Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
23 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Председателя
Госкомрыболовства
Российской Федерации
В.В.ГАЛАГАН
21 марта 2000 года
Регистрационный номер
192 с/бак
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 561000 - РЫБОЛОВСТВО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР РЫБОЛОВСТВА
1. Общая характеристика направления 561000 - Рыболовство
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр рыболовства.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 561000 - Рыболовство при очной
форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Рыболовство - область науки и техники, которая включает в себя
совокупность средств, способов и методов человеческой
деятельности, направленных на создание и эксплуатацию технических,
информационно-измерительных, управляющих и других технологически
ориентированных систем для добычи гидробионтов и аквакультуры.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
процессы разработки, производства и эксплуатации рыболовных
промысловых систем, включая орудия добычи рыбы и других
гидробионтов, промысловые устройства, машины, механизмы,
аппаратуру контроля; процессы эксплуатации промысловых и
исследовательских судов, среды и запасов объектов лова, а также
процессы управления поиском и добычей гидробионтов, регулированием
и инспекцией рыболовства.
Выпускники направления 561000 - Рыболовство могут быть
подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной
деятельности:
научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
производственно-технологическая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием
образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Бакалавр рыболовства подготовлен к решению задач, связанных с:
эксплуатацией рыболовных систем, включая орудия добычи рыбы и
других гидробионтов, промысловые устройства, машины, механизмы,
аппаратуру поиска объектов лова и контроля параметров среды и
орудий лова, исследовательские, рыбопоисковые и промысловые суда;
эксплуатацией технических средств аквакультуры;
планированием и организацией технологических процессов добычи
рыбы и других гидробионтов на основе рационального использования
сырьевых ресурсов и технических средств промышленного рыболовства;
управлением процессами добычи рыбы, поиском и разведкой рыбы и
других гидробионтов, добывающими предприятиями и организациями;
организацией и осуществлением предпринимательской деятельности
в области рыболовства, в том числе и в иностранных зонах;
организацией охраны и рационального использования сырьевых
ресурсов промышленного рыболовства;
проведением теоретических и экспериментальных исследований по
промышленному рыболовству и техническим средствам аквакультуры.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 561000 - Рыболовство;
- освоению в сокращенные сроки основной образовательной
программы по специальности 311800 - Промышленное рыболовство.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 561000 - Рыболовство
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 561000 - Рыболовство
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текста: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Усиление режима личной власти ¦ ¦
¦ ¦Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание: политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемонические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности.¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская социологическая ¦ ¦
¦ ¦мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс: личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и ненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1700 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦гармонический анализ; дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения; численные методы; функции ¦ ¦
¦ ¦комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦
¦ ¦статистика; теория вероятностей, случайные ¦ ¦
¦ ¦процессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦
¦ ¦программные средства реализации информационных ¦ ¦
¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦
¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦
¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и сведений, составляющих ¦ ¦
¦ ¦государственную тайну; методы защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и волны; ¦ ¦
¦ ¦молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦150 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, ¦ ¦
¦ ¦катализаторы и каталитические системы, полимеры ¦ ¦
¦ ¦и олигомеры; химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, ¦ ¦
¦ ¦колебательные реакции; реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ: химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая ¦ ¦
¦ ¦связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ; ¦ ¦
¦ ¦химический практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология с основами экологии ¦250 ¦
¦ ¦ Живые системы, физиология и экология человека, ¦ ¦
¦ ¦экология и охрана природы, биология и экология ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов, биолого-экологический практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Теоретическая механика ¦100 ¦
¦ ¦ Аксиомы статики; кинематика точки; кинематика ¦ ¦
¦ ¦твердого тела; сложное движение точки и ¦ ¦
¦ ¦твердого тела; динамика материальной точки, ¦ ¦
¦ ¦общие теоремы динамики; элементы аналитической ¦ ¦
¦ ¦механики; устойчивость равновесия и малые ¦ ¦
¦ ¦колебания ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦150 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦150 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦1880 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1500 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Введение в рыболовство и аквакультуру ¦210 ¦
¦ ¦ Районы и объекты лова; регулирование промысла; ¦ ¦
¦ ¦орудия и способы рыболовства; вспомогательные ¦ ¦
¦ ¦технические средства; предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦развития аквакультуры; способы культивирования ¦ ¦
¦ ¦гидробионтов и основные типы рыбоводных ¦ ¦
¦ ¦хозяйств; экономические, технические и ¦ ¦
¦ ¦социальные аспекты рыболовства и аквакультуры ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Мировое рыболовство ¦120 ¦
¦ ¦ Глобальная система для хозяйственного ¦ ¦
¦ ¦использования гидробионтов; история рыболовства;¦ ¦
¦ ¦современное рыболовство; экономическая география¦ ¦
¦ ¦рыболовства; международная рыбная торговля; ¦ ¦
¦ ¦проблемы рационального природопользования ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Рациональная эксплуатация биоресурсов Мирового ¦140 ¦
¦ ¦океана ¦ ¦
¦ ¦ Теоретические основы рыболовства; особенности ¦ ¦
¦ ¦моделирования морских промысловых экосистем; ¦ ¦
¦ ¦принципы и методы регулирования рыболовства и ¦ ¦
¦ ¦оценка величины рыбных запасов; моделирование ¦ ¦
¦ ¦процессов промысла ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Основы морского дела ¦160 ¦
¦ ¦ Навигационное оборудование; поправка компаса; ¦ ¦
¦ ¦счисление пути судна; обсервации, основы ¦ ¦
¦ ¦мореходной астрономии, определение места судна ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Рыболовные материалы ¦120 ¦
¦ ¦ Волокна для рыболовных материалов; рыболовные ¦ ¦
¦ ¦нитки; веревочно-канатные изделия; рыболовные ¦ ¦
¦ ¦сетные полотна; экспертиза рыболовных ¦ ¦
¦ ¦материалов; материалы для оснастки рыболовных ¦ ¦
¦ ¦орудий ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Рыболовные суда ¦100 ¦
¦ ¦ Классификация рыболовных и вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦судов; состав российского и мирового ¦ ¦
¦ ¦рыболовного флота; технические данные судов и ¦ ¦
¦ ¦оборудования; особенности эксплуатации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Информационные технологии в рыболовстве ¦150 ¦
¦ ¦ Роль и значение информационных технологий и ¦ ¦
¦ ¦компьютерной техники в рыболовстве; ¦ ¦
¦ ¦информационные потоки, информационные модели, ¦ ¦
¦ ¦методология их разработки и анализа; основные ¦ ¦
¦ ¦задачи и системы обработки информации при ¦ ¦
¦ ¦решении производственных задач; сетевые ¦ ¦
¦ ¦компьютерные комплексы, их виды и возможности ¦ ¦
¦ ¦для использования информационных технологий в ¦ ¦
¦ ¦задачах оптимизации технологических процессов; ¦ ¦
¦ ¦современные программные и технические средства ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий, особенности их ¦ ¦
¦ ¦использования и решение с их помощью ¦ ¦
¦ ¦производственных задач ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08 ¦Сопротивление материалов ¦100 ¦
¦ ¦ Основные понятия сопротивления материалов, ¦ ¦
¦ ¦растяжение и сжатие; механические свойства ¦ ¦
¦ ¦материалов; сдвиг и кручение; изгиб; сложное ¦ ¦
¦ ¦нагружение, гипотеза прочности; устойчивость ¦ ¦
¦ ¦равновесия деформирующихся систем; статически ¦ ¦
¦ ¦неопределимые системы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09 ¦Материаловедение ¦80 ¦
¦ ¦ Металловедение; сплавы; неметаллические ¦ ¦
¦ ¦материалы; обозначение и классификация ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов; горячая и холодная ¦ ¦
¦ ¦обработка; обработка давлением ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10 ¦Основы конструирования промысловых машин ¦110 ¦
¦ ¦ Критерии работоспособности машин; механические ¦ ¦
¦ ¦передачи: зубчатые (цилиндрические и ¦ ¦
¦ ¦конические), червячные, ременные и цепные; валы ¦ ¦
¦ ¦и оси; подшипники качения и скольжения; муфты: ¦ ¦
¦ ¦жесткие, компенсирующие, упругие, управляемые, ¦ ¦
¦ ¦автоматические; соединения деталей машин: ¦ ¦
¦ ¦шпоночные, шлицевые, резьбовые, сварные; ¦ ¦
¦ ¦приводы; специальные механизмы промысловых машин¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11 ¦Электротехника ¦110 ¦
¦ ¦ Электрические цепи переменного и постоянного ¦ ¦
¦ ¦тока; магнитные поля; измерения; ¦ ¦
¦ ¦промэлектроника; трансформаторы и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины; судовое электрооборудование ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12 ¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦ Взаимодействие человека со средой обитания, ¦ ¦
¦ ¦воздействие на человека вредных процессов и ¦ ¦
¦ ¦факторов, безопасность и экологичность ¦ ¦
¦ ¦технических систем; идентификация и нормирование¦ ¦
¦ ¦опасных, вредных и поражающих факторов; методы ¦ ¦
¦ ¦и средства повышения безопасности технических ¦ ¦
¦ ¦систем и технологических процессов, ликвидация ¦ ¦
¦ ¦последствий чрезвычайных ситуаций; безопасность ¦ ¦
¦ ¦промышленного рыболовства, законодательство и ¦ ¦
¦ ¦нормирование безопасности жизнедеятельности ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦190 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦190 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦1214 ¦
¦ ¦Устанавливаются вузом, включая дисциплины по ¦ ¦
¦ ¦выбору студента ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7344 ¦
L---------+------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 561000 - Рыболовство
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208
недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные - 136 недель,
экзаменационные сессии - не менее 13 недель,
практики (учебные) - не менее 10 недель,
в том числе:
ознакомительная - 4 недели,
технологическая - 6 недель,
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 6 недель,
каникулы, включая 8 недель
последипломного отпуска - не менее 31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются до одного
года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в
год, если указанная форма освоения образовательной программы
(специальности) не запрещена соответствующим постановлением
Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 561000 - Рыболовство
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом
высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала для циклов дисциплин, - в пределах 5%, а для дисциплин,
входящих в цикл, - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых
дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не
менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408
часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые
дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом
возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении
обязательного минимума содержания;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание
дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и
содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки
бакалавров в сокращенные сроки для студентов, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля или высшее
профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на
основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на
предыдущем этапе профессионального образования. Обучение по
сокращенным программам допускается также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным
основанием. При этом продолжительность сокращенных сроков обучения
должна составлять не менее трех лет по очной форме обучения.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
как правило, базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной
и/или научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки
бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к
библиотечным фондам и базам данных, из расчета обеспеченности
учебниками и учебными пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного
студента дневного отделения. Учебный процесс должен быть обеспечен
наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и
по всем видам занятий - практикумам, курсовому проектированию,
практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и
мультимедийными материалами.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:
математика, физика, химия, информатика, основы биологии с
экологией; введение в рыболовство и аквакультуру, информационные
технологии в рыболовстве, материаловедение, основы конструирования
промысловых машин, электротехника, безопасность жизнедеятельности,
рыболовные материалы, а также специальные дисциплины.
Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении
дисциплин: теоретическая механика, мировое рыболовство,
рациональная эксплуатация биоресурсов Мирового океана, основы
морского дела, теоретическая механика, техническая механика,
рыболовные суда.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
- "Рыбное хозяйство";
- "World fishing";
- "Fishing News International".
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-
технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены
современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать
процессы рыболовства.
6.5. Требования к организации практик.
Цель учебной практики - получение необходимых знаний и
практических навыков по: техническим средствам промышленного
рыболовства и аквакультуры и их эффективной эксплуатации,
технологическим процессам добычи и выращивания гидробионтов,
процессам постройки орудий рыболовства, методам и способам
управления процессами добычи рыбы.
Место проведения учебной практики: учебно-производственные
подразделения вуза, включая учебно-производственные суда;
промышленные предприятия, занимающиеся постройкой орудий
рыболовства, промысловых машин, добычей гидробионтов или
аквакультурой.
7. Требования к уровню подготовки бакалавра
по направлению 561000 - Рыболовство
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного
образовательного стандарта.
Бакалавр рыболовства должен:
знать:
состояние и перспективные направления развития рыболовства и
аквакультуры, районы промысла и принципы регулирования
рыболовства;
основные свойства конструкционных материалов, применяемых при
изготовлении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте
технических средств рыболовства и аквакультуры;
конструкцию и устройство технических средств промышленного
рыболовства и аквакультуры, включая орудия лова рыбы и других
гидробионтов, детали их оснастки, промысловые схемы, механизмы и
другое оборудование;
технологические процессы добычи рыбы и других гидробионтов в
различных районах промысла;
особенности технологических процессов выращивания рыбы с
использованием технических средств аквакультуры;
технологические процессы постройки и ремонта орудий
рыболовства;
методы исследований, проектирования и проведения
экспериментальных работ;
специальную научно-техническую и патентную литературу по
тематике исследований и разработок;
основы технической эксплуатации рыбопромысловых систем, основы
морского дела и судовождения, правила рыболовства и основы
морского и рыболовного права;
современные методы оценки сырьевых ресурсов промышленного
рыболовства и возможных объемов их изъятия, а также организацию
охраны и рационального использования сырьевых ресурсов;
основы биологии объектов рыболовства, особенности поведения и
распределения объектов лова, в том числе и в зоне действия орудий
лова, и способы применения этой информации для повышения
эффективности процессов добычи рыбы;
владеть:
основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными
средствами;
методами управления технологическими процессами добычи рыбы и
других гидробионтов на основе рационального использования сырьевых
ресурсов и технических средств промышленного рыболовства;
методиками выбора и определения свойств конструкционных и
эксплуатационных материалов, используемых в технических средствах
рыболовства и аквакультуры;
принципами выбора рациональных способов защиты и порядка
действий производственного коллектива в чрезвычайных ситуациях.
Конкретные требования к специальной подготовке инженера,
включая специализации, устанавливаются высшим учебным заведением с
учетом особенностей региона и специфики образовательной программы.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
бакалавра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает
выпускную квалификационную работу и государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению
профессиональных задач.
7.2.1. Требования к выпускной квалификационной работе.
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, в которой решается актуальная задача для
рыбной промышленности по совершенствованию техники и технологии
процессов рыболовства.
В работе выпускник должен показать умение анализировать и
совершенствовать технику и технологию рыболовства, применять
заданные или разрабатывать в составе творческого коллектива новые
методики, выбирать технические средства и методы исследований,
использовать компьютерные методы сбора, хранения и обработки
информации, применяемые в сфере профессиональной деятельности.
7.2.2. Требования к государственному экзамену.
Государственный экзамен проводится по специальным дисциплинам с
целью определения соответствия знаний, умений и навыков студентов
по комплексу специальных дисциплин требованиям государственного
образовательного стандарта.
Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен,
определяется вузом с учетом особенностей реализуемой
образовательной программы и рекомендаций учебно-методического
объединения.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
рыбного хозяйства.
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования одобрен на заседании президиума
Учебно-методического объединения по образованию в области рыбного
хозяйства.
|