материалов и изделий легкой промышленности.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускники по направлению 553900 - Технология, конструирование
изделий и материалы легкой промышленности могут быть подготовлены
к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- проектная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием
образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению 553900 - Технология, конструирование
изделий и материалы легкой промышленности в зависимости от вида
профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих
профессиональных задач:
а) производственно-технологическая деятельность:
- организация и эффективное осуществление конструкторских
разработок, технологических процессов производства одежды, обуви и
кожгалантерейных изделий различного назначения, кожи и меха;
производственного контроля поэтапного изготовления деталей
изделий, полуфабрикатов и параметров качества готовой продукции;
- эффективное использование основных и вспомогательных
материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ
расчетов параметров технологического процесса;
- проведение стандартных и сертификационных испытаний одежды,
обуви, кожгалантерейных изделий, кожи и меха;
- осуществление метрологической поверки основных средств
измерений материалов для изделий легкой промышленности;
б) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы коллектива исполнителей, принятие
управленческих решений в условиях различных мнений;
- нахождение компромисса между различными требованиями
(стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при
долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, и определение
оптимального решения;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на
обеспечение качества продукции;
- осуществление технического контроля и управления качеством
изделий легкой промышленности;
в) научно-исследовательская деятельность:
- анализ состояния и динамики показателей качества объектов
деятельности (изделий легкой промышленности, кожи и меха, ткани и
нетканых материалов, шкур животных, продуктов переработки
коллагена) с использованием необходимых методов и средств
исследований;
- создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать
свойства кожи, меха, изделий из ткани, кожи и меха;
- разработка планов, программ и методик проведения исследований
ткани, нетканых материалов, кожи и меха, изделий легкой
промышленности;
- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества
испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-
ориентированных методов;
г) проектная деятельность:
- формирование целей проекта (программы) решения задач,
критериев и показателей достижения целей, построение структуры их
взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом
нравственных аспектов деятельности;
- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих
вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных
решений в условиях многокритериальности, неопределенности,
планирование реализации проекта;
- разработка дизайн-проектов изделий легкой промышленности с
учетом конструкторско-технологических, эстетических, экономических
и экологических параметров;
- использование информационных технологий при разработке новых
изделий легкой промышленности;
- разработка проектов технических условий, стандартов и
технических описаний новых изделий легкой промышленности.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр:
- составляет планы размещения оборудования, технического
оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает
производственные мощности и загрузку оборудования;
- участвует в разработке технически обоснованных норм
выработки, норм обслуживания оборудования;
- рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода
сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии);
- рассчитывает экономическую эффективность проектируемых
изделий и технологических процессов;
- осуществляет контроль за соблюдением технологической
дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического
оборудования;
- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по
повышению эффективности производства, направленных на сокращение
расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение
производительности труда;
- анализирует причины брака и выпуска продукции низкого
качества и пониженных сортов, принимает участие в разработке
мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении
поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;
- разрабатывает методы технического контроля и испытания
продукции;
- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов,
заявок на изобретения и промышленные образцы;
- рассматривает рационализаторские предложения по
совершенствованию технологии производства и дает заключения о
целесообразности их использования;
- участвует в проведении научных исследований или выполнении
технических разработок;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
технической информации по теме (заданию);
- проектирует средства испытания и контроля, оснастку,
лабораторные макеты, контролирует их изготовление;
- принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях
опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
- подготавливает исходные данные для составления планов, смет,
заявок на материалы, оборудование;
- разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию,
оформляет законченные научно-исследовательские и проектно-
конструкторские работы;
- участвует во внедрении разработанных технических решений и
проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского
надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию
проектируемых изделий, объектов;
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую
информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники
в области техники и технологии легкой промышленности;
- подготавливает информационные обзоры, а также рецензии,
отзывы и заключения на техническую документацию;
- консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной
продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических
процессов.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к
научно-исследовательской работе, а при условии освоения
соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям:
05.19.01 - Материаловедение производств текстильной и легкой
промышленности;
05.19.04 - Технология швейных изделий;
05.19.05 - Технология кожи и меха;
05.19.06 - Технология обувных и кожевенно-галантерейных
изделий.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки):
553901 - Технология швейных изделий
Рациональная и ресурсосберегающая технология швейных изделий из
различных материалов с использованием методов автоматизированного
проектирования, технологические процессы изготовления различных
видов одежды и современные производственные структуры потоков
швейного производства, ресурсосберегающая технология обработки
одежды на основе применения физико-химических методов и
интенсификации процессов влажно-тепловой обработки, системы
проектирования технологических процессов швейного производства,
основы инновационного менеджмента.
553902 - Конструирование швейных изделий
Методология информационной технологии сквозного
автоматизированного проектирования одежды, процессы и методы
адресного проектирования одежды на фигуры различного телосложения,
ресурсосберегающая конструкция швейных изделий из различных
материалов, основы инновационного менеджмента, рациональная
структура гардероба и ассортимента одежды для различных
физиологических групп населения, методы проектирования формованных
деталей одежды и технологии цельнотканых и цельновязаных изделий.
553903 - Технология изделий из кожи
Технология биологически обоснованных изделий из кожи, научные
основы по совершенствованию и созданию ресурсосберегающих
технологий обувного и кожевенно-галантерейного производства,
проблемы материаловедения в производстве изделий легкой
промышленности из материалов различной природы, физико-химические
основы и методы комплексного использования природного и
синтетического сырья с целью повышения экономической эффективности
и экологичности производства, математические модели типовых задач
легкой промышленности, основы инновационного менеджмента.
553904 - Конструирование изделий из кожи
Методологическое и программное обеспечение единой
интегрированной системы автоматизированного проектирования изделий
из кожи, основы инновационного менеджмента, конструкция
биологически обоснованной обуви, психологические аспекты моды и
тенденции развития современного отечественного и зарубежного
декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
553905 - Технология кожи и меха
Теоретические основы модернизации технологических процессов
производства кожи и меха с целью повышения экологической,
экономической и социальной целесообразности, синтеза и
использования металлополимерных комплексов и иммобилизированных
полимеров в <...>ледование равновесий в растворах олигоядерных
комплексных соединений переходных металлов и алюминия для
разработки или модернизации нетрадиционных методов дубления кожи.
553906 - Материаловедение производств легкой промышленности
Проблемы материаловедения в производстве одежды и обуви из
современных материалов, автоматизированные системы выбора
материалов для изделий легкой промышленности, стандартизация и
управление качеством, метрологическое обеспечение производства,
его законодательная, научная и нормативная база.
553907 - Дизайн изделий легкой промышленности (дизайн костюма)
Теоретико-методологические основы костюмографического языка и
дизайна костюма, системы автоматизированного проектирования
одежды, обуви, аксессуаров. Мода и тенденции развития современного
отечественного и зарубежного декоративно-прикладного и
изобразительного искусства.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется
через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-
педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 553900 -
Технология, конструирование изделий и материалы легкой
промышленности, зачисляются на специализированную магистерскую
подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора
определяются вузом на основе государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 553900 - Технология, конструирование
изделий и материалы легкой промышленности
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и
программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
(далее - образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра и программы
специализированной подготовки, которая, в свою очередь,
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра по направлению
553900 - Технология, конструирование изделий и материалы
легкой промышленности
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦Суммар.¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦объем ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦часов ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте ¦теоре- ¦
¦ ¦высшего профессионального образования ¦тичес- ¦
¦ ¦подготовки бакалавра по направлению 553900 - ¦кого ¦
¦ ¦Технология, конструирование изделий и материалы¦обуч. ¦
¦ ¦легкой промышленности ¦7344 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+--------T-----------------------------------------------T-------+
¦ДНМ.00. ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.01. ¦Современные проблемы науки в области легкой ¦250 ¦
¦ ¦промышленности ¦ ¦
¦ ¦ Наука как система знаний; цель, предмет и ¦ ¦
¦ ¦задачи науки; классификация наук и история их ¦ ¦
¦ ¦развития; взаимосвязь науки, техники и ¦ ¦
¦ ¦технологий; фундаментальные и частные научные ¦ ¦
¦ ¦законы; парадигма; научная концепция; научные ¦ ¦
¦ ¦открытия, изобретательство; особенности ¦ ¦
¦ ¦научного творчества; ¦ ¦
¦ ¦наука и общество; современные проблемы ¦ ¦
¦ ¦человечества и роль науки в их решении; ¦ ¦
¦ ¦финансирование науки; эффективность и оценка ¦ ¦
¦ ¦результатов научной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦основа научных исследований; организационно- ¦ ¦
¦ ¦технические принципы исследовательской и ¦ ¦
¦ ¦конструкторской работы; обмен научной и ¦ ¦
¦ ¦технической информацией; проблемы современной ¦ ¦
¦ ¦науки и техники: финансирование, приоритетность¦ ¦
¦ ¦направлений, научные кадры, внедрение ¦ ¦
¦ ¦результатов исследований и конструкторских ¦ ¦
¦ ¦разработок; ¦ ¦
¦ ¦легкая промышленность, ее основные отрасли и ¦ ¦
¦ ¦их современное состояние; отраслевые институты;¦ ¦
¦ ¦основные проблемы предприятий легкой ¦ ¦
¦ ¦промышленности; концепции развития: выпуск ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособной продукции, развитие ¦ ¦
¦ ¦экологически чистых, энерго- и ¦ ¦
¦ ¦ресурсосберегающих технологий, модернизация ¦ ¦
¦ ¦действующего оборудования, использование ¦ ¦
¦ ¦отечественных материалов, возобновление ¦ ¦
¦ ¦утраченных связей с поставщиками сырья, защита ¦ ¦
¦ ¦отечественных производителей; приоритетные ¦ ¦
¦ ¦направления научных исследований в развитии ¦ ¦
¦ ¦кожевенных, меховых, обувных, швейных ¦ ¦
¦ ¦технологий и технологии производства ¦ ¦
¦ ¦искусственных кож; подготовка инженерных и ¦ ¦
¦ ¦научных кадров для легкой промышленности; ¦ ¦
¦ ¦перспективные научные исследования, выполненные¦ ¦
¦ ¦для легкой промышленности в отраслевых ¦ ¦
¦ ¦институтах и вузах Российской Федерации ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.02. ¦История и методология науки ¦200 ¦
¦ ¦ Научный метод познания; модель - способ ¦ ¦
¦ ¦научного описания действительности; научный ¦ ¦
¦ ¦эксперимент; наука и общество; научно- ¦ ¦
¦ ¦технологическая революция; экспоненциальное ¦ ¦
¦ ¦развитие науки и технологии с 17 века; ¦ ¦
¦ ¦математизация науки; роль погрешности в научном¦ ¦
¦ ¦исследовании; концепции дискретности и ¦ ¦
¦ ¦непрерывности в естествознании; проблема ¦ ¦
¦ ¦необратимости времени; эволюция представлений о¦ ¦
¦ ¦времени и причинности; вклад ученых и философов¦ ¦
¦ ¦Древней Греции в формирование методологии и ¦ ¦
¦ ¦понятийного аппарата европейской науки; ¦ ¦
¦ ¦современные философские взгляды на методологию ¦ ¦
¦ ¦научного творчества; основные концепции и ¦ ¦
¦ ¦ведущие ученые легкой промышленности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.03. ¦Компьютерные технологии в науке и образовании ¦250 ¦
¦ ¦ Компьютерные технологии как основа индустрии ¦ ¦
¦ ¦знаний; роль информации как компонента ¦ ¦
¦ ¦экономики; перспективы индустрии знаний: ¦ ¦
¦ ¦системный анализ, прогнозирование и обучение; ¦ ¦
¦ ¦базис современных компьютерных технологий; ¦ ¦
¦ ¦общие требования к современной вычислительной ¦ ¦
¦ ¦технике; представление о Windows, преимущества ¦ ¦
¦ ¦и возможности графической ОС; основные элементы¦ ¦
¦ ¦графического интерфейса; работа с файлами и ¦ ¦
¦ ¦папками; главное и контекстное меню; основы ¦ ¦
¦ ¦компьютерных технологий в образовании и науке; ¦ ¦
¦ ¦элементы системного анализа, иерархия уровней ¦ ¦
¦ ¦систем, роль математики и вычислительной ¦ ¦
¦ ¦техники; пакет Matematica, общие сведения, ¦ ¦
¦ ¦правила работы; первичные знания о структуре, ¦ ¦
¦ ¦возможности и особенности пользовательского ¦ ¦
¦ ¦интерфейса; организация диалога, использование ¦ ¦
¦ ¦встроенных имен и функций; системы данных; ¦ ¦
¦ ¦классификационные шкалы; множества и их ¦ ¦
¦ ¦спецификации, операции над множествами; ¦ ¦
¦ ¦отображение множеств, отношение; свойства ¦ ¦
¦ ¦отношений, эквивалентность; частично- ¦ ¦
¦ ¦упорядоченные множества; порядок, строгий ¦ ¦
¦ ¦порядок; понятие о группе; методы работы с ¦ ¦
¦ ¦математическими выражениями в Matematica, типы ¦ ¦
¦ ¦данных, случайные числа; модели, описываемые ¦ ¦
¦ ¦алгебраическими и дифференциальными ¦ ¦
¦ ¦уравнениями; вычислительные возможности пакета ¦ ¦
¦ ¦Matematica; алгебраические и символьные ¦ ¦
¦ ¦вычисления; решение линейных, полиномиальных, ¦ ¦
¦ ¦дифференциальных уравнений, интегрирование и ¦ ¦
¦ ¦разложение в ряд; двумерная графика в пакете ¦ ¦
¦ ¦Matematica; работа с текстом, цветом; ¦ ¦
¦ ¦трехмерная графика и анимация; графовые модели;¦ ¦
¦ ¦основные понятия теории графов; оптимизация на ¦ ¦
¦ ¦графах; поиск оптимального пути в графе; работа¦ ¦
¦ ¦с графами в пакете Matematica; представление ¦ ¦
¦ ¦графов, изображение графов, простейшие операции¦ ¦
¦ ¦над графами; структуры данных, манипуляция со ¦ ¦
¦ ¦списками в пакете Matematica; операции над ¦ ¦
¦ ¦множествами; задача пересчета, перечисления, ¦ ¦
¦ ¦классификации и оптимизации на конечных ¦ ¦
¦ ¦множествах; производящие функции; ¦ ¦
¦ ¦перспективы компьютерных технологий в науке и ¦ ¦
¦ ¦образовании; использование сетевых технологий и¦ ¦
¦ ¦мультимедиа в образовании и науке ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.04. ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.05. ¦Дисциплины по выбору студента (остальные часы ¦ ¦
¦ ¦используются по усмотрению вуза) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.00. ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.01. ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦и т.д. ¦определяется требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной магистерской¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДВМ.00. ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.00.¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.01.¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.02.¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 553900 - Технология,
конструирование изделий и материалы легкой промышленности
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том
числе:
образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель,
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
- теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы,
в том числе лабораторные работы - 72 недели,
- экзаменационные сессии - 2 недели,
- практики: - не менее 8 недель,
научно-исследовательская - 4 недели,
научно-педагогическая - 4 недели,
- итоговая аттестация, включая защиту
выпускной квалификационной работы - не менее 2 недель,
- каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам
обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного
стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в
неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения основной образовательной
программы не запрещена соответствующим постановлением
Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 553900 - Технология, конструирование
изделий и материалы легкой промышленности
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего государственного
образовательного стандарта магистра.
Дисциплины "по выбору" являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,
отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или
зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Научно-исследовательская часть образовательной программы,
включенная в индивидуальный учебный план подготовки магистра
техники и технологии по направлению 553900, предусматривает:
- подготовку тематических научно-технических обзоров
опубликованных работ по выбранной магистерской программе;
- проведение экспериментальных (или расчетных) исследований;
- подготовку магистерской диссертации.
Магистерская диссертация должна быть научной квалификационной
работой, в которой содержится решение задачи, имеющей определенное
значение для области данного направления подготовки, либо изложены
научно-обоснованные технические, экономические или технологические
разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии
выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем
стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Общие требования.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
Высшее учебное заведение должно проводить научные исследования
по направлению магистратуры и тематике магистерских программ. При
этом:
- более половины общего объема НИР по соответствующему
направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и
поисковые научные исследования;
- научные руководители студентов-магистрантов должны вести
научные исследования по тематике магистерских программ;
- в вузе должны существовать условия для продолжения
образования студентов-магистрантов в аспирантуре, т.е. более 50%
магистерских программ каждого направления магистратуры должны быть
обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
магистра должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими
кадрами, причем не менее 70% преподавателей, обеспечивающих
учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые
степени доктора или кандидата наук.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью
магистерской программы должно осуществляться профессором и
доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять
подобное руководство не более, чем двумя магистерскими
программами; по решению Ученого совета вуза руководство
магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук,
имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-
педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами;
руководители магистерских программ должны иметь защитившихся
аспирантов за последние пять лет.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами
осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и
(или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не
более, чем пятью студентами-магистрантами.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести
научные исследования по тематике магистерских программ.
Научные руководители должны читать основные или специальные
курсы и являться авторами (соавторами) учебников или учебных
пособий по данной магистерской программе.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация вузом основной образовательной программы магистра
должна быть обеспечена необходимым лабораторно-практическим и
информационным содержанием учебного процесса для подготовки
высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том
числе перечнем профессиональных и реферативных журналов, научной
литературой, наличием информационных баз; доступом каждого
студента к библиотечным фондам, наглядным пособиям, аудио-, видео-
и мультимедийным материалам, формируемым по полному перечню
дисциплин основной образовательной программы.
Количество источников учебной информации, предусмотренных
рабочими программами учебных дисциплин рабочего учебного плана по
каждой магистерской программе, должно быть не менее 0,5 экз./чел.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
Легкая промышленность. Сводный том. Реферативный журнал.
Экономика промышленности. Реферативный журнал.
Химия. Сводный том. Реферативный журнал.
Организация управления. Реферативный журнал.
Стандарты и качество.
Надежность и контроль качества.
Швейная промышленность.
Текстильная промышленность.
Кожевенно-обувная промышленность.
Меха мира.
Заводская лаборатория.
Высоко-молекулярные соединения.
Машины и оборудование для легкой и пищевой промышленности.
Серия.
Step.
Journal of the American Leather Chemists Association.
La revue technique des industries du cuir.
Schuh technik.
Das Leder.
Shoemaker.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки магистра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренной примерным учебным планом и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и техническим
нормам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены
современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать
технологические процессы и проводить научные исследования в
соответствии с реализуемым вузом направлением.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Научно-исследовательская практика.
Цель научно-исследовательской практики - подготовить студента к
решению задач научно-исследовательского характера на производстве
и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: промышленные предприятия, научно -
исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение
материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
6.2.5.2. Научно-педагогическая практика.
Цель научно-педагогической практики: подготовка магистров к
преподаванию специальных дисциплин.
Место проведения практики: специальные кафедры высшего учебного
заведения.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия
(вуза). По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
553900 - Технология, конструирование изделий
и материалы легкой промышленности
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки
бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 553900 - Технология, конструирование изделий и
материалы легкой промышленности.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности, требующими широкого
образования в соответствующем направлении;
умение:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач
конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и
осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати;
- обеспечивать реализацию основных технологических процессов
производств кожи, меха, синтетических материалов и изделий из них;
- разрабатывать малоотходные, энергосберегающие, экологически
чистые технологии производств швейных изделий, обуви,
кожгалантерейных изделий, шкур животных, кожи, меха, продуктов
переработки коллагена, искусственной кожи и меха, синтетических
материалов;
- осуществлять технический контроль технологических процессов в
легкой промышленности;
- анализировать информацию о спросе и предложении изделий
легкой промышленности и использовать эту информацию в условиях
рынка.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской
части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает
защиту выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) и государственный экзамен. Уровень требований,
предъявляемых на государственном экзамене, должен обеспечивать
возможность засчитывать его результаты в качестве вступительного
экзамена в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень
аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой
государственной аттестации выпускников.
Программа и порядок проведения государственных аттестационных
испытаний принимаются Ученым советом вуза в соответствии с
Положением о государственной итоговой аттестации на основе
примерных программ, разработанных УМО.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего
профессионального образования, должна обеспечивать не только
закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность
методологических представлений и методических навыков в избранной
области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав
определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой
государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Государственный экзамен проводится для оценки теоретической
подготовки выпускника к решению профессиональных задач,
установленных в п. 1.3 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен,
определяется вузом с учетом особенностей реализуемой
образовательной программы и рекомендаций Учебно-методического
объединения.
Составители:
Учебно-методическое объединение вузов и ссузов РФ по
образованию в области легкой промышленности.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Учебно-
методического объединения 10 декабря 1999 года (протокол N 14).
|