Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
23 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Председателя
государственного Комитета
Российской Федерации
по рыболовству
В.В.ГАЛАГАН
21 марта 2000 года
Регистрационный номер
189с/бак
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 561100 - ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА
1. Общая характеристика направления
561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр рыбного
хозяйства.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 561100 - Водные биоресурсы и
аквакультура при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
экосистемы естественных и искусственных водоемов, гидробионты;
технологические процессы искусственного воспроизводства и
выращивания гидробионтов, оборудование предприятий аквакультуры.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению 561100 - Водные биоресурсы и
аквакультура подготовлен к научно-исследовательской деятельности.
Выпускник по направлению 561100 - Водные биоресурсы и
аквакультура может адаптироваться к следующим видам
профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению 561100 - Водные биоресурсы и
аквакультура подготовлен к решению следующих профессиональных
задач:
- проведение научных исследований по отдельным разделам
(этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
- участие в выполнении эксперимента;
- проведение наблюдений и измерений, составление их описания и
формулировка выводов;
- разработка планов, программ, методик проведения исследований
водных биоресурсов (в составе творческого коллектива).
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую
информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники
в области водных биоресурсов и аквакультуры;
- участвует в проведении полевых рыбохозяйственных научных
исследований;
- участвует в экспериментальных исследованиях в области
аквакультуры;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
исследовательской информации по теме (заданию);
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу
(этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению
561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
бакалавра по направлению 561100 - Водные биоресурсы
и аквакультура
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая); понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном общении;¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи; понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном стилях,¦ ¦
¦ ¦стиле художественной литературы; основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля; культура и традиции ¦ ¦
¦ ¦стран изучаемого языка, правила речевого этикета;¦ ¦
¦ ¦говорение; диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и тексты¦ ¦
¦ ¦по широкому и узкому профилю специальности; ¦ ¦
¦ ¦письмо; виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте; физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности; основы здорового образа жизни студента;¦ ¦
¦ ¦особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности; общая¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная физическая¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов; основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века и¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия, Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦ Попытка государственного переворота 1991 г. и ее¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания; культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология; культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры; теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология; методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований; основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и символы ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурные коды, межкультурные ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, культурные ценности и нормы, ¦ ¦
¦ ¦культурные традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация; ¦ ¦
¦ ¦типология культур; этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры; восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур; специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры; локальные культуры; место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре; тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе; культура и природа; культура и ¦ ¦
¦ ¦общество; культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности; культура и личность; инкультурация¦ ¦
¦ ¦и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки; ¦ ¦
¦ ¦функции политологии; политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения; роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ; социальные функции политики;¦ ¦
¦ ¦история политических учений; российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика; современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы; гражданское общество, его¦ ¦
¦ ¦происхождение и особенности; особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России; ¦ ¦
¦ ¦институциональные аспекты политики; политическая ¦ ¦
¦ ¦власть; политическая система; политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы; политические отношения и процессы; ¦ ¦
¦ ¦политические конфликты и способы их разрешения; ¦ ¦
¦ ¦политические технологии; политический менеджмент;¦ ¦
¦ ¦политическая модернизация; политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения; политические элиты; ¦ ¦
¦ ¦политическое лидерство; социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики; мировая политика и международные ¦ ¦
¦ ¦отношения; особенности мирового политического ¦ ¦
¦ ¦процесса; национально-государственные интересы ¦ ¦
¦ ¦России в новой геополитической ситуации; ¦ ¦
¦ ¦методология познания политической реальности; ¦ ¦
¦ ¦парадигмы политического знания; экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право; их роль в жизни общества; ¦ ¦
¦ ¦норма права и нормативно-правовые акты; основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности; международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права; источники ¦ ¦
¦ ¦российского права; закон и подзаконные акты; ¦ ¦
¦ ¦система российского права; отрасли права; ¦ ¦
¦ ¦правонарушение и юридическая ответственность; ¦ ¦
¦ ¦значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе; правовое государство; Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства; особенности федерального устройства ¦ ¦
¦ ¦России; система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; физические и юридические лица; ¦ ¦
¦ ¦право собственности; обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение; ¦ ¦
¦ ¦наследственное право; брачно-семейные отношения; ¦ ¦
¦ ¦взаимные права и обязанности супругов, родителей ¦ ¦
¦ ¦и детей; ответственность по семейному праву; ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение; ¦ ¦
¦ ¦административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность; понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления; уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений; экологическое право; ¦ ¦
¦ ¦особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны; законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии;¦ ¦
¦ ¦место психологии в системе наук; история развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии; индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность; психика и организм; психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность; основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики; развитие психики в процессе онтогенеза и¦ ¦
¦ ¦филогенеза; мозг и психика; структура психики; ¦ ¦
¦ ¦соотношение сознания и бессознательного; основные¦ ¦
¦ ¦психические процессы; структура сознания; ¦ ¦
¦ ¦познавательные процессы; ощущение; восприятие; ¦ ¦
¦ ¦представление; воображение; мышление и интеллект;¦ ¦
¦ ¦творчество; внимание; мнемические процессы; ¦ ¦
¦ ¦эмоции и чувства; психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности; общение и речь; психология ¦ ¦
¦ ¦личности; межличностные отношения; психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп; межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики; основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача;¦ ¦
¦ ¦образование как общечеловеческая ценность; ¦ ¦
¦ ¦образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс; образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России; цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования; педагогический процесс; ¦ ¦
¦ ¦образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения; воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе; общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация; методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом; семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда воспитания¦ ¦
¦ ¦и развития личности; управление образовательными ¦ ¦
¦ ¦системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. Устная ¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Интернациональные¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки; социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта; классические социологические теории; ¦ ¦
¦ ¦современные социологические теории; русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль; общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты; мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации; социальные группы и общности; виды ¦ ¦
¦ ¦общностей; общность и личность; малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы; социальная организация; социальные ¦ ¦
¦ ¦движения; социальное неравенство, стратификация и¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность; понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса; социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения; общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества; культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры; личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип; социальный контроль и девиация; ¦ ¦
¦ ¦личность как деятельный субъект; социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения; социальные революции и реформы; ¦ ¦
¦ ¦концепция социального прогресса; формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе; методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс: личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и ненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1040 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦940 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦200 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; элементы теории ¦ ¦
¦ ¦вероятностей и статистики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦100 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процесса сбора, передачи, обработки и накопления ¦ ¦
¦ ¦информации, современные компьютерные технологии, ¦ ¦
¦ ¦текстовые редакторы, электронные таблицы, базы ¦ ¦
¦ ¦данных; компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦200 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и волны; ¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦140 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, элетрохимические системы, катализаторы и¦ ¦
¦ ¦каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; реакционная¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства веществ, ¦ ¦
¦ ¦химическая связь, комплиментарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, физико-¦ ¦
¦ ¦химический и физический анализ; химический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология с основами экологии ¦200 ¦
¦ ¦ Живые системы, физиология и экология человека, ¦ ¦
¦ ¦экология и охрана природы. Биолого-экологический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Теория эволюции ¦100 ¦
¦ ¦ История эволюционных идей в биологии; ¦ ¦
¦ ¦доказательства эволюции и методы ее изучения; ¦ ¦
¦ ¦возникновение и эволюция жизни на земле; ¦ ¦
¦ ¦элементарный эволюционный материал, единица; ¦ ¦
¦ ¦элементарные факторы эволюции; вид и ¦ ¦
¦ ¦видообразование; эволюция филогенетических групп;¦ ¦
¦ ¦эволюция онтогенеза; антропогенез ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦50 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦50 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦2730 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2290 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Органическая и биологическая химия ¦200 ¦
¦ ¦ Органические соединения и законы их превращений;¦ ¦
¦ ¦основные и биологически активные химические ¦ ¦
¦ ¦вещества, входящие в состав организмов, их ¦ ¦
¦ ¦распределение, превращения и функции; ¦ ¦
¦ ¦биоорганический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Водные растения ¦100 ¦
¦ ¦ Анатомия, морфология и систематика водных ¦ ¦
¦ ¦растений, их значение и использование в рыбном ¦ ¦
¦ ¦хозяйстве; ботанический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Зоология ¦260 ¦
¦ ¦ Анатомия, морфология и систематика животных; ¦ ¦
¦ ¦зоология беспозвоночных; зоология позвоночных; ¦ ¦
¦ ¦зоологический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Микробиология ¦100 ¦
¦ ¦ Морфология, изменчивость, систематика, ¦ ¦
¦ ¦метаболизм микроорганизмов; биохимические ¦ ¦
¦ ¦процессы, осуществляемые с помощью ¦ ¦
¦ ¦микроорганизмов; микрофлора и окружающая среда; ¦ ¦
¦ ¦микрофлора водоемов; очистка загрязненных ¦ ¦
¦ ¦водоемов; роль микроорганизмов в увеличении ¦ ¦
¦ ¦рыбопродуктивности водоемов; микробиологический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Гидробиология ¦170 ¦
¦ ¦ Методы гидробиологических исследований; ¦ ¦
¦ ¦адаптации гидробионтов к среде обитания; влияние ¦ ¦
¦ ¦абиотических факторов среды на гидробионтов; ¦ ¦
¦ ¦питание и пищевые взаимоотношения гидробионтов; ¦ ¦
¦ ¦популяции гидробионтов и гидробиоценозы; ¦ ¦
¦ ¦гидроэкосистемы и экологические основы их ¦ ¦
¦ ¦рационального освоения; региональная ¦ ¦
¦ ¦гидробиология, моря и основные промысловые районы¦ ¦
¦ ¦Мирового океана, континентальные водоемы России; ¦ ¦
¦ ¦гидробиологический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Гидрология ¦130 ¦
¦ ¦ Основы метеорологии и климатологии; общая и ¦ ¦
¦ ¦региональная гидрология; океанологические основы ¦ ¦
¦ ¦промысловых исследований и прогнозов; ¦ ¦
¦ ¦гидрохимический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Общая гистология и эмбриология рыб ¦100 ¦
¦ ¦ Цитология; общая гистология; понятие о тканях ¦ ¦
¦ ¦организма животных; частная гистология; строение ¦ ¦
¦ ¦органов животных; эмбриология рыб; гистолого- ¦ ¦
¦ ¦эмбриологический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Ихтиотоксикология ¦100 ¦
¦ ¦ Методы ихтиотоксикологических исследований; ¦ ¦
¦ ¦симптомы отравления рыб, обратимость отравления ¦ ¦
¦ ¦рыб, комбинированное действие ядов, синергизм и ¦ ¦
¦ ¦антагонизм; адаптация рыб к ядам, комуляционный ¦ ¦
¦ ¦эффект; зависимость токсического эффекта от ¦ ¦
¦ ¦концентрации яда и времени его действия на рыб; ¦ ¦
¦ ¦ихтиотоксикологический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Физиология рыб ¦110 ¦
¦ ¦ Мышечная система и физиология движения рыб; ¦ ¦
¦ ¦физиология нервной системы и нервная ¦ ¦
¦ ¦деятельность; органы чувств и рецепция; обмен ¦ ¦
¦ ¦веществ и энергии; питание и пищеварение; ¦ ¦
¦ ¦дыхание, кровь, кровообращение, осморегуляция и ¦ ¦
¦ ¦выделение; железы внутренней секреции; функции ¦ ¦
¦ ¦кожного покрова; воспроизводительная система; ¦ ¦
¦ ¦физиологический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Генетика ¦150 ¦
¦ ¦ Цитологические основы наследственности; ¦ ¦
¦ ¦менделизм; сцепление генов и перекрест хромосом; ¦ ¦
¦ ¦определение пола и сцепленная с полом ¦ ¦
¦ ¦наследственность; молекулярные основы ¦ ¦
¦ ¦наследственности; биохимическая генетика; ¦ ¦
¦ ¦изменчивость и методы изучения количественных ¦ ¦
¦ ¦признаков; генотипическая изменчивость; генетика ¦ ¦
¦ ¦развития; генетические процессы в популяции; ¦ ¦
¦ ¦проявление наследственных заболеваний у животных;¦ ¦
¦ ¦генетический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Ихтиология ¦300 ¦
¦ ¦ Рыбы и внешняя среда; биотические ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения рыб; возраст и рост; питание; ¦ ¦
¦ ¦размножение; миграции; рыбообразные; хрящевые ¦ ¦
¦ ¦рыбы; костные рыбы; географическое ¦ ¦
¦ ¦распространение рыб; ихтиологический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Рыбохозяйственное законодательство ¦100 ¦
¦ ¦ Управление рыбными ресурсами в России; правовая ¦ ¦
¦ ¦охрана рыбных ресурсов на внутренних водоемах ¦ ¦
¦ ¦страны; организация и регулирование ¦ ¦
¦ ¦любительского и спортивного рыболовства; охрана ¦ ¦
¦ ¦внутренних водоемов от загрязнения; охрана и ¦ ¦
¦ ¦регулирование промысла живых ресурсов в ¦ ¦
¦ ¦территориальных водах, экономзонах, на ¦ ¦
¦ ¦континентальном шельфе; контроль за выполнением ¦ ¦
¦ ¦рыбохозяйственного законодательства и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за его нарушение; международно- ¦ ¦
¦ ¦правовое регулирование использования живых ¦ ¦
¦ ¦ресурсов Мирового океана; охрана от загрязнения ¦ ¦
¦ ¦Мирового океана, международных рек и озер ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Ихтиопатология ¦130 ¦
¦ ¦ Основы общей патологии; основы общей ¦ ¦
¦ ¦паразитологии; основы общей эпизоотологии; основы¦ ¦
¦ ¦профилактики и терапии; инфекционные болезни рыб;¦ ¦
¦ ¦вирусные, бактериальные, микозы, водорослевые, ¦ ¦
¦ ¦инвазионные болезни рыб; протозоозы, гельминтозы,¦ ¦
¦ ¦крустациозы и др.; незаразные болезни рыб; рыбы, ¦ ¦
¦ ¦как переносчики болезней человека и животных; ¦ ¦
¦ ¦ихтиопатологический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Биологические основы рыбоводства ¦250 ¦
¦ ¦ Значение рыбоводства в сохранении и увеличении ¦ ¦
¦ ¦рыбных запасов в условиях антропогенного ¦ ¦
¦ ¦воздействия на природу; биологические особенности¦ ¦
¦ ¦рыб в связи с их воспроизводством; биологические ¦ ¦
¦ ¦основы управления половыми циклами рыб; ¦ ¦
¦ ¦биологические особенности производителей, ¦ ¦
¦ ¦получения половых клеток и осеменения икры; ¦ ¦
¦ ¦биологическое обеспечение условий инкубации икры ¦ ¦
¦ ¦и выращивания молоди рыб; интенсификация ¦ ¦
¦ ¦рыбоводных процессов; рыбохозяйственная ¦ ¦
¦ ¦мелиорация; акклиматизация рыб, пищевых и ¦ ¦
¦ ¦кормовых беспозвоночных; рыбоводный практикум; ¦ ¦
¦ ¦основы проектирования рыбоводных заводов и ¦ ¦
¦ ¦нерестово-выростных хозяйств ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦ Безопасность труда как составная часть ¦ ¦
¦ ¦антропогенной экологии; источники антропогенных ¦ ¦
¦ ¦факторов; параметры микроклимата производственной¦ ¦
¦ ¦среды; источники загрязнения воздуха; ¦ ¦
¦ ¦механические и акустические колебания; ¦ ¦
¦ ¦электромагнитные поля; ионизирующее излучение; ¦ ¦
¦ ¦видимый диапазон электромагнитных излучений; ¦ ¦
¦ ¦действие электрического тока на организм ¦ ¦
¦ ¦человека; защита от поражения электрическим ¦ ¦
¦ ¦током; пожарная безопасность; принципы ¦ ¦
¦ ¦возникновения и классификация чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуаций; размеры и структура зон поражения; ¦ ¦
¦ ¦особенности аварий на объектах атомной ¦ ¦
¦ ¦энергетики; организация и проведение защитных мер¦ ¦
¦ ¦при внезапном возникновении чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуаций; правовые, нормативно-технические и ¦ ¦
¦ ¦организационные основы безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности; безопасность работы на воде, ¦ ¦
¦ ¦на маломерных судах, в научно-исследовательских ¦ ¦
¦ ¦лабораториях, на рыбоводных предприятиях ¦ ¦
¦ ¦различных типов. ¦ ¦
¦ ¦ Примечание. Помимо основного курса вопросы ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности должны изучаться в¦ ¦
¦ ¦специальных дисциплинах и во время учебных ¦ ¦
¦ ¦практик ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский компонент) ¦230 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦200 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦1324 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Исследовательская работа ¦108 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Специальные дисциплины, устанавливаемые вузом, ¦1216 ¦
¦ ¦включая дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы подготовки бакалавра по направлению
561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные
работы - 136 недель
экзаменационные сессии - не менее 20 недель
практики учебные: - не менее 12 недель
биологическая - 2 недели
гидрологическая - 2 недели
гидробиологическая - 2 недели
ихтиологическая - 3 недели
по аквакультуре - 3 недели
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 6 недель
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до
одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в
неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения основной образовательной
программы (специальности) не запрещена соответствующим
постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу, реализуемую вузом
на основе настоящего государственного образовательного стандарта
бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусмотренные учебным планом высшего
учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала, для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл, - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в
настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве
обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме
не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408
часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые
дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом
возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении
обязательного минимума содержания.
Если дисциплина является частью общепрофессиональной или
специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических
направлений подготовки (специальностей)), выделенные на их
изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при заочной форме
обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и
социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано, с учетом профиля подготовки выпускников, и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и
навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. При этом продолжительность обучения
должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и
(или) научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин основной образовательной программы из расчета
обеспеченности учебными и учебно-методическими пособиями не менее
0,5 экземпляра на одного студента.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
математика, информатика, физика, химия; органическая и
биологическая химия, водные растения, зоология, микробиология,
гидробиология, гидрология, общая гистология и эмбриология рыб,
физиология рыб, водная токсикология, генетика, ихтиология,
биологические основы рыбоводства, ихтиопатология, безопасность
жизнедеятельности, а также специальные дисциплины.
Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении
дисциплин:
- биология с основами экологии; рыбохозяйственное
законодательство.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
- Вопросы ихтиологии,
- Рыбное хозяйство,
- Рыбоводство и рыболовство,
- Гидробиологический журнал,
- Зоологический журнал,
- Биология. Сводный том. Реферативный журнал,
- Биология моря,
- Бюллетень МОИП,
- Паразитология,
- Ветеринария,
- Сборник научных трудов ВНИИПРХ,
- Сборник научных трудов ГосНИОРХ,
- Сборник научных трудов ВНИРО,
- Биология внутренних вод (ИБВВ РАН),
- Аквакультура. Проблемы и достижения. Серия ВНИИЭРХ,
- Рыбохозяйственное использование внутренних водоемов. Серия
ВНИИЭРХ,
- Рыбохозяйственное использование ресурсов Мирового океана.
Серия ВНИИЭРХ,
- Journal of Fish Biology,
- Aquacultura.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим
санитарным нормам и противопожарным нормам и правилам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены
современным оборудованием, позволяющим изучать водные биоресурсы и
технологические процессы в аквакультуре, и проводить научные
исследования в соответствии с реализуемым вузом направлением.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. Учебная практика.
Цель практики биологической, гидрологической,
гидробиологической - получение практических навыков: сбора
биологического и гидрологического материала, работы с приборами и
оборудованием для проведения биологических и
гидрометеорологических исследований, работы с определителями,
оформления отчетов; фиксации и определения биологического
материала, анализа и обобщения полученных первичных данных.
Цель исследовательской практики по ихтиологии и аквакультуре -
закрепление теоретических и практических знаний, полученных
студентами при изучении общепрофессиональных дисциплин, изучение
биологии исследуемого объекта; характеристики гидрофауны
изучаемого водоема; биотехнологии воспроизводства и выращивания
объектов аквакультуры; правил составления отчетов о научно-
исследовательской работе; вопросов обеспечения безопасности в
зависимости от места прохождения практики; освоение: методов
проведения полевых исследований; работы с орудиями лова,
рыбоводным оборудованием; первичной обработки биологической
информации.
Место проведения практики: учебно-исследовательские лаборатории
вуза, научно-исследовательских институтов, оснащенные современным
научно-исследовательским оборудованием и приборами, где возможно
изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной
работы.
6.5.2. Аттестация по итогам учебной практики.
Аттестация по итогам учебной практики проводится на основании
оформленного в соответствии с установленными требованиями
письменного отчета и отзыва руководителя практики.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
561100 - Водные биоресурсы и аквакультура
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
степени (квалификации), указанной в п. 1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта.
Бакалавр рыбного хозяйства
должен знать:
- основные закономерности функционирования водных экосистем;
- основы хозяйственной и правовой деятельности на водоемах;
- биологию и особенности промысла основных объектов рыбоводства
и рыболовства, их экологию;
- методы оценки запасов рыб, бонитировку водоемов;
- методы рыбохозяйственных исследований, правила и условия их
выполнения;
- значение водных биологических ресурсов для человека;
- современное состояние аквакультуры и перспективы ее развития;
- основы искусственного воспроизводства и товарного выращивания
гидробионтов;
- основы проектирования рыбоводных заводов, нерестово-выростных
хозяйств, рыбоводных хозяйств по выращиванию товарной рыбы;
- гидротехнические сооружения рыбоводных предприятий, их
техническую эксплуатацию, техническое обоснование
рыбохозяйственного строительства;
- достижения науки и техники, передовой отечественный и
зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе, области
знаний;
- основы экономики, организации труда и производства;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда;
владеть:
- методами научных исследований в области водных биоресурсов и
аквакультуры;
- методами управления действующими технологическими процессами
при искусственном воспроизводстве и выращивании гидробионтов;
- методами контроля за состоянием рыбохозяйственных водоемов и
объектами выращивания;
- методами биологического обоснования технологической схемы
искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов;
- компьютерными технологиями в рыбном хозяйстве.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.
Итоговая государственная аттестация бакалавра рыбного хозяйства
включает защиту выпускной квалификационной работы и
государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
практической и теоретической подготовленности бакалавра рыбного
хозяйства к выполнению профессиональных задач, установленных
настоящим государственным образовательным стандартом, и
продолжению образования по основной образовательной программе
магистра или специалиста в соответствии с п. 1.4 настоящего
стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой
государственной аттестации выпускника, должны полностью
соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время
обучения.
7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра.
Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме
рукописи.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы
бакалавра определяется высшим учебным заведением на основании
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
государственного образовательного стандарта по направлению 561100
- Водные биоресурсы и аквакультура и методических рекомендаций УМО
по образованию в области рыбного хозяйства.
Время, отводимое на подготовку выпускной работы бакалавра
составляет не менее шести недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра рыбного
хозяйства.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по
направлению 561100 - Водные биоресурсы и аквакультура определяются
вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей
примерной программы, разработанных УМО по образованию в области
рыбного хозяйства, Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного
Минобразованием России, и государственного образовательного
стандарта по направлению 561100 - Водные биоресурсы и
аквакультура.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
рыбного хозяйства.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании Президиума
Учебно-методического объединения по образованию в области рыбного
хозяйства 19.01.2000, протокол N 1.
|